Положение рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение положения рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд исследовательских задач:

- рассмотрение особенностей рабства на Востоке в целом. Выявление общих положений, посвященных рабам.

- сравнение различных точек зрения на рабство в Вавилонии данного периода (VII-IVв до н.э)

- рассмотрение рабства по половому принципу, опираясь на материал источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

§ 1. Постановка цели и задач. Обоснование актуальности темы…………………3

§ 2. Характеристика источников……………………………………………………3

§ 3. Историографический обзор…………………………………………………….4

Глава I. Общая характеристика рабства в Вавилонии VII-IV вв. до н.э…………6

§1. Что такое рабство. Какими признаками можно охарактеризовать положение раба……………………………………………………………………………………6

§2. Источники рабов…………………………………………………………………9

Глава II. Мужское рабство…………………………………………………………11

§1. Повседневная жизнь рабов мужчин…………………………………………...11

§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабам……………………..13

§3. Занятия рабов мужчин…………………………………………………………15

Глава III. Женское рабство...………………………………………………………21

§1. Повседневная жизнь рабынь…………………………………………………..21

§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабыням…………………22

§3. Занятия рабынь………………………………………………………………....23

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.53 Кб (Скачать)

3Там же.С.143.

4Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.232.

5Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.143.

6Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.232.

7Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.144.

эффективной эксплуатации рабов, вызывая среди последних высокую смертность»1.  

Действия  рабовладельца по отношению к своим рабам. 

   Хозяин раба обладал уникальным правом продавать своего раба. Подтверждение этому мы встречаем и в текстах: «Бунану, сын Аххешая, добровольно продал [богине] Иштар Урукской своего раба Мари-иллиха, на запястье которого написано имя Калбы, за 1 1/2 мины серебра - долга который числиться за ним и за его братом Калбой»2. В этом документе речь идет о продаже раба за долги храму, но часто рабов продавали в частные руки: «Бел-аххе-иддин и Набу-аххе-буллит, сыновья Эсагил-шум-ибни, потомка Син-дамиа, и мать их Римат, дочь Шузубу, потомка жреца святилища, добровольно продали за 2 мины серебра, за полную цену, Набу-эду-уцура, [его] жену Бану-умму, [а также женщин] Кишринни и Гимилинни, всего четырех рабов, Набу-аххе-иддину, сыну Шулы, потомку Эгиби3».

     Иногда рабов не продавали, а просто отдавали за долги: «Набу-аххе-буллит, сын Набу-шум-укина, потомка жреца Нинурты, и его жена Булта, дочь Бел-ушаллим, потомка Кури, добровольно отдали своего раба Ах-иддина [богине] Иштар ради сохранения своих жизней»4.

     Чтобы обозначить социальное положение рабов и права владения ими со стороны хозяев их клеймили: «Клеймение чаще всего состояло в том, что на руках рабов каленым железом «писали» или татуировали имена их владельцев»5 . Например, есть документ в котором идет речь о рабе : «…на запястье которого написано имя Калбы…»6. «Иногда вместо имени владельца на запястье раба ставился какой-либо другой знак. Обычно он был у беглых рабов, которые клеймились дополнительно. Документы не содержат сведений относительно того, на каком месте ставилось клеймо и какую форму оно имело»7.

   «Возможно, что некоторые рабы носили на шее ярлыки. Иногда на теле рабов

________________________________

1Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.144-145.

2Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.239.

3Там же. С.225-226.

4Там же.С.239.

5Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.137.

6Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.239.

7Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.138

ставились в качестве клейма такие символы  богов, как топорик, звездочка и  т.д.»1.

   Рабов могли закладывать наряду с такими объектами заклада, как поля, дома, скот, деньги и прочее движимое имущество, а также с доходами, которые те или иные лица получали за службу в храме. «Широкое распространение залога связано с распространением кредита в экономике. В нововавилонское время речь идет уже не о залоге с последующим наложением ареста на имущество (как это было в предшествующие периоды), а об условном залоге, добровольно отданном в обеспечение ссуды. Кредитор фактически не владел залогом. Однако в ряде случаев заложенное имущество действительно поступало в распоряжение кредитора»2.

    Иногда частные лица нанимали рабов: «Контракты о найме работников заключались обычно на один месяц или на один год, но иногда и на несколько месяцев или на два года. Документы о найме содержат оговорку: работник не имеет право в течение срока найма оставлять свою работу или искать другую. В тех случаях, когда наемник не мог выйти на работу, он должен был предоставить себе замену. Если наемник был раб, хозяин не имел права продать или передать его другому лицу в течение оговоренного контрактом наемного периода. Оплата труда наемников рабов была равна оплате свободных. Поэтому наниматели предпочитали неквалифицированным, незаинтересованным в производительности труда рабам, заинтересованных свободных. В документах не указано, какой работой занимались рабы, но можно предположить, что их не ставили на тяжелые работы, требующие мастерства и ответственности, и им не доверяли дорогостоящие орудия. Рабов нанимали чаще всего для выполнения работы по дому»3.

      Часто рабов дарили или отдавали в наследство. «Рабы, также, включались в приданое. Хотя отдать в приданое рабов могли только состоятельные люди, имевшие несколько десятков, а то и больше сотни рабов. Люди же среднего достатка, имевшие 3-5 рабов могли выделить одного, двух рабов. Менее состоятельные люди вообще владели только парой рабов. Многие жители сельской местности и городов вообще не имели рабов. В большинстве документов о дарении речь идет о передаче рабов и другого имущества наследникам завещателя с условием, что последний до своей смерти будет пользоваться этим имуществом или же наследники будут содержать его»4.

_______________________________

1Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.139.

2Там же.С.86-87.

3Там же.С.72-83.

4Там же. С.125-131.

    Рабовладельцы могли заключать рабов в кандалы. Обычно этому подвергались рабы, совершавшие побеги и отказывающиеся работать. Наиболее непокорных рабов вообще отправляли в, так называемые, работные дома, где их держали под особым надзором, где был установлен тюремный режим.  

Занятия рабов мужчин. 

     Рабский труд применялся в  различных областях производственного  труда, где-то больше, где-то меньше. Рассмотрим некоторые из них.

      Строительство. Данных об использовании труда рабов в строительстве чрезвычайно мало. Сохранился контракт об обучении раба домостроительному делу: «Мина-ана-Белдан, сын Лабаши, потомка каменщика, отдала своего раба Инна-Набу-ултараха для обучения домостроительному делу на восемь лет Шузибани-Белу, сыну Аххитабши. Он должен обучить его домостроительному делу»1. Рабы работали на сооружении дамбы и формовали кирпич, а также выполняли различные земляные работы. «Очевидно, в строительстве труд рабов применялся в очень ограниченных масштабах. Прежде всего, квалифицированных рабов-строителей было чрезвычайно мало, потому что обучение стоило больших затрат»2. « [В течение] одного года продовольствие и рабочую одежду Инна-Набу-ултараху должен давать Мина-ана-Белдан. Если он не обучит его, то за каждый день по 3 ка ячменя, оброк его, Шузибанни-Бел должен отдать Мина-ана-Белдану»3. Кроме того: «За рабами требовался постоянный надзор, так как у них не было никакой заинтересованности в производительности труда. Наконец, было рискованно доверить рабам дорогие орудия, даже если они умели квалифицированно обращаться с ними»4.

       Сельское хозяйство. «Документы не содержат почти никаких данных о применении труда рабов, принадлежащих частным лицам, в сельском хозяйстве, за исключением тех случаев, когда рабы выступают арендаторами»5.

     Обратимся к документам об аренде земли: «Рибат, сын Бел-рибы, и Рахим, сын Бел-аб-уцура, рабы Римут-Нинурты, добровольно сказали Римут-Нинурте, потомку Мурашу, следующее: «Дай нам в аренду на три года зерновые поля с ________________________________

1Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.229.

2Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.148.

3Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.229.

4Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.148.

5Там же. С.148.

деревьями и соломой, принадлежащие шушану /неполноправный государственный работник. - прим. авт./ сокровищницы [и расположенные] в местностях Хаттая, … Бит-Нана, Бел-айби, 24 укрощенных вола для плугов в полной с полной упряжью на 6 плугов, [а также] для посева 80 кур  ячменя, 20 кур пшеницы, 16 кур полбы, 1 пан 4 сут сезама, и мы будем платить  тебе в год 800 кур ячменя, 300 кур  пшеницы, 150 кур полбы, 20 кур сезама, всего 1000 кур урожая зерном и …  в местности Бел-габари с зерновых полей с деревьями, которые там, в год - 1000 кур фиников согласно мерке местности Хаттая»1. Далее написано, что «Рибут-Нинурта услышал их» и дал им все, что они просили по списку.

     Имеются также документы об аренде водоемов : «Рибат, сын Бел-рибы, раб Эллиль-шум-иддина, добровольно сказал Эллиль-шум-иддину, потомку Мурашу, следующее: «Дай мне в аренду на год рыбные водоемы между местностью Ахшану и хутором Бел-аб-уцура у полей, принадлежащих артели купцов, рыбные водоемы у поля начальника хиндану и рыбные водоемы в местности Бит-нату-эли. За год я уплачу тебе 1/2 таланта очищенного серебра и начиная с того дня, как эти рыбные водоемы ты дашь мне для ловли, я ежедневно буду класть на твой стол установленное количество рыбы». Затем Эллиль-шум-иддин услышал его и дал ему эти рыбные водоемы в аренду на год за 1/2 таланта серебра. Рибат должен платить Эллиль-шум-иддину в год 1/2 таланта серебра [как] арендную плату с этих водоемов и должен класть рыбу на его стол»2. Рассмотренные документы заставляют с большой осторожностью относиться к вопросу об оценке роли труда рабов в сельском хозяйстве. Мы не видим сколько-нибудь широко применения труда рабов в этой области. В основном рабы выступают как арендаторы, действуя на свой страх и риск.

     «Условия аренды не отличались от тех, которые характерны между свободными. Но среди рабов-арендаторов мало таких, которые сами работают на полях. Нередко размеры земли были настолько велики, что арендаторы должны были прибегать к помощи значительного числа сельскохозяйственных работников. Иногда арендованная земля сдавалась в субаренду другим рабам. Можно предположить, что рабы не использовались как рабочая сила на полях из-за того, что за ними нужен был постоянный надзор, а это вызывало большие расходы. В мелких же землевладениях рабы нужны были для работы по дому.  

     Таким образом, в крупных частновладельческих хозяйствах Вавилонии VII-IV вв. рабский труд, в виду его неэффективности (рабы не были

________________________________

1Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.227.

2Там же. С.228.

заинтересованы  в высокой производительности труда) находил лишь очень ограниченное применение и не мог конкурировать  с трудом свободных арендаторов»1. «Правда, на полях храмов трудилось сравнительно большое число рабов. Но, во-первых, этих рабов было явно недостаточно для ведения хозяйства. Во-вторых, храмы иногда сдавали землю в аренду частновладельческим рабам. Но гораздо чаще они пользовались услугами частных арендаторов. Следовательно, и здесь труд рабов применялся в очень ограниченных количествах»2.

     «В храмовых хозяйствах рабы нередко пасли скот, но часто сбегали, угоняя с собой стадо. Поэтому храмовое правительство стремилось прибегать к услугам пастухов, которым либо выплачивалась какая-то сумма, либо предоставлялось право на определенную долю храмовых доходов»3. Обратимся к следующему документу: «Бау-эреш, сын Набу-ах-уцура, пастух мелкого скота, относящегося к имуществу [богини] Иштар Урукской и [богини] Нана и находящегося под ответственностью главного пастуха Арад-Бела, сына Шар-укина…»4 . Из этого документа видно, что именно свободные пасли скот в храмовых хозяйствах.

     Ремесло. Прежде всего, сохранилось несколько контрактов об обучении рабов различным ремеслам. Обратимся к документу в котором говорится о заключении сделки об обучении раба ткацкому делу: «Нупта, дочь Иддин-Мардука, потомка Нур-Сина, отдала Аткал-ана-Мардука, раба, принадлежащего Идти-Мардук-балату, сыну Набу-аххе-иддина, потомка Эгиби, для обучения ткацкому делу [сроком] на 5 лет Бел-этиру, сыну Аплы, потомка Бел-этира. Он должен обучить его в совершенстве ткацкому делу.

     Нупта должна давать Аткал-ана-Мардуку ежедневно 1 ка хлеба, а также рабочую одежду [раз в год].

Если  он не обучит ткацкому делу, то 1 сут  ячменя за каждый день в качестве его  оброка он должен уплатить.

 Нарушитель [контракта] должен уплатить 1/3 мины серебра.»4

     Следующий документ свидетельствует об обучении раба пекарному делу: «[Документ относительно] Ина-кате-Набу-буллита, раба, принадлежащего Идти-Мардук-балату, который [начиная] с месяца абу 6-го года Кира, царя Вавилона, царя стран, поставлен в распоряжение Рихети, раба Басин, для [обучения] пекарному делу. До месяца арахсамну он должен обучить его в

Информация о работе Положение рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.