Половецкие племена на Кубани

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:11, доклад

Описание работы

К 30-м годам XI века половцы (кипчаки, команы или куны) стали хозяевами всей степи от Иртыша до Волги и в последующие десятилетия начали осваивать Восточноевропейские степи Новых пришельцев русские назвали половцами, что означает половые, светлые, желтые. Первоначально они заняли районы среднего и нижнего течения Северского Донца, Нижнего Дона и Приазовья. Отсюда они стали расселяться по территории Восточноевропейских степей.

Работа содержит 1 файл

Половецкие племена на Кубани..docx

— 35.42 Кб (Скачать)

  Кубановедение, работа 4, вопрос 1

    К 30-м годам XI века половцы (кипчаки, команы или куны) стали хозяевами всей степи от Иртыша до Волги и в последующие десятилетия начали осваивать Восточноевропейские степи Новых пришельцев русские назвали половцами, что означает половые, светлые, желтые. Первоначально они заняли районы среднего и нижнего течения Северского Донца, Нижнего Дона и Приазовья. Отсюда они стали расселяться по территории Восточноевропейских степей.

         В середине XI века кипчаки появились  и в Предкавказских степях. По сведениям закавказских источников, половцы, изгнав из Прикубанья и Ставрополья печенегов, стали играть там активную политическую роль. Кипчаки постепенно проникают в Центральное Предкавказье. В первые десятилетия XII века закончился процесс освоения половцами южнорусских степей. Центры половецких кочевий располагались по берегам степных рек. Кочевали половцы и в междуречье Кубани и Лабы. Приазовские плавни и земли в низовьях Кубани служили зимними кочевьями.

           У половцев был типичный военно-демократический строй. Половецкий народ разделялся на несколько родов (колен), носивших названия по именам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах, Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. Эти роды объединялись в крупные племенные союзы, центрами которых были примитивные города-зимовья. У половцев не было единого государства. Процесс консолидации разрозненных кочевых орд в отдельные племенные объединения завершился в конце XI века. Каждая орда, как и входившие в неё более мелкие подразделения-курени, имели собственные участки земли с входившими туда зимниками, летниками и маршрутами кочёвок между ними.Размер обычной орды не превышал 40 000 человек Курени представляли собой объединение нескольких родственных семей Необходимость вести эффективные военные действия, привела к появлению у половцев союзов орд, которые были крупными политическими объединениями. На съезде знати избирался глава такого союза, называвшийся каханом/каганом («ханом ханов»). В его руках была сосредоточена большая власть: право заключать мир, организовывать набеги и походы.

                  Орды возглавлялись ханами. Курени, состоявшие из рядовых воинов, возглавлялись главами. Другими социальными категориями, зафиксированными в русских летописях, были так называемые «колодники» и «челядь». Имелись также и «чаги» — женщины-служанки. Колодники были военнопленными, исполнявшие у половцев функции домашних рабов и находились на низшей ступени социальной лестницы. Главы больших семейств-«кошей», принадлежавших к куреням, назывались «кошевыми». Курени состояли из семей-аулов, или, по-русски, «кошей» (от тюркс. «кош», «кошу» — кочевье, кочевать), которые, в свою очередь состояли, из представителей 2—3 поколений и прислуги. Богатые аулы по количественным параметрам могли не уступать куреням. В XII веке аул стал основной ячейкой половецкого общества. Аулы могли находиться на разных ступенях иерархической лестницы по разным причинам (богатство или принадлежность к родовой аристократии). Аулы объединялись в орды на съездах кошевых путём вручения главе («кошевому») наиболее сильной и влиятельной семьи (а заодно и куреня) власти над всеми остальными семьями.

              Богатства, добытые половцами в результате набегов и походов, распределялись между знатью, руководившей походом. Рядовые воины получали лишь малую часть добычи. При неудачном стечении обстоятельств (неудачный поход, падёж скота) рядовые общинники разорялись и попадали в зависимость к аристократам. Таким образом, вследствие сильного экономического разделения у половцев из среды родовой аристократии формировалась собственная феодальная знать.

             По свидетельствам источников половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Важное место в жизни половецкого общества играли война и военное дело. Среди кочевнических погребений выделяются захоронения дружинного «сословия». В последний путь их сопровождали оружие и взнузданные кони.

                   Главным занятием половцев было скотоводство (разведение рогатого скота, коней, овец, верблюдов), вследствие чего они кочевали с одного места на другое. Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Поначалу половцы вели так называемое таборное кочевание, впоследствии (с конца XI века) сменившееся другим типом кочевья, когда за ордами, куренями и аилами закреплялись определённые участки земли под пастбища. Природа половецких степей немало способствовала развитию и процветанию кочевого скотоводства. С другой стороны, положение кочевников было довольно трудным в холодные зимы. Золото и серебро они добывали грабежом и торговлей. В половецком обществе существовала небольшая прослойка ремесленников. Половцы захватывали умелых ремесленников и селили их в небольших степных городищах. Эти ремесленные центры с подневольными мастерами обслуживали половецкую кочевую знать, обрабатывая металлы, кожи и дерево.

Половецкие ханы вели роскошную  жизнь. Главной пищей простых  кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть.

          В большинстве своем половцы исповедовали тенгрианство с верховным божеством Тенгри (высокое синее небо) и Умай (его жена-земля). Так же они поклонялись животным, в особенности волку (сходное верование существовало и у торков), которого кипчаки считали своим предком-тотемом. В половецком обществе была особая прослойка шаманов, называвшихся «бахсы». Шаманы занимались гаданием, а также врачеванием, основанным на общении с добрыми и злыми духами. У половцев был развит погребальный культ, а также культ предков, постепенно переросший в культ «вождей-героев». Культ предков был главным компонентом языческих верований половцев. Над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы («каменные бабы»), поставленные,  в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. . Изваяния изображали обожествленных предков, которым устраивались культовые церемонии и приносились жертвы. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.

 

 

 

 

 

Монголо-татары на Северном Кавказе и в Крыму

Основным  населением кубанских степей долгое время были половцы. Еще в середине XI в. на границах Киевской Руси появляются орды новых тюркоязычных кочевников половцев (самоназвание кипчаки), переселившихся из Южной Сибири. В Византии, странах Европы их называли команами или кунами. Русское название половцев происходит от слова «полова», т.е. соломы желтого цвета (как волосы у этих кочевников).

В предкавказские степи первые половецкие группы пришли в конце XI в. По сообщению русских летописей, князь Олег Святославич Тмутараканский неоднократно приводил половцев на Русь в 1078, 1079 и 1094 гг. Поселившись на Северном Кавказе, половцы столкнулись с аланами и адыгами. Сначала их взаимоотношения были враждебными. Из-за половецких набегов жизнь на некоторых аланских городищах и адыгских поселениях прекратилась. Но затем их отношения сменяются более дружественными, и между кочевниками и горцами установилась взаимовыгодная торговля. В некоторых адыгских могильниках найдены предметы степного происхождения, например, подвески из лазурита. А в захоронениях половцев обнаружены керамические сосуды, изготовленные адыгскими гончарами. Со временем некоторые половцы породнились с горцами и приняли христианство. Основным занятием предкавказских половцев было кочевое скотоводство, но известно, что у кочевников развивались многие ремесла. Половцы захватывали умелых ремесленников и селили их в небольших степных городищах. Эти ремесленные центры с подневольными мастерами обслуживали половецкую кочевую знать, обрабатывая металлы, кожи и дерево.

Важное  место в жизни половецкого  общества играли война и военное  дело. Среди кочевнических погребений выделяются захоронения дружинного «сословия». В последний путь их сопровождали оружие и взнузданные  кони. В женских погребениях встречены  украшения, туалетные принадлежности и бытовые предметы. Особенностью половецких погребений являются распрямленные  гривны из серебра и золота, выполнявшие  функцию «обола мертвых» (денежная сумма для оплаты проводнику в  страну мертвых). Половцы хоронили умерших  в древних курганах или сооружая над погребениями новые насыпи.

Другой отличительной  чертой половцев были святилища, сооружаемые  на вершинах степных курганов. В  центре устанавливались каменные или  деревянные изваяния мужчин-воинов и  женщин. Изваяния изображали обожествленных предков, которым устраивались культовые  церемонии и приносились жертвы.

Центры  половецких кочевий располагались  по берегам степных рек. Кочевали половцы и в междуречье Кубани и Лабы. Приазовские плавни и земли  в низовьях Кубани служили зимними  кочевьями. С монголами половцы  столкнулись в 1222 г., когда корпус из двух туменов (двадцать тысяч воинов) во главе с полководцами Джэбэ и Субудаем ворвался из Закавказья через горные проходы в предкавказские степи. Завоевание региона монголо-татарами стало одним из самых важных событий в жизни народов Северного Кавказа, обусловивших во многом их политическое и экономическое развитие, произошло в начале XIII в.

Объединенное  войско из алан и половцев выступило  навстречу врагу. Первое сражение не принесло никому успеха. Тогда монголы  пошли на хитрость. Они обратились к половцам с предложением покинуть алан, пообещав им за это богатые  подарки, указывая при этом на свое общее происхождение: «Мы и вы одного рода». Половцы наивно согласились  и оставили алан. После того как  монголы разгромили алан, они напали на половцев и «отобрали у них  вдвое больше подарков, чем дали». Впрочем, половцы стали основным населением степей в Золотой Орде, в т.ч. и в Прикубанье. Они внесли существенный вклад в происхождение многих кавказских народов и, прежде всего, таких как балкарцы, карачаевцы, кумыки. Половцы приняли также участие в этногенезе адыгов.

К планомерному завоеванию региона монголо-татары приступили во времена Батыя, внука  Чингисхана. Когда главные их силы выступили в поход против Руси в 1236 г., то часть войск была направлена на Северо-Западный Кавказ. Осенью 1237 г. захватчики, возглавляемые братьями Батыя, вторглись в земли адыгов. Именно адыгские «племена» составляли в то время основную часть населения Кубани, проживая на обширном пространстве от Черного моря до прикубанских степей. Значительная, если не подавляющая, часть адыгов в то время – православные христиане. Этот поход не был обычным набегом, поскольку длился несколько месяцев, а во главе войск стояли крупные военачальники. Можно предположить, что адыги потерпели поражение, поскольку в одном из источников говорится о гибели черкесского (адыгского) «государя».

Затем монголо-татары приступили к завоеванию Крыма. По мнению крупного ученого-этнографа  Л.И. Лаврова, не исключено, что поход  в Адыгею обеспечил им возможность  вторжения в Крым через Керченский пролив. В 1223 г. их войска совершили набег на Сугдею (Судак), расположенный в Крыму. Опустошив город и его долину, захватчики вскоре ушли – победитель половцев и русских на Калке полководец Субудай, не дождавшись прихода хана Джучи (сына Чингисхана), увел своих воинов в Азию. Вернувшиеся в 1242 г. из похода на Венгрию и Польшу, монголо-татары уже прочно оседают в Крыму. Его степная и предгорная части были поделены между родами, участвовавшими в завоевании. Активность татар в Крыму первоначально ограничивалась восточными его районами, причем зависимость местного населения от них не шла дальше выплаты дани.

В конце 1238 г. монголо-татары приступили к новому этапу в завоевании Северного Кавказа, нанеся удар по аланам, проживавшим в центральной его части. После взятия штурмом аланской столицы, кочевники оставались здесь еще несколько месяцев, продолжая подавлять другие очаги сопротивления. Во время аланского похода Батый отправил свои войска на завоевание Дагестана (1239–1240 гг.). Нашествие сопровождалось разрушением селений, массовым истреблением жителей. Однако походы 1237–1240 гг. не привели к окончательному завоеванию Северного Кавказа монголо-татарами.

В Крыму в то время возник новый  улус (провинция) Золотой Орды –  государственного образования в  пределах Монгольской империи. После  очередной междоусобной резни в 1360-х гг. Золотая Орда разделилась  на две части – восточную и  западную, в Северном Причерноморье  и Крыму в 1367 г. к власти пришел темник Мамай.

 

 

Самыми известными

Предки половцев в IV - VII веках  кочевали в степях между отрогами Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня и были известны в китайских  источниках под именем сеяньто. В 630 году они образовали свое государство, которое вскоре было уничтожено Китаем и племенами уйгуров. Спасаясь от преследования победителей, они изменили племенное название сиры на кипчаки ("злосчастные") и откочевали в верховья Иртыша и в Восточно-казахстанские степи. В XI веке кипчаков покорили потомки монголоязычного племени кумоси-кимаки, а в XI веке монголоязычные кидане дали толчок новой волне миграции кочевых племен на запад. Кипчаки и подвластные им племена были захвачены этим движением.

Половцы разгромлены  и покорены монголо-татарами в XIII веке (часть их перешла в Венгрию).

* * *

Во времена грузинского  царя из династии Багратиони Давида IV Строителя (1089-1125) 45 тысяч семей половцев, под давлением русских дружин, переселились в Грузию. Под именем кипчаков они сыграли немаловажную роль в освобождении Грузии от владычества сельджуков. В дальнейшем они постепенно влились в грузинский народ.

 

Огромная Монгольская  держава была одним из самых крупных  государственных образований в  истории человечества, но внутренне  непрочным. Уже после смерти Чингисхана начался процесс обособления  улусов, которыми управляли его сыновья  и их потомки. В конце 13 в. Монгольская  держава фрактически распалась на несколько отдельных государств: улус великого хана превратился в империю Юань; в Средней Азии сложилось государство Чагатаев; из улуса Хулагуидов образовалось государство ильханов, а из улуса Джучи — Золотая Орда.

 

В 1235 г. на очередном курултае было принято решение начать новый  большой поход на запад. Его возглавил  внук Чингисхана Бату (Батый). В 1236 г. его  войско покорило Волжскую Булгарию и обосновалось в половецких степях.

Оказавшися на краю Европы, Субэдей и Джебе столкнулись с половцами и аланами. Заключив мир с половцами, монголы разгромили алан, а затем вторглись в половецкие степи. После разорения аланских земель в 1223 году Субэдей и Джебе обрушились на половцев, которые спешно бежали к границам Руси. Половецкий хан Котян обратился к киевскому князю Мстиславу Романовичу и к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удалому, с просьбой оказать помощь в борьбе со страшным врагом. 31 мая 1223 года русско-половецкое войско было разбито монголами на реке Калке. Набег на Волжскую Булгарию был для Субэдея и Джебе неудачным и они повернули на восток, в Среднюю Азию. Там, в долине реки Чирчик, их ожидал Чингисхан, вернувшийся из похода на Афганистан и Северную Индию. Осенью 1225 г. монгольские войска вернулись на родину.

Информация о работе Половецкие племена на Кубани