Восточнославянские племена

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам. Предков славян называют "сколотами" или "борисфенитами" (Борисфен — название Днепра у античных авторов).
Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Содержание

Восточнославянские племена и проблема их происхождения.
Образование государства Киевская Русь. Первые русские князья.
Крещение Руси и его значение.

Работа содержит 1 файл

Происхождение восточных славян.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

План: 

  1. Восточнославянские племена и проблема их происхождения.
  2. Образование государства Киевская Русь. Первые русские князья.
  3. Крещение Руси и его значение.
 

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ  ПЛЕМЕНА. 

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам. Предков славян  называют  "сколотами" или "борисфенитами" (Борисфен — название Днепра у античных авторов).

Предполагаемая  максимальная территория расселения предков  славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.

Многие  славяне поселились на Днепре и назывались полянами от своих чистых полей. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах р.Сож, а второй на Оке. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали на Волыни. Дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; уличи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная. Белые хорваты в окрестностях гор Карпатских; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды.

Между Припятью и Западною Двиною - дреговичи; в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги - кривичи; а на Западной Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильмень - словене.

Наиболее  развитыми и культурными среди  восточнославянских объединений были поляне. К северу от них проходила  своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне. 

Хозяйство 

О

Основным занятием восточных славян было земледелие. У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. В наборе сельскохозяйственных культур рожь занимала небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но были просо, гречиха, ячмень. С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей. Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Развитию рыболовства способствовало расположение славянских поселений по берегам рек. Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Города,  возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь «из варяг в греки». Через Неву, Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX веку.   Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. 

Религия 

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был  Род - бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца и Перун — бог грома и молнии. Известны также «скотий бог» Волос (Велес), Даждьбог, Стрибог, Самаргла, Сварог (бог огня), Мокошь (Макошь) (богиня земли и плодородия) и др. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько веков. 

Социальный  строй

1) Ранние  классы

Состав  древнего киевского общества, можно  разделить на три древнейших слоя:

 а) Высший - старцы "градские"- это земская аристократия.

б) Средний класс составляли люди - свободные, соединенные в общины, верви.

в) Холопы или челядь - рабы  - были третьим слоем.

2) Более  позднее деление

С течением времени это общественное деление  усложняется. Наверху общества находится  уже княжеская дружина, с которой сливается прежний высший  класс. Дружина состоит из старшей и младшей (отроков, гридей), в которую входят и рабы князя. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, вирники и др.). Класс «людей» делился на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные люди называются смердами, а зависимые - закупами. Закупы не рабы, но ими начинается на Руси класс условно зависимых людей, с течением времени сменивший собой полных рабов. Дружина и «люди» не замкнутые общественные классы: из одного можно было перейти в другой. Основное различие в положении их заключалось  в отношении к князю - одни князю служили, а другие ему платили. Холопы имели своим "господином" хозяина, а не князя. С другой стороны - в хозяйственном и имущественном отношении  между собой.

Уровень развития производительных сил требовал значительных затрат для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен. Каждая община владела определенной территорией, на которой жило несколько семей. Все владения общины делились на общинные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками. Распаду первобытно-общинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию.

Участники этих походов получали большую часть  военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей  — князей и родоплеменной знати  — лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

 
 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

Помимо  профессиональной дружины существовало также и народное ополчение. Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях — вечевых сходах.

Образование Древнерусского государства

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, но непрочные. Одним из таких объединений был союз племен во главе с князем Кием. Историки указывают на существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено. Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, союз племен, состоящих из новгородцев, кривичей, чуди и меря решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь,  положив начало русской княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей - норманнская - послужила основанием для создания так называемой – «норманнской теории» возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Призвание варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег,   получивший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив, княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Итак, основными причинами образования государства были: экономические, социально-политические, духовные. 

ОСНОВНЫЕ  ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 
 
 

1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:           1. переход к пашенному земледелию

                                                                2. отделение ремесла от земледелия

                                                                3. начало торговых отношений

                                                                4. преобладание свободного труда  

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ:             1. угроза нападения внешних врагов

                                                               2. высокий уровень военной организации

                                                               3. формирование славянских союзов

                                                               4. потребность знати  в аппарате  защиты 

3. СОЦИАЛЬНЫЕ:                 1. смена родовой общины соседской

                                                              2. возникновение социального неравенства

                                                              3. наличие патриархального рабства 

4. ДУХОВНЫЕ:                       1. общая религия (язычество)

                                                              2. схожие обычаи, психология коллектива. 
 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. 

 Население  было довольно пестрое; в состав его постепенно вошли не только все восточные славянские племена, но и некоторые из финно-угорских. Среди этих инородческих племен  появились русские города. Так среди прибалтийской чуди при Ярославе возник Юрьев (Дерпт), названный так по христианскому имени Ярослава; среди муромы, мери и веси, Муром, Ростов и Белозерск. Ярослав построил еще на берегу Волги город, названный по его княжескому имени Ярославлем. Русская территория, таким образом, простиралась от Ладожского озера до устьев реки Росси.С востока на запад она шла от устья Клязьмы, на которой при Владимире Мономахе возник город Владимир (Залесский), до области верховьев Западного Буга, где еще раньше, при Владимире Святом, возник другой город Владимир (Волынский). В стороне Русь удерживала еще за собой старую колонию Тмутаракань (завоеванную Святославом), связь с которой поддерживалась водными путями по левым притокам Днепра и рекам Азовского моря. Разноплеменное население, занимавшее всю эту территорию, вошло в состав великого княжества Киевского, или Русского государства. Но это Русское государство еще не было государством русского народа, т. к. были готовы только этнографические элементы, из которых потом  выработается русская народность. Все эти разноплеменные элементы пока были соединены чисто механически. Органов государственной власти еще не существует и осуществляется власть различными категориями феодалов. Во главе этой администрации стоял великий князь киевский. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Более стройной и оформившейся считается система управления после принятия «Русской правды» Ярослава Мудрого.  

Информация о работе Восточнославянские племена