Автор: Алеша Семенов, 03 Декабря 2010 в 13:40, доклад
Основным занятием кубанских казаков было – земледелие. Развитию земледелия во второй половине XIX в. способствовали: размежевание войсковых земель и дележ юртов на паевые наделы, наплыв в край иногороднего населения и рост пахотных угодий, В 1913 г, под зерновыми было занято 90% всей засеваемой площади, под масличными и техническими культурами — 5,6% .
Культура Кубани
19 века.
Быт и занятия
Кубанских казаков.
«Занятия и орудия
труда кубанских казаков».
Основным занятием
кубанских казаков было – земледелие.
Развитию земледелия во второй половине
XIX в. способствовали: размежевание войсковых
земель и дележ юртов на паевые
наделы, наплыв в край иногороднего
населения и рост пахотных угодий,
В 1913 г, под зерновыми было занято
90% всей засеваемой площади, под масличными
и техническими культурами — 5,6% .
Вырученные от продажи
продуктов деньги старались вкладывать
в усовершенствование земледельческого
хозяйства. Обеспеченность простейшими
сельскохозяйственными машинами и
усовершенствованными орудиями, в том
числе железными плутами, жнейками,
сеялками, молотилками, на Северном Кавказе
была выше, чем в крестьянских хозяйствах
Центральной России. Усовершенствованные
орудия и машины шире распространяются
в крупных степных станицах, главным
образом в богатых и
И все же на большей
части территории края техника сельского
хозяйства и система земледелия были отсталыми.
Земля обрабатывалась небрежно, слабо
применялись такие приемы повышения плодородия,
как правильные севообороты, зяблевая
вспашка, пар. Как и в других районах России,
земледелие носило экстенсивный характер.
Циклы сельскохозяйственных
работ и техника земледелия имели
много общего на всей территории области.
Ранней весной, в
марте-апреле, в зависимости от состояния
почвы, начинали распашку земли под
яровые; осенняя вспашка производилась
в сентябре-октябре. Основным орудием
пахоты с развитием земледелия стал
тяжелый двухколесный деревянный плуг,
необходимый на тернистых кубанских
черноземах и характерный для
южных, степных и лесостепных
районов России. С конца XIX в. деревянные
части плуга постепенно заменяются
железными. На целинных землях в тяжелый
плуг впрягалось до четырех — шести,
а на мягкой земле — до двух-трех
пар быков. Многие казачьи хозяйства
не имели такого количества скота, и
поэтому на Кубани, как и на Дону
и в других южных районах России,
распространенной была пахота супрягой.
Для рыхления почвы и вспашки
мягких земель широко применялось трехзубое
украинское рало. В рало запрягали две
пары волов. В конце XIX в., а в ряде мест
лишь в 900-е годы, появились различные заводские
усовершенствованные многолемешные железные
плуги (русских и заграничных систем),
так называемые «геновские», «саковские»,
«буккеры». С появлением усовершенствованных
плугов, а также в связи с необходимостью
повышения производительности труда быки
в качестве тягловой силы постепенно заменяются
лошадьми.
Посев зерновых и
пропашных культур повсеместно
производили ручным способом. Сеялки
использовались в 900-е годы лишь в
немногих богатых хозяйствах. Пахота,
боронование и посев считались
исключительно мужской работой,
но если в семье было мало мужчин,
им помогали женщины и дети. Посевом
зерновых, требовавшим навыка, обычно
занимались старшие в семье мужчины.
С первых чисел мая
начиналась прополка; мотыга (сапа) почти
не выпускалась из рук и попеременно
применялась на бахчах, в огородах,
в поле, на участках кукурузы, подсолнечника,
гороха, фасоли и т. д. Пололи гуртом
— всей семьей, но поскольку на май
часто назначались лагерные сборы,
вся тяжесть работы обычно падала
на женщин. Загруженность женщин полевыми
работами объяснялась как специфическим
хозяйственным укладом казачества, так
и влиянием традиций патриархального
семейного быта русских, в отличие от украинцев,
где женщины значительно меньше работали
в поле и сферой их деятельности в основном
было домашнее хозяйство и обработка сада
и огорода.
В конце мая —
начале июня занимались уборкой сена.
Сенокошение считалось мужской
работой, однако почти во всех казачьих
семьях косой владели и женщины.
При недостатке рабочей силы на время
сенокоса нанимали косарей, приходивших
на заработки из внутренних губерний
России. Сушкой сена обычно занимались
женщины, мужчины укладывали его
в копны и возили к скирдам.
Во многих линейных станицах метание
скирд считалось мужской
Наиболее напряженным
периодом сельскохозяйственных работ
была уборка зерновых. В конце июня
— начале июля поспевали озимые,
во второй половине июля — яровые. Позднее
начиналась уборка проса, льна, подсолнечника,
кукурузы. В уборке участвовали все
— взрослые, подростки, старики. При
господствовавшей в то время примитивной
земледельческой технике
Старинным орудием
уборки хлеба был серп. В 80—90-е
годы XIX в. он постепенно заменяется косой
с прикрепленными параллельно клинку
граблями (грабками), характерной для Украины
и южнорусских губерний. При уборке серпом
сжатый хлеб вязали в снопы, которые укладывали,
как в южнорусских и украинских губерниях,
горизонтально крест-накрест колосьями
вместе, комлями врозь (в хрестиы), а затем
в полукопки и копны в линейных станицах,
копы — в черноморских. По традиции, закрепленной
многолетним опытом, хлеб убирали недозрелым,
он дозревал в хрестцах. Затем хлеб возили
на ток и складывали в высокие круглые
стога, в линейных станицах они, как и в
южнорусских районах, назывались одонками,
а в черноморских — стогом или стижком.
В западных станицах с распространением
косы, так же как и в южных районах Украины,
скошенный хлеб стали сгребать в небольшие
валки, из которых затем составляли круглые
небольшие копицы.
После уборки хлеба
начиналась молотьба, нередко затягивавшаяся
до самой зимы. До конца XIX в. хлеб преимущественно
молотили при помощи скота — гоняли
быков или лошадей, нередко запряженных
в повозку, по разостланным на току
снопам. Для обмолота проса, бобовых, конопли,
льна, подсолнечника употребляли цеп украинского
устройства, которым в бедных хозяйствах
обмолачивали и хлебные злаки. В отдельных
предгорных станицах хлеб молотили также
большими деревянными досками с кремневыми
зубцами. В конце XIX — начале XX в. в богатых
хозяйствах появляются молотилки, сначала
конные, потом паровые. Молотилки стоили
дороже других машин и поэтому в середняцких
хозяйствах встречались редко.
После обмолота зерно
веяли по ветру лопатой, а затем
очищали при помощи кожаных решет,
подвешенных на треноге (грохот). В 900-х
годах во многих хозяйствах появились
веялки. Провеянный и очищенный хлеб
свозили в чувалах (мешках) и ссыпали
в амбары.
Традиционная техника
земледелия, применявшаяся на Кубани,
имела много общего с техникой
земледелия украинских и южнорусских
районов. Это объясняется как сходством
природных условий, так и этническими
связями населения Кубани и этих районов.
В земледелии предгорных станиц частично
прослеживаются элементы, заимствованные
у горских народов. Характерная для всей
территории Кубани общность земледельческой
техники объясняется как единым хозяйственным
укладом казачества, так и тем, что в традиционной
земледельческой технике районов, из которых
приходили переселенцы, было много общего.
Часть сельского
населения занималась промыслами и
ремеслами.
Во многих станицах
появились небольшие
В XIX в. до строительства
железных дорог большое значение
в экономике края, так же как
и на Украине, имел чумацкий промысел
— перевозка зерна, соли, спирта,
мануфактуры, досок, стекла, железа и
пр. между крупными торговыми пунктами
(Ростовом, Ейском, Екатеринодаром, Майкопом,
Усть-Лабинской и др.). Чумачество было
особенно распространено среди иногородних.
Для казаков чумачество обычно служило
лишь подспорьем к земледелию; им занимались
в свободное от полевых работ время.
Почти во всех селениях
области развивались мелкие ремесла.
В дореформенный период, когда
иногородних было мало, многие казаки
совмещали ремесло с земледелием. Позднее
ремеслом стали заниматься иногородние,
не имевшие собственной земли. В конце
XIX — начале XX в. плотники, печники, портные,
бондари, медники, стекольщики, кирпичники
каменщики, гончары были преимущественно
из среды иногородних. По данным переписи
1897 г., из всех жителей, занятых ремеслами
и промыслами, мужчины иногородние в различных
отделах области составляли от 76,6 до 91.1%,
женщины — от 71,1 до 79%; у казаков этот процент
колебался от 6,6 до 22,1 среди мужчин и от
19,6 до 26,5 среди женщин . Казачки, уходившие
на заработки (батрачки, прислуга), были
главным образом из бедных семей, они были
вынуждены готовить себе приданое на собственные
средства.
В предгорных закубаиских
районах ремесла и промыслы были развиты
значительно сильнее. Неблагоприятные
природные условия превращали промыслы
в главный источник дохода не только иногородних,
но и казачьих хозяйств. Основным занятием
закубанцев был вывоз строевого леса и
изготовление на продажу разнообразных
изделий из дерева: предметов сельскохозяйственного
инвентаря, транспорта, домашней утвари.
В ряде мест занимались извозом, выжиганием
извести, добычей камня, сбором плодов,
ягод и прочими работами. Поскольку и промыслы
не приносили достаточного дохода, в начале
XX в. распространенным становится отход
на земледельческие заработки в степные
станицы, на поденную работу в Майкоп и
Туапсе.
Таким образом, основу
хозяйственной деятельности преобладающего
большинства сельского
Классовое расслоение
иногородних заметно
«Жилище кубанских
казаков, его внутреннее убранство
и быт».
А как же выглядел
дом кубанского казаки 19 века? Как
и из чего его строили? Жилище основной
массы сельского населения
Во многих степных
станицах (Кирпильская, Ново-Рождественская,
Родниковская, Кореновская, Березанская,
Голубицкая. Старо-Титаровская) наряду
с турлучными строились глинобитные дома
— литые или валъковые.
Стены литых (глинобитных)
домов, широко распространенных и в
других южных районах России, сооружались
путем забивки деревянной опалубки
глиной. Для покрытия крыши использовали
камыш, чакан, солому. Соломенную крышу
чаще всего крыли по южнорусскому способу
путаной соломой в натруску, под ногу.
В некоторых западных станицах (например,
в Платнировской), так же как и на Украине,
крыли соломенными снопиками-иа£жа*ш.
В районах, где было много заболоченных
речек и лиманов, преобладали камышовые
крыши. При этом ровные ряды камыша предварительно
связывали пучками, затем прикрепляли
камыш к обрешетке крыши и снизу подбивали
дощечкой — под корешок. Как отмечалось,
по коньку соломенных и камышовых крыш
повсюду на Кубани, как и в правобережных
районах Украины, делали гребень, а в западных
станицах по четырем граням крыши устраивали
ступенчатые нарыжники, остришки, так
же как в правобережных селениях Украины.
Со строительством дома были связаны специальные
обряды, направленные на обеспечение благополучия
в семье и изобилия в доме. При закладке
дома на место строительства бросали клочки
шерсти домашних животных. Перья — «чтобы
все водилось». Сволок — деревянные несущие
брусья, на которые настилался потолок,
— поднимался не голыми руками, а на полотенцах
«чтобы в доме не было пусто». Под крышу
подкладывали мелкие деньги, а в переднем
углу в стену вмуровывали небольшой деревянный
крест, призывая божье благословение на
обитателей дома. После окончания строительных
работ вместо платы (ее не полагалось брать
за помощь) хозяева устраивали угощение
(все это сопровождалось песнями).