Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:41, реферат
Тю́рки — этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории Алтая и степях Северного Китая в I тыс. н. э. Наряду с земледелием одной из традиционных деятельностью тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа. Тюрки говорят на языках тюркской группы. В. В. Бартольд в своей книге — история турецких народов средней Азии выделял несколько групп тюркских языков имеющих единую основу.
Казахско-русский
международный университет
Реферат
на тему: «Тюркские племена»
по предмету:
история Казахстана
выполнила: Терновская Марина, учащиеся 1 курса
специальность: вычислительная техника и программное обеспечение
проверил:
Казманов Нурлан Куатович
2010 год
Тюрки
Тю́рки —
этноязыковая общность, сформировавшаяся
на территории Алтая и степях Северного
Китая в I тыс. н. э. Наряду с земледелием
одной из традиционных деятельностью
тюрок было кочевое скотоводство, а также
добыча и обработка железа. Тюрки говорят
на языках тюркской группы. В. В. Бартольд
в своей книге — история турецких народов
средней Азии выделял несколько групп
тюркских языков имеющих единую основу.
Следует понимать,
что далеко не все современные
тюркоязычные народы являются непосредственными
прямыми потомками древних тюрков. Многие
тюркоязычные этносы, образовались в результате
многовекового влияния тюркской культуры
и тюркского языка на другие народы и этносы
Евразии. Таким образом, тюрки в этническом
(потомки древних тюрков) и языковом (народы,
говорящие сегодня на языках тюркской
группы) отношениях — это не одно и то
же.
Стоит отметить,
что официальной Турцией тюрки
и тюркские народы представляются именно
как единое геополитическое и
этнокультурное целое. В настоящее
время тюркские народы расселены
на обширных территориях Средней
и Центральной Азии, Закавказья,
Средиземноморья, Южной и Восточной
Европы и далее на восток — вплоть
до Дальнего Востока России. Тюркское
меньшинство имеется также в
государствах Западной Европы, Америки
и Китая.
Общие
сведения
Историческая
родина тюрков — Центральная Азия
(Алтай, Джунгария). Длительное время тюркские
и монгольские племена проживали рядом,
нередко знали язык соседей. В начале нашей
эры тюрки ассимилировали индоевропейцев
в Средней Азии. В Средние века начался
процесс миграции тюрков на запад.
Глобализация
и усиление процесса интеграции с
другими народами привели к массовому
выезду тюрок за пределы их исторического
ареала. Современные тюрки проживают во
многих развитых странах мира (США, Франция,
Германия, Канада, страны Скандинавии,
Австралия, Новая Зеландия), а также в Иране,
России, Ираке, Китае и др.
Антропологически
современные тюрки относятся к двум большим
расам — монголоидной и европеоидной,
однако больше распространены переходные
формы. Монголоидные черты уменьшаются,
а европеоидные усиливаются от Востока
к Западу, наиболее монголоидными являются
якуты, киргизы, казахи, тувинцы и др., наиболее
европеизированные — турки, азербайджанцы,
туркмены, гагаузы, татары, и др.
Тюркоязычные народы
широко распространены в Евразии. Не все
они являются прямыми потомками древних
тюрок, многие представляют собой тюркизированное
автохтонное население. Общая численность
тюрков в мире — около 150 млн человек
История
Тю́ркский кагана́т,
Тю́ркютский кагана́т (Гёктюрк — небесные
тюрки, Туцзюе — кит. 突厥, пиньинь Tūjué) — крупное
средневековое государство в Азии, созданное
племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе
с правителями из рода Ашина. В период
наибольшего расширения (конец VI века)
контролировало территории Северо-Восточного
Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного
Туркестана, Западного Туркестана (Средней
Азии), Казахстана и Северного Кавказа.
После падения могущества
усуней, Семиречье превратилось в постоянную
арену войн. Появившиеся здесь в V веке
отряды жужаней вынудили усуней перенести
свои кочевья из степной части на Тянь-Шань.
На освободившихся землях пытались обосноваться
остатки юэчжи, но после войн с жужанями
в 418—419 годах они были вынуждены уйти
в Среднюю Азию, где столкнулись с персами
и эфталитами. Верховья рек Чу и Талас
были захвачены кангарами, которые остановили
движение жужаней на запад. Семиречье
и Восточный Казахстан были окраинами
государства жужаней, поэтому им уделялось
мало внимания, однако именно здесь, на
Алтае, начинает формироваться сила, способная
противостоять жужаням.
По легенде, от хуннского
царевича и волчицы появился род Ашина.
Они жили в горах Алтая, число их оценивалось
в несколько сот семейств. Считается, что
Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского
кагана. В середине V века Ашина поселились
на южной стороне Алтая и стали добывать
железо для жужаней.
Многочисленные
племена народа теле, расселявшегося в
северо-восточном Семиречье, долине Иртыша
и Джунгарии, восстали против жужаней
и в 482 году создали собственное государство.
Оно просуществовало недолго, и в 516 году
теле вновь попали в зависимость от жужаней.
Одно из алтайских племён Ашина поставляло
для жужанской империи железо. Этому племени
суждено было сыграть особую роль в истории
Евразии. Именно подданные Ашина стали
впоследствии называться тюрками.
Само слово «тюрк»
значит «крепкий», «сильный». Согласно
А. Кононову, первоначально это был политический
термин, означавший членов семьи степной
аристократии, составлявшей господствующий
род племён Ашина, и лишь затем стал названием
всех племён, подчинённых тюркскому кагану.
В 545 году телесские
племена вновь восстали против жужаней
и во главе нового государства встал правитель
тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил
союз с китайским царством Западная Вэй
и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан»
(«правитель народов»). После смерти Бумына
в 552 году на престол вступил его сын, принявший
титул Кара Иссык каган, который нанёс
полное поражение жужаням. После победы
каган погибает при загадочных обстоятельствах,
и государство возглавляет его брат Мукан-каган.
В 553 году жужани были вновь разбиты, и
тюрки стали хозяевами всей степи к востоку
от Алтая. В следующем году начался поход
тюрков на запад, возглавленный младшим
братом Бумына Истеми-каганом. Усуни, ослабленные
набегами жужаней, не оказали сопротивления,
и уже в 555 году войска Истеми достигли
Аральского моря. Однако племена уар и
эфталитов, живших к северу от Арала, оказали
яростное сопротивление и были покорены
только к 558 году. Тюрки вышли к Волге, но
не стали её переходить. Так, за короткий
срок была создана огромная кочевая империя,
охватывающая территорию от Волги до Хинганских
гор.
В 561—563 годах тюрки
заключили с Ираном союз против эфталитов.
В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана
заняли стратегически важную область
— Тохаристан. В 565 году в битве у Нефеса
тюрки одержали победу, и Согд был присоединён
к каганату. Основные силы эфталитов были
разбиты тюрками в 567 году под Бухарой.
После завоевания Средней Азии, каганат
стал контролировать значительную часть
Великого Шёлкового пути.
Тюрки и согдийцы,
находившиеся под их властью, были заинтересованы
в прямых торговых связях с Византией.
Иран этому препятствовал. В связи с этим
в 568 году Истеми-каган направил посольство
во главе с согдийским купцом Маниахом
в Константинополь. По итогам переговоров
с византийским императором Юстином II
были подписаны торговое соглашение и
военный договор против Ирана. После заключения
византийско-тюркского союза Иран обязался
выплачивать каганату дань в размере 40
тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать
торговле.
В 575 году Иран и
Византия объединились против тюрков.
В ответ на это в 576 году тюркские войска
разгромили вассала Византии — Боспор
Киммерийский, предприняли победоносные
походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря
этим завоеваниям каганат стал контролировать
все важные участки Великого Шёлкового
пути, что обеспечивало тюркской знати
огромные прибыли от караванной торговли.
Однако могущество
тюркской державы вскоре пошатнулось.
После смерти Тобо-хана в 581 году, произошло
ослабление Тюркского каганата, основными
проявлениями которого стали усиление
междоусобных войн, обострение социальных
противоречий, наступление Китая на границы
каганата, войны с соседними странами.
В 603 году Тюркский каганат распался на
Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский
каганат.
Каган (хан) — высшее
правящее лицо в каганате, военачальник.
Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник
престола носил титул тегин. Другие высшие
титулы в каганате — шад, эльтебер. Судебные
функции выполняли буюруки, тарханы.
Излюбленное оружие
тюрок: луки, свистящие стрелы, копья, сабли,
палаши. Часто применяют броню всадника
и лошади. На знамёнах рода Ашина изображена
вышита золотом волчья голова. Каганская
гвардия Фули — волки. Смерть в бою считалось
лучшей смертью для мужчины.
Основным занятием
тюркютов было кочевое скотоводство, а
также охота на травоядных животных, носившая
характер облавы ввиду многочисленности
стад степных зверей. Основной пищей тюркютов
было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда
и шатры шились из шкур животных. Тюрки
также изготавливали войлок и шерстяные
ткани. Основным видом скота были овцы
и лошади. Основной экономической единицей
была парная (аильная) семья.
Тюркюты
Уйгуры
Теле
Кидани
Енисейские кыргызы
Согдийцы
«Бугутская стела»
VI в. на черепахе — древнейший дошедший
до нас памятник Тюркского каганата. Сейчас
установлен перед цецерлегским монастырём.
Ниже приведены
известные события, относящиеся к истории
древних тюрок и Тюркского каганата. Даты
под звёздочкой являются реконструкцией
и имеют предположительный характер.
Бумын каган / 542-552 (каган с 552)
Кара Иссык Хан / 553-554
Мукан-каган / 553-572
Тобо Хан / 572-581
Амрак / 581
Бага-Ышбара хан / 581-587
Чоллыг-Джагбу-Бага хан / 587-588
Юн-Улуг / 588-599
Кара-Чурин-Тюрк
/ 599-603
Культура
Из-за особенностей сурового центральноазиатского континентального климата, а также отсутствия естественных природных границ (горы, реки) и постоянной опасности нападения врагов, тюрки вели кочевой образ жизни, однако многие тюрки состоялись как оседлые азиатские региональные державы. Например, казахский академик Алькей Маргулан откапывая целые тюркские города, доказал теорию оседлости тюрков.
Древние тюрки
считали волка своим прародителем.
Изображения волка существовали на символике
многих тюркских государств.
Ярким примером
тому может служить культ волка
у башкир, который в мифических
преданиях, легендах и сказках, а
также в поверьях, обычаях, обрядах
и народных праздниках башкир выступает
как тотемический предок-прародитель,
покровитель и защитник.