Основные славянские племена

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:11, реферат

Описание работы

Дохристианский период истории восточных славян до сих пор остается малоизученным. Это связано с тем, что христианство с приходом своим на Русь начало активную борьбу со всем языческим, дохристианским. А значит и с языческой письменностью, которой владели волхвы, языческой культурой и языческими сказаниями о собственной истории. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.

Содержание

Введение. Стр.2
1) Основные славянские племена. Стр.2
2) Основные занятия славян. Стр.3
3) Семья и род у восточных славян. Общественное устройство. Стр.5
4) Религия восточных славян. Стр.8
5) Образование единого государства. Стр.10
6) Соседи восточных славян. Стр.12
Заключение. Стр.14
Список источников.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 51.15 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение.                                                                                                        Стр.2

1)   Основные славянские племена.                                                        Стр.2

2)   Основные занятия славян.                                                                   Стр.3

3)   Семья и род у восточных славян. Общественное устройство.   Стр.5

4)   Религия восточных славян.                                                                  Стр.8

5)   Образование единого государства.                                                  Стр.10

6)   Соседи восточных славян.                                                                   Стр.12

Заключение.                                                                                                   Стр.14

Список источников.                                                                                      Стр.15

 

Введение.

Дохристианский период истории восточных славян до сих  пор остается малоизученным. Это  связано с тем, что христианство с приходом своим на Русь начало активную борьбу со всем языческим, дохристианским. А значит  и с языческой письменностью, которой владели волхвы, языческой культурой и языческими  сказаниями о собственной истории. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.      Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов (славянских источников того времени просто не сохранилось).  Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет – первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства. В связи с изложенными обстоятельствами проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты. 

  1. Основные  славянские племена.

Восточные славяне  делились на множество племенных  союзов, расселенных на обширной территории от Дуная до Волги, и от Дикого поля (южные степи) до Невы и Ладоги. В Среднем Поднепровье (район от низовьев реки Припяти и Десны до реки Роси) обитали поляне, их столицей был Киев (по имени основателя князя Кия, последний племенной князь Дир, был убит Олегом). К северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне. Столицей древлянского княжества был город Искоростень (сожжённый по приказу княгини Ольги, имя основателя неизвестно, последние князья Нискиня и Мал поднявший восстание против полян).  Западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами, обитали по обоим берегам реки Волыни, Владимир-на-Волыни столица). В верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей).  Ниже по Днестру – тиверцы (столица Червень).  А в Поднепровье южнее полян – уличи (столица Пересечень, была захвачена киевским воеводой Свенельдом). На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян (столица Чернигов). В бассейне реки Сож (левый приток Днепра севернее Десны) – радимичи (по имени первого вождя - Радим).  На верхней Оке – вятичи (по имени первого вождя – Вятко, долго сохраняли племенную независимость последний племенной князь Ходота – 12 век). Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи (столица Туров, название племени от проживания в болотистой местности). А в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи (столица Смоленск).  Полочане племенной союз, произошедший то племени кривичей, обитали в среднем течении западной Двины, название получили от реки Полота, в устье которой была основана столица Полоцк (последний племенной князь Роговолод убит Владимиром в 980г.). Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и реки Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене»  (ст.  Новгород), совпадавшее с общеславянским самоназванием.

2. Основные занятия  славян.

     Основой  хозяйства восточных славян было  пашенное земледелие. Восточные  славяне, осваивая огромные лесные  пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую  культуру.

     Для  сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

     Так,  распространено было подсечно-огневое  земледелие. На освобожденных от  леса в результате вырубки  и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное  плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.

     В степных  районах применялось переложное  земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.

     С VIII в. в южных районах получает  распространение полевое пашенное  земледелие, основанное на использовании  плуга с железным мехом, тяглового  скота и деревянной сохи, сохранившейся  до начала XX в.

Восточные славяне  применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).

     В первом  случае обилие свободных земель  позволяло каждому обработать  столько земли, сколько было  возможно.

     Во  втором случае каждый стремился,  чтобы выделенные ему для обработки  земли размещались ближе к  городищу. Все удобные земли считались  общей принадлежностью, оставались  неделимыми, обрабатывались сообща  либо делились на равные участки  и через определенный период  времени распределялись по жребию  между отдельными семьями.

     В третьем  случае граждане отделялись от  городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.

     Определенную  роль в хозяйстве играли также  скотоводство, охота, рыболовство,  бортничество.

     Скотоводство  начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.

     Развивалось  ремесло, в том числе на профессиональной  основе – кузнечное дело, но  оно в основном было связано  с земледелием. Из болотных  и озерных руд начали производить  железо в примитивных глиняных  горнах (ямах).

     Особое  значение для судеб восточного  славянства будет иметь внешняя  торговля, развивавшаяся как на  Балтийско-Волжском пути, по которому  в Европу поступало арабское  серебро, так и на пути «из  варяг в греки», связывавшим византийский  мир через Днепр с Балтийским  регионом.

     Хозяйственная  жизнь населения направлялась  таким могучим потоком, как  Днепр, который прорезывает его  с севера на юг. При тогдашнем  значении рек как удобнейших  путей сообщения, Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины.  Верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. С одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.

3. Семья и род  у восточных славян.

Общественное  устройство.

     Хозяйственной  ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно  малая семья. Организацией, объединявшей  хозяйства малых семей, служила  соседская (территориальная) община  – вервь. 

     Переход  от кровнородственной общины  к соседской произошел у восточных  славян в VI – VIII вв. Члены верви  совместно владели сенокосными  и лесными угодьями, а пашенные  земли были, как правило, поделены  между отдельными крестьянскими  хозяйствами. 

     Община (мир, вервь) играла большую  роль в жизни русской деревни.  Это объяснялось сложностью и  объемом земледельческих работ  (которые мог выполнить только  большой коллектив); необходимостью  следить за правильным распределением  и использованием земли, коротким  сроком сельскохозяйственных работ  (он длился от 4-4,5 месяцев близ  Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев  в районе Киева).

    Происходили изменения в общине.  На смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща, приходит земледельческая община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.

     Как  отмечал В. О. Ключевский, в строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии.

     Это  разрушение родового союза, распадение  его на дворы или сложные  семьи оставило по себе некоторые  следы в народных поверьях  и обычаях.

     Во  главе восточнославянских союзов  племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую  знать – дружину. Князья были  и в более мелких общностях  – племенных княжествах, входивших  в союзы. 

     Сведения  о первых князьях содержатся  в Повести временных лет. Летописец  отмечает наличие у племенных  союзов, правда, не у всех, своих  «княжений». Так, в отношении полян  им записана легенда о князьях,  основателях города Киева: Кие,  Щеке, Хориве и их сестре Лебеди.

     С VIII в. у восточных славян распространяются  укрепленные поселения - «грады».  Они являлись, как правило, центрами  союзов племенных княжеств. Концентрация  в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала  дальнейшему расслоению общества.

     Повесть  о начале Русской земли не  помнит, когда возникли эти города: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси.

     Византийский  автор Прокопий Кесарийиский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща».

     Скорее  всего, речь здесь идет о  собраниях (вече) общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие  вопросы жизни племени, в том  числе и выбор вождей - «военных, предводителей». При этом в вечевых  собраниях участвовали только  мужчины-воины. 

     Арабские  источники говорят об образовании  в VIII в. на территории, занимаемой  восточными славянами, трех политических  центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании).

     Куяба  – политическое объединение южной  группы восточнославянских племен  во главе с полянами, с центром  в Киеве. Славия – объединение  северной группы восточных славян  во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие).

Информация о работе Основные славянские племена