Политический и социальный кризис начала 17века «Смутное время»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:26, реферат

Описание работы

Термином «Смутное время» в российской истории обозначается период с 1604 по 1613 годы, характеризующийся тяжелым политическим и социальным кризисом Московского царства. Политические предпосылки этого кризиса, однако, появились задолго до начала Смутного времени, а именно – трагическое завершение царствования династии Рюриковичей, и возведение на престол боярина Бориса Годунова. Как известно, Борис Годунов был приближенным советником царя Иоанна IV Грозного в последние годы его жизни, и вместе с Богданом Бельским имел на царя большое влияние

Содержание

1. Правление Бориса Годунова 3
2. Первые признаки кризиса 5
3. Появление Лжедмитрия I и смерть Бориса Годунова 7
4. Смерть Федора Годунова и воцарение Лжедмитрия I 12
5. Свержение Лжедмитрия I 15
6. Воцарение Василия Шуйского 18
7. Восстание Болотникова и появление Лжедмитрия II 21
8. Польская интервенция 23
9. Низложение Василия Шуйского и «Семибоярщина» 25
10. Изгнание интервентов и воцарение Романовых 26
11. Окончание Смуты 27
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

8.docx

— 103.05 Кб (Скачать)

Струсь был допрошен, Андронова пытали, сколько сокровищ царских утрачено, сколько осталось? Отыскали и старинные шапки царские, которые отданы были в заклад сапежинцам, оставшимся в Кремле. 27 ноября ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского - к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей; ополчения сошлись у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий начал служить молебен, и вот из Фроловских (Спасских) ворот, из Кремля, показался другой крестный ход: шел галасунский (архангельский) архиепископ Арсений с кремлевским духовенством и несли Владимирскую: вопль и рыдания раздались в народе, который уже потерял было надежду когда-либо увидать этот дорогой для москвичей и всех русских образ. После молебна войско и народ двинулись в Кремль, и здесь печаль сменила радость, когда увидали, в каком положении озлобленные иноверцы оставили церкви: везде нечистота, образа рассечены, глаза вывернуты, престолы ободраны; в чанах приготовлена страшная пища - человеческие трупы!

Обеднею и молебном в Успенском  соборе окончилось великое народное торжество подобное которому видели отцы наши ровно через два века.»

В 1613 году в Москве состоялся  Земский собор, на котором был  избран новый русский царь. 21 февраля  собор остановил свой выбор на Михаиле Федоровиче Романове, 16-летнем внучатом племяннике первой жены Иоанна IV, Анастасии Романовой. В Ипатьевский монастырь, где в то время находился Михаил с матерью, было направлено посольство, и 2 мая 1613 года Михаил прибыл в Москву. 11 июля он официально взошел на престол.

 

11. Окончание Смуты.

Перед правительством Михаила  Федоровича стояла трудная задача –  ликвидация последствий Смуты. Большую  опасность представляли отряды казаков, все еще бродившие по стране, и  не признававшие ничьей власти. Самым  опасным из них был отряд Ивана  Заруцкого. В 1614 году отряд Заруцкого был уничтожен, сам Заруцкий, и находившийся у него в отряде сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II, были казнены. Саму Марину Мнишек заточили в Коломне, где вскоре она и умерла.

Другую опасность представлял  отряд шведских наемников, приглашенных в Россию еще царем Василием, да так в ней и оставшийся. После  нескольких сражений, в 1617 году в деревне  Столбово (недалеко от Тихвина) был  заключен мир с Швецией. Швеция возвращала России Новгородские земли, но оставляла за собой побережье Балтики. Таким образом, территориальное единство России, в основном, было восстановлено, хотя часть русских земель осталась за Швецией и Речью Посполитой.

В ходе Смуты, в которой  приняли участие все сословия российского общества, решался вопрос о самом существовании России как государства. В условиях начала XVII века, выход из Смуты был найден в осознании регионами и центром  необходимости сильной государственности. Был найден путь, определивший надолго  дальнейшее развитие России  – самодержавие как форма правления, крепостное право как основа  экономики, православие  как государственная религия, и  сословный строй как социальная структура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. С.В. Троицкий «Христианская философия » YMCA-Press, 1935

2. Н.М. Карамзин «История  государства Российского»  Олма-Пресс, 2005

3. В.О. Ключевский «Русская  история. Полный курс лекций»   Олма-Пресс, 2005 г.

4. Н.И. Костомаров «Русская  история в жизнеописаниях  ее  главнейших деятелей» Астрель, 2010

5. С.М. Соловьев «История  России с древнейших времен. Книга  IV.» АСТ, 2009 г.

6. Ю.П. Миролюбов  «Русская  история»

7. Карамзин Н.М. «История  государства Российского»

8. Федосов С. В. «  История древней Руси»

9. Самойлов В. И. «Россия,  исторические даты»

10. Герасимов В.П. « История  времени»


Информация о работе Политический и социальный кризис начала 17века «Смутное время»