Политический и социальный кризис начала 17века «Смутное время»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:26, реферат

Описание работы

Термином «Смутное время» в российской истории обозначается период с 1604 по 1613 годы, характеризующийся тяжелым политическим и социальным кризисом Московского царства. Политические предпосылки этого кризиса, однако, появились задолго до начала Смутного времени, а именно – трагическое завершение царствования династии Рюриковичей, и возведение на престол боярина Бориса Годунова. Как известно, Борис Годунов был приближенным советником царя Иоанна IV Грозного в последние годы его жизни, и вместе с Богданом Бельским имел на царя большое влияние

Содержание

1. Правление Бориса Годунова 3
2. Первые признаки кризиса 5
3. Появление Лжедмитрия I и смерть Бориса Годунова 7
4. Смерть Федора Годунова и воцарение Лжедмитрия I 12
5. Свержение Лжедмитрия I 15
6. Воцарение Василия Шуйского 18
7. Восстание Болотникова и появление Лжедмитрия II 21
8. Польская интервенция 23
9. Низложение Василия Шуйского и «Семибоярщина» 25
10. Изгнание интервентов и воцарение Романовых 26
11. Окончание Смуты 27
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

8.docx

— 103.05 Кб (Скачать)

             Армия вторжения концентрировалась  в окрестностях Львова и Самбора,  во владениях Мнишеков. Ядро его составляли шляхтичи с дружинами, хорошо обученными и вооруженными, но весьма малочисленными - примерно 1500 человек. Остальную часть войска составляли примкнувшие к нему беженцы, как пишет Карамзин, «без устройства и почти без оружия». Во главе войска стояли сам Отрепьев, Юрий Мнишек, магнаты Дворжицкий и Неборский. Под Киевом к ним присоединилось около 2000 донских казаков и собранное в окрестностях Киева ополчение. 16 октября 1604 года это войско вступило в Россию. Поначалу этому походу сопутствовал успех, было взято несколько городов (Моравск, Чернигов), и 11 ноября был осажден Новгород-Северский.

            В Новгород-Северский Годуновым  был прислан опытный и отважный  военачальник Петр Басманов, сумевший организовать эффективную оборону города, в результате чего штурм города войском Отрепьева был отбит, с большими потерями для штурмующих. «Отрепьев посылал и Российских изменников уговаривать Басманова, но бесполезно; хотел взять крепость смелым приступом и был отражен; хотел огнем разрушить ее стены, но не успел и в том; лишился многих людей, и видел бедствие пред собою: стан его уныл; Басманов давал время войску Борисову ополчиться и пример неробости иным градоначальникам.» «Пример неробости», однако, не  был подхвачен другими «градоначальниками» - 18 ноября путивльский воевода князь Рубец-Мосальский вместе с дьяком Сутуповым перешел на сторону Отрепьева, арестовал годуновского эмиссара окольничего Михаила Салтыкова, и сдал Путивль неприятелю. Сдались также города Рыльск, Севск, Белгород, Воронеж, Кромы, Ливны, Елец. Осажденный в Новгороде-Северском Басманов, видя отчаянность своего положения, начал переговоры с Отрепьевым, и обещал ему сдать город через две недели. По всей вероятности, он пытался потянуть время, ожидая подкреплений, собираемых в Брянске воеводой Мстиславским.

            В это время, над Годуновым  продолжали сгущаться тучи. Не  помогали ни свидетельства Василия  Шуйского на Лобном месте в  Москве, что царевич Димитрий  доподлинно мертв (Шуйский был  главой комиссии, расследовавшей  гибель Димитрия), ни грамоты,  рассылаемые по городам патриархом  Иовом. «Никто из Россиян до 1604 года не сомневался в убиении  Димитрия, который возрастал на  глазах своего Углича и коего  видел весь Углич мертвого, в  течение пяти дней орошав его тело слезами; следственно Россияне не могли благоразумно верить воскресению Царевича; но они - не любили Бориса! ... Бессовестность Шуйского была еще в свежей памяти; знали и слепую преданность Иова к Годунову; слышали только имя Царицы-Инокини: никто не видался, никто не говорил с нею, снова заключенною в Пустыне Выксинской. Еще не имев примера в истории Самозванцев и не понимая столь дерзкого обмана; любя древнее племя Царей и с жадностию слушая тайные рассказы о мнимых добродетелях Лжедимитрия, Россияне тайно же передавали друг другу мысль, что Бог действительно каким-нибудь чудом, достойным Его правосудия, мог спасти Иоаннова сына для казни ненавистного хищника и тирана.».  В качестве последнего средства, по приказу Годунова, патриарх Иов велел во всех церквях читать заупокойные молитвы по царевичу Димитрию, Григория Отрепьева же предать отлучению от церкви и проклятию. Однако, по-видимому, не слишком надеясь на действенность этих средств, Годунов приказал объявить нечто вроде мобилизации - с каждых двухсот четвертей обрабатываемой земли выставить по полностью вооруженному конному воину - грозя за невыполнение своего приказа конфискациями земли и имущества. «Сии меры, угрозы и наказания недель в шесть соединили до пятидесяти тысяч всадников в Брянске, вместо полумиллиона, в 1598 году ополченного призывным словом Царя, коего любила Россия!»  Иначе говоря, и эти меры успеха не имели.

            Интересно, что король Швеции, враждовавший с Речью Посполитой, предложил Годунову военную помощь. На это Годунов ответил, что Россия не нуждается во «вспоможении иноземцев», и что при Иоанне Россия успешно воевала и со Швецией, и с Польшей, и с Турцией, и не боится «презренного мятежника». Вероятно, он рассудил, что горстка шведских воинов в любом случае не поможет в этой войне.

            18 декабря русское войско дошло  от Брянска до Новгорода-Северского, где войско Отрепьева осаждало город, но не решилось атаковать сходу, и встало лагерем поблизости. В течение трех дней ни Отрепьев, ни русские воеводы не решались сделать первый ход, наконец 21 декабря произошел бой. В ходе боя, польская конница сумела пробить линию русских войск в центре, воевода Мстиславский был тяжело ранен, и только личная дружина спасла его от попадания в плен. Положение выправил удар немецких конных наемников, атаковавших с левого фланга, а окончательно спас русское войско от поражения воевода Басманов, вышедший с войском из города и ударивший неприятелю в тыл. Отрепьев, видя что эту битву уже не выиграть, приказал своим войскам выйти из боя.

 

          На следующий день русское  войско отошло к Стародубу-Северскому для перегруппировки. Войско самозванца, также сильно потрепанное, отошло к Севску, заняв в нем оборону. Ситуация снова стала патовой - никто не мог решиться первым возобновить боевые действия. Русские военачальники долго не решались сообщить Годунову о результатах сражения, а когда тот узнал о ее результатах от других, он отправил к раненому Мстиславскому своего приближенного чашника Вельяминова, чтобы объявить Мстиславскому личную благодарность. «Когда ты, совершив знаменитую службу, увидишь образ Спасов, Богоматери, Чудотворцев Московских и наши Царские очи: тогда пожалуем тебя свыше твоего чаяния. Ныне шлем к тебе искусного врача, да будешь здрав и снова на коне ратном» [2]  Прочим воеводам царь велел объявить о своем неудовольствии их преступным молчанием, Басманова же вызвал в Москву, организовав ему торжественную встречу и щедро наградил его («тяжелое золотое блюдо, насыпанное червонцами, и 2000 рублей, множество серебряных сосудов из казны Кремлевской, доходное поместье и сан Боярина Думного»).

            Удаление Басманова от войска, возможно, было серьезной ошибкой Годунова. Вместо Басманова был назначен князь Василий Шуйский, который «не имел ни ума, ни души вождя истинного, решительного и смелого; уверенный в самозванстве бродяги, не думал предать ему отечества, но, угождая Борису как Царедворец льстивый, помнил свои опалы и видел, может быть, не без тайного удовольствия муку его тиранского сердца, и желая спасти честь России, зложелательствовал Царю» 21 января состоялось новое сражение, после которого войско Отрепьева отошло к Рыльску, а затем - к Путивлю, заняв там оборону.

            Осада русскими войсками Путивля  и других, перешедших на сторону  самозванца городов, стычки и  вялотекущие сраждения тянулись до весны 1605 года, когда 13 апреля  неожиданно умер Борис Годунов. Точная причина смерти осталась неизвестна. «Борис 13 Апреля, в час утра, судил и рядил с Вельможами в Думе, принимал знатных иноземцев, обедал с ними в золотой палате и, едва встав из-за стола, почувствовал дурноту: кровь хлынула у него из носу, ушей и рта; лилась рекою. Врачи, столь им любимые, не могли остановить ее. Он терял память, но успел благословить сына на Государство Российское, восприять Ангельский Образ с именем Боголепа и чрез два часа испустил дух, в той же храмине, где пировал с Боярами и с иноземцами. К сожалению, потомство не знает ничего более о сей кончине.»  Есть предположения, что Годунов мог быть отравлен заговорщиками из числа личных врагов – такие предположения высказывали В.О. Ключевский и Н.И. Костомаров. Любопытно, что буквально через несколько дней после смерти Бориса, согласно неистребимой русской традиции, поползли слухи о том, что вместо Годунова в гробу лежит «кованый из железа ангел», а сам царь жив и где-то то ли скрывается, то ли странствует. Правда, слухи эти очень быстро заглохли сами по себе.

 

4. Смерть Федора  Годунова и воцарение Лжедмитрия I

После смерти Бориса Годунова престол занял его сын Федор. Поскольку он был очень молод (16 лет), было решено отозвать из армии  ему в помощь опытных вельмож  – князей Мстиславского, и Василия  и Дмитрия Шуйских. Также, восстанавливая справедливость, вернули из ссылки Богдана Бельского. Главным воеводой был назначен Петр Басманов «ибо не было сомневающихся ни в его воинских дарованиях, ни в верности, доказанной делами блестящими». Это оказалось первой серьезной ошибкой Федора и его советников. До сих пор непонятно, что могло толкнуть обласканного Годуновыми Басманова на путь измены, но факты таковы, что вернувшись в войска он вступил в переговоры с Отрепьевым, и, в конце концов, перешел на его сторону.

«Удивив современников, дело Басманова удивляет и потомство. Сей человек имел душу, как увидим в роковой час его жизни; не верил Самозванцу; столь ревностно обличал его и столь мужественно разил его под стенами Новагорода Северского; был осыпан милостями Бориса, удостоен всей доверенности Феодора, избран в спасители Царя и Царства, с правом на их благодарность беспредельную, с надеждою оставить блестящее имя в летописях - и пал к ногам расстриги в виде гнусного предателя? Изъясним ли такое непонятное действие худым расположением войска? Скажем ли, что Басманов, предвидя неминуемое торжество Самозванца, хотел ускорением измены спасти себя от уничижения: хотел лучше отдать и войско и Царство обманщику, нежели быть выданным ему мятежниками? Но полки еще клялися именем Божиим в верности к Феодору: какою новою ревностию мог бы одушевить их Воевода доблий, силою своего духа и закона обуздав зломысленников? Нет, верим сказанию Летописца, что не общая измена увлекла Басманова, но Басманов произвел общую измену войска. Сей честолюбец без правил чести, жадный к наслаждениям временщика, думал, вероятно, что гордые, завистливые родственники Феодоровы никогда не уступят ему ближайшего места к престолу, и что Самозванец безродный, им (Басмановым) возведенный на Царство, естественно будет привязан благодарностию и собственною пользою к главному виновнику своего счастия: судьба их делалась нераздельною и кто мог затмить Басманова достоинствами личными? Он знал других Бояр и себя: не знал только, что сильные духом падают как младенцы на пути беззакония! Басманов, вероятно, не дерзнул бы изменить Борису, который действовал на воображение и долговременным повелительством и блеском великого ума государственного: Феодор, слабый юностию лет и новостию державства, вселял смелость в предателя, вооруженного суемудрием для успокоения сердца: он мог думать, что изменою спасает Россию от ненавистной олигархии Годуновых, вручая скипетр хотя и Самозванцу, хотя и человеку низкого происхождения, но смелому, умному, другу знаменитого Венценосца Польского, и как бы избранному Судьбою для совершения достойной мести над родом святоубийцы; мог думать, что направит Лжедимитрия на путь добра и милости: обманет Россию, но загладит сей обманее счастием!»

После измены Басманова, всякая надежда удержать Федора Годунова на троне была потеряна.  1 июня 1604 года гонцы посланные от Отрепьева были приняты в Москве, где зачитали с Лобного места обращение самозванца «к Синклиту, к большим Дворянам, сановникам, людям приказным, воинским, торговым, средним и черным»:

««Вы клялися отцу моему не изменять его детям и потомству во веки веков, но взяли Годунова в Цари. Не упрекаю вас: вы думали, что Борис умертвил меня в летах младенческих; не знали его лукавства и не смели противиться человеку, который уже самовластвовал и в Царствование Феодора Иоанновича, - жаловал и казнил, кого хотел. Им обольщенные, вы не верили, что я, спасенный Богом, иду к вам с любовью и кротостию. Драгоценная кровь лилася… Но жалею о том без гнева: неведение и страх извиняют вас. Уже судьба решилась: города и войско мои. Дерзнете ли на брань междоусобную в угодность Марии Годуновой и сыну ее? Им не жаль России: они не своим, а чужим владеют; упитали кровию землю Северскую и хотят разорения Москвы. Вспомните, что было от Годунова вам, Бояре, Воеводы и все люди знаменитые: сколько опал и бесчестия несносного? А вы, Дворяне и Дети Боярские, чего не претерпели в тягостных службах и в ссылках? А вы, купцы и гости, сколько утеснений имели в торговле и какими неумеренными пошлинами отягощались? Мы же хотим вас жаловать беспримерно: Бояр и всех мужей сановитых честию и новыми отчинами, Дворян и людей приказных милостию, гостей и купцев льготою в непрерывное течение дней мирных и тихих. Дерзнете ли быть непреклонными? Но от нашей Царской руки не избудете: иду и сяду на престоле отца моего; иду с сильным войском, своим и Литовским, ибо не только Россияне, но и чужеземцы охотно жертвуют мне жизнию. Самые неверные Ногаи хотели следовать за мною: я велел им остаться в степях, щадя Россию.

Страшитесь гибели, временной  и вечной; страшитесь ответа в день суда Божия: смиритесь, и немедленно пришлите Митрополитов, Архиепископов, мужей Думных, Больших Дворян и  Дьяков, людей воинских и торговых, бить нам челом, как вашему Царю законному»

Зачитанное с Лобного  места обращение вызвало сильнейшее смущение в народе, и в Москве начался погром. Мятежники захватили  Кремль и посадили под стражу Федора Годунова, его сестру Ксению, и вдову  Бориса Годунова Марию. Дворец был разграблен, как и многие богатые дома в  Москве. Утихомирить мятеж удалось  только после того, как погромщикам  пригрозили немилостью «царя Димитрия». Сторонники Годуновых были схвачены и разосланы по тюрьмам отдаленных городов, включая патриарха Иова, низложенного и отправленного в Старицкий монастырь. 10 июня были тайно убиты Федор и Мария Годуновы, народу было объявлено, что они покончили с собой. Их тела были захоронены в монастыре святого Прокофия на Сретенке.

Дальнейшая судьба Ксении Годуновой точно неизвестна, существует две версии. По одной, Ксения была убита  вместе с матерью и братом; по второй – была заключена во Владимирском монастыре, где и находилась до самой  смерти.

20 июня Лжедмитрий вступил  в Москву. На всем пути к  Москве его встречали толпы  народа, подносившие ему хлеб-соль  и богатые подарки. По-видимому, народ был вполне уверен в  том, что это действительно  царевич Димитрий, их законный  царь.  После прибытия в Москву, Лжедмитрий демонстративно посетил  церковь Архистратига Михаила,  в которой был похоронен Иоанн  IV, где «лил слезы и сказал: «О родитель любезный! Ты оставил меня в сиротстве и гонении; но святыми твоими молитвами я цел и державствую!».  Стремясь обеспечить поддержку знати, заняв престол, он первым делом восстановил в правах и наградил многих из тех, кто был репрессирован за время царствования Бориса Годунова.

Дальнейшие действия Лжедмитрия, как на странно, меньше всего напоминают действия авантюриста, озабоченного лишь набиванием карманов. Он начал проводить  государственные реформы.

Реформы, проводимые Лжедмитрием, были весьма обширны, и насколько  можно судить, напоминали более поздние  реформы Петра I. Он объявил свободу  торговли, промыслов и ремесел, отменив  все прошлые ограничения. Вслед  за тем, он уничтожил «всякие стеснения» тем, кто хотел выехать из России, въехать в нее или свободно передвигаться по стране. Сохранились  свидетельства незаинтересованных лиц, англичан, писавших, что «это был  первый государь в Европе, который  сделал свое государство до такой  степени свободным». Многим вернули  имения, отобранные еще Иоанном IV. Иным князьям разрешили жениться, что  было запрещено в свое время Годуновым  из опасения, что слишком много  станет тех, в ком течет кровь  Рюриковичей. Были ужесточены наказания  для судей за взятки, судопроизводство было сделано бесплатным.

В Россию стали во множестве  приглашать иностранцев, знающих ремесла, которые могут оказаться полезными  для государства. Кое в чем  Лжедмитрий пошел даже дальше, чем  его предшественники: при прежних  царях высшее православное духовенство  приглашалось в Боярскую Думу лишь в исключительных случаях, но Лжедмитрий отвел патриарху и архиереям  там постоянные места.  По воспоминаниям  современников, самозванец с видимым  интересом и удовольствием председательствовал  в думе, где не без остроумия  решал запутанные дела, а заодно не прочь был упрекнуть бояр в  невежестве и предлагал съездить в Европу, чтобы подучиться там  чему-нибудь полезному.

   Очень важными  были новые законы о холопстве.  При Годунове человек, запродавший  себя в холопы, «по наследству»  вместе с прочим имуществом  переходил к наследникам своего  хозяина, мало того, все его  потомство автоматически становилось  холопами. Согласно указу Лжедмитрия, эту практику отменили – со  смертью господина холоп получал  свободу, а запродаться в «кабалу»  мог только сам, его дети  оставались свободными. Кроме того, было постановлено, что помещики, не кормившие своих крестьян  во время голода, не смеют более  удерживать их на своих землях; а помещик, не сумевший изловить  своего беглого крепостного в  течение пяти лет, теряет на  него все права. 

Информация о работе Политический и социальный кризис начала 17века «Смутное время»