Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 13:33, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Политическая борьба в Англии в эпоху протектората(1653-1658)» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены для решения следующие задачи:
1. Выявить основные противоречия между Кромвелем и Долгим парламентом, Кромвелем и Малым парламентом; 2. Проанализировать установление протектората Кромвеля, принятие первой конституции; 3. Проследить борьбу протектора с первым парламентом при новом строе; 4. Дать оценку событиям т. н. «беспарламентского правления Кромвеля»; 5. Охарактеризовать обострение внутриполитической борьбы в Англии в 1656-1658 гг., 6. Выявить причины созыва и роспуска второго парламента протектората; проанализировать упразднение режима протектората.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Введение……………………………………………………………………….....3
I. Установление протектората О. Кромвеля:………………………………….13
1. Противоречие между О. Кромвелем и парламентом…………........13
2. Первый парламент протектората…………………………………....19
II. Период беспарламентского правления……………………………………...25
III. Обострение внутриполитической борьбы. Кризис протектората:…….....35
3.1 Второй парламент протектора протектората………………………..35
3.2 Роспуск парламента…………………………………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиография………………………………………………………………….…55
Законодательство Малого парламента оказалось весьма многообразным и довольно радикальным. К ужасу английских юристов, «святые» назначили комитет для сведения всех старых законов, всего сложного и запутанного английского права в один небольшой кодекс. С большим рвением «святые» взялись за церковные вопросы, намереваясь радикально изменить, демократизировать существующую церковную систему, чем испугали и духовенство, и руководителей армии. Малый парламент отменил право патроната, т. е. право землевладельцев представлять кандидатов на церковные должности; ввел гражданский брак в качестве единственной формы брака в Англии, имеющей юридическую силу; упорядочил регистрацию актов гражданского состояния; издал акт об улучшении положения умалишенных. Наряду с этими прогрессивными мероприятиями, Малый парламент издал 26 сентября 1653 г. жестокий, грабительский акт о порядке наделения конфискованной ирландской землей кредиторов казны, офицеров и солдат армии. Ряд законодательных проектов Малый парламент не успел довести до конца: за короткое время своего существования, с 4 июля 1653 г. по 12 декабря 1653 г., Малый парламент обсуждал вопрос об упразднении десятины, проекты ликвидации суда канцлера, кодификации английского права, уничтожения системы откупов при сборе косвенных налогов, сокращения численности армии, освобождения должников из тюрем.
Вскоре Кромвеля стала беспокоить такая политика, еще недавно выражавший свою радость и торжество по поводу того, что настало время, когда «Иисус Христос невидимо участвует в работе Малого парламента, в его деятельности по устроению нации», стал выражать опасения относительно возможных результатов этой деятельности. Кромвель даже как-то проговорился, что «дураки» (т. е. парламент «святых») беспокоят его больше, чем мерзавцы, сидевшие в Долгом парламенте36.
Беспокойство Кромвеля вызывалось радикальным характером деятельности Малого парламента. Его раздражало то, что радикально настроенное большинство в Малом парламенте склонно было получать советы не от него, а от пуританских проповедников, «людей пятой монархии» и т. п. Позже (в 1657 г.) Кромвель так охарактеризовал опасность, проистекавшую, по его мнению, от деятельности «святых»: они якобы угрожали свободе и собственности настолько, «что человек, имеющий 12 коров, должен был бы поделиться ими со своим соседом, который нуждался в коровах»37. Кромвель, всячески стремясь изобразить себя спасителем священного права собственности, явно преувеличивал опасность деятельности Малого парламента для собственнической Англии.
В декабре 1653 г. руководители армии побудили своих так называемых назначенцев принять решение о самороспуске, о прекращении заседаний Малого парламента и о передаче в руки лорда-главнокомандующего той власти, которая была ими от него получена. Непосредственным организатором и вдохновителем роспуска Малого парламента был генерал-майор Ламберт.
Большинство членов Малого парламента безропотно подчинилось вынужденному решению о прекращении заседаний и передаче всей власти Кромвелю. Акт отречения подписали 80 человек. Остальные были удалены из зала заседаний военной силой.
В
полдень 16 декабря 1653 г. из Уайтхолла
в Вестминстерский дворец, проследовала
торжественная процессия в
1.2 Первый парламент протектора.
Конституция протектората, носит на себе следы поспешного обсуждения, компромиссных поправок. В ней немало неясностей, и умышленных и нечаянных, и противоречий. Но все же это акт, замечательный по силе политической мысли. «Орудие управления» отделяет власть исполнительную от власти законодательной. Законодательная власть принадлежит лорду-протектору совместно с народными представителями39, а исполнительная — лорду-протектору совместно с Государственным советом. Лорда-протектора нельзя приравнять к старому английскому монарху. Правда, ему принадлежит право помилования преступников, право производить в рыцари и другие права, бывшие раньше прерогативами короля. От имени лорда-протектора пишутся все государственные акты. Лорду-протектору представляются на утверждение парламентские билли; но его право ветo неясно, если не фиктивно. Но власть протектора сильно ограничена Государственным советом. Пятнадцать членов совета указаны в самом «Орудии управления». Лорд-протектор может увеличить их число до 21. Впредь замещение освободившихся вакансий происходит и трехстепенном порядке: парламент выбирает на каждое место 6 кандидатов, совет выбирает из них двух и протектор делает окончательный выбор. Лорд-протектор избирается Государственным советом. Все иностранные сношения должны быть ведены с согласия Государственного совета; согласие совета требуется также для созыва чрезвычайного парламента и для приказов по милиции, когда нет парламента.
Право законодательства и обложении принадлежит только парламенту. Избирательное право было измелено, и перераспределение депутатских мест. Представительство организовано сообразно с числом населения. Избирателями в графствах могут быть лишь те лица, которые имеют имущества по крайней мере на 200 ф. ст. Лорд-протектор имеет право распускать парламент, но парламент обязательно должен избираться каждые три года. День созыва первого парламента был определен на 1 сентября 1654 г «Орудие управления» отводит довольно широкий простор религиозной свободе. Христианство признается государственным вероисповеданием, но никто к нему не принуждается. Исповедания, расходящиеся с государственным, но признающие Христа, пользуются покровительством в отправлении своего культа. Учителя религии должны содержаться на счет добровольных даяний. Десятину желательно чем-нибудь заменить, но пока она остается в силе. Но англичане и католики свободой исповедания не пользуются40.
Конституция 1653 г. должна была, по мнению ее составителей, соединить в себе три принципа управления государством — монархический (единоличный протектор), аристократический (пожизненный Совет) и демократический (избираемый парламент).
Первый парламент протектората собрался 3 сентября 1654 г. в Расписной палате Вестминстера41. Хотя по конституции роялисты и лишены избирательных прав, но все-таки на западе Англии в члены парламента прошли полуроялисты42. Затем в парламент попало и несколько непримиримых республиканцев, в том числе Брадшо и Ледло. Немало выбрано противников политических притязаний - армии. «Святых» в парламент прошло мало. Из 46 человек, которые 10 декабря 1653 г. голосовали против государственной церкви, прошло только 4. В Ирландии и Шотландии очень небольшая часть населения принимала участие в выборах, и почти все 60 депутатов - сторонники правительства. Но в общем выборы дали «строптивый парламент»43.
Кромвель надеялся, что ему будет легко управлять страною с помощью умеренных людей. Он обратился к, новому парламенту с речью44, совершенно непохожей на речь, которая была произнесена им при открытии Малого парламента. Теперь Кромвель взывает к скромности и умеренности. Он резко обрушивается на уравнительные - принципы и высказывается за необходимость классовой иерархии. И в религиозных вопросах Кромвель нападает на крайних. Но все же он заканчивает свою речь заявлением, что говорит с коммонерами не как хозяин, а как их сотрудник, такой же слуга государства, как и они. Но вся эта тактика, все эти приемы не привели к желанной цели. Парламент довольно скоро обнаружил свою оппозиционность, так что Кромвелю пришлось сделать насильственный шаг. Республиканцы не желали принять «Орудие управления», которое, по их мнению, должно быть предварительно рассмотрено народными представителями. Кромвель предложил им пересмотреть конституцию. Республиканцы заявили, что прежде всего они требуют, чтобы весь суверенитет был отдан народным представителям. Парламентское большинство склоняется к мнению, что глава исполнительной власти должен быть ограничен парламентом, поскольку парламент найдет это нужным. Но Кромвель не может примириться с этим, и решил дать парламенту первый бой, хотя с начала его открытия прошло всего лишь около двух недель: в одно прекрасное утро члены парламента нашли двери палаты запертыми. «У входа в зал заседаний висело объявление о вызове депутатов к лорду-протектору для особого разговора. Когда депутаты собрались у протектора, он им заявил весьма грубо и решительно, что они не имеют права обсуждать основные положения новой конституции. Члены парламента должны были признать в качестве основного принципа протектората единоличное правление пожизненного главы государства совместно с избираемым раз в три года парламентом и принести присягу на верность существующему строю. Лишь принявшие эти условия депутаты были допущены в зал заседаний парламента»45. Это была тоже своего рода «чистка» парламента от тех, кто не желал признавать диктатуру Кромвеля. Часть депутатов, отказавшаяся дать требуемое письменное обязательство, покинула парламент. Все это свидетельствовало о наличии в парламенте серьезной оппозиции режиму протектората.
Однако, несмотря на удаление депутатов, не согласных принять без обсуждения основные положения новой конституции, в парламенте скоро разгорелись споры; на этот раз — по вопросу о контроле над вооруженными силами. Согласно одному из не подлежавших обсуждению пунктов конституции, ни протектор, ни парламент не имели права абсолютного контроля над военными силами. Контроль осуществлялся лордом-протектором совместно с парламентом. Парламент пожелал внести в этот пункт ограничение, согласно которому совместный контроль протектора и парламента над вооруженными силами страны устанавливался лишь на время жизни лорда-протектора. По этому вопросу в парламенте разгорелись споры и дебаты, свидетельствовавшие о наличии в нем оппозиции против признания соответствующего пункта «Орудия управления» в качестве неизменного установления. Кромвель разошелся с членами парламента в весьма важном вопросе: будет ли Англия управляться и впредь в духе принципов военной диктатуры. Это делало неизбежным еще более острый конфликт и привело к разрыву протектора с парламентом и к роспуску последнего. Парламент потребовал сокращения армии с 57 тыс. человек до 30 тыс. и не был расположен отпускать средства на содержание почти 60-тысячной армии. Настаивая на сокращении армии почти вдвое, парламент не отпускал денег на оплату задолженности солдатам, не утверждал ассигнований, требуемых протектором на армию.
22 января 1655 г. Кромвель распустил парламент46, заявив, что происходившие в нем споры вызывают недовольство и рознь в стране. В своей речи при роспуске парламента он, высказал такую мысль: «Если уже суждено страдать стране, пусть она лучше страдает от богатых, чем от бедных, ибо, когда угнетают бедные, сказал Соломон, тогда это подобно буре, которая истребляет все и ничего не оставляет»47.
Подводя
итог политической борьбе Кромвеля и
первого парламента, стоит отметить,
что классовое лицо лорда-протектора
раскрывается с полной определенностью:
он защитник богатства от покушений неимущих
и сам подчеркивает свою контрреволюционную
роль. Наступил период беспарламентского
правления, продолжавшийся 20 месяцев,
когда страной управлял лорд-протектор
вместе с Государственным советом. Политический
строй Англии принял ярко выраженную форму
военной диктатуры.
II. Период беспарламентского правления О. Кромвеля.
Анализируя период беспарламентского правления О. Кромвеля, особое внимание, прежде всего, следует уделить внешнеполитическим аспектам этого периода. Летом 1654 года, после заключения выгодного мира с Голландией, Оливер Кромвель заявил в Государственном совете, что теперь следует подумать о войне с Испанией. Англия имеет значительный флот, и его надо использовать; «потому что бог не требует от нас сидения на месте; мы должны прикинуть, какую работу мы можем сделать в мире — так же, как и дома»48. Стоит отметить, что вера Кромвеля не была пассивной и самоотверженной, как у каких-нибудь квакеров. Нет, протестантизм его имел характер воинственный, завоевательный. Первой обязанностью англичан, как следовало из его слов, было позаботиться об утверждении протестантизма49, и здесь главным врагом была Испания.
Первой задачей Кромвеля было установление нерушимого союза протестантских стран — Англии, Голландии, Швеции, Данин50. Англия в этом союзе должна играть первенствующую роль и направлять его против Рима и католических государств. Мир с Голландией, договоры с Данией и Швецией обеспечивали английским торговцам свободный доступ в Балтийское море.
Но Голландия продолжала оставаться соперником. Тогда Кромвель цинически предложил ей поделить мир: в Европе и Африке они будут пользоваться равными торговыми возможностями, Восток — сфера голландской торговли, а Вест-Индия и Америка отходят к Англии. «Интересы обеих стран, — сказал он, — заключаются в расцвете торговли и навигации. Мир достаточно просторен для обеих. Если бы оба народа смогли только как следует понять интересы друг друга, их страны стали бы сокровищницами мира»51. Всеобщий союз протестантских государств был, однако, утопией. Он не имел главного — экономической основы — и трещал по всем швам. Голландия высказывала недовольство экспансионистскими устремлениями Англии, вражда между Данией и Швецией вскоре переросла в войну.
Второй задачей было установление отношений с Францией и Испанией, которые находились между собой в состоянии войны. Дипломаты каждой из них проникали к Кромвелю и старались заручиться его поддержкой. Он выбрал Францию — и потому, что Испанию считал «естественным врагом»52 Англии, и потому, что союз с Францией нес большие политические и экономические выгоды. Кромвель все еще пытался помочь французским гугенотам. Кроме того, Карл Стюарт, мать которого была француженкой, добивался от Мазарини; помощи, быть может, вторжения в Англию; этим намерениям следовало воспрепятствовать. Наконец, только заручившись поддержкой Франции, можно было обрушить всю мощь английского флота на испанские колонии, которые сулили английским завоевателям богатую добычу, плодородные земли, золотоносные реки и серебряные рудники.
В начале ноября 1655 года договор с Францией был подписан. Он провозглашал мир, дружбу и союз; обе стороны обещали не помогать врагам и мятежникам другой стороны. Для Франции это означало отказ от помощи роялистам, для Англии — гугенотам. Разрешался беспрепятственный ввоз во Францию английских шерстяных и шелковых тканей, в Англию — французских тканей и вин. Договор содержал и секретные статьи: Франция обязывалась не заключать мира с Испанией без согласия Англии. Почти в это же время началась война с Испанией.
Внешнеполитические замыслы Кромвеля поражают фантастическим размахом. Впервые в истории он разработал нечто вроде мировой стратегии. Он вынашивал планы объединения протестантских государств против католиков, контроля над Средиземноморьем и Атлантикой, распространения британского владычества в Вест-Индии и Восточной Европе — в Польше и даже в России, он вел переговоры с турками. Международный престиж Англии в годы его правления небывало возрос, из третьестепенной окраинной страны они превратилась в ведущую державу Европы. Как отмечают современники Кромвеля: «Его величие у себя дома всего лишь тень той славы, которую он имел за рубежом. Трудно установить, кто боялся его больше — Франция, Испания или Нидерланды... И поскольку все они в угоду ему жертвовали своей честью и своими интересами, что бы он от них ни требовал, они ни в чем ему не отказывали»53.
Информация о работе Политическая борьба в Англии в эпоху протектората (1653 – 1658)