Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:20, реферат
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Введение
1. Государственные реформы Петра 1 « за» и « против»
1.1 Военные реформы Петра 1
1.2 Административные преобразования
1.3 Церковные реформы
1.4 Судебные реформы
1.5 Экономические преобразования
1.6 Изменения в области науки, культуры и быта.
2. Личность Петра Первого.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.
Штатс – контор - коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.
Ревизион - коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами "ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае несходства судили ,и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.
В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение просуществовало до 1722г.
Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.
Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.
С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением.
Юстиц - коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.
Вотчинная коллегия, образованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам.
Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).
Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).
С появлением коллегий прекращали свое существование многие из сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал: "В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит". Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.
В 1720 г.
был принят Генеральный
После учреждения
коллегий Петр решил по
Городское
управление было передано в
руки городских верхов.
Должность бурмистров отменялась.
Все посадское население
Наряду с
разделением городского
Новая система органов управления создала мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян (поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее, причем указ о майорате 1714 г. предотвратил дробление владений. Но эта мера полностью реализована не была.
Своеобразным
итогом административных
Выдержки
из Табели о рангах:
Ранг | Чины | |
Военные сухопутные | Статские | |
1 | Генерал-фельдмаршал | Канцлер |
2 | Генерал | Действительный тайный советник |
3 | Генерал-лейтенант | Генерал-прокурор |
4 | Генерал-майор | Президент коллегии, тайный советник, обер-прокурор |
5 | Бригадир, генерал-провиантмейстер | Вице-президент коллегии |
6 | Полковник, обер - провиантмейстер | Прокурор |
7 | Подполковник | Обер - секретарь |
8 | Майор | Асессор коллегии |
9 | Капитан, флигель-адъютант при генерал - фельдмаршале | Советник коллегии |
10 | Капитан-лейтенант | |
11 | отсутствует | отсутствует |
12 | Лейтенант | Камерир, секретарь надворного суда |
13 | Унтер-лейтенант | Протоколист, переводчик |
14 | Фендрик, флигель-адъютант
при генерал-адъютанте или |
Юнкер коллегии |
Многие историки
считают административные преобразования
наиболее слабым местом Петровских
реформ. Известный российский
историк В.Я.Уланов писал: "Все эти
преобразования, непрерывным потоком
следовавшие одно за другим... не только
не вели население к материальному и нравственному
преуспеянию, но были гнетом, мало, чем
уступавшим войне Петровского времени".10
1.4.Церковная реформа.
Важную роль
в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа
Петра. Во второй половине
XVII в. позиции Русской
православной церкви были
весьма прочными, она сохраняла
административную, финансовую и
судебную автономию по
Церковная
политика Петра, как и его
политика в других сферах
Поворот к
новой политике произошел
Петр, руководствуясь
просветительской идеей об
Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".
Принятие
Духовного регламента
Реформа церкви
осуществлялась параллельно с
податной реформой, проводились
учет и классификация
В результате
церковной реформы церковь
потеряла огромную часть своего
влияния и превратилась в
часть государственного аппарата,
строго контролируемую и управляемую
светской властью.
1.5.
Судебная реформа
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.
Информация о работе Петровская модернизация России: замысел и результаты