Петровская модернизация России: замысел и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:20, реферат

Описание работы

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Содержание

Введение


1. Государственные реформы Петра 1 « за» и « против»


1.1 Военные реформы Петра 1


1.2 Административные преобразования


1.3 Церковные реформы


1.4 Судебные реформы


1.5 Экономические преобразования


1.6 Изменения в области науки, культуры и быта.


2. Личность Петра Первого.


3. Заключение.


4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

петровская реформа.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

      Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.

      Штатс – контор - коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

      Ревизион - коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами "ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае несходства судили ,и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.

      В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение просуществовало до 1722г.

      Мануфактур  коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

      Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

      С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением.

      Юстиц - коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

      Вотчинная коллегия, образованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам.

      Тайная  канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).

      Существовали  и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская  канцелярия).

С появлением коллегий прекращали свое  существование  многие  из   сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых   учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью   коллегиальной системы  стало  более  четкое разграничение сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел.  Сам Петр писал:  "В коллегии предложенную  нужду разбирают умы многие,  и,  что один не постигнет, то постигнет другий,  а чего не увидит сей, то оный увидит". Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при   жизни Петра неоднократно изменялся.  В 1721 г.  была образована Духовная коллегия - Синод,  который был выведен из подчинения Сената,   в 1722 г.  Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию,  была образована Малороссийская коллегия   для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.

 В 1720 г.  был принят Генеральный регламент  - документ, определяющий штаты   коллегий,  окончательно  разграничивавший  их функции и   компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она   функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

 После учреждения  коллегий Петр решил по шведскому  образцу реформировать и местное  управление.  Началась очередная  реформа местного   административно-территориального устройства.  В 1719-1720  г.  были   отменены "доли" и должности ландратов,  губернии теперь делились на   провинции, а те,  в свою очередь,  на дистрикты,  во главе  которых   стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

 Городское  управление было  передано  в   руки  городских  верхов.   Должность бурмистров  отменялась.  Все посадское население делилось   на три части:  1-ю гильдию  (богатые купцы и  владельцы   ремесленных   мастерских), 2-ю  гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники)   и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского на  селения.  Правом выбора  в новые органы городского самоуправления   магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения    члены гильдий,  избираться могли лишь члены 1-ой гильдии.  Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720  г.   Главный магистрат.

 Наряду с  разделением городского населения,  были проведены преобразования  и  в отношении многочисленного  класса не-крепостного населения - оно объединялось в  сословие  государственных  крестьян  со   значительным сужением прав и возможностей.  Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано  холопство  путем  слияния  его  с   крепостными   крестьянами.

 Новая система  органов управления создала мощный слой  чиновничьего дворянства в России,  сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян   (поместий) и  бояр  (вотчин)  дворянское землевладение окончательно   превратилось в господствующее,  причем указ о майорате 1714 г. предотвратил дробление владений.  Но эта мера полностью реализована не   была.

 Своеобразным  итогом административных преобразований  Петра I стала принятая в 1722 г.  Табель о рангах - свод законов  о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного   чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы   управления. Петр отмечал в указе о Табели:  "Мы для того никому, ни  какого ранга  не позволяем,  пока они нам и отечеству никаких услуг   не покажут и за оные характера не получат". По Табели все должности   делились на шесть частей -  военные (сухопутные,  гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

 Выдержки  из Табели о рангах: 

Ранг Чины
Военные сухопутные Статские
1 Генерал-фельдмаршал Канцлер
2 Генерал Действительный  тайный советник
3 Генерал-лейтенант Генерал-прокурор
4 Генерал-майор Президент коллегии, тайный советник, обер-прокурор
5 Бригадир, генерал-провиантмейстер Вице-президент  коллегии
6 Полковник, обер - провиантмейстер Прокурор
7 Подполковник Обер - секретарь
8 Майор Асессор коллегии
9 Капитан, флигель-адъютант при генерал - фельдмаршале Советник коллегии
10 Капитан-лейтенант  
11 отсутствует отсутствует
12 Лейтенант Камерир, секретарь  надворного суда
13 Унтер-лейтенант Протоколист, переводчик
14 Фендрик, флигель-адъютант при генерал-адъютанте или бригадире Юнкер коллегии
 
 

Многие историки считают административные преобразования наиболее   слабым местом   Петровских  реформ.  Известный  российский  историк   В.Я.Уланов писал: "Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим...  не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало, чем уступавшим войне Петровского времени".10 
 

1.4.Церковная  реформа.

 

 Важную роль  в  утверждении абсолютизма  играла церковная реформа   Петра. Во второй половине  XVII  в.  позиции  Русской   православной   церкви были  весьма прочными, она сохраняла  административную, финансовую и  судебную автономию по отношению  к царской власти. Последние   патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили   политику, направленную на укрепление этих позиций.

 Церковная  политика Петра, как и его  политика в других сферах государственной  жизни, была направлена, прежде  всего, на как можно более   эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах" см. Раздел 1).   После путешествия Петра в составе Великого посольства его  занимает   еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

 Поворот к  новой политике произошел после  смерти патриарха Адриана. Петр  распоряжается провести ревизию  для переписи имущества Патриаршего  дома.  Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупотреблениях, Петр  отменяет выборы нового патриарха,  поручая в то же   самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  "местоблюстителя патриаршего  престола". В 1701 г. образуется Монастырский   приказ - светское  учреждение - для  управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства,  право распоряжаться своей собственностью.

 Петр, руководствуясь  просветительской идеей об общественном  благе, для которого необходим  продуктивный труд всех членов  общества,   разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский   указ ограничивает число монахов:  за разрешением на постриг  теперь   нужно было  обращаться  в Монастырский приказ.  Впоследствии у царя   появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

 Сложившиеся  отношения  между церковью  и властью требовали нового   юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи   Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового  органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод",  официально уравненный в правах  с   Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом   абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра.  Современник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил:  "Вот вам   духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на   стол кинжал) булатный патриарх".

 Принятие  Духовного регламента фактически  превратило русских священнослужителей  в государственных чиновников,  тем  более  что  для   надзора за Синодом было поставлено  светское лицо - обер-прокурор.

 Реформа церкви  осуществлялась параллельно с   податной  реформой,   проводились  учет и классификация священников,  а низшие их слои были   переведены в подушный оклад.  По сводным ведомостям Казанской,  Ниже  городской и Астраханской  губерний (образованы в результате членения   Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года,  в котором  священнослужителям   вменялось в  обязанность  нарушать тайну исповеди,  если у них была   возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

 В результате  церковной  реформы церковь  потеряла огромную часть   своего  влияния и превратилась в   часть  государственного  аппарата,   строго контролируемую и управляемую светской властью.    
 

1.5. Судебная реформа 

      Судебная  реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю  судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась  органом  управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

Информация о работе Петровская модернизация России: замысел и результаты