Петровская модернизация России: замысел и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:20, реферат

Описание работы

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Содержание

Введение


1. Государственные реформы Петра 1 « за» и « против»


1.1 Военные реформы Петра 1


1.2 Административные преобразования


1.3 Церковные реформы


1.4 Судебные реформы


1.5 Экономические преобразования


1.6 Изменения в области науки, культуры и быта.


2. Личность Петра Первого.


3. Заключение.


4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

петровская реформа.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

      Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

  В ХVП в.  происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе, господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах (24 января 1722г.) окончательно устранил назначение

        Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

      Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась  в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую  силу. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих  полномочиях и правах никакими  высшими  административными  органами власти и управления.   Власть   императора   в  такой  мере  была  широка и сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г. провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять". 2

      В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает".3 Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

      1.1. Военные реформы Петра 1

 

 Военные реформы   занимают особое место среди  Петровских преобразований.    Они имели наиболее ярко  выраженный  классовый характер.   Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчении  и организации постоянной боеспособной армии с единообразной  структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

 Задачи создания  современной боеспособной армии  и флота  занимали   юного  царя еще до того,  как он стал полновластным государем. Можно   насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному)   мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень   большое,  часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства.  Ход же самой военной реформы определялся войной. "Игра в солдатики",  которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг.  становится все более и более серьезной. В 1689 г.   Петр строит на Плещеевом озере,  около Переславля-Залесского,  несколько  небольших  кораблей  под руководством голландских мастеров.   Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" -  Семеновский и Преображенский.  Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

 Семеновский  и  Преображенский полки стали  ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во  время  Азовских  походов   1695-1696 гг.  Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое   крещение которого также приходится на это время.  В казне не  было   необходимых средств,  и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям  светских  и  духовных   землевладельцев.  С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику,  а с основанием Санкт - Петербурга строительство   кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра,  Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,  имея 48   линейных и 788 галерных и прочих судов.

      Военные преобразования ХVШ в. имели целью  создать новую организацию армии. К этому периоду правительство  вооружило войска однообразным оружием, армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка, большое значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг. Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной технике ведения боя для разных родов войск.

  До Петра  армия состояла из двух главных  частей   дворянского  ополчения   и  различных  полурегулярных   формирований   (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то,  что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы  ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами.  В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический  принцип.  Рекрутские наборы распространялись на   население,  платившее подати и несшее государственные повинности. В   1699 г.  был произведен первый рекрутский набор,  с 1705 г.  наборы   узаконены соответствующим указом и стали ежегодными.  С  20  дворов   брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки   солдат  и  матросов).  Более всего от рекрутских наборов пострадала   русская деревня.  Срок службы рекрута практически не был ограничен.  Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721гг). Петр I превратил отдельные наборы "даточных людей" в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно. Указ 1699г. "О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей" положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. Всего за период 1699-1725гг. было проведено 53 набора, которые составили 284187 человек. Указ от 20 февраля 1705г. завершил складывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны.  Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,  обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская,  артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский,   а в 1720 г.  - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии.  К концу Северной войны Петр имел  огромную  сильную   армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной,  растянувшейся почти   на четверть века войне.  Вновь созданная русская регулярная  армия показала свои высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях.

Реорганизация армии сопровождалась изменением системы  ее управления, которую осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных  дел, Приказ генерал - комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская  система дала  возможность иметь большую однородную армию, обладавшую лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы.

      Одновременно  с проведением военной реформы  был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава воинского": 1700г. - "Краткое обыкновенное учение", 1702г. - "Уложение, или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам", 1706г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719г. были опубликованы “Устав воинский” вместе с “Артикулом воинским” и другими военными законами. “Артикул воинский” содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись не только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным жителям. Российский флот также как армия комплектовался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание боеспособной  регулярной армии,  одной из  сильнейших в   мире,  которая  дала России возможность воевать  со своими  основными   противниками  и побеждать их;

- появление  целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного  военного флота;

- гигантский  рост военных расходов и покрытие  их за счет жесточайшего выжимания  средств из народа. 
 

1.2. Административные  преобразования. 

  В.О.Ключевский  писал:  "Преобразование управления - едва  ли  не самая  показная,  фасадная  сторона преобразовательной деятельности Петра;  по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность". 4Ключевский,  вообще относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной  необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных  расходов, (сам Петр называл деньги "артериею войны").  Для Петра-реформатора было также характерно стремление перенести военные принципы   на  сферу гражданской жизни и государственного управления.  Весьма   показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г.,  присланный императором в Сенат:

"Господа Сенат!  Посылаю вам книгу Воинский устав (которой зачат в Петербурге и ныне совершен)...  И понеже оной хотя основанией воинских людей,  аднакож касается и до всех правителей земских". 5Петр   относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению,  к регламенту - как к военному уставу,  а к чиновнику - как  к   военнослужащему.  Американский  исследователь  Д.Крайкрафт отмечал:   "Петр не только одевался как солдат,  но и действовал и  думал  как солдат".6

 Бессистемность  и спешка часто приводили к  путанице: установления,   приказы  сменялись одно другим,  часто   прямо  противоположным,  или   сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по  своим  функциям.   Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские   названия на европейские, по сути своей, оставшись прежними.

 Уже в   первые  годы царствования Петра  изменились стиль и методы   управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто  на  физическое  вымирание,  своим   указом прекратив пополнение  думы новыми   членами) решения  стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский,  по словам современника, "злой тиран, пьяный по вся дни".

 Первой административной  реформой стало создание в  1699 г. особого ведомства городов.  Указами вводилось самоуправление для городского купечества,  а также для населения поморских городов.  Отменялась власть  воевод,  отныне судом и сбором налогов ведали выборные   бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская  ратуша, выбираемая купцами Москвы.  В ведении Ратуши находились главные   поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор   за действиями   органов   самоуправления.  Во  главе  Ратуши  стоял   обер - инспектор ратушного правления.  Первым человеком, занявшим эту   должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

 Но с ростом  государственных расходов Петр  постепенно  утрачивает   доверие  к  финансовым возможностям  Ратуши.  Царь приходит к решению   перенести основную массу управления на  места,  так  как  "человеку   трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления   обеспечивала более высокую степень удовлетворения  финансовых  нужд   государства, а после окончания Северной войны должна была упростить   процесс размещения и обеспечения регулярных войск.  В конце 1707 г.   начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается   создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на   провинции: Московской,  Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской,  Смоленской,  Архангелогородской,   Казанской,   Азовской и  Сибирской.  Во  главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при  губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия   как орган,  приводящий в исполнения распоряжения и приказы;  с 1710   г. воеводы  стали называться уездными комендантами.  В подчинении у   губернатора были вице-губернатор (заместитель),  ландрихтер, ведавший судом,  провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом,  губернская реформа фактически упразднила преобразования  1699  г.,  а   Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское   учреждение.

 В 1710 г.  была проведена подворная перепись  населения и была установлена особая платежная единица в 5536  дворов,  которая  должна   была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались   новые "доли"  во главе с ландратами - в больших губерниях по 12,  в   средних - по 10,  в меньших - по 8.  Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать определенное количество полков.

 Однако и   эта реформа не дала желаемого  эффекта,  Северная война   затянулась, и разместить в губерниях приписанные  к  ним  полки  не   удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций.  Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю, фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.

 Эти две  реформы вызвали полное расстройство государственного управления.  В результате губернской  реформы была уничтожена  система   приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы,   так как Москва перестала ею быть,  а Санкт - Петербург еще  не  стал.   Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды",   которая называлась то "ближней канцелярией",  то "консилией министров".

 Поворотным  моментом стал Указ от 2 марта 1711 г.,  провозгласивший создание  нового  органа государственной власти - Сената.  Формальной причиной послужил отъезд Петра на  войну  с  Турцией.  Указ   гласил:

"Указ, что по отбытии нашем делать. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения,  тож и ябедником да последует; смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные,  отставить; денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны; дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче   тех, которые кроются,  сыскать; також тысячю человек людей боярских грамотных для того ж; вексели исправить и держать в одном месте; товары,  которые на откупах или по канцеляриям и губерниям,  осмотреть и посвидетельствовать; о соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной; торг китайской, зделав компанию добрую, отдать; Персицкой торг умножить и армян,  как возможно, приласкать и облехчить,  в чем пристойно, дабы тем подату охоту для большева их приезду. Петр".7

 В первое  время Сенат состоял из девяти  ближайших сотрудников царя, и  Петр настаивал на признании  Сената высшим государственным  органом, которому все лица  и учреждения должны повиноваться,  как самому царю.

Информация о работе Петровская модернизация России: замысел и результаты