Петровская модернизация России: замысел и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:20, реферат

Описание работы

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Содержание

Введение


1. Государственные реформы Петра 1 « за» и « против»


1.1 Военные реформы Петра 1


1.2 Административные преобразования


1.3 Церковные реформы


1.4 Судебные реформы


1.5 Экономические преобразования


1.6 Изменения в области науки, культуры и быта.


2. Личность Петра Первого.


3. Заключение.


4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

петровская реформа.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

      Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган - Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. "О должности Сената" Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией. Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах.

      Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально  Сенат состоял из сенаторов и  канцелярии, позднее в его составе  сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор (4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения.

      Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. "для управления и исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. В 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради "приема челобитен", получившая название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на "неправосудие" коллегий, то, рассмотрев дело он докладывал его Сенату.

      В 1722 г. последовало назначение на должность  герольдмейстера, в обязанности  которого входило составление списков  всего государства, дворян, наблюдением  за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3. 16 марта 1711г., в связи с перераспределением компетенции органов государственного управления (после губернской реформы), Сенат ввел должность губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они занимались непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями. Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

      Учреждение  института фискалов и прокуратуры  в системе органов государственной  власти в I четверти ХVШ в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось "учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер - фискал) состоял при Сенате, который "ведал фискалов". Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер - фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что "ко вреду государственному интересу быть может"; докладывать "о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте", "не вкрадываются ли в государство шпионы", а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции - "взыскание всех безгласных дел". Сеть фискалов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714г. предписывалось в каждой губернии "быть по 4человека, в том числе провинциал - фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества". Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год "учинял" контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях – провинциал - фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер - фискал.

      Первым  законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722г.: "быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору...". 8А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. "О должности генерал-прокурора" устанавливал его компетенцию , в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору. Прокурор коллегии присутствал на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.

 Но новый   централизованный  аппарат  власти  с учреждением Сената   еще только начинал создаваться,  и образцом для дальнейшей  реформы   государственного управления  Петр  избрал  шведское государственное   устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им   западноевропейского опыта.

 Шведская  государственная система была построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении,  получившего распространение  в  Европе в XVI-XVII вв.  Камерализм содержал ряд черт,  весьма привлекательных для Петра:

1) Это функциональный  принцип управления, который предусматривал   создание учреждений, специализировавшихся  в какой-либо сфере;

2) Это устройство  учреждения на началах коллегиальности,  четкой   регламентации обязанностей чиновников,  специализации канцелярского   труда, установления единообразия штатов и жалованья.

 Используя  шведский опыт и шведские образцы,  Петр,  как правило,   вносил  обусловленные особенностями России  изменения.  Указ Петра от   28 апреля 1718 г. гласит: "Всем колегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять  во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть".9

 В 1712  г.  у Петра появляется идея создать  по шведскому образцу   коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к  23   марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции,  Иностранных дел,  Адмиралтейская, Воинская, Камер- и   Коммерц-коллегии. Реформа  началась в конце 1717 - начале 1718 гг.,   когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом.   
 
 
 
 
 

Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий:

Коллегия  Президент Вице-президент
Чужестранных  дел Канцлер граф Г.И.Головкин Вице-президент  барон Шафиров
Камер Князь Д.М.Голицин Барон нирот
Юстиция Тайный советник А.А.Матвеев Бревер
Ревизион Князь Я.Долгорукий -
Военная Князь А.Д.Меньшиков Генерал А.А. Вейде
Адмиралтейская Генерал-адмирал  Ф.М.Апраксин Крейс
Коммерц П.А.Толстой Шмидт
Штатс Граф И.А.Мусин-Пушкин -
Берг  и Мануфактур Я.В.Брюс -

  

Документ от 12 декабря 1718 года:  "Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит...

 11. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ).  Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и  посланников,  и  приезды курьеров и иных иноземцев.

 12. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение  и  ведение доходов денежных всего государства.

 13. Юстиция (то есть расправа гражданских дел).  Судныя и розыскныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.

 14. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

 15. Воинской. Армия и гарнизоны, и все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.

 16. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.

 17. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.

 18. Штатс - контор (Казенный  дом).  Ведение  всех  государственных расходов.

 19. Берг и Мануфактур.  Рудокопные заводы и все прочия ремесла  и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия".

 Всего к  концу первой четверти семнадцатого  века существовало  13 коллегий, которые  стали центральными государственными  учреждениями, формируемыми по  функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства. Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностью коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.

      Коллегия  иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило ведать "всякими иностранными и посольскими делами", координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней "никаких судных дел не судят".

      На  Военную коллегию возлагалось управление "всеми воинскими делами": комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

      Адмиралтейская  коллегия ведала "флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями" и руководствовалась в своей деятельности "Регламентом о управлении адмиралтейства и верфи" (1722) и "Регламентом морским". В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

      Малороссийская  коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с целью "Ограждать малороссийский народ" от "неправедных судов" и "утеснений" налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

Информация о работе Петровская модернизация России: замысел и результаты