Особенности цехового ремесла в средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является: выявить основные особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе.
Задачи:
1) раскрыть основные причины возникновения цехов, их функции, особенности цеховой регламентации;
2) выявить особенности взаимоотношений между мастерами и учениками и подмастерьями в средневековых цехах, между цехами и патрициатом.

Содержание

Введение
Глава 1. Цех как форма организации ремесла в средневековом городе
1.1 Причины возникновения цехов
1.2Функции цехов
1.3 Цеховая регламентация
Глава 2. Мастер, ученик, подмастерье
2.1 Борьба мастеров с подмастерьями
2.2 Борьба цехов с патрициатом
2.3 Разложение цехового строя
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Цех как форма организации  ремесла в средневековом городе

1.1 Причины  возникновения цехов

1.2Функции  цехов

1.3 Цеховая  регламентация

Глава 2. Мастер, ученик, подмастерье

2.1 Борьба  мастеров с подмастерьями

2.2 Борьба  цехов с патрициатом

2.3 Разложение  цехового строя

Заключение

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Производственную  основу средневекового города составляли ремесло и промыслы. На юге Европы, особенно в Италии, отчасти Южной  Франции ремесло развивалось почти исключительно в городах: их раннее развитие, густота сети, мощные торговые связи делали нецелесообразными ремесленные занятия в деревне. Во всех других регионах даже при наличии развитых городских ремесел сохранялись и сельские – домашние крестьянские и профессиональные деревенские и домениальные. Однако повсюду городское ремесло занимало ведущие позиции. В городах работали десятки и даже сотни ремесленников одновременно. Только в городах достигалось наиболее высокое для своего времени разделение ремесленного труда: до 300 (в Париже) и не менее 10-15 (в мелком городе) специальностей. Только в городе имелись условия для совершенствования мастерства, обмена производственным опытом.

В отличие  от крестьянина городской ремесленник  был почти исключительно товаропроизводителем. В своей личной и производственной жизни он был гораздо более независим, чем крестьянин и даже сельский ремесленник. В средневековой Европе было множество городов и ремесленных слобод, где мастера работали на свободный, для своего времени широкий, нередко международный рынок. Некоторые славились изготовлением определенных сортов сукон (Италия. Фландрия, Англия), шелка (Византия, Италия, Южная Франция), клинков (Германия, Испания). Но ремесленник социально был близок к крестьянину. Изолированный непосредственный производитель, он вел свое индивидуальное хозяйство, основанное на личном труде и почти без применения наёмного труда. Поэтому его производство было мелким, простым. Кроме того, в большинстве городов и ремесел по-прежнему господствовала низшая форма товарности, когда труд выглядит как продажа услуг по заказу или найму. Наиболее совершенной и распространенной формой таких внутригородских объединений стали цехи, гильдии, братства ремесленников и торговцев, которые выполняли важные экономические, социальные, политические и социокультурные функции.

Цеха  сыграли важную роль в развитии товарного  производства в Европе, в формировании новой общественной группы – наёмных  рабочих, из которых впоследствии сформировался  пролетариат.

Целью данной работы является: выявить основные особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе.

Задачи:

1) раскрыть  основные причины возникновения  цехов, их функции, особенности  цеховой регламентации;

2) выявить  особенности взаимоотношений между  мастерами и учениками и подмастерьями в средневековых цехах, между цехами и патрициатом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цех как форма организации  ремесла 

в средневековом городе

1.1 Причины возникновения цехов

Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.

Исходным  образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй  сельской общины-марки и усадебные  мастерские-магистерии.

Единицей  цеха был его полноправный член –  мастер, владевший мастерской. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской с несколькими помощниками – учениками и подмастерьями - со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности определялись в отдельные цехи.

Производящий  коллектив мастерской был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие не переходило из рук в руки, а делалось в мастерской целиком. Но в "традиционном, сословном, корпоративном обществе средневековья конституирование любой деятельности успешнее всего происходило через коллектив. Позтому в большинстве городских ремёсел Западной Европы главы производственных коллективов стремились объединиться в цехи".

Цехи  делились по профессиям, причём разделительные признаки основывались не на характере  производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно[5 c 1-4].

Основными причинами образования цехов  явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции цеховой организации  ремесла

Одной из главных функций цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла (цеховое принуждение). В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов.

Цеховому  ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья  и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье – мастером.

Средневековый цех – сообщество не производителей, а людей. Поэтому важная задача цеха – регулирование не только производственных, но и человеческих отношений. В средневековом смысле слово "пир" - не частое развлечение, а особая форма межличностного общения, акт социальной коммуникации и даже разновидность элемента системы управления и самоуправления".

Цехи – не везде, но там, где они добились официального положения в коммунах, - являлись единицами городского самоуправления, по цехам организовывалось городское ополчение. Но центральная функция цеха – обеспечение пристойной жизни своих членов, пристойной не только в экономическом, но даже и в бытовом смысле: руководство цеха следило за благонравием своих членов, особенно подмастерьев, требовало незапятнанной репутации, наблюдало за брачными связями, развлечениями, одеждой и украшениями мастеров, их жен и подручных.

Цех жестко регламентировал производство: качество и количество производимых каждым мастером изделий. Дурная, некачественная продукция  пятнала доброе имя цеха, потому выпускавших такую продукцию  карали штрафами, исключением из корпорации и даже позорящими наказаниями. Качество подразумевалось не только в привычном нам материальном смысле. Известен запрет на покупку шелка-сырца у евреев, т.е. в добротность материала включалась и добротность религии и прочих личных свойств производителя этого материала[8]

Пересекалось  производство не только плохих либо выпущенных в недостаточном количестве товаров, но и слишком хороших либо в  очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме и качестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будут  покупать больше, у кого-то будет ниже себестоимость в продукции, и, значит, он окажется богаче другого, а это вызовет расслоение и конфликты в общности. Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Нарушения цехового устава рассматривались на общем собрании цеха, который являлся отчасти и судебной инстанцией.

Касса цеха, в которую ремесленники отчислял долю своих доходов, предназначалась  для помощи обедневшим членам цеха, их вдовам и сиротам. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Принудительное  равенство внутри цеха сочеталось с  неравенством разных цехов. Дело не только в том, что иные цехи – например, ювелиры – были богаче других, скажем, носильщиков, либо от одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем от других, например, скорняков. Играли роль характер и образ деятельности, "почетность" того и другого: так, медики, давшие жизнь людям, почитались более мясников, отбиравших жизнь у животных.

Цехи  объединяли горожан для борьбы с  феодальными сеньорами, а затем  с господством патрициата. Цех  участвовал в обороне города и  выступал как отдельное боевое подразделение. Он выступал как отдельная боевая единица в случае войны; имел своё знамя и значок, которые выносили во время праздничных шествий и битв.

Все праздники  члены цеха проводили вместе, завершая их пирушкой-трапезой (и многие уставы четко определяют правила поведения на таких пирушках).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Цеховая регламентация

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный  сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и сырьем и т.д.

Так, в "Книге обычаев" – регламенте ремесленных гильдий Лондона - содержатся правила, регулирующие порядок выпуска определенных тканей лондонскими ткачами:

"IX. И если будет обнаружена ткань,  сделанная из грубой, неотделанной  пряжи с очесами и предназначенная  для продажи, мэр должен получить полмарки, как штраф за нарушение правил.

Х. И  если будет обнаружена ткань, сделанная  из грубой белой шерстяной пряжи, которая предназначена на продажу, мэр получит половину марки, как  штраф за нарушение правил.

XI. И  если будет обнаружена ткань,  приготовленная на продажу и сделанная из пряжи, основа которой крашена мареной, а уток – вайдой, мэр также получит половину марки, как штраф за нарушение правил.

В немецком городе Кельне имелось четыре исключительно  женских цеха. Кроме того, женщины  могли работать наряду с мужчинами в большинстве прочих цехов. Приведём отрывок из устава цеха мастериц шелковых дел, принятый в 1469 г[4 c 113]

Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло  мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя его. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д.

Регламентация цеховой жизни нужна была и  для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением.

Таким образом, появление цехов было обусловлено  достигнутыми в то время уровнем  производительных сил и всей феодально-сословной  структурой общества. Основными причинами  образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство. Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением.

 

 

Глава 2. Мастер, ученик, подмастерье

2.1 Борьба мастеров с подмастерьями

В ремесленных центрах  возникает, помимо влиятельного слоя цеховых  мастеров, новая для средневековья  общественная группировка – постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда – подмастерье. В средневековых городах Фландрии и Италии ученики и подмастерья составляли самый бесправный и нищий слой населения, изнуренный неумеренным трудом, голодовками и постоянными болезнями. Подмастерья крупных ремесленных центров Фландрии обитали в жалких хижинах, которые сдавались им сроком на неделю. У них не было иной собственности, кроме надетого на себя платья. В понедельник утром они толпились на площадях вокруг церквей, с беспокойством ожидая возможных нанимателей. Если работы не предлагалось, им приходилось перебираться в другие города в поисках скудного заработка. Ученики и подмастерья, таким образом, находились в положении угнетаемых. Первоначально это было связано с тем, что обучение средневековому ремеслу, которое происходило путем прямой передачи навыков, оставалось длительным. В разных ремеслах этот срок колебался от 2 до 7 лет, а в отдельных цехах достигал 10-12 лет. В этих условиях мастер мог долго и с выгодой пользоваться бесплатным трудом своего уже достаточно квалифицированного ученика.

Информация о работе Особенности цехового ремесла в средневековье