Особенности государства и права средневекового Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:59, реферат

Описание работы

Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока (таких, как Индия, Китай, Арабский халифат, Япония), следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность средневековых восточных обществ, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов. Но в средневековых обществах Востока государство всемерно охраняло государственную собственность на землю с присущей ей традиционной системой эксплуатации податных крестьян, сдерживало развитие частной собственности, что препятствовало созданию здесь западноевропейской системы барского хозяйства.

Содержание

Введение
1. Периодизация истории Китая
2. Центральное и местное управление
3. Источники права
4. Имущественные отношения
5. Семейное право
6. Уголовное право и процесс
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Копия 1.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

План

Введение

1. Периодизация истории Китая

2. Центральное и местное управление

3. Источники права

4. Имущественные отношения

5. Семейное право

6. Уголовное право  и процесс

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока (таких, как Индия, Китай, Арабский халифат, Япония), следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность средневековых восточных обществ, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов. Но в средневековых обществах Востока государство всемерно охраняло государственную собственность на землю с присущей ей традиционной системой эксплуатации податных крестьян, сдерживало развитие частной собственности, что препятствовало созданию здесь западноевропейской системы барского хозяйства. Нужно также признать, что все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство сословное, кастное, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведения людей во всех сферах общественной жизни. В средневековом Китае получили дальнейшее развитие черты восточной деспотии, которые ярко проявились еще в древнем Китае. Основные черты государства Китая, его правовую систему рассмотрим подробнее в моём реферате.

1. Периодизация истории Китая

Государственность конфуцианского Китая является своего рода образцом долголетия и устойчивости: ведь на протяжении почти двух тысячелетий она сохранялась практически в неизменном виде. Между тем история Китая в средние века была весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности.

Дpевнейшей династией, согласно тpадиционной китайской истоpиогpафии, котоpая пpавила на теppитоpии Китая, считается Ся. Пpедположительно, она начала пpавить в 2070 г. до н. э. Пpавители эпохи Ся возвели гоpодские стены, создали аpмию, тюpьмы, ввели уголовные наказания. Династия Ся pассматpивается как пеpвое в истоpии Китая рабовладельческое государство.

Династия  Шан-Инь была основана в 16 веке до н. э. и завершилась в 11 веке до н. э. Период правления династии Шан характеризуется развитием аристократического общества, основной социальной структуры которого была семья.

На смену эпохам династии Ся и Шан пришла эпоха Чжоу. Это третья эпоха китайской древности, начавшаяся в 1027 г. до н.э. В эту эпоху Конфуций выдвинул собственное теоретическое построение относительно этики и общественно-политической жизни.

В 256 г. до н.э. на смену Чжоу пришла династия Цинь. Было создано первое в истории Китая централизованное государство - империя Цинь, которая имеет важное значение для истории Китая. Во времена правления династии Цинь увеличилась территория государства; в его состав теперь входила значительная часть Китая. Вся тяжесть ведения войн, строительства Великой стены, дворцов, дорог и т. п. ложилась на плечи крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Следствием этого были крупные крестьянские восстания, под ударами которых и пала династия Цинь. Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме правления являлся типичной дальневосточной монархией, ван (царь) считался верховным собственником земли, «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться.

 В условиях жесточайшего экономического и социального кризиса, голода и распада административной системы, восстаний — в 206 г. до н. э. начала свое существование первая конфуцианская империя, которой правила династия Ханъ. Ее основателем был крестьянин, один из вождей восставших. Новая династия вновь объединила страну, отменила многие казарменные законы прежних времен, снизила налоги. В систему управления стали вводиться конфуцианские нормы; ставка была сделана не столько на насилие, сколько на моральные принципы и древние почитаемые традиции. Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую полосу упадка.

В III в. Китай  распался на три самостоятельных  государства. Правда, в конце III в. была предпринята попытка вернуться  к централизации, но новой династии Цзинъ удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий..

В начале IV в. с  севера на Китай хлынули орды кочевников, в том числе гуннов. Население  бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на севере страны возникло множество мелких государств, созданных захватчиками. Они довольно быстро кита-изировались, перенимая местную культуру, обычаи и систему управления.

Следующий этап централизации был осуществлен  при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в.

Считается, что  в Китае начало средневековья приходится на V-VII вв. Именно в это время здесь окончательно утверждается социально-политическая структура с традиционными формами земельной собственности и эксплуатации крестьян, укрепляется централизованное государство в форме империи, складывается нормативная основа традиционного права.

Итак, эпоха истинного расцвета Китая связана с династией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало X в.) и династией Сун (X—XIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города, необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, все изящные искусства и особенно поэзия. Правление Сунской династии закончилось трагически для Китая, пережившего новую волну вторжения кочевых племен. В течение XIII в. империя была завоевана монголами, и великий хан Хубилай основал новую монгольскую династию Юань (1280—1368). Экономика страны в ходе долгих войн (Китай сопротивлялся монголам около 40 лет) была разрушена, огромное число китайцев было обращено в рабство.

Хотя монголы  довольно быстро стали ассимилироваться, недовольство их правлением возрастало. Древняя буддийская секта Белый Лотос, которая к XIV в. превратилась в тайное общество, объединила восставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, разгромил монголов и в 1368г. объявил себя императором династии, получившей символическое название Мин (Свет). Минское правительство сумело восстановить экономику страны; было отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие возможности продвигаться вверх по иерархической лестнице. Но в конце XVI в. последовал очередной кризис, и во второй половине XVII в. в стране снова воцарилась иноземная династия Цинн (маньчжуры). Маньчжуры со временем удивительно органично вписались в структуру китайской империи и конфуцианскую культуру, и их династия просуществовала вплоть до начала XX в.

2. Центральное и  местное управление

Распространенной  формой восточного средневекового государства  стала наследственная монархия, в которой отсутствовали институционные формы ограничения власти правителя. Всесилие бюрократического аппарата во главе с китайским императором, централизация, тотальный полицейский контроль над личностью, широта экономических функций государства и прочее дают основания, например, для применения термина "восточная деспотия" при определении формы государства средневекового Китая.

Сильная централизованная государственная власть в Китае  имела древние и прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности на землю. Государство, осуществляющее жесткий контроль над обществом (как и во всех восточных деспотиях), издавна взяло на себя функцию управления экономикой. «Земледелие, торговля и управление — три основные функции государства» — так реформатор легист Шан Ян (390—338 гг. до н. э.) сформулировал концепцию, которой правительство руководствовалось в своей деятельности на протяжении практически всей истории Китая.

В средневековье  вновь восстанавливалась система «равных полей», которая всегда считалась в Китае идеалом. Она была введена в 485 году в Северном Китае. Эта система была распространена впоследствии на весь Китай. Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных земель, причем на выгодных условиях. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировался государственный феодализм.

Направляя экономические  процессы, власть стремилась ограничить частную собственность (прежде всего на землю), сохранить свою монополию в использовании природных богатств, пыталась поставить под контроль торговлю и ремесло. Главным, разумеется, был вопрос о земле и положении земледельцев. Крестьяне, составлявшие 90% населения страны, всегда были объектом внимания и заботы. Их благополучие являлось условием существования крепкой централизованной власти, ибо все они были для государства в первую очередь налогоплательщиками.

В Китае, конечно, существовало крупное частное землевладение (так называемые «сильные дома»), относительно независимое от центральной власти, но именно по этой причине и невыгодное для правительства. Как только начинало расти крупное землевладение, доходы казны резко падали: обезземеленные, разорившиеся крестьяне становились арендаторами у богатых землевладельцев, которые всеми возможными способами старались сократить сумму налогов, выплачиваемых государству. В результате возрастали сила и влияние (в том числе и политическое) местной знати, в провинциях усиливался произвол администрации, авторитет центральной власти падал. А в ответ начинался протест снизу — в виде восстаний, участники которых требовали возврата земли и восстановления принципа уравнительности. Выступления против «недобродетельных» правителей, допускающих беззаконие, освящались конфуцианством.

Реформы новой династии обычно сводились к гигантскому, в рамках всей Поднебесной империи, переделу земли — с тем, чтобы каждый трудоспособный крестьянин получил свой участок. Иногда правительство даже шло на конфискацию земель у богатых землевладельцев. Использовались и другие средства: на некоторое время запрещалась продажа земли. Крупные владения облагали повышенными налогами.

Бесспорную специфику  социально-политической структуре  восточного общества придавала господствующая в том или ином обществе религиозная  идеология, само отношение членов общества к религии и власти. Так, говоря о конфуцианстве как определяющем элементе китайского средневекового государства и права, следует отметить, что конфуцианство лишь условно можно назвать религией. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших — старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных. Утилитарное отношение к религии как к учению, вспомогательному средству управления, определяло подчиненное место церковных учреждений в средневековом Китае.

Не было сложившегося сословия духовенства и засилия, как на Западе, духовенства в государственном  аппарате в качестве единственного  грамотного слоя лиц.

3. Источники права

В Китае важными  источниками права были закон, императорский указ, но основной самого указа являлось конфуцианская традиция, отобранная конфуцианскими идеологами и возведенные в императив образцы поведения, нормы конфуцианской морали.

Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения.

Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, династийных сводов законов, получивших название кодексов.

Большая работа по систематизации законов была проведена в суйском и танском Китае. Первым дошедшим до нас сводом законов был кодекс VII в. династии Тан ("Тан люй шу-и"). В конце XI в. в Китае было создано специальное бюро по пересмотру и классификации законов, которое, в частности, подготовило "Свод законов из 900 статей". В конце XIV в. увидел свет "Свод законов династии Мин", воспроизводивший многие положения предшествующих кодексов. Характерно, что эта практика не была изменена и после установления в Китае маньчжурской династии Цин (1644-1912 гг.).

Информация о работе Особенности государства и права средневекового Китая