Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 01:25, реферат
сновной задачей демократического государства является создание наиболее
благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом
вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой
системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее
эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены
только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных
средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение
территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы,
разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и
внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных
прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в
области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты,
правопорядка и безопасности и т.п.
ведение |3 |
|Глава 1 |7 |
| §1. Общее понятие об органах местного |- |
|самоуправления | |
| §2. История формирования и развития органов |12 |
|местного управления в России до середины XIX века | |
|Глава 2 |17 |
| §1. Земская и городская реформы XIX века |- |
| §2. Проблемы местного управления |27 |
|Заключение |30 |
|Список использованной литературы |31
Самоуправление как один из видов распределения властей определял А.Д.
Градский: “Самоуправление есть результат разнообразных интересов, которые
не могут быть
удовлетворены деятельностью
В Европейской хартии местного самоуправления “ под местным
самоуправлением понимаются право и эффективная способность местных органов
власти регулировать и управлять в рамках закона и под собственную
ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения
“[4].
Также самоуправление понималось как: самостоятельное осуществление
социальными группами задач внутреннего государственного управления в
пределах объективного права, где гарантией самостоятельности является
создание руководящего центра выборным путем и автономность деятельности
органов самоуправления (Евтихеев И.И.); форма осуществления
государственных функций при помощи независимых - в той или иной мере - лиц
и учреждений (Нольде Б.Е.); перенесение начал представительства и
ответственности на местное управление (Б.Н.Чичерин) [5].
Анализируя вышеприведенные
понятие местного самоуправления тесным образом связано с политико-правовой
природой этого явления.
Как отмечает В.И. Фадеев,[6] теоретические основы учения о местном
самоуправлении разрабатываются в первой половине прошлого века.
Значительный вклад в разработку теории местного самоуправления внесла
германская юридическая школа в лице таких ее выдающихся ученых XIX века,
как Гнейст, Штейн, Лобанд и др. Первоначально немецкие ученые, обосновывая
природу и сущность местного, общинного самоуправления, выдвинули теорию
свободной общины, основные начала которой они заимствовали из французского
и бельгийского права. Ее представители считали, что право общины на
заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым,
как права человека, что община является первичной по отношению к
государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления.
Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы:
управление собственными делами общины; общины являются субъектами
принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления органы не
государства, а общины. В рамках этой теории наряду с исполнительной,
законодательной, судебной властью признавалась и местная власть.
На смену теории свободной общины приходит общественная теория
самоуправления, которая так же, как и прежняя теория исходила из
противопоставления государства и общества, из принципа признания свободы
осуществления своих задач местными сообществами и союзами. Общественная
теория выдвигала в качестве характерных признаков местного самоуправления
негосударственный и преимущественно хозяйственный характер деятельности
органов местного самоуправления.[7] Однако практика показывала, что
органы самоуправления осуществляли функции, носящие не только частно-
правовой, но и публичный характер, свойственные органам публичной власти,
получил свои полномочия от государства. Кроме того, оказалась, что нельзя
дать точного разграничения дел собственно общинных (местных) и дел
государственных, поручения для исполнения органам. В России эта теория с
ее разновидностями была наиболее популярна в 60-е годы XIX столетия.
Одновременно появилась
положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более
подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым.
Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть
государства. Сущность самоуправления сформулировал Н.И. Лазаревский.
Согласно его взглядам, она должна определяться четырьмя пунктами:
«Самоуправление
есть осуществление
государства; самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении
местных задач государственного управления; самоуправление есть исполнение
задач государственного управления самим государством; органы самоуправления
являются органами и представителями самого государства.»[8]
Рассматривая различные теории нужно отметить, что любое государство
для эффективного осуществления своих функций нуждается в местном
самоуправлении, без чего нет надежного управления в целом. Это положение
особенно очевидно в условиях современного социального пространства, когда в
мире произошли информационная и управленческая революции, раскрепостившие
внутренние силы саморазвития сложных социальных систем.
Мы знаем, что полное самоуправление означает отсутствие подчинения
организации в решении своих задач кому-либо ( чему-либо) из вне, кроме
закона. Ограниченное самоуправление может быть и при свободном выполнении
определенных функций,
и при решении отдельных задач.
любой человек
и любая организация
Заметим, что Б.Н. Чичериным выделялись основные “ выгоды и
преимущества” местного самоуправления:
- Во-первых, местные нужды лучше всего знакомы и ближе всего местным
жителям, участвующим в
непосредственно
- Во-вторых, местное самоуправление развивает в гражданах
самодеятельность, энергию, предприимчивость и ведет к высокому
развитию общественных сил.
правительства, привыкая
- В-третьих, общественная жизнь при наличии местного самоуправления,
равномернее распределяется по всему государству, не стягивается
искусственно к центру, оставляя
провинцию и периферии
- В-четвертых, местное самоуправление связывает администрацию с
народом... Наряду с частными интересами у гражданина появляются
общественные. Принимая участие в управлении, гражданин готов
содействовать ему всеми
- В-пятых, местное самоуправление дает гражданам ближайшее
практическое знакомство с
- Наконец, в-шестых, местное самоуправление является подготовительной
школой для государственных
В связи с вышеизложенным
самоуправления:
1. Правовая оформленность. Система местного самоуправления, компетенция,
границы
осуществления определяются
от государственной власти - власть подзаконная и действующая в пределах и
на основании законов, принимаемых органами государственной власти.
2. Осуществление управления в интересах населения, для населения.
Фактически
речь идет о совпадении
3. Разрешение местных дел, удовлетворение потребностей, которые
преимущественно необходимы в повседневной жизни. Причем самоуправление
возможно лишь тогда, строго определена часть общественных дел, которыми
оно занимается, или его предметы ведения.
4. Баланс государственных и местных интересов на уровне местного
самоуправления обеспечивается законом. Наиболее действенные рычаги
обеспечения этого равновесия представляются в виде закрепления
нормативной и ненормативной компетенции местного самоуправления, разумном
сочетании
форм непосредственной и
особого порядка назначения и смещения главы исполнительной власти.
5. Под собственные предметы ведения самоуправления должно иметь
собственные ресурсы в виде самостоятельного местного бюджета и
муниципальной собственности.
6. Реальные
возможности принимать
общества.
7. Одна из целей местного самоуправления - развитие у граждан чувства
принадлежности к одному сообществу. Поэтому следующий критерий- учет
своей национальной, региональной, исторической и прочей специфики и
особенностей. Речь идет о самостоятельности определения, например,
организационно
- правовых форм местного
8. Сознательное участие граждан в управлении. Имеется в виду такой аспект
термина “ сознательность”, как готовность лично действовать в
соответствии с интересами местного сообщества, подчинять при
необходимости свои интересы с групповым интересом. Эта власть требует
обязательного
наличия представительства
выборна по своей природе.
9. Необходимый уровень правосознания граждан. Наличие системы
негосударственных институтов, принимающих участие в управлении делами
общества.
10. Наличие способности к активной корректирующей деятельности. Каждый
отдельный
гражданин и все местное
понимать что такое ответственность, но и быть готовыми и способными взять
ее на себя в случае неадекватного использования власти теми, кому оно
доверено.
11. Преобладание
методов убеждения над
Информация о работе Органы местного самоуправления в России в середине XIX века