Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:40, статья
Известно, что историю пишут победители. В многовековой истории России за редким исключением государство брало верх над обществом. Поэтому в литературе процесс лишения общества его свобод трактовался как прогресс; попытки же ограничения абсолютной власти — негативно.
В связи с этим не лишней будет попытка проанализировать последствия для страны и уроки руководства таких политических деятелей, как Иван Грозный, Петр I, Николай I, И.В. Сталин. Все они были сильными харизматическими лидерами, долго управляли государством, обладали необъятной властью и, таким образом, имели время и все возможности реализовать свои планы и устремления. Поэтому результаты их деятельности были не случайными, достигнуты не вопреки их воле, как это порой быьает в истории, а могут рассматриваться как закономерное следствие проводимой политики.
Иван Грозный. 1550— 1560-е годы... Вожди «Избранной рады» (правительства при молодом Иване IV) — А.Ф. Адашев, князья И.Ф. Мстиславский, В.И. Воротынский, Д.Ф. Палецкий, Д.И. Курлятев, глава Посольского приказа, талантливый дипломат дьяк И. Висковатый — своими реформами, с одной стороны, укрепили власть царя (создание постоянного стрелецкого войска, центральных органов управления — приказов, отмена кормлений, ограничение феодальных иммунитетов и церковного землевладения, частичное ограничение местничества), с другой стороны, способствовали формированию условий для будущего ограничения царской влас ти (появление зачатков представительных органов управления — Земских соборов, развитие законодательства — Судебник 1550 г., укрепление местного самоуправления — создание института губных и земских старост).
Каь
свидетельствует прошлое России и других
стран, гарантией стабильного развития
общества, дающей ему защиту от произвола
государства, способствующей минимизации
ошибок государственного аппарата, являются:
развитые институты гражданского общества
(парламент, местное самоуправление, политические
партии и общественные организации, независимый
суд, зрелое политическое сознание граждан);
оптимальное разграничение управленческих
и властных полномочий между государством
и обществом; развитые, цивилизованные
формы обратной связи между обществом
и государством (демокрагия в политике
и рынок в экономике).
ческих потерях в результате насильственной коллективизации, на десятилетия ослабившей сельское хозяйство, во-вторых, развеивает миф о преимуществах колхозного строя.
С одной стороны, Сталин и руководство страны готовили народ к войне (правда, исследователи до сих пор спорят: к оборонительной или наступательной). С другой стороны, в 1930-е годы происходили и другие процессы: уничтожение командного состава Красной армии и флота; разгром советской разведки; репрессии против дипломатов; разгром военной науки и отказ от новейших вооружений, разоружение старой границы до оборудования новой; грубые просчеты в сроках нападения Германии на СССР и в дислокации советских войск накануне войны, что привело к колоссальным человеческим жертвам, потере территории, боевой техники.
Но репрессии продолжались и после начала войны. В 1941 — 1942 гг. продолжилось некомпетентное вмешательство Сталина в руководство военными операциями, что имело катастрофические последствия; проявилась готовность диктатора пожертвовать значительными территориями СССР в обмен на прекращение войны: его известное предложение Гитлеру заключить так называемый Брестский мир-2.
Неуважение к народу-победителю после окончания войны. Известен тезис ом, что «война заканчивается, когда похоронен последний убитый сол- Л. К глубокому прискорбию, даже спустя 60 лет после Победы не похоро- t ны тысячи и тысячи павших за Родину солдат и офицеров.
Не создана «Книга памяти», в которой были бы увековечены имена \вших, как это сделано во многих странах.
Не написана реальная история Великой Отечественной войны. Писа- еяь В.П. Астафьев говорил: «Я был на другой войне, чем та, что описана в
<фйи лальной истории».
бывшие в плену считались — спустя десятилетия после окончания вой- V I -"- предателями Родины, со всеми вытекающими из этого последствиями. \ . Разгром науки в 1930 -е и даже в конце 1940-х — начале 1950-х годов, в \ овйях начавшейся научно-технической революции.
Уничтожение всякого инакомыслия. Воспитание человека-исполнителя.
Штса? от общечеловеческих, гуманистических ценностей. Воспитание не- ско л эуроколений советских людей в духе подозрительности, непримиримое д жосительства, единомыслия; детей — на примере Павлика Морозова.
Прение наследия предшествующих поколений: отказ от их традиций, веког Wiaaa, менталитета, храмов, соборов и т.д. «Распалась связь времен».
1 материально-технической базы советской экономики не дал советскому 1 тЬ'вдку ни счастья, ни здоровья.
Afi эгйчные политические порядки были насильственно распространены Hi я| стран Европы и Азии.
Дис ...аднхация идей марксизма и социализма.
Име... «'сто ошибки и просчеты Станина на международной арене:
по Германии в 1920- е — 1930-е годы, даже после прихода фашистов к влаь ^ создании ее военного потенциала (подготовка кадров, обмен опытом, пс .и сырья, оборудования и т.д.) в определенной мере способствовала фор i тванию и укреплению германского вермахта;
тезис . ■ с it, что главный враг коммунистов — не фашисты, а социал- демократы, гц. и .ii к расколу антифашистского движения в Европе и помог Гитлеру прийти -к власти;
репрес ли против руководства Коминтерна и руководства многих коммунистических и рабочих партий в 1930-е годы привели к значительному ослаблению (Цли не сказать, к разгрому) международного коммунистического и рабочего движения, что способствовало укреплению фашизма и милитаризма в Европё' и Азии.
Развязыванию второй мировой войны, оккупации фашистской Германией ряда европейских стран в 1939—1941 гг. способствовали следующие шаги Сталина:
раздел с Гитлером сфер влияния в Европе (секретный протокол к пакту Молотова—Риббентропа 23 августа 1939 г.);
65
совместная с Германией оккупация территории Польши в сентябре 1939 г. Наглядным проявлением союзнических отношений двух стран стал парад победителей (советских и фашистских войск) 22 сентября 1939 г. в Бресте;
5 «Вопросы истории» №
1
Можно продолжить приводить примеры негативных иценок современниками как личности Николая I, так и положения в стране После его смерти. Поэт и дипломат Ф.И. Тютчев писал: «Для того, чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная: тупость этого ^^злосчастного человека, который в течение своего тридцатилетнего царствования... ничем не воспользовался и все упустил, умудрившись завязать борьбу-при самых невозможных обстоятельствах». Вспоминая свои ощущения после получения известия о кончине Николая I, выдающийся ученый — статщям к и географ П.П. Семенов-Тян-Шанский отмечал: «Мне казалось, что ка&ск то тяжкое бремя, какой-то кошмар, стеснявший свободу в России, свалился,с наших плеч»30. Однако дело не столько в личности императора, сколько созданной им абсолютно неэффективной системе управления. Осознан ;е. невозможности одному человеку вершить судьбами миллионов, нагляэдл е проявление катастрофических последствий такого явления привело к нр; V ^нию на рубеже 1850—1860-х годов многочисленных проектов переустуоы у, общества, авторами которых были не только либералы и революцио нер! о и трезвомыслящие прагматики из среды высшей бюрократии. <
И.В. Сталин. Революционные потрясения 1917 г. были напрг. v а раскрепощение общества, на то, чтобы народ сам стал хозяином св* л : бы, на то, чтобы никогда больше судьбы десятков национальностей, вавших на территории России, судьбы десятков миллионов ее гра> .<••; решал один человек. За это отдали жизнь миллионы россиян на поля, . р данской войны. Однако с конца 1920-х годов до начала 1950-х страна >\ условиях тоталитарного режима, составной частью которого является с новление единоличной диктатуры.
К сожалению, до сих пор немало людей не хотят видеть или призна преступления сталинщины. Репрессированы миллионы граждан. Дело гх том, 1 или 20 млн человек, как спорят историки, а в том, что это были н чем не повинные люди.
Геноцид и депортация многих народов. Насильственная ликвидащ целых социальных слоев общества (дворянство, купечество, казачество, ду ховенство и др.). Это означало ликвидацию носителей определенных мо ральных ценностей, профессиональных умений, навыков.
Разгром и уничтожение мыслящей части общества — интеллигенции.
Введение в стране паспортной системы и отказ выдать паспорта крестьянам фактически привели к введению крепостного права в деревне.
Насильственная коллективизация нанесла огромный ущерб развитию сельского хозяйства, от которого оно не могло оправиться десятилетиями.
Вследствие необоснованных массовых репрессий не только против кулаков, но и против крестьян-середняков, пострадали миллионы людей и был ликвидирован веками создававшийся тип крестьянина-хлебороба.
По подсчетам Г.И. Шмелева, поголовье скота за годы коллективизации сократилось на 137 млн голов (для сравнения, за годы Великой Отечественной войны — на 60,3 млн голов). Таким образом, ущерб от коллективизации был в 2,3 раза больше, чем от войны.
Уровень сельскохозяйственного производства (в сопоставимых ценах) в 1933 г. (после коллективизации) был почти на 25% ниже, чем в 1928 году. В животноводстве уровень 1934 г. составлял 47% от уровня 1928 года.
Валовая продукция сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) за 7 лет в 1922—1928 гг. (годы нэпа) удвоилась; в 1929—1940 гг. за 12 лет увеличилась всего на 10%.
Следствием коллективизации стал массовый голод в 1932—1933 годах (через 12 лет после окончания войны) в наиболее хлебородных районах страны, на Украине и Северном Кавказе, в Поволжье, Казахстане. Голод унес миллионы жизней. Одним из преступлений советской власти было официальное замалчивание этого явления и отказ в помощи голодающим.
По объему валовой продукции сельского хозяйства лишь дважды в довоенный период — в 1937 и 1940 гг. — удалось превысить уровень производства продукции 1928 года.
В 1940 г. личные подсобные хозяйства давали 65% производства картофеля в стране, 72% мяса, 77% молока, 48% овощей, 94% яиц, основную массу фруктов и ягод31.Наше, может быть, злоупотребление статистикой, отчасти оправдывается тем, что, во-первых, этим подтверждается вывод об ощутимых экономи- ния государственными крестьянами (реформа П.Д. Киселева), денежная реформа Е.Ф. Канкрина (1839 г.), почти вдвое увеличилось промышленное производство, было построено около тысячи верст железнодорожного пути, проведено 2 тыс. верст электрического телеграфа. Учреждены Военная и Морская академии. Возведены здания Сената, Синода, Большой Кремлевский дворец, началось строительство Храма Христа Спасителя.
Возникает вопрос: могла ли страна, общество, народ достичь большего, если бы использовались иные методы управления. Николай I отказался от просвещенного курса на реформы с опорой на дворянскую интеллигенцию, который в отдельные периоды своего правления проводили Екатерина II и " . ександр I, и 30 лет проводил политику непросвещенного абсолютизма, ая политика строилась на принципе не поощрять, а гасить малейшую лдиативу во всех слоях сбщества, игнорировать знания, умения всего на- гления страны, включая дворянство. Активные, самостоятельные, гордые, ,-дерзкие военачальники, администраторы, идеологи уходят в тень, подают в ^ .отставку, превращаются в «лишних людей». Один из «лишних», генерал Я?-^ П. Ермолов, говорил об особом таланте императора: никогда не ошибаясь, \всегда определять на ту или иную должность «самого неспособного...»
Вот некоторые итоги управления страной Николаем I. сг впервые за 150 лет поражение в войне на своей территории (в Крыму) и ; следствие — утрата статуса великой европейской державы, каковой PofXijj считалась весь XVIII в. и в первой половине XIX века.
I. Отставание от развитых европейских стран по всем социально-эконо- миче » показателям. Да, экономика России развивалась, но по темпу развита^ : тельно уступала другим европейским странам. Во Франции за этот I; но:> число паровых двигателей возросло более чем в пять раз, по- требле юпка и добыча угля — более чем в три раза, обороты французского ба. вросли в восемь раз. Английское промышленное производство увеличи. -первую половину XIX в. более чем в 30 раз.
Bi дний долг России в 1825 г. достигал 102 млн руб. серебром. Несмотря на • ную денежную реформу, к концу царствования Николая I внешний д\ ■ келичился более чем в двафаза и составил 278 млн рублей28.
Oxcf. i/ев науке и технике. Известный герой Н.С. Лескова Левша зо время прё f >ния в Англии «как до ружья дойдет, засунет палец в дуло, поводит по ciy* м и вздохнет: «Это, —говорит, — против нашего невпри- мер превосход ее». И это не литературная метафора. Во время Крымской войны в на . \г 1850-х годов некоторые сухопутные сражения, по существу, были расе t /м русского войска: европейское нарезное оружие било много дальше и ч iee, чем российское гладкоствольное. Как известно, осенью 1854 г. при\ ,риближении англо-французского флота на подступах к Севастополю была, затоплена русская эскадра (с целью не дать кораблям союзников приблизиться к городу), за год до этого одержавшая блестящую победу над турецким флотом при Синопе (ноябрь 1853 г.). Парусный русский флот при всем'чаланте П.С. Нахимова, мужестве и стойкости матросов и офицеров не мог противостоять паровому флоту европейцев.
Вот как писал о проблемах во всех сферах жизни общества в середине XIX в. верноподданный историк-публицист М.П. Погодин, обращаясь к новому императору, Алексёкфу И: «Медлить нечего... Надо вдруг приниматься за все: за дороги, желеа.-п е и каменные, за оружейные, пушечные и пороховые заводы, за медицин, s. -.е факу.тьтеты и госпитали, за кадетские корпуса и училища мореплавания; гимназии и университеты, за промыслы и торговлю, за крестьян, чиновников, дворян, духовенство, за воспитание высшего сословия, да и прочие i \ лучше, за взятки, роскошь, пенсии, аренды, за деньги, за финансы, за за все...»
Другой
современник "tC.С. Аксаков, характеризуя
нравственное состояние общества отмечал:
«В 'й-лгут друг другу, видят это, продолжают
лгать, и неизвестно,, до чего дойд<,г>
Всеобщее развращение или ослабление
нравственных начал в обществе "дошло
до огромных размеров». По сведениям всезнающего
III отделений 1840-е годы
только три губернатора не брали взяток:
киевский, тавричес ; й и ковенский, соответственно
— А.А. Писарев (как очень богатый), А.Н.
] г'равьев (бывший декабрист), А.А. Радищев
(«по убеждениям», хотя сын пе : яо русского
революционера далеко уклонился от отцовских
идей, чтобы зыйти
в губернаторы)29.
Нравы, царившие среди чиновников, показаны
в «Ревизоре» и других произведениях Н.В.
Гоголя.
Информация о работе Опыт единоличной власти в России в XVI—XX вв.