Образование Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становления государственности на Руси, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент подтверждений какой-либо из теории мало.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
Восточноевропейские этносы во времена Великого переселения народов……………………………………………………………………3
Общественный строй древних славян…………………………………..6
Теории возникновения Древнерусского государства. Споры о понятии «Русь»……………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

моя работа история.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

  В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род – группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе.

      В VII—IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

      Постепенно  происходит замена родовой общины на соседскую, территориальную, члены которой уже не были кровными родственниками, а являлись просто соседями. Соседская община на юге называлась «мир», на севере — «вервь» (в Западной Европе — «марка»). В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотную землю, лесные и сенокосные угодья и т. п., но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли — «наделы». Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

      В племенной среде VII – начала IX в. выделялась «нарочитая чадь» - вожди, старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади» стали жить отдельными укрепленными усадьбами. Зарождалась частная собственность.

      Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитиие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

      Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

      Восточные славяне вели многочисленные войны  со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который, как правило, являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовал и все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Военно-дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр – вотчинников и подчинение им общинников.

      К VIII-IX вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужья».

      Князья  и дружинники богатели за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

      В VI-IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например за долги и т. п.

      Рабы  использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.

      Предпосылки образования Древнерусского государства. Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. При всей дискуссионности вопроса об определении государства нам представляется, что под государством следует понимать механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина – функции: внешняя – защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) – подавление сопротивления внутри государства).

      Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не о единичных, а о группе факторов, воздействующих на конкретные области жизнедеятельности человеческого общества: социальную, экономическую, политическую, духовную.

      В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты.

      1. Пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.

      2. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

      3. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

      В VII-X вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов (суперсоюзы). По мнению Б. А. Рыбакова, возникновение союзов племен - завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности. И. А. Фроянов также видел в политической организации сверхсоюзов сосредоточение ростков государственности.

      Вопрос  о происхождении государственности на Руси освещался в различные периоды истории с учетом политических и династических факторов.

      Формирование  основ государственности  восточных славян. Становление государства у восточных славян проходило в сложных геополитических условиях, обусловленных привлекательностью открытых, не имеющих естественных географических границ просторов Великой Русской равнины, через речные бассейны которой проходили важнейшие торговые пути, соединявшие Северную Европу с Византией и арабским миром.

      Сложившееся на севере Восточной Европы в середине IX в. протогосударственное политическое объединение – своего рода федерация союзов племенных княжений, в которую наряду со славянами (ильменскими словенами и кривичами) входили неславянские этносы (финноугорские племена – чудь и меря), - платило дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами, «северными людьми»).

      В эту же эпоху населявшие более  южные и восточные районы Восточно-Европейской равнины поляне, северяне, радимичи и вятичи были данниками хазар. Хазары – тюркоязычное племя, в середине VII в. создавшее собственное полиэтничное государство, включавшее Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Волгой и Доном, — каганат. Центр Хазарского каганата первоначально находился на территории современного Дагестана, затем, вследствие арабских завоеваний, переместился в низовья Волги, где была построена столица – Итиль. Правящая верхушка Хазарии в начале IX в. приняла иудаизм. Хазарская держава была не простым объединением кочевых и оседлых народов (хазар, волжских булгар, мордвы, алан, славян). На местах существовала администрация - «тудуны» и «малики»; а в больших городах (Фа-нагории, Беленджере, Самандаре, Атиле) находились кварталы ремесленников и купцов - «русов», мусульман и евреев; там же селилась и хазарская знать, на лето откочевывавшая в степи. Хазарские правители прочно контролировали торговые коммуникации по Волге и Дону; при дворе верховного хазарского владыки - «хакана», или кагана (хана ханов), состояли мусульманская гвардия и особая коллегия из 7 судей для решения дел подданных согласно их вере и закону. В союзе с Византией Хазария воевала с Арабским халифатом. Однако хазарам так и не удалось создать прочной государственно-политической структуры: у каганата не сформировалось единого законодательства, культуры и письменности, что предопределило скорый распад Хазарии.

      Стремление  варягов на севере и хазар на юге  подчинить восточнославянские союзы племенных княжений во многом объяснялось желанием контролировать важнейшие международные торговые пути, прежде всего сложившийся в IX в. путь «из варяг в греки».

      Согласно  летописной версии, дошедшей до нас  в изложении «Повести временных лет» в 862 г., члены северной федерации союзов племенных княжений изгнали варягов в прекратили выплату им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из местных правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение, в соответствии с летописной традицией, будто бы согласились три брата из среды варяжских конунгов (князей) – Рюрик (862-879), Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился в Новгороде, второй – на Белоозере, третий – в Изборске. После смерти Рюрика новгородским князем стал его родственник Олег (879-912). В 882 г.. преодолев путь «из варяг в греки», Олег хитростью захватил племенной центр полян Киев, убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи - «мужей» Рюрика), и стал правителем объединенных под его властью северных и южных восточнославянских протогосударственных образований. Хотя точные летописные даты для IX в. условны, 882 год принято считать датой создания Древнерусского государства со столицей в Киеве. Летописная версия событий явно пытается обосновать законность власти на Руси лишь одного князя, хотя на правление в земли северной федерации словен был призван целый княжеский род. Данное противоречие между стремлением русских князей к единодержавию и правом всех представителей княжеского рода Рюриковичей на легитимность власти в дальнейшем станет причиной бесконечных княжеских усобиц на протяжении всего раннесредневекового периода. 

      Теории о возникновении Древнерусского государства. Споры о понятии «Русь»

      «Норманнская теория» происхождения Руси. Летописные свидетельства, дошедшие до нас в изложении, о начале древнерусской государственности послужили основой появления так называемой «норманнской теории». Ее основоположниками являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в петербургской Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер и их младший коллега А. Л. Шлёцер. Опираясь на летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне были неспособны к самостоятельному созданию государства и оно привнесено извне варягами, «русью». Последовательный противник данной теории М. В. Ломоносов указывал на южные корни формирования древнерусской государственности и отрицал роль скандинавов в создании государства Русь. Полемика между «норманнистами» и «антинорманнистами» в мировой исторической науке велась долгие десятилетия и обострилась в середине XX столетия в СССР.

      Сегодня вполне очевидна научная недостаточность «норманнской теории», основанной на тезисе возможности «научить государству», между тем как любое государственное образование (в том числе и древнерусское) формируется на основе длительного внутреннего развития и усложнения структуры данного конкретно-исторического общества. Однако это утверждение не отрицает роли варягов, скандинавов в сложении государства Русь. Ныне можно считать установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отражает реальные события. Призвание варяжского князя Рюрика на княжение (правление) по договору («ряду») для раннего средневековья было общепринятым в Европе явлением. Не вызывает сомнений варяжское происхождение и первых русских князей: имена Аскольд, Олег, Игорь, Ольга - скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки скандинавских захоронений. Следует констатировать, что варяги приняли деятельное участие в создании Древнерусского государства и его правящей династии. Но сами сравнительно быстро «растворились» в среде местного славянского населения, например, сын Игоря и Ольги носил славянское имя Святослав.

      Вопрос  о происхождении понятия «Русь» в настоящее время является дискуссионным. Историки-норманисты придерживаются мнения о варяжском его происхождении...

      Историки-антинорманисты подчеркивают южное происхождение термина «Русь», обращая внимание на то, что задолго до появления варягов на Руси в византийских и арабо-персидских источниках для названия славян наряду с «антами», «венедами» и «склавенами» использовалось и понятие «росы»... В отечественной историографии долгое время существовала гипотеза, выдвинутая еще М. Ломоносовым, которая происхождение термина «Русь» связывала с названием реки Рось, притоком Днепра, в бассейне которой жили поляне, ставшие затем центром формирования русского этноса. Однако многие лингвисты отвергают эту гипотезу на том основании, что в историческом развитии русского языка, по их мнению, не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Поэтому название реки Рось, по их мнению, не имеет никакого отношения к имени «Русь».

      Однако  некоторые исследователи (О. Трубачев) полагают, что такое чередование  гласных «о» и «у» было вполне возможным в индоевропейском варианте, прежде всего на юге, в Северном Причерноморье, где местное индоарийское слово «русса» означало «светлый, белый». Поэтому он считает, что «Русь» происходит из пережиточных следов древнего значения южных индоарийских форм...

Информация о работе Образование Древнерусского государства