Образование Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Предмет же исследования – процесс образования древнерусского государства. Целью работы является изучение темы «Образование древнерусского государства». Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 1) дать характеристику восточных славян в древности;
2) исследовать предпосылки образования древнерусского государства;
3) рассмотреть теории возникновения древнерусского государства;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Восточные славяне в древности……………………………………………5
2. Предпосылки возникновения государства………………………………...8
2.1. Социально-экономические предпосылки……………………………...8
2.2. Социально-политические предпосылки……………………………….11
2.3. Внешнеполитические предпосылки…………………………………...13
3. Теории возникновения древнерусского государства……………………..15
3.1 Норманизм……………………………………………………………….15
3.2 Антинорманизм………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованных источников…………………………………………25

Работа содержит 1 файл

образование древнерусского гос-ва.docx

— 46.62 Кб (Скачать)

ОБРАЗОВАНИЕ

ДРЕВНЕРУССКОГО  ГОСУДАРСТВА 

Курсовая  работа 

                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

    Введение………………………………………………………………………..3

1. Восточные  славяне в древности……………………………………………5

2. Предпосылки  возникновения государства………………………………...8

    2.1. Социально-экономические предпосылки……………………………...8

    2.2. Социально-политические предпосылки……………………………….11

    2.3. Внешнеполитические предпосылки…………………………………...13

    3. Теории  возникновения древнерусского государства……………………..15

   3.1 Норманизм……………………………………………………………….15

    3.2 Антинорманизм………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованных источников…………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  История русского государства уходит глубокими корнями в старину. Версии историков о происхождении славян, становлении их культуры, начале государственности противоречивы. Первые русские летописцы появились лишь в XI веке. Описанные ими события, относящиеся к предыдущим векам, основаны, в целом, на устных сказаниях и преданиях, наполненных легендами и вымыслом. До сих пор трудно однозначно ответить, кто такие славяне, откуда пошла Русская земля, кем был князь Рюрик – норманном или славянином, - кто первым начал княжить в Киеве, как начиналась русская государственность… Одной из наиболее интересных страниц отечественной истории является процесс образования древнерусского государства, всегда привлекавший к себе внимание многих поколений историков. И каждое из них вносит в дело его постижения свою посильную лепту.      Актуальность данного вопроса в современных условиях не вызывает никакого сомнения. Сегодня перевёрнута, может быть, самая мрачная и трагическая  страница нашей истории, и на новом листе пишется новая российская повесть. Наша Отчизна вспоминает своё прошлое, свою национальную культуру, свою историю. Через их осмысление мы глубже понимаем настоящее, понимаем себя, раскрываем свои души навстречу разумному и доброму.          Проблеме образования древнерусского государства посвящено множество работ. Здесь следует назвать труды П.И.Беляева, М.Ф.Владимирского-Буданова, А.А.Горского, Б.Д.Грекова, И.Н.Данилевского, М.А.Дьяконова, А.А.Зимина, Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, Н.Ф.Котляра, В.В.Мавродина, Е.А.Мельниковой, А.П.Новосельцева, А.Н.Сахарова, С.М.Соловьёва, И.Я.Фроянова, О.И.Чистякова и др. В основном, материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. На нынешнем же этапе созрела необходимость для перехода к более комплексному, системному анализу политических и правовых реалий Древней Руси [6, с.30].       Таким образом, актуальность данного исследования определила мой выбор темы работы «Образование древнерусского государства», круг вопросов и логическую схему её построения.           Объектом исследования данной курсовой работы является Древняя Русь.  Предмет же исследования – процесс образования древнерусского государства.             Целью работы является изучение темы «Образование древнерусского государства».             Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:   1) дать характеристику восточных славян в древности;

    2) исследовать предпосылки образования  древнерусского государства;

    3) рассмотреть теории возникновения  древнерусского государства;

Методы  исследования

    В данной работе я попыталась решить поставленные задачи на основе изучения и анализа специальной литературы и периодических изданий.  В  работе использовались диалектический, метафизический, системный, историко-генетический, хронологический методы, анализ и  синтез.

    Структура работы

    Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из трёх глав, заключение и список использованных источников. 
 
 
 
 

    1. Восточные славяне в древности
 

       Если  у любого человека можно спросить: «Скажи нам, с кем ты знаком, и  мы скажем тебе, кто ты таков», то к  целому народу можно обратиться со следующими словами: «Расскажи нам  свою историю, и мы скажем тебе, кто  ты таков». Где, при каких природных  влияниях развивался народ, с какими чужими народами имел дело – вот  первые вопросы в истории каждого  народа.   Прежде чем перейти к рассмотрению процесса возникновения древнерусского государства обратимся в первую очередь к истории его народа.   Славяне под своим именем появляются в источниках в VI в. Вопрос о том, где они обитали до этого времени – предмет спора. Прародину славян учёные искали и в Среднем Подунавье, и между Одером и Вислой, и между Вислой и Днепром, и в Припятском полесье. Что касается первых веков нашей эры, т.е. времени накануне выхода славян на историческую арену, то здесь существуют два основных варианта их сосредоточения: 1) территория от Среднего Повисленья до среднего Поднепровья (включая верховья Днестра); 2) регион между Припятью на юге, Десной на востоке, Западной Двиной и верховьями Днепра на севере и Неманом и Западным Бугом на западе.     

       В VI в. помимо письменных известий фиксируются и археологические культуры, бесспорно являющиеся славянскими, - так называемые пражско-корчакская и пеньковская. Собственно этнонимом словене назывались носители пражско-корчакской культуры, а пеньковское население в источниках VI – начала VII в. именуются антами. Позже общность антов распалась, и на их потомков стало распространяться обобщающее наименование словене.    

       Во  второй половине VI в. славяне становятся главным действующим лицом так называемого Великого переселения народов, которое полностью изменило как этническую, так и политическую карту континента. Славянская миграция VI – VIII вв., явившаяся завершающим этапом Великого переселения, именуется обычно в исторической литературе расселением славян.    Расселение происходило по трём основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров, на запад – в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы, на восток – по Восточно-Европейской равнине. Три направления обусловили последующее разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. Сразу же после расселения у славян сложились догосударственные этнополитические общности. В их числе восточнославянские – те, что упоминаются в русском летописании конца XI – начала XII в., а также в зарубежных источниках IX – X вв. Их пределы, очерченные летописцами, уточнены в результате археологических раскопок.     

       В среднем Поднепровье (в  районе от низовьев рек Припяти и Десны  до р.Роси) обитали поляне. К северу-западу от них, южнее Припяти, жили древляне. Земли западнее древлян занимали общности, известные под именем бужане, лендзяне и волыняне. В верховьях  Днестра жили хорваты – часть  крупного праславянского племени, распавшегося в VI – VII вв. на несколько частей. Ниже по Днестру – тиверцы, а южнее полян в Поднепровье – уличи. На днепровском левобережье в бассейнах рек Десны и Сейма располагались общности под названиями северяне, в бассейне р.Сож жили радимичи, а на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной, к северу от древлян, обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная в Восточной Европе славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и реки Волхов вплоть до Финского залива, носила имя словене, совпадавшая с общеславянским самоназванием.             В литературе славянские догосударственные общности принято именовать племенами. По данным о западных и южных славянах известно, что несколько небольших общностей, как правило, объединялись в союзы племён.  Каждый такой союз имел своего князя-вождя и дружину, содержавшихся за счёт добровольных  подношений соплеменников.      Наиболее же ранние упоминания о восточнославянских догосударственных общностях, как утверждает Горский А.А., содержатся в «Баварском географе», составленном в Восточно-Франкском королевстве не позже третьей четверти IX в.  В том же памятнике упомянута и Русь. Сосредотачивается она где-то на юге Восточной Европы, скорее всего в районе Днепра.      Первое точно датированное известие о Руси содержится также во франкском источнике – Бертинских анналах. Где находился в это время политический центр руси и какова была её этническая принадлежность – вопросы, по которым в истории не утихают многовековые споры. В этой области необходима длительная работа представителей различных областей знания: и языковедов, и археологов, и историков, и этнографов, и анторопологов.   

       Итак, в завершение данной главы, необходимо отметить, что объединение восточных  славян в племенные союзы –  является важнейшим элементом становления  у них государственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Предпосылки образования  древнерусского государства

    2.1. Социально-экономические предпосылки    Древнерусская государственность сложилась далеко не в одночасье. Она сложилась в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.           Какие же факторы привели к формированию государства на Руси? Можно ли остановиться только на каком-нибудь одном из них? Видимо, нельзя. Каждый из них - и социально-экономический, и социально-политический, и этнографический, и культурный, духовный  - безусловно, влияет на складывание древнерусской государственности. Рассмотрим же подробнее влияние каждого из этих факторов.            Итак, в первые века нашей эры у восточных славян ещё сохранялся общинный строй. Каждое племя состояло из нескольких родовых общин. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена ржи, ячменя, проса, а также огородных культур: репы, капусты, моркови, свеклы, редьки. Выращивали славяне и технические культуры - лён, коноплю. Благодаря мягкому климату и достаточно плодородной почве на южных землях славян сложились более древние земледельческие традиции, чем в северных районах.  У славянских племён существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялась подсечно-огневая система. Основными орудиями в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона суковатка.           В южных районах, где преобладала открытая местность, ведущей системой земледелия был перелог. Из-за большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы её оставляли отдыхать и переходили (перекладывались) на новые поля до их истощения. Затем всё снова повторялось.          С развитием земледелия было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, а в лесной полосе - лошадей.       VII-VIII вв. были временем серьёзных изменений орудий земледельческого труда восточных славян. К IX веку совершенствуются системы земледелия, пашенное земледелие становится господствующей отраслью хозяйства .  Появление новых орудий труда, рост производительных возможностей земледельческой техники у славян способствовали тому, что ведение самостоятельного хозяйства становится доступным не только крупным коллективам - родовым, соседско-родовым соседско-большесемейным общинам, но уже и каждой малой семье в отдельности. Первобытно родовой коллективизм становится ненужным. Он был сломлен внедрением новых более производительных орудий труда, более совершенных способов ведения хозяйства, позволявших отказаться от коллективного труда всех членов родовой общины. Основной хозяйственной единицей становится отдельная семья. И хотя в соседской сельской общине, где семьи селились по принципу соседства, а не родства, ещё сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоёмы, пахотную землю, она уже делилась на отдельные наделы.              Эти наделы обрабатывали своими орудиями труда каждая отдельная семья, причём собранный ею урожай становился собственностью такой семьи. Отсюда появляется материальная обособленность отдельных производителей, глав отдельных семейств, что, в свою очередь, приводило к неравномерному накоплению прибавочного продукта. Следствием этого процесса был рост имущественного неравенства внутри общины.      Огромную роль в разложении родовых отношений у восточного славянства в VIII-IX вв. сыграло общественное разделение труда, иначе говоря - отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства. Развитие ремесла, его отделение от других видов хозяйственной деятельности было ведущим стимулом распада родовых отношений. Общинные структуры сельскохозяйственных производителей как бы взрываются изнутри. Проникновение в общину общественного разделения труда ведёт к тому, что отдельным семьям предоставляется возможность уже обособленно заниматься производством того производством того или иного продукта для его дальнейшего обмена.   В связи с этим укрепляется материальная обособленность отдельных производителей. Как подчёркивает Новосельцев А.П., именно институт частной собственности является очень чётким выражением этой материальной обособленности отдельных производителей .  Итак, на рубеже VII-XI вв. ремесло у восточных славян окончательно отделилось от земледелия. В это время впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла - кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары.         

    Таким образом, развитие земледелия, ремесла  и торговли приводило к классово-имущественной  дифференциации. Это приводило к  выделению военно-управленческого  аппарата. Этот аппарат решал вопросы, связанные с торговлей, распределением земель, ведение военных действий. Таким образом, создаются условия  для образования государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Социально – политические предпосылки

      В VII-IX вв. у славян выделяется  родоплеменная и военно-дружинная  знать. В эпоху господства родовых  отношений высшим органом племени  является народное собрание - собрание  всех членов этого племени.  Народное собрание обеспечивало  социальное и экономическое равенство  членов племенного сообщества. На  нём избирались и переизбирались  старейшины племени, князья, которые  были носителями административной  и военной власти племени. Эти  должности занимали наиболее  авторитетные члены племени.    Однако в период родовой демократии, в период разложения родового строя роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ведении народного собрания, они сами готовят их в собственных интересах для последующего обсуждения. Их должности из переизбираемых постепенно становятся наследственными .           Вокруг племенного князя, происходившего уже из одного наиболее знатного и богатого рода, чья власть превратилась в наследственную, формируется дружина. Однако эта дружина уже коренным образом отличается от племенного войска периода родового строя с его сугубо оборонительными функциями. Эта дружина не подчиняется уже народному собранию, она превращается в орган давления, который начинает господствовать над соплеменниками.  Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические учреждения - народные собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом, шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно перестала в военно-иерархическое правление-княжение.

Информация о работе Образование Древнерусского государства