Образование древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:37, реферат

Описание работы

..Образование Древнерусского государства. К середине IX в. у восточных славян существовало два крупных государственных объединения: 1) в среднем Поднепровье с центром в Киеве 2) и в Поволховье с центром в Ладогее. Они находились в той или иной степени зависимости от скандинавов — варягов, именуемых в Западной Европе норманнами, нередко и возглавлялись варяжскими князьями.
Согласно «Повести временных лет», в 862 г. племена Поволховья изгнали варягов и отказались платить им дань. Но вскоре внутри этих племен начались распри, и тогда словене, отправили послов «за море к варягом, к руси» искать князя для разрешения внутренних конфликтов и защиты от шведских набегов. Предложение приняли братья Рюрик, севшие княжить соответственно в Новгороде. Преем

Работа содержит 1 файл

1 вопрос.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Образование Древнерусского государства  и его развитие в IX — середине XII в.  

Образование Древнерусского государства. К середине IX в. у восточных  славян существовало два крупных  государственных объединения: 1) в  среднем Поднепровье с центром  в Киеве 2) и в Поволховье с центром в Ладогее. Они находились в той или иной степени зависимости от скандинавов — варягов, именуемых в Западной Европе норманнами, нередко и возглавлялись варяжскими князьями.  
Согласно «Повести временных лет», в 862 г. племена Поволховья изгнали варягов и отказались платить им дань. Но вскоре внутри этих племен начались распри, и тогда словене, отправили послов «за море к варягом, к руси» искать князя для разрешения внутренних конфликтов и защиты от шведских набегов. Предложение приняли братья Рюрик, севшие княжить соответственно в Новгороде. Преемник умершего в 879 г. Рюрика Олег подчинил в 882 г. Смоленск, Любеч, а затем, убив киевских князей Аскольда и Дира, Киев. Таким образом, он подчинил весь торговый путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море), объединив север и юг страны. Поэтому 882г. условно считается годом создания Древнерусского государства (или, как его часто называют, Киевской Руси). По смерти Олега власть унаследовал сын Рюрика Игорь и его потомки — Рюриковичи.

 
Варяги, ставшие волею судеб во главе многих славянских племен, приняли активное участие в этом процессе и ускорили создание единого Русского государства, но позднее были ассимилированы славянами. 
 
В IX—X вв. шел процесс подчинения восточнославянских племен власти Киева: Олег подчинил древлян, северян, радимичей, часть кривичей, Игорь — уличей, его сын Святослав — вятичей.

Покоренные племена  нередко сохраняли свою автономию (ими продолжали управлять собственные  князья) и ограничивались выплатой дани, но позднее попадали под контроль княжеских наместников — представителей киевской династии.

Уплата дани обычно производилась во время объезда  зависимых территорий — полюдья. В одних случаях ее нормы были фиксированными, в других — нет. Последнее приводило к восстаниям покоренных племен. Так, в 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря и убили его, когда он собирал дань в их землях.

Вдова Игоря  О.льга жестоко покарала древлян, но заменила им полюдье свозом определенной нормы дани («урока») в указанные  для этого места — погосты. Постепенно такая система получила широкое распространение. Однако кое-где полюдье сохранялось еще не одно столетие — его собирали в своих владениях Юрий Долгорукий и Всеволод Большое Гнездо (XII— XIII вв.). Часть дани (в ряде случаев — две трети) отсылалась в Киев, остальное получала дружина.

 
Внешняя политика. Русь развивалась  в быстро меняющейся внешнеполитической обстановке. Наиболее могущественными  ее соседями были норманны, Хазарский  каганат и Византийская империя.  
В 907 г. великий князь Олег во главе крупных сил совершил поход на Константинополь и принудил византийцев к уплате контрибуции и подписанию договора, предоставлявшего торговые привилегии русам. Еще один договор, регламентирующий русско-византийские отношения, был заключен в 911 г. 
Преемник Олега Игорь в 941 г. совершил новый поход на Константинополь, но потерпел поражение. Реванш он взял лишь в 944 г. в результате нового похода. 
 
Русь при Владимире Святославиче. Принятие христианства. В 970 г. Святослав Игоревич, отправляясь в поход, посадил в подвластных землях своих сыновей: Яропол-ка — в Киеве, Олега — у древлян, Владимира — в Новгороде. В 977 г. в результате междоусобицы с Ярополком погиб Олег, а Владимир, боясь той же участи, «бежа за море», но в 980 г. он вернулся, захватил Полоцк, а затем вытеснил из Киева Ярополка и убил его во время переговоров, после чего сел княжить в Киеве (980-1015). 
Владимир, хотя и отказался от широкомасштабных завоевательных планов отца, тем не менее проводил активную внешнюю политику. Он захватил у поляков Червень, Перемышль и другие города, разбил ятвягов и булгар, покорил хорватов и волынян. Главной же была печенежская проблема. Для обороны от кочевников по берегам Десны, Сейма, Сулы, были построены сторожевые заставы и крепости;  
Владимир много сделал для укрепления великокняжеской власти. Он ликвидировал многие местные княжения и посадил своих сыновей в важнейших центрах Руси. Кроме того, Владимир всячески укреплял идеологические основы своей власти. С этой целью был реформирован славянский языческий пантеон, на первое место в котором выдвинулся бог грома и войны Перун (видимо, как олицетворение великокняжеской власти). Однако должных результатов это, вероятно, не принесло, ибо вскоре встал вопрос о принятии одной из монотеистических религий — христианства, ислама или иудаизма. Владимир хотел что бы другие народы не думали что Русь варварская страна, что в ней живут одни язычники. Из-за язычества русские князья не могли заключать брак с женьшинами из других стран. Не кто не хотел что бы его дочь или сестра была замужем за варвара. Выбор был остановлен на христианстве, в форме православия, исповедовавшегося в Византии, с которой Русь имела наиболее тесные связи и которая являлась сильнейшей из ее соседей. Владимир готов был принять крещение от греческих священников и даже предоставить военную помощь византийским императорам Василию и Константину в борьбе с мятежниками в Византии в обмен на руку сестры правителей Анны, в которой было отказано самому германскому императору. Василий и Константин приняли помощь, но свои обещания нарушили. Тогда Владимир захватил центр византийских владений в Крыму Хер-сонес (Корсунь) (близ Севастополя) и добился выполнения договора. В Херсонесе он принял вместе с дружиной крещение и женился на Анне. Вернувшись на Русь, Владимир обратил в христианство киевлян. Эти события датируются летописью 988г., который считается годом крещения Руси. Распространение же христианства на территории всей Руси растянулось на долгие годы и местами не обошлось без кровопролития.  
В Киеве была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся Константинополю, а в Новгороде, Чернигове, Переяславле, Ростове и других городах позднее возникли епископства. Развитие религиозных связей с Византией способствовало укреплению связей культурных, .что дало мощный толчок развитию собственно русской культуры. Принятие христианства благотворно сказалось и на международном положении Руси, которая перестала выглядеть в глазах Европы как языческая, «варварская» страна. 
Русь при Ярославе Мудром. После междоусобиц и смуты с братьями на великокняжеский престол становится Ярослав Владимирович. 
Ярослав проводил активную внешнюю политику. В 1030 г. он совершил успешный поход против прибалтийского племени чудь и основал г. Юрьев (совр. Тарту), а в 1031 г. напал на ослабленную мятежами Польшу и вернул потерянные в 1018 г. Червень и Перемышль. В 1036 г. под Киевом были разбиты печенеги, после чего их набеги на Русь больше не упоминаются.  
В 1051 г. киевским митрополитом впервые был избран не грек, а русский священник Иларион, что явилось признаком возросшей независимости Руси в церковных делах.
 

Русь после  Ярослава Мудрого (1054-1132 гг.). После смерти Ярослава Мудрого его сыновья поделили Русь по завещанию отца. В годы своей жизни Ярослав Мудрый издал свод законов который назывался «Русская правда» или «Правда Ярослава». Еще в договоре Олега с Византией (911г.) упоминается «Закон русский», фиксировавший (видимо, устно) некоторые правовые нормы: наказание за убийство, увечье и др. Первый же дошедший до нас памятник письменного права — «Русская правда». В 1-й половине XI в. появляется ее ранний вариант — «Правда Ярослава». Она разрешала заменять кровную месть штрафом — вирой. Ее размер зависел от социального статуса убитого, т. е. фиксировалось правовое неравенство. В середине или, что вероятнее, в 70-х годах XI в. была составлена «Правда Ярославичей». Она запрещала кровную месть и конкретизировала положение различных категорий населения. При Владимире Мономахе был создан «Устав Владимира Всеволодича». В нем сокращались проценты по долгам; облегчалось положение смердов, рядовичей, закупов (см. ниже); указывалось, кто может быть превращен в холопа, что ограничивало возможность похолопления. 
Социальная структура и государственное управление. Опорой княжеской власти являлась дружина. Она делилась на «старейшую» (бояре) и «молодшую» (отроки, детские, мечники, гриди, вирники, пасынки). Убийство старших дружинников каралось «Русской Правдой» вдвое строже (80 гривен), чем младшего. Со временем появляются наследственные боярские владения — вотчины. По обычаю князь должен был советоваться с дружиной по важнейшим вопросам. Дружинники имели право покинуть своего сюзерена («отъехать») и отправиться на службу к другому князю.

Информация о работе Образование древнерусского государства