Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:37, реферат
..Образование Древнерусского государства. К середине IX в. у восточных славян существовало два крупных государственных объединения: 1) в среднем Поднепровье с центром в Киеве 2) и в Поволховье с центром в Ладогее. Они находились в той или иной степени зависимости от скандинавов — варягов, именуемых в Западной Европе норманнами, нередко и возглавлялись варяжскими князьями.
Согласно «Повести временных лет», в 862 г. племена Поволховья изгнали варягов и отказались платить им дань. Но вскоре внутри этих племен начались распри, и тогда словене, отправили послов «за море к варягом, к руси» искать князя для разрешения внутренних конфликтов и защиты от шведских набегов. Предложение приняли братья Рюрик, севшие княжить соответственно в Новгороде. Преем
Образование
Древнерусского государства
и его развитие
в IX — середине XII
в.
Образование Древнерусского
государства. К середине IX в. у восточных
славян существовало два крупных
государственных объединения: 1) в
среднем Поднепровье с центром
в Киеве 2) и в Поволховье с центром в
Ладогее. Они находились в той или иной
степени зависимости от скандинавов —
варягов, именуемых в Западной Европе
норманнами, нередко и возглавлялись варяжскими
князьями.
Согласно «Повести временных лет», в 862
г. племена Поволховья изгнали варягов
и отказались платить им дань. Но вскоре
внутри этих племен начались распри, и
тогда словене, отправили послов «за море
к варягом, к руси» искать князя для разрешения
внутренних конфликтов и защиты от шведских
набегов. Предложение приняли братья Рюрик,
севшие княжить соответственно в Новгороде.
Преемник умершего в 879 г. Рюрика Олег подчинил
в 882 г. Смоленск, Любеч, а затем, убив киевских
князей Аскольда и Дира, Киев. Таким образом,
он подчинил весь торговый путь «из варяг
в греки» (из Балтики в Черное море), объединив
север и юг страны. Поэтому 882г. условно
считается годом создания Древнерусского
государства (или, как его часто называют,
Киевской Руси). По смерти Олега власть
унаследовал сын Рюрика Игорь и его потомки
— Рюриковичи.
Варяги, ставшие волею судеб во главе многих
славянских племен, приняли активное участие
в этом процессе и ускорили создание единого
Русского государства, но позднее были
ассимилированы славянами.
В IX—X вв. шел процесс подчинения восточнославянских
племен власти Киева: Олег подчинил древлян,
северян, радимичей, часть кривичей, Игорь
— уличей, его сын Святослав — вятичей.
Покоренные племена нередко сохраняли свою автономию (ими продолжали управлять собственные князья) и ограничивались выплатой дани, но позднее попадали под контроль княжеских наместников — представителей киевской династии.
Уплата дани
обычно производилась во время объезда
зависимых территорий — полюдья.
В одних случаях ее нормы были
фиксированными, в других — нет.
Последнее приводило к
Вдова Игоря О.льга жестоко покарала древлян, но заменила им полюдье свозом определенной нормы дани («урока») в указанные для этого места — погосты. Постепенно такая система получила широкое распространение. Однако кое-где полюдье сохранялось еще не одно столетие — его собирали в своих владениях Юрий Долгорукий и Всеволод Большое Гнездо (XII— XIII вв.). Часть дани (в ряде случаев — две трети) отсылалась в Киев, остальное получала дружина.
Внешняя политика. Русь развивалась
в быстро меняющейся внешнеполитической
обстановке. Наиболее могущественными
ее соседями были норманны, Хазарский
каганат и Византийская империя.
В 907 г. великий князь Олег во главе крупных
сил совершил поход на Константинополь
и принудил византийцев к уплате контрибуции
и подписанию договора, предоставлявшего
торговые привилегии русам. Еще один договор,
регламентирующий русско-византийские
отношения, был заключен в 911 г.
Преемник Олега Игорь в 941 г. совершил новый
поход на Константинополь, но потерпел
поражение. Реванш он взял лишь в 944 г. в
результате нового похода.
Русь при Владимире Святославиче. Принятие
христианства. В 970 г. Святослав Игоревич,
отправляясь в поход, посадил в подвластных
землях своих сыновей: Яропол-ка — в Киеве,
Олега — у древлян, Владимира — в Новгороде.
В 977 г. в результате междоусобицы с Ярополком
погиб Олег, а Владимир, боясь той же участи,
«бежа за море», но в 980 г. он вернулся, захватил
Полоцк, а затем вытеснил из Киева Ярополка
и убил его во время переговоров, после
чего сел княжить в Киеве (980-1015).
Владимир, хотя и отказался от широкомасштабных
завоевательных планов отца, тем не менее
проводил активную внешнюю политику. Он
захватил у поляков Червень, Перемышль
и другие города, разбил ятвягов и булгар,
покорил хорватов и волынян. Главной же
была печенежская проблема. Для обороны
от кочевников по берегам Десны, Сейма,
Сулы, были построены сторожевые заставы
и крепости;
Владимир много сделал для укрепления
великокняжеской власти. Он ликвидировал
многие местные княжения и посадил своих
сыновей в важнейших центрах Руси. Кроме
того, Владимир всячески укреплял идеологические
основы своей власти. С этой целью был
реформирован славянский языческий пантеон,
на первое место в котором выдвинулся
бог грома и войны Перун (видимо, как олицетворение
великокняжеской власти). Однако должных
результатов это, вероятно, не принесло,
ибо вскоре встал вопрос о принятии одной
из монотеистических религий — христианства,
ислама или иудаизма. Владимир хотел что
бы другие народы не думали что Русь варварская
страна, что в ней живут одни язычники.
Из-за язычества русские князья не могли
заключать брак с женьшинами из других
стран. Не кто не хотел что бы его дочь
или сестра была замужем за варвара. Выбор
был остановлен на христианстве, в форме
православия, исповедовавшегося в Византии,
с которой Русь имела наиболее тесные
связи и которая являлась сильнейшей из
ее соседей. Владимир готов был принять
крещение от греческих священников и даже
предоставить военную помощь византийским
императорам Василию и Константину в борьбе
с мятежниками в Византии в обмен на руку
сестры правителей Анны, в которой было
отказано самому германскому императору.
Василий и Константин приняли помощь,
но свои обещания нарушили. Тогда Владимир
захватил центр византийских владений
в Крыму Хер-сонес (Корсунь) (близ Севастополя)
и добился выполнения договора. В Херсонесе
он принял вместе с дружиной крещение
и женился на Анне. Вернувшись на Русь,
Владимир обратил в христианство киевлян.
Эти события датируются летописью 988г.,
который считается годом крещения Руси.
Распространение же христианства на территории
всей Руси растянулось на долгие годы
и местами не обошлось без кровопролития.
В Киеве была учреждена русская митрополия,
подчинявшаяся Константинополю, а в Новгороде,
Чернигове, Переяславле, Ростове и других
городах позднее возникли епископства.
Развитие религиозных связей с Византией
способствовало укреплению связей культурных,
.что дало мощный толчок развитию собственно
русской культуры. Принятие христианства
благотворно сказалось и на международном
положении Руси, которая перестала выглядеть
в глазах Европы как языческая, «варварская»
страна.
Русь при Ярославе Мудром. После междоусобиц
и смуты с братьями на великокняжеский
престол становится Ярослав Владимирович.
Ярослав проводил активную внешнюю политику.
В 1030 г. он совершил успешный поход против
прибалтийского племени чудь и основал
г. Юрьев (совр. Тарту), а в 1031 г. напал на
ослабленную мятежами Польшу и вернул
потерянные в 1018 г. Червень и Перемышль.
В 1036 г. под Киевом были разбиты печенеги,
после чего их набеги на Русь больше не
упоминаются.
В 1051 г. киевским митрополитом впервые
был избран не грек, а русский священник
Иларион, что явилось признаком возросшей
независимости Руси в церковных делах.
Русь после
Ярослава Мудрого (1054-1132 гг.). После смерти
Ярослава Мудрого его сыновья поделили
Русь по завещанию отца. В годы своей жизни
Ярослав Мудрый издал свод законов который
назывался «Русская правда» или «Правда
Ярослава». Еще в договоре Олега с Византией
(911г.) упоминается «Закон русский», фиксировавший
(видимо, устно) некоторые правовые нормы:
наказание за убийство, увечье и др. Первый
же дошедший до нас памятник письменного
права — «Русская правда». В 1-й половине
XI в. появляется ее ранний вариант — «Правда
Ярослава». Она разрешала заменять кровную
месть штрафом — вирой. Ее размер зависел
от социального статуса убитого, т. е. фиксировалось
правовое неравенство. В середине или,
что вероятнее, в 70-х годах XI в. была составлена
«Правда Ярославичей». Она запрещала кровную
месть и конкретизировала положение различных
категорий населения. При Владимире Мономахе
был создан «Устав Владимира Всеволодича».
В нем сокращались проценты по долгам;
облегчалось положение смердов, рядовичей,
закупов (см. ниже); указывалось, кто может
быть превращен в холопа, что ограничивало
возможность похолопления.
Социальная структура и государственное
управление. Опорой княжеской власти являлась
дружина. Она делилась на «старейшую»
(бояре) и «молодшую» (отроки, детские,
мечники, гриди, вирники, пасынки). Убийство
старших дружинников каралось «Русской
Правдой» вдвое строже (80 гривен), чем младшего.
Со временем появляются наследственные
боярские владения — вотчины. По обычаю
князь должен был советоваться с дружиной
по важнейшим вопросам. Дружинники имели
право покинуть своего сюзерена («отъехать»)
и отправиться на службу к другому князю.