Народное вече в древнерусском государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Многие авторы, анализировавшие «Повесть временных лет», неоднозначно высказывались по поводу народного вече в Киевской Руси. Историческая актуальность проблемы состоит в следующем: было ли вече на самом деле, как оно функционировало, как развивалось, в каких случаях вече принимало решение, а в каких молчало и от чего это завесило.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ВЕЧЕ – НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ 6
1.1 Зарождение вече и его развитие 6
1.2 Периодизация в истории вече 9
Глава 2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЕЧЕ 12
2.1 Родовой строй и городское собрание 12 2.2 Упадок вечевого строя – образование Киевского государства 14
2.3 Вече в период феодальной раздробленности 21
Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ 27
3.1 Государственный строй 27
3.2 Компетенции вече 30
Заключение 32
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

народное вече в древнерусском государстве.docx

— 80.86 Кб (Скачать)

     Однако  в исключительных случаях (особенно в отсутствии князя) городское население проявляет свою активность и самодеятельность и в ранний период Киевского государства. В 968 году население Киева, которому угрожало опасность печенежского нападении, посылает послов к своему князю Святославу, занятому своей балканской авантюрой, с горькими упреками за то, что он в поисках чужих земель бросил свою землю без защиты, и с требованием немедленной помощи и защиты от врагов.

     В итоге пересмотра материала о народных собраниях, я должна придти к основному выводу, что эти народные собрания у нас, как и везде, имеют свою историю. Эта история неразрывно связана с этапами жизни нашей страны. Периоды в истории веча — это периоды в истории народов, образовавших Киевское государство. Основные выводы можно свести к следующим положениям:

          1. Вече ведет свое происхождение  от родового строя.

         2. С появлением варварского государства  вече теряет благоприятную почву  для своего существования. В  достаточной степени сильная  власть киевского князя не  имеет нужды входить в «соглашения»  с народом и ограничивается  совещаниями с  дружиной, преимущественно  старшей. Вечевые собрания (сведений точных у нас нет)  вероятны лишь в  исключительных случаях, когда, например, города оказывались в трудном положении, предоставленные собственной инициативе.

         3. В различных частях Киевского  лоскутного государства историческое  развитие протекает неравномерно. Киевский центр в этом отношении в IX—-X веках идет впереди. В то время, когда в киевском центре в X века вечевых собраний мы почти не видим совсем, эти собрания существуют в более отсталых частях Киевского государства, но носят характер племенных собраний.

         4. Вечевые собрания в городах  оживляются со второй половины XI века в связи с ростом и по мере роста отдельных частей Киевского государства и, в частности, городов.

         5. Вечевые собрания живут долго  на северо-западе (Новгород, Псков,  Полоцк) как результат определенного  соотношения классовых сил, при  котором феодальная знать, захватившая  в свои руки власть и ограничившая  в своих интересах власть князей, не была в силах уничтожить  народное собрание, но была достаточно  ильна», чтобы превратить его  в орудие своих интересов.

     Итак, мы можем сформулировать некоторые  выводы относительно древнерусского вече как властного института:

     1. Есть определенные основания  считать, что вече уходит своими  корнями в древнейшую историю  славян. В то же время оно  претерпевало и определенные  изменения. Видимо, нельзя говорить  о вечевых собраниях X веке  и XIII веке как единой по своей  сути явлениях.

     2. Социальный состав вече - также  изменяющаяся во времени категория.  Если в древнейший период это  было действительное "народное  собрание" самых широких кругов  взрослых свободных членов племени,  то на последних этапах своего  существования вече становится  представительным органом городов  (при этом социальный состав  его пока не поддается уточнению).

     3. В сферу компетенции вечевых  собраний мог входит самый  широкий круг вопросов: от сборов  средств для городского ополчения  и найма военных отрядов до  изгнания или избрания князя.  Неясно лишь, всегда ли вече  занималось подобными проблемами  либо источники зафиксировали  исключительные случаи, связанные,  как правило, с серьезными социальными  кризисами и катаклизмами.

     4. Судя по всему, на ранних  этапах развития государства  городские вечевые собрания существовали  повсеместно. Позднее их судьба  в разных землях была различной.  Если на Северо-Западе вече  с XII века переживало своеобразный  рассвет, то на Северо-Востоке  оно, видимо, уже к концу XII века  прекратило свое существование.  Впрочем, история вече в конкретных  землях нуждается в дальнейшей  разработке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

     1.ИСТОЧНИКИ

  1. Повесть временных лет. Хрестоматия по истории древней русской литературы. М.: Эксмо-пресс, 1995.
  2. Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей). Т.І. Ленинград, 1926.
  3. Ипатьевская  летопись (Полное собрание русских летописей). Т.ІІ. Ленинград, 1928.

    2.ЛИТЕРАТУРА

  1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права [Текст] / М.Ф Владимирский-Буданов. Ростов н./Д, 1995.
  2. Греков Б.Д. Киевская Русь [Текст] / Б.Д. Греков. М., Учпедгиз, 1949.
  3. Гудзий И.К. Хрестоматия по древнерусской культуре [Текст] / И.К. Гудзий. М., Просвещение, 1962.
  4. Довнар-Запольский М.В. Русская история в очерках и статьях [Текст] / под ред. М.В.Довнар-Запольского. М., 1990. Изд-во: Эксмо-пресс, Т.І. 
  5. Дьячан В. Участие народа в верховной власти в славянских государствах [Текст] / В. Дьячан. М., 1987.
  6. Ключевский В.О. Курс русской истории [Текст]  / В.О. Ключевский. Сочинения. Т.I. М., 1998.
  7. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение [Текст] / Д.С. Лихачев. М., 1947.
  8. Линниченко И.А. Вече в Киевской области [Текст] / И.А. Линниченко. Киев, 1985.
  9. Лимберт А. Предметы ведомства веча в княжеский период древней Руси [Текст] / А. Лимберт. М., 1977.
  10. Пархоменко Л.А. Ученые записки ЛГУ [Текст] / Л.А. Пархоменко. СПб,1992.
  11. Пушкарев С.Г. Обзор русской культуры [Текст] / С.Г.Пушкарев. СПб.,1991.
  12. Покровский М.Н. Очерки истории русской культуры [Текст] / М.Н. Покровский. – СПб,1995.
  13. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории [Текст] /  С.Ф.  Платонов. Петрозаводск, 1996.
  14. Рогов В.А.Государственный строй Древней Руси [Текст] / В.А. Рогов. М.,1984.
  15. Сергеевич В.И. Вече и князь. Русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей [Текст] / В.И.Сергеевич.  М., 1867.
  16. Сергеевич В.И. Русские юридические древности [Текст] / В.И. Сергеевич. М., 1970.
  17. Тарановский Ф.В.Отзыв о сочинении В.И. Сергеевича Древнее русское право [Текст] / Ф.В. Тарановский.  М., 1981.
  18. Тихомиров М.Н. Русское летописание [Текст] / М.Н. Тихомиров. М.,1979.
  19. Тихомиров М.Н. Древнерусские города [Текст] / М.Н. Тихомиров.  М., 1981.
  20. Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси [Текст] / С.В. Юшков. СПб., 1982.

Информация о работе Народное вече в древнерусском государстве