Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:47, курсовая работа
Многие авторы, анализировавшие «Повесть временных лет», неоднозначно высказывались по поводу народного вече в Киевской Руси. Историческая актуальность проблемы состоит в следующем: было ли вече на самом деле, как оно функционировало, как развивалось, в каких случаях вече принимало решение, а в каких молчало и от чего это завесило.
Введение 3
Глава 1 ВЕЧЕ – НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ 6
1.1 Зарождение вече и его развитие 6
1.2 Периодизация в истории вече 9
Глава 2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЕЧЕ 12
2.1 Родовой строй и городское собрание 12 2.2 Упадок вечевого строя – образование Киевского государства 14
2.3 Вече в период феодальной раздробленности 21
Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ 27
3.1 Государственный строй 27
3.2 Компетенции вече 30
Заключение 32
Список используемой литературы 35
Особенности развития родового строя: первая ступень варварства – племенем управляет совет вождей, совет с высшим военоначальником племени – средняя ступень варварства. Высшая ступень варварства – совет вождей управляет народным собранием и высшим военоначальником. Каждый человек мог высказаться, но решение выносил совет.
Переход к городскому собранию: превращение главного военоначальника в князя; совет вождей, как таковой исчезает, совет заменяется на постоянных приближенных князю – бояр. Князь господствовал с помощью наемного войска, в основном иноземного. Но вечевая жизнь не была подавляема военной силой, вече продолжало ведать дела, касающиеся племени или отдельных городов, так как князья довольствовались одной данью. В эту эпоху, т.е. с конца XІ века начинается быстрое развитие вечевых отношений. Вечевые собрания появлялись в связи с упадком авторитета князей, «вследствие усобиц» и усиления областей с их главными городами.
Упадок
вечевого собрания появляется в эпоху
развития Киевского государства. Власть
Киевского князя –
Вече в период феодальной раздробленности. Упадок Киева, как политического центра, поднимается значение крупных городов. Появляются города с купеческим и ремесленным населением. В этих городах вырастает значением вечевых собраний, с которыми считаются пригороды и князья. Окрепшие области выбирают своих князей, пытаясь превратить их в орудие своих планов; низводят князей на служебное положение сильное боярство с собственными дружинами – в одних местах (Новгород, середина ХІІ века). В других местах – городские низы – ремесленники и купечество в борьбе с боярством опираются на помощь князей и княжеских дружин (Галицко-Волынское княжество, первая половина ХІІІ века).
Глава 3 Организация власти и управления в Древнерусском государстве
3.1
Государственный строй
Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече.
Как орган государственной власти вече – это собрание полноправных граждан старшего города древнерусской земли. Главнейшая форма самоуправления в Древней Руси.
Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X — начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, — степень. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Первое упоминание в летописях о городском вече датировано 997 г. (Белгород под Киевом).
По своей форме вече было непосредственным участием народа в государственном управлении, а не через представителей. О составе веча, его роли в решении государственных вопросов в научной литературе нет единого мнения. Традиционной является точка зрения, что в нем могло принимать участие все свободное мужское население города, которое сходилось по звону вечевого колокола. В Новгороде вече проходило на Ярославовом дворище на Торговой стороне города или на Софийской площади. В Пскове вече собиралось на площади перед Троицким собором. Памятники донесли известия о многочисленных стычках между новгородцами, происходившими на вече. Иногда разногласия были настолько велики, что собирались два веча: одно на Софийской, другое на Торговой стороне, а потом они шли навстречу друг другу, чтобы врукопашную на Большом мосту через Волхов выяснить, кто же прав
Многие историки рассматривали вече как орган народовластия. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти. Следовательно, вече было формой, в которой выражалась государственная власть20.
Некоторые ученые склонны даже рассматривать вече как попытку создать основания законодательной власти и первые проявления отечественного парламентаризма. Но это не так. Думается, более убедительна точка зрения авторов двухтомной «Политической истории» России, полагающих, что на вече принимались решения по конкретным вопросам, но не сами законы.
Развитие
феодальных отношений и рост крупного
землевладения имели своим
Вече правило волостью наравне с князем, и, конечно, строгого разделения власти веча и князя не могло существовать в то время. Люди тогда жили не по писаному закону, а по обычаю, одинаково обязательному и для князей, и для народа, но не вносившему никакого строгого распорядка в течение дел. Можно говорить, что вече управляло волостью, но и князь тоже ею управлял; ход этих двух управлений и определялся обычаем, причем, при всегда возможных столкновениях, немалое значение приобретало то, какие люди стояли во главе веча: очень ли рьяно стоявшие за самостоятельность веча или нет.
Большую
роль в управлении играли должностные
лица, избираемые на вече. Высшим должностным
лицом в обеих республиках
были посадники. Вторым лицом в Новгороде
был тысяцкий. В Пскове избирали
вместо тысяцкого еще одного посадника.
Должность тысяцкого, оставшаяся от
древней численной системы
Наиболее яркий пример деятельности вече в интересах общины – призвание Владимира Мономаха на киевский княжеский стол в 1113г. после смерти князя Святополка II вече избирает князем Мономаха, направив ему депутацию с приглашением занять стол. Постепенно же власть боярства усиливается, вече становится менее представительным, и к XV в. оно уже превращается к орган, через который боярская олигархия проводит свои решения.
В
итоге, можно предположить, что вече имело
достаточно четкую организацию. Перед
нами отнюдь не хаотичная толпа, кричащая
на разные лады, а вполне упорядоченное
совещание, проходящее с соблюдением традиционных
правил: сошедшиеся рассаживаются, ожидают
начала веча, которым руководил князь,
митрополит, тысяцкий.
3.2
Компетенции вече
При рассмотрении различных летописных документов оказывается, что круг вопросов решаемых вече довольно широк. Надо сказать, что компетенция веча, также как и князя, и «боярской думы», простирается на всю сферу высших государственных дел управления и суда.
Во-первых,
вече решало вопросы войны и мира,
а также санкционировало сбор
средств для военных
Во-вторых,
народ мог участвовать в
Кроме
того, вече могло распоряжаться
Важнейшим
правом, закрепленным за вечем было
определение лиц, входивших в
княжеский административно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Повесть
временных лет» говорит о том,
что население старших
Известие летописей о вечевой жизни на Руси многочисленны и разнообразны, хотя подробные описания вечевых собраний мы находим весьма редко. В эпоху племенного быта, до образования и великого Киевского княжества, отдельные племена, поляне, древляне и др. собираются, в случае надобности, на свои племенные собрания и совещаются.
Конечно, во всех этих случаях, когда население города выступало самостоятельно и независимо от князя, мы должны предполагать предварительное совещание или совет, т.е. вече.
Княжеская власть была довольно сильно ограничена вечем, нселение старших областных городов «изначально» сходилось на вече «яко на думу» и принимало решение о войне и мире, вызывали властное вмешательство веча, и голос народного собрания в этих делах был решающим.
Власть вече, его состав и компетенция не определялись никакими юридическими норами. Вече было открытым собранием, всенародной сходкой, и все свободное могли принимать в нем участие. Требовалось только, чтобы участвующие не состояли под отеческой властью (отцы на вече решали за детей) или в какой-либо частной зависимости. Фактически вече было собранием горожан главного города; жители малых городов или «пригородов» имели право присутствовать на вече, но редко имели к тому фактическую возможность. Решение вечевого собрания старшего города считалось обязательным для жителей пригородов и дл всей волости.
Никакой закон не определял и не ограничивал компетенции веча. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший: народ свободно, когда хотел и в той форме, которая ему казалась наиболее удобной, выражал свою волю. Иногда даже народное ополчение, находясь на походе, устраивало вечевое собрание и решало вопрос о продолжении похода или о предстоящих военных действиях.
Князь в мирное время всегда вступал на стол с согласия народа, которое выражалось в крестном целовании и в торжественном посажении его народом на стол. Обыкновенно обе стороны ограничивались обоюдным крестным целованием, в котором они обещали соблюдать верность друг другу, «любтити и добра хотети». Но иногда обе стороны заключали при этом какие-либо дополнительные условия («ряд», т.е. договор).
Информация о работе Народное вече в древнерусском государстве