Михаил Васильевич Ломоносов, создание первого университета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:59, реферат

Описание работы

В настоящее время многое, казавшееся раньше неясным в жизни Ломоносова (особенно, например, события его детства и юношества до приезда в Петербург), получает новое освещение благодаря документам, опубликованным в связи с празднованием двухсотлетия со дня его рождения; вместе с извлеченным из архивов Академии Наук материалом теперь является возможность дать более полный и, главное, более точный биографический очерк Ломоносова, основанный на документальных данных, а не на анекдотах современников.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
Биография М. В Ломоносова 5
Первый университет в России 12
Три начала 13
Место жительства 15
Правила жизни 16
Дух демократизма 17
Корпорация единомышленников 18
Открытый для всех 19
Вторая родина 19
Накануне 21
Архитектура образования 21
От семинаристов до студентов 24
«Мы учились как должно, шалили как можно» 26
Форма и содержание 27
В огне 28
Первый цензор 28
Московский Государственный университет в наши дни 29
Названия университета до 1917 года 30
Заключение 33
Список литературы: 36

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.docx

— 575.11 Кб (Скачать)

    В начале XIX века университет шагнул за пределы окрестностей Моховой. В 1805 году Аптекарский огород на 1-й Мещанской превратился в университетский ботанический сад. С 1831 года действует обсерватория на Пресне. В 1887—1897 годах был создан уникальный по тем временам комплекс клиник на Девичьем поле. В 1912 году на Волхонке открылся Музей изящных искусств, созданный по инициативе профессора теории и истории изящных искусств Московского университета И.В. Цветаева.

    От  семинаристов до студентов

    Первые  кандидаты в студенты по приказу  Синода были набраны из числа слушателей Славяно-греко-латинской академии и  семинарий, знавших латинский и  славянский языки, а также знакомых с основами литературы и арифметики. После устного экзамена, который, пользуясь современной терминологией, можно назвать собеседованием, двое претендентов из Белгородской семинарии были отосланы назад, с указанием прислать других — «самоохотных, а не с принуждением»… Таким образом, к обучению было допущено 25 человек. История сохранила для нас имена тех, кому предстояло первыми войти в университетские аудитории. 25 мая 1755 года из Московской духовной Заиконоспасской академии для обучения прибыли 6 человек: Петр Дмитриев (Вениаминов), Семен Герасимов (Зыбелин), Данила Яковлев (Ястребов), Петр Семенов, Василий Алексеев (Троепольский), Иван Алексеев. Остальные 19 в стенах университета появились немногим позже.

    Студенты, находившиеся на казенном содержании, получали 40 рублей в год. Преподавательский  состав представляли 10 профессоров, из которых 8 пригласили из-за границы. Их основной обязанностью было чтение лекций 6 дней в неделю «по крайней мере, два часа в день, выключая воскресные и в табели, предписанные праздничные  дни». Для первых студентов лекции читали профессор Н.Н. Поповский  — по основам красноречия и  стиля латинского и российского  языков, профессор И.Г. Фроманн —  по метафизике и нравственной философии, профессор А.А. Барсов — по арифметике и геометрии, доктор Ф.Г. Дильтей  — по всеобщей истории и праву. По прослушанным курсам студенты должны были представить своим профессорам  специальные работы.

    Если  на первых порах при поступлении  в университет достаточно было выдержать  «собеседование», то уже в начале XIX века требовался аттестат об окончании какого-либо учебного заведения. Тем, кто его не имел, предстояло держать экзамен перед комиссией, назначенной ректором. Это правило, безусловное для разночинцев, не часто применялось по отношению к молодым дворянам, вопрос о приеме которых в университет обычно решался приватно. Сохранилось воспоминание одного студента-дворянина В.И. Лыкошина, иллюстрирующее вполне типичную для начала XIX века процедуру «зачисления» в университет. «В назначенный день съехались к нам к обеду профессора: Гейм, Баузе, Рейнгард, Маттеи…. За десертом и распивая кофе профессора, были так любезны, что предложили Моберу (гувернеру Лыкошиных. — Прим. ред.) сделать нам несколько вопросов; помню, что я довольно удачно отвечал, кто был Александр Македонский и как именуется столица Франции и т. п. Но брат Александр при первом, сделанном ему вопросе заплакал. Этим кончился экзамен, по которому приняты мы, были студентами, с правом носить шпагу; мне было 13, а брату 11 лет». Для так называемого реформированного университета (в 1804 году был принят его новый Устав) столь ранний прием в число студентов был делом обычным — для юных дворян поступление в университет означало автоматическое причисление сразу же к 14му классу (согласно Табели о рангах), а окончание этого учебного заведения — к 12-му. В 1812 году по причине массового наплыва желающих учиться в Московском университете ректор вознамерился ужесточить правила приема, но на деле практика зачисления для разночинцев и дворян существенно не менялась. В число студентов также принимались выпускники университетской гимназии, для которых выпускные экзамены становились пропуском в аудитории университета.

    Численность, как студентов, так и преподавателей сильно менялась от года к году. Например, в 1760 году в университете обучалось 30 человек, в 1787-м — 82, в 1800 году на 16 профессоров приходилось 68 студентов, три года спустя число студентов  достигло 100 человек. Постепенно возрастало и количество преподавателей. Например, в 1884 году университет располагал 73 профессорами и 15 приват-доцентами, а  уже в 1894 году в его стенах преподавали  и вели научную работу 93 профессора и 120 приват-доцентов. К исходу XIX столетия университет посещали почти 4 тыс. студентов, в 1907 году эта цифра возросла до более чем 9 тыс. человек (примерно в это же время, в 1908 году, в университете работали 88 профессоров и 324 приват-доцента), а накануне революции в университете учились 2 150 студентов. Надо сказать, что жалованье профессоров никогда не было особенно впечатляющим, многие из них вынуждены были пополнять свой бюджет различными побочными заработками. В начале XIX века годовой доход профессора университета составлял 2 000 рублей.

    «Мы учились как должно, шалили как можно»

    Повседневная  жизнь студентов университета была строго регламентирована. При зачислении в университет молодой человек, подняв правую руку, давал присягу. В ней перечислялись обязанности  студента. Тому, кто учился в Московском университете, предписывалось благочестие, прилежание к наукам, благородное  поведение. Запрещались пьянство, азартные игры, шумные сборища, дуэли и секундантство, женитьба без разрешения начальства, также нельзя было делать долги и  продавать свое имущество. Студенты, особенно состоящие на государственном  обеспечении, находились под пристальным  вниманием и опекой университетского начальства. За казенный счет они обеспечивались питанием, одеждой, обувью, лекарствами. Студенты были обязаны соблюдать  распорядок дня, не находиться в своих  комнатах во время лекций и не покидать университет без письменного  разрешения инспектора. За выполнением  последнего правила следил выставленный возле университетских ворот  караул. После отбоя, который наступал в 10 вечера, все студенты должны были ночевать в своих комнатах — каждый вечер обход по помещениям совершал урядник. Один из студентов, лучшего  поведения и прилежания, назначался старшим по комнате. Его обязанностью было следить за порядком и тишиной  в комнате. Впрочем, помогало это  мало, и основным ревнителем дисциплины был один из профессоров.

    Лекции  читались как утром, с 8 до 12 часов, так  и вечером, с 14 до 18 часов. Каждая лекция длилась один час. Кроме того некоторые  профессора еще устраивали у себя на квартирах приватные занятия. Интересно, что, например, в начале XIX века такое понятие, как «учебный план», было довольно расплывчатым — студенты зачастую сами составляли себе список профессоров, занятия которых они собирались посещать. Поэтому большинство студентов, за исключением медиков, слушали лекции сразу на нескольких факультетах.

    Несмотря  на разного рода строгости и периодические  попытки ужесточить университетскую  дисциплину, студенты всегда стремились обойти запреты. Обычной причиной отлучек  была необходимость обедать и  покупать продукты вне университета. Студентов невозможно было изолировать  от жизни города, где было немало соблазнов — одних только трактиров  и питейных заведений в Белом  городе, по описаниям конца XVIII века, насчитывалось более 30. Особое неудовольствие университетского начальства вызывали кулачные бои, проходившие на Неглинной, в которых студенты регулярно сражались стенка на стенку с бурсаками духовной академии. Все провинности студентов рассматривала профессорская Конференция, которая могла отчислить из университета на определенное время или даже навсегда.

    Началом учебного года считалось 17 августа, окончанием — 28 июня. Летом и зимой, от рождественских до крещенских праздников, студенты расходились  на каникулы, а профессора уезжали  инспектировать училища своего учебного округа. По окончании занятий проходили  публичные экзамены и торжественный  акт. В ту пору публичные экзамены не имели для студентов никаких  последствий. Это была своего рода форма  отчета профессуры перед московской публикой. Действительно серьезным  испытанием считался экзамен на ученую степень кандидата — к нему начинали готовиться года за полтора. Для успешной сдачи этого экзамена необходимо было продемонстрировать знания всех дисциплин своего отделения  и написать диссертацию на тему, заданную Советом факультета.

    На  протяжении довольно длительного времени  после открытия университета студенты должны были в конце каждого полугодия  проводить публичные диспуты. А  самая первая экзаменационная сессия состоялась летом 1766 года по распоряжению куратора университета В.Е. Ададурова, который таким образом исполнял указ Екатерины II о ежегодных отчетах, об успехах студентов. Экзамен проводился для всех студентов по изучаемым ими дисциплинам. Куратор лично в присутствии профессоров намеревался испытывать знания обучавшихся в университете. Ради удобства Ададурова, который должен был присутствовать на заседании в Сенате, экзамен был назначен на 6 часов утра.

    Учебный год по традиции завершался заседанием Совета университета — торжественным  актом, который являлся праздничным  событием для всего московского  общества. В этот день в Большую  университетскую аудиторию приглашались весь цвет московской знати, представители  древних дворянских фамилий, все, кто  был неравнодушен к судьбе университета. Публику развлекали музыканты, лучшие усадебные капеллы, университетский  хор, которым аккомпанировал орган. С речами к собравшимся обращались профессора, в торжественной обстановке оглашались имена тех, кому присваивались  звания докторов, магистров, кандидатов, награждались лучшие студенты и гимназисты, вновь испеченные студенты получали шпаги.

    Форма и содержание

    Все, кто учился и работал в Московском университете, всегда составляли особую касту. Так повелось с самых первых лет существования университета, когда принадлежность к этому  учебному заведению подчеркивалась мундиром — его носили преподаватели, студенты и хозяйственный персонал. Университетские мундиры были сшиты  из сукна темно-зеленого цвета с  красными воротниками, обшлагами и  подбоем. Посеребренные пуговицы мундира  украшались государственным гербом. Кроме того, студентам и учащимся университетской гимназии предписывалось носить напудренный парик и шляпу. Мундир был не только одним из корпоративных  признаков, он уравнивал имущественные  различия между студентами, способствуя  формированию особой атмосферы университетского братства. Еще одним важным событием для каждого молодого человека, принятого  в Московский университет, была выдача шпаги при производстве в студенты. И пусть мундир и шпага имели  лишь символическое значение, но они  демонстрировали благородство просвещенных, возводили образование в ранг одной из самых важных ценностей  государства. Конечно, в повседневной жизни далеко не все студенты, особенно выходцы из богатых дворянских семей, придерживались правила носить мундир и шпагу, но подобное облачение было непременным атрибутом всех торжественных  университетских мероприятий.

    В огне

    Война 1812 года принесла страшное разорение  Московскому университету. Умерло несколько  профессоров, не вынесших тягот эвакуации  и дороги, в пожаре погибли не только практически все университетские  здания, но и уникальные коллекции, собрания книг, лабораторное оборудование и приборы. Виновниками этой катастрофы с полным правом можно назвать  главнокомандующего Москвы графа Ф.В. Ростопчина и попечителя университета П.И. Голенищева-Кутузова, не предпринявших  сколько-нибудь серьезных усилий для  своевременной эвакуации главного учебного заведения России. Главнокомандующий  Москвы видел в университете лишь оплот якобинства, а профессоров, среди которых было немало иностранцев, прямо называл пособниками французов, дожидающимися удобного момента, чтобы  перейти на сторону врага.

    Море  огня, охватившее Москву в страшную ночь с 3 на 4 сентября 1812 года, пощадило университет, но наутро, когда пылал  уже весь центр города, пожар подступил  вплотную к университетским корпусам, уничтожив часть из них. Следующей  ночью огонь добрался до главного здания университета. По этому поводу профессор Штельцер, остававшийся в  городе, позднее писал: «Когда я хотел  идти в главное строение, которое  между тем было в безопасности, то в половину 2го часа ночи увидел деревянную обсерваторию на оном находящуюся, горящей, вероятно от пролетевших головень. 4 человека могли бы спасти строение, но я ни одного призвать не мог, ибо  все, опасаясь дурных поступков, с робостью скрывались». Наутро от университетских  зданий остались лишь стены, кладовые и погреба были разграблены, погибли  архив, библиотеки и коллекции. 

    Первый  цензор

    Сегодня трудно себе представить, что когда-то, на заре своей истории, Московский университет  ведал цензурой. Как это ни парадоксально, но в XVIII веке роль цензоров в Москве исполняли университетские профессора. В ту пору само понятие «цензура» еще не сформировалось и зачастую отождествлялось с критикой литературного или научного сочинения. Пока не вполне сознавалась сила печатного слова, и цензура не превратилась в одно из мощных орудий государственной власти, не было и тех строгостей в книгоиздательском деле, которыми так изобиловали век XIX и XX. Тем не менее, в указе о продаже книг «против закона», который вышел в 1763 году, говорилось: «И тако надлежит приказать наикрепчайшим образом Академии наук иметь смотрение, дабы в ея книжной лавке такие непорядки не происходили, а прочим книгопродавцам приказать ежегодно реестры посылать в Академию наук и университет московский, какие книги они намерены выписывать, а оным местам вычеркивать в тех реестрах такие книги, которые против закона, доброго нрава и нас».

Московский  Государственный  университет в  наши дни

    В составе университета 31 факультет: механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, физический, химический, биологический, биоинженерии и биоинформатики, почвоведения, геологический, географический, наук о материалах, фундаментальной медицины, исторический, филологический, философский, экономический, Высшая школа бизнеса (факультет), юридический, журналистики, психологии, социологический, иностранных языков и регионоведения, государственного управления, искусств, мировой политики, глобальных процессов, Высшая школа перевода (факультет), физико-химический, Высшая школа государственного администрирования (факультет), Высшая школа управления и инноваций (факультет), дополнительного образования, военного обучения, а также Институт стран  Азии и Африки, Московская школа  экономики, Институт переподготовки и  повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук, кафедра  физического воспитания и спорта. Филиалы: Пущинский, Подмосковный (Черноголовка), Черноморский (Севастополь), Казахстанский (Астана).

    Институты: НИИ ядерной физики им. Д. В. Скобельцына, НИИ механики, Государственный астрономический  институт им. П. К. Штернберга, НИИ физико-химической биологии им. А. Н. Белозерского, Научно-исследовательский  вычислительный центр, Институт теоретических  проблем микромира им. А. Н. Боголюбова, Институт математических исследований сложных систем, НИИ антропологии им. Д. Н. Анучина, Институт экологического почвоведения, Институт мировой культуры, Русско-германский институт науки и  культуры, Институт проблем информационной безопасности.

Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов, создание первого университета в России