Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:59, реферат
В настоящее время многое, казавшееся раньше неясным в жизни Ломоносова (особенно, например, события его детства и юношества до приезда в Петербург), получает новое освещение благодаря документам, опубликованным в связи с празднованием двухсотлетия со дня его рождения; вместе с извлеченным из архивов Академии Наук материалом теперь является возможность дать более полный и, главное, более точный биографический очерк Ломоносова, основанный на документальных данных, а не на анекдотах современников.
Введение 3
Основная часть 5
Биография М. В Ломоносова 5
Первый университет в России 12
Три начала 13
Место жительства 15
Правила жизни 16
Дух демократизма 17
Корпорация единомышленников 18
Открытый для всех 19
Вторая родина 19
Накануне 21
Архитектура образования 21
От семинаристов до студентов 24
«Мы учились как должно, шалили как можно» 26
Форма и содержание 27
В огне 28
Первый цензор 28
Московский Государственный университет в наши дни 29
Названия университета до 1917 года 30
Заключение 33
Список литературы: 36
Министерство образования и науки РФ
ГОУ
ВПО «Братский государственный
университет»
Кафедра
истории
Реферат
на тему:
Михаил
Васильевич Ломоносов, создание первого
университета в России.
Выполнил: Гузиева Кристина
Студент
группы ЭУН-10
Проверил: Витковская Н. Н.
Старший
преподаватель
Братск 2010
План:
Введение 3
Основная часть 5
Биография М. В Ломоносова 5
Первый университет в России 12
Три начала 13
Место жительства 15
Правила жизни 16
Дух демократизма 17
Корпорация единомышленников 18
Открытый для всех 19
Вторая родина 19
Накануне 21
Архитектура образования 21
От семинаристов до студентов 24
«Мы учились как должно, шалили как можно» 26
Форма и содержание 27
В огне 28
Первый цензор 28
Московский Государственный университет в наши дни 29
Названия университета до 1917 года 30
Заключение 33
Список литературы: 36
В
настоящее время многое, казавшееся
раньше неясным в жизни Ломоносова
(особенно, например, события его
детства и юношества до приезда
в Петербург), получает новое освещение
благодаря документам, опубликованным
в связи с празднованием
В
среде дореволюционных ученых, принявших
легенду о Ломоносове как борце
"с иноземцами только потому, что
они иноземцы"9, такой же аксиомой
стало мнение Шлецера о нем
как историке. В 1829 г. Н. А. Полевой
был предельно краток, говоря о
Ломоносове: "История не была его
уделом". А. В. Старчевский уверял,
что труды Ломоносова по истории,
вызванные соперничеством с Миллером,
"не могут выдержать исторической
критики". Белинский, видя в нем
предтечу славянофилов и потому с
особой силой обрушившись на "исторические
подвиги Ломоносова", охарактеризовал
его как "человека ученого и
гениального, но решительно не знавшего"
русской истории и искавшего
в ней "не истины, а "славы россов",
противопоставил ему немцев-
По
мнению Войцеховича, Ломоносов в
истории "не только не поднялся выше
тогдашнего уровня, но как будто
даже попятился назад, стал открещиваться
от новых приобретений русской исторической
науки и объявил им жестокую войну",
ибо слепо следовал за Синопсисом,
настойчиво расписывающим "события,
льстившие национальному и
Мнение
о несостоятельности Ломоносова
как историка было перенесено в советскую
историческую науку предвоенного времени.
"Страстность" выступления русских
ученых против диссертации Миллера
продолжали объяснять, как и раньше, тем,
что тот "нанес величайшее оскорбление
русскому народу, настаивая на его варяжском
происхождении"21, что в отношении Ломоносова
к трактовке варяжского вопроса "немецкими
учеными выразился протест русского национального
чувства, вызванный временем Бирона"22.
В те же годы все также старательно лепился
образ Ломоносова, сотрудничавшего и дружившего
со многими иностранными учеными, как
нетерпимого националиста и ксенофоба.
Так, Н. А. Рожков утверждал в 1923 г., что
"патриот в духе того времени, националист
Ломоносов... отверг норманнскую теорию
и сделал варягов славянами", по той
же причине отрицательно относясь к немцам,
работавшим над русской историей23. Через
десять лет Г. П. Шторм массово растиражировал
в серии "ЖЗЛ" мнение, как был "глубоко
неправ" Ломоносов, "обрушившись"
на Миллера - "беспристрастного историка"
и "отца" русской научной историографии,
стоявшего "несравненно выше Ломоносова
как историка" - "с окрашенной в сугубо
- националистический тон критикой"рассматриваемом
плане значительный интерес представляют
работы 1961 г. немецких историков П. Гофмана
и Э. Винтера (ГДР). Гофман указал, что мнение
о Ломоносове как историке в значительной
мере определялось отрицательными высказываниями
А. Л. Шлецера, усиленными С. М. Соловьевым.
Он не сомневался, что Ломоносов в варяжском
вопросе занял "прежде всего, позицию
русского патриота", но при этом, основываясь
на превосходном знании источников и литературы,
предвосхитил результаты исследований
более позднего времени. Гофман, поставив
перед собой задачу, рассмотреть, насколько
аргументация Ломоносова соответствовала
научным требованиям и принципам той эпохи,
"удивлен был", что она нашла широкое
отражение в последующих работах Миллера.
По его заключению, Ломоносов был на высоте
исторической науки своего времени, тогда
как Миллер был ограничен как историк,
и что к источникам он относился почти
всегда "совершенно некритически".
Винтер, подчеркивая самохвальство и заносчивость
Шлецера, что не могло не задеть Ломоносова,
вместе с тем высказал мысль, что русского
ученого против Шлецера настраивали Миллер
и Тауберт.
Он создал первый университет
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А.
С. Пушкин
Ломоносов
родился в Архангельской
После
различных мытарств Ломоносов попал
в московскую "славяно-латинскую"
академию или "школу", в которой
преподавали питомцы киевской академии.
Здесь Ломоносов изучил латинский
язык, пиитику, риторику и отчасти
философию. О своей жизни этого
первого школьного периода
После разных злоключений (вербовки в немецкие солдаты, побега из крепости Везель) Ломоносов возвратился в Петербург в июне 1741 г. В августе того же года в "Примечаниях к Петербургским Ведомостям помещены были его "Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III" и "Первые трофеи Его Величества Иоанна III чрез преславную над шведами победу". Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков и занятия по кабинетам, студент Ломоносов не получал ни места, ни жалованья. Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 г., Ломоносов был определен в академический адъюнктом физики. В 1743 г. Ломоносов обращается к переложению в стихи псалмов и сочиняет две лучшие свои оды: "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния" и "Утреннее размышление о Божием величестве". В этом же году Ломоносов вследствие "продерзостей", непослушания конференции академии и частых ссор с немцами в пьяном виде более семи месяцев "содержался под караулом" и целый год оставался без жалованья; на просьбы о вознаграждении для пропитания и на лекарства он получил только разрешение взять академических изданий на 80 р. В прошении об определении его химии (1745) Ломоносов ничего не говорит о своих одах, упоминая только о своих "переводах физических, механических и пиитических с латинского, немецкого и французского языков на российский, о сочинении горной книги и риторики, об обучении студентов, об изобретении новых химических опытов и о значительном присовокуплении своих знаний". Назначение в академию - профессором химии - совпало с приездом жены Ломоносова из-за границы. С этого времени начинается более обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова среди научных трудов, литературных занятий и лучших общественных отношений. В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, в 1746 г. - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук и проч. В предисловии к сделанному им тогда же переводу Вольфовой физики Ломоносов понятно рассказал об успехах наук в XVII-XVIII вв. Это была совершенная новинка на русском языке, для которой Ломоносов должен был изобретать научную терминологию. Такое же популяризирование науки проявилось в академических речах Ломоносова о пользе химии и пр. С 1747 г., кроме торжественных од, Ломоносов должен был составлять стихотворные надписи на иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады, даже писать по заказу трагедии ("Тамира и Селим", 1750; "Демофонт", 1752). В 1747 г. по поводу утверждения императрицей. Елизаветой нового устава для академии и новых штатов Ломоносов написал знаменитую оду, начинающуюся известными стихами: "Царей и царств, земных отрада, возлюбленная тишина, блаженство сел, градов ограда, коль ты полезна и красна!". Здесь поэт воспел и свой идеал, свой кумир - Петра Великого ("Послав в Россию человека, какой не слыхан был от века"), а вместе с ним и науки - "божественные чистейшего ума плоды" ("науки юношей питают, отраду старым подают"). В одной из заключительных строф этой оды Ломоносов восклицает:
Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов, создание первого университета в России