Миграция в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Целью работы служит раскрытие понятия миграции, создание целостной картины миграции Казахстана. Думаю, что я смогу это осуществить.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………..1
Глава 1………………………………………………………………..…2-9
1.1. Понятие миграции..…………………………………………………4
1.2. Виды миграции……………………………………………..………..……………4-7
1.3. Функции миграции…………………………………………....……………...…..7-20
Глава 2……………………………………………………………..……7-30
Заключение………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории миграция.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

Так же, как и  горожане, немцы-сельчане выезжают главным  образом в дальнее зарубежье, то есть в ФРГ и другие немецкоязычные страны. Те же 10% составляют уезжающие  в дальнее зарубежье эмигранты-украинцы. Та же тенденция к выезду на историческую родину прослеживается у русских, узбеков и татар - сельских жителей. Как показали наши исследования, проведенные в 1993-1994 годах в Калужской, Ярославской, Костромской и Вятской областях России (автор работал в это время в Костромской Государственной сельскохозяйственной Академии), сам факт возвращения на историческую родину для иммигрантов из стран СНГ более важен, чем работа по прежней специальности, сохранение прежнего социального статуса и прежнего материального благополучия. Большинство опрошенных, по данным иммиграционной службы этих областей, решились на иммиграцию из стран выхода, будучи морально готовыми к более низкому (на первых порах) уровню доходов, к меньшей комфортности жилья и даже к смене профессии, так же как и к смене городского образа жизни на сельский. Процент ответивших таким образом на вопрос о том, готовы ли они были в момент принятия решения о репатриации к ухудшению этих социальных параметров, составил 98,2 % из 800 опрошенных. Исследование показало, что в настоящее время в этих областях осели 44 бывших директора совхозов из Казахстана, 32 бывших первых или вторых областных и районных руководителей, серьезные научные кадры. Так, в КГСХА работают 3 доктора сельскохозяйственных и ветеринарных наук из Алматы, 1 доктор физико-математических наук, 6 доцентов и старших преподавателей различных специальностей из Казахстана и Киргизии. Несмотря на то, что абсолютное большинство из них живет в общежитских малосемейках, они не жалеют о сделанном шаге.

Общие итоги  внутриреспубликанской миграции представителей всех национальностей Казахстана в результате межобластной и внутриобластной миграции (по данным Госкомстата) абсолютно не влияют на демографическую картину в Республике, давая по всем национальностям нулевой результат. (Ст.сб. Естественное движение населения по Республике Казахстан за январь-октябрь 1995г. Алматы, 1995, с.5-7). Но при рассмотрении внутриреспубликанской миграции по городской и сельской местности в отдельности результаты все же просматриваются.

Таким образом, в результате внутриреспубликанской миграции городское население увеличилось на 12559 человек, сменивших регион проживания внутри республики плюс 34273 человек, пополнивших города своих областей. Сумма этих показателей - 46796 человек - дает нам параметр миграции из села в города Казахстана за 1994 год.

Наиболее велик (по существу определяет роль миграции из села в город) удельный вес в  этом виде перемещения населения  казахов. Они активно участвуют  в республиканском перераспределении  населения. В то время как все остальные этносы предпочитают участие во внешней миграции.

Эти данные подтверждают активную миграцию из села в город. За исключением узбеков, мигранты, участвуя во внутриреспубликанском стихийном  перераспределении населения, меняют жительство в сельской местности на городское в пределах своей области. Как и по городской местности, картина внутриреспубликанской миграции в целом определяется перемещениями казахов. Результаты как внутриобластных, так и межобластных перемещений просто несравнимы.

В целом, картина миграции в Казахстане весьма напоминает описанную Р.Оуэном и Ф.Энгельсом картину внешней и внутренней для Великобритании миграции, связанной с развертыванием первой промышленной революции, с той существенной разницей, что тогда процесс был двойственным: с одной стороны, наблюдался крах прежней, йоменской системы землепользования; с другой - ситуация характеризовалась бурным ростом и развитием промышленного производства и освоением огромных пространств в колониях. Сегодняшняя казахстанская социальная реальность характеризуется углублением кризиса и сельского хозяйства, и промышленности. То есть, города, в которых имеет место рост безработицы, не создают и не могут создать условий для адаптации и социальной реабилитации пауперизующегося сельского населения.

К.Маркс, связывая миграцию прежде всего с развитием  машинного производства и необходимостью для капитализма резервной армии  пролетариата, конечно, суживал проблему. Но конкретные данные Госкомстата о  процессах, идущих в различных областях производства (без учета данных по кооперативам, колхозам, малым, совместным и частным предприятиям) показывают, что общее количество гарантированных государством рабочих мест в 1995году сократилось по сравнению с 1980 годом на 38%, то есть, не более, чем на треть, а по сравнению с 1985 годом - на 43%. Наибольшее сокращение произошло в сельском хозяйстве, где эти показатели соответственно составили 49 и 53%; на транспорте - 42 и 47%; ИТС, сбыте и заготовках - 47 и 48%; промышленности - 22 и 28%. Наивысшие темпы сокращения рабочих мест в сельском хозяйстве и отсюда отток населения в города и за пределы Республики свидетельствуют не об усилении урбанизационных процессов (во всех цивилизованных странах под этим подразумевается распространение городского образа жизни, городской комфортности, городского уровня развития средств коммуникации и доходов), а только о пауперизации сельского населения Казахстана. Это типичный характер урбанизации африканских, латиноамериканских и азиатских государств, вырвавшихся в 50-60 годы из колониальной зависимости, когда люди бежали в город, даже мало надеясь на получение там работы, жилья и т.д.

Эмиграция из Казахстана в ближнее и дальнее зарубежье  сократила население республики в 1994 году на 410387 человек. Расчеты по сокращению составились из количественных показателей убыли населения во всех без исключения областях, в результате внешнего оттока, так и в проходящих в отчетности Госкомстата отдельными строками городах Алматы и Ленинске (Байконур). В результате межобластной внутриреспубликанской миграции теряют свое население Атырауская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Жезказганская, Западно-Казахстанская, Кзыл-Ординская, Семипалатинская, Талдыкорганская, Тургайская и Южно-Казахстанская области, то есть, 9 из 19 областей. Очевидно, именно в них сложились наименее благоприятные условия для проживания как населения титульного, так и остальных этносов.

Анализ потоков  миграции в отдельности по мужчинам и женщинам привел нас к заключению, что они практически совпадают, как по внешней, так и по внутриреспубликанской миграции, отличаясь по разным областям десятыми долями процента то в одну, то в другую сторону. Поэтому, мы не приводим здесь данных таблиц.

В 1994 году Казахстан  потерял в миграционном обмене 41329 специалистов высшей квалификации и с высшим образованием, 4703 специалиста с неоконченным высшим, 94517 - со специальным средним, 107364 - со средним образованием. Мигранты с неоконченным средним дали в 1994 году показатель 29830, с начальным - 18793 человека, то есть, абсолютное меньшинство.

Казахи-репатрианты  не перекрывают убыли высококлассных специалистов. Так, в 1994 году в республику въехало казахов:

- с высшим  образованием - 863

- с неоконченным  высшим -36

- со средним  специальным - 488

- с общим  средним - 1091

- с неполным  средним - 322

- с начальным  образованием и не имеющих  образования - 486.

Среди эмигрантов всех национальностей значительную роль составляют семейные, состоящие в браке, люди. Они выезжают из всех областей Казахстана, городов Алматы и Байконур. Общее число таких мигрантов равняется 207410 человек, то есть, почти половина эмигрантов из Казахстана. Одну восьмую внешней миграции составляют лица, никогда не состоявшие в браке - 55896 человек; 17476 человек - таков показатель вдов и вдовцов; 15863 - разведенных.

Из казахов-репатриантов 2020 состояли в браке, 1160 - не состояли, 64 были вдовами или вдовцами, 22 - разведенными. Все области Казахстана теряют в результате миграции подрастающее поколение - детей и подростков моложе трудоспособного возраста. Эти потери составили в 1994 году 112972 человека. В этом же году Казахстан покинул 253591 человек трудоспособного возраста и 43824 человека пенсионного возраста. Соответственные показатели по казахам-репатриантам составляли: 2245; 3013; 226.

Без учета миграции в дальнее зарубежье, Казахстан  в 1994 году имел положительное сальдо миграции в 2406 человек. Оно сложилось  в результате репатриации казахского населения из Туркмении (1114 человек), Узбекистана (1953), Кыргызстана (156 человек), Армении (11), Грузии (3), Белоруссии (10), Таджикистана (213), Украины (102), Латвии (6), Литвы (8), Эстонии (3). Эта репатриация перекрыла отрицательное сальдо миграции по России (-1176) и Азербайджану (-4). Превышение иммиграции над эмиграцией в целом незначительно. И, как мы показывали выше, в сумме внешняя миграция, в целом, дает устойчивое отрицательное для Казахстана сальдо.

Миграция населения, являясь порождением обостряющихся в периоды кризисов разнообразных социальных противоречий, сама также оказывает влияние на развитие социальной реальности, в том числе и на факторы, ее вызывающие. Поэтому в нашу задачу входит рассмотрение ее влияния на экономическую, социальную, политическую, этническую, культурную и т.п. стороны развития казахстанского социума.

Самое прямое и  непосредственное влияние в экономическом  плане миграция "Казахстан - ближнее  и дальнее зарубежье" оказывает  на проблему трудовых ресурсов, резко сокращая их. В условиях устойчивого направленного развития, характеризующегося ростом производства, как это было, скажем, в 50-70 годы в Германии и Японии, факт оттока населения играет отрицательную роль, заставляя государство идти на привлечение иностранных специалистов и иностранной рабочей силы. Но в кризисные периоды миграция населения (внешняя) для страны, если она характеризуется отрицательным сальдо, превращается в фактор, снижающий уровень безработицы и остроту социальных антагонизмов. Именно такую роль сегодня играет внешняя миграция в развитии казахстанской социальной реальности.

Можно ли расценить  эту роль как положительную? Ответ  на этот вопрос не так прост, как  это может показаться на первый взгляд. Если встать на точку зрения государственного чиновника, то отрицательное сальдо внешней миграции для Казахстана - явление, безусловно, положительное и желанное, ибо оно избавляет аппарат от заботы о мерах по сокращению безработицы, социальной защите населения, его благосостоянии и здоровье. Кого не устраивает сегодняшняя казахстанская действительность, может выехать и искать лучшей доли в любых других странах, - таков подход типичного чиновника к проблеме убыли населения в результате эмиграции.

Что ж, если считать  сегодняшнюю общеэкономическую и общесоциальную ситуацию вечной, может быть, оно и так. Но тогда и растущую детскую и материнскую смертность, рост случаев смерти людей в результате болезней, имеющих явно социальную детерминацию, рост числа убийств и самоубийств, действующих в одном с внешней миграцией направлении сокращения населения, также следует расценивать как положительный фактор и не искать путей сокращения этих явлений, а наоборот, поощрять их, способствовать им. Впрочем, этот старый мальтузианский рецепт уже применен в повышении пенсионного возраста и введении страховой медицины. Руководство Республики пытается решать социальные проблемы американским и западно-европейским путем при доходах населения, которые в десятки и сотни раз ниже, чем в этих странах. Если же смотреть на проблему с точки зрения действительной перспективы, то подобноеотношение к миграции и развитию демографической ситуации предстанет весьма и весьма близоруким. По расчетам профессора Н.Масанова, для вовлечения в хозяйственный оборот и создания всесторонне развитой, а не сырьевой экономики, Казахстану необходимо население примерно в 60 млн.человек. Можно оспаривать эту цифру, но то, что любая гармонично и поступательно развивающаяся страна должна иметь устойчивый, пусть даже минимальный, прирост населения - бесспорно.

В настоящее  время, как показывают таблицы предыдущего  раздела работы, внешней миграцией  вымываются из республики прежде всего  те слои, которые могли бы стать  основой формирования среднего класса - гаранта стабильности и разумного  консерватизма в любой цивилизованной стране. Таблицы, характеризующие уровень образования и возраст мигрантов, прямо указывают на это. Люди с высшим образованием, неоконченным высшим и средним специальным образованием в трудоспособном возрасте составляют абсолютное большинство выезжающих из Казахстана. Это обстоятельство не может не влиять на качественную сторону развития трудовых ресурсов Казахстана в направлении ее понижения. Забыто выраженное в свое время Дином Раском мнение о том, что иммиграция, если она хорошо управляется, может стать одним из крупнейших государственных ресурсов. Особенно это относится к миграции интеллигентов. Все развитые страны дерутся за интеллект; "утечка мозгов", "drain-brain" не сходят со страниц серьезных экономических изданий и масс-медиа.

И понятно почему. Уже в 70 годах подготовка одного ученого-физика, биолога, специалиста в области философии, социологии, политологии, права обходилась по данным "Business Week" (December 27, 1969) около 80000 долларов США, подготовка врача, инженера, летчика - 20000 долларов США. Легко подсчитать, сколько долларов потерял Казахстан, если в 1994 году из него выехало 41329 специалистов с высшим образованием (сюда входят и люди, обладающие учеными степенями). Другими словами, в настоящее время, поощряя эмиграцию, Казахстан тем самым инвестирует в ущерб себе, в страны, куда едут основные потоки мигрантов.

Экономический ущерб Казахстану наносит не только стоимость образования эмигрантов, но и то, что они представляют действительно средние по материальной обеспеченности слои сегодняшнего казахстанского социума. Социологические исследования, проводившиеся не только в Казахстане, но и России, Украине, Армении, Белоруссии показывают, что на смену страны проживания решаются, как правило, семьи или отдельные личности, когда они имеют состояние не менее 3-5 тыс. долларов США на одного члена семьи.

Экономический ущерб, наносимый внешней миграцией, усиливается маятниковой миграцией  торговцев-челноков, число которых  в настоящее время невозможно установить, так как Госкомстат не разрабатывает этих данных. Эти торговцы, ведущие свой маленький бизнес, по большей части деклассировались в результате сокращения сфер производства, образования и здравоохранения. В настоящее время, поскольку Казахстан не может ничего (кроме нефти, угля и металлических полуфабрикатов) предложить мировому рынку, торговцы-челноки вывозят из Республики твердую валюту, наполняя ее по большей части низкокачественным ширпотребом - как вещевым, так и пищевым. По данным газеты "Аргументы и факты", за счет открытия только российского рынка для сникерсов, памперсов и тампексов Западная Европа получила около 4 млн. рабочих мест. Это значит, что на такую же величину сократилось количество рабочих мест в самой России. В Казахстане, также перешедшем сейчас главным образом на импортную продукцию ширпотреба, действует та же логика.

Информация о работе Миграция в Казахстане