Миграция в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Целью работы служит раскрытие понятия миграции, создание целостной картины миграции Казахстана. Думаю, что я смогу это осуществить.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………..1
Глава 1………………………………………………………………..…2-9
1.1. Понятие миграции..…………………………………………………4
1.2. Виды миграции……………………………………………..………..……………4-7
1.3. Функции миграции…………………………………………....……………...…..7-20
Глава 2……………………………………………………………..……7-30
Заключение………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории миграция.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

Функции миграции населения не однозначны. Одни из них  независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые — общие функции миграции, вторые — специфические функции той или иной общественно-экономической формации.

Советские исследователи  при анализе миграции населения  среди ее наиболее общих функции  выделяли ускорительную, селективную  и перераспределительную. В более  поздних работах суть первой из них  уже российские специалисты сводят к обеспечению того или иного уровня пространственной подвижности населения.

Территориальные перемещения способствуют изменению  социально-психологических характеристик  людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур. Более подвижное население, как правило, является и социально более активным. Таким образом, миграция в любом случае ведет к развитию населения.

Другой функцией миграции является перераспределение  населения, связанное с размещением  производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.

Выполняя перераспределительную  функцию, миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и косвенно влияет на динамику демографических процессов, ибо мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции в изменении численности населения той или иной местности всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности.

Третья функция  миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей. Первые относятся к постоянному населению данной территории, а вторые — к новоселам.

Функции повышения  подвижности, перераспределительная  и селективная проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как, например, в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, — таких, как переселение, — все функции проявляют себя в полной мере. Тем не менее, во всех миграционных перемещениях сущность миграции в наибольшей мере раскрывается через ее функции.

Именно поэтому  миграция в различных социально-экономических  условиях выполняет специфически присущие этим условиям функции, наиболее важными  из которых являются экономическая  и социальная. Миграция населения в социалистическом обществе осуществляется в условиях функционирования плановой экономики. Естественно, поэтому, что экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной — приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.

Социальная  функция миграции населения в  социалистическом обществе всецело определялась господствующими производственными отношениями. Она способствовала осуществлению цели социалистического общества — повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся. Суть социальной функции миграции населения состоит в более полном удовлетворении потребностей переселенцев. Можно, конечно, возразить против этой формулировки, как, впрочем, и против любой другой. Российский исследователь Г. С. Вечканов, например, полагает, что социальная функция должна способствовать не только удовлетворению личных интересов, но и всестороннему развитию всех членов общества. Но, во-первых, в миграциях участвуют не все члены общества, а только 4—5 %, во-вторых, по-видимому, если возрастает уровень жизни у каждого мигранта, то он повышается и у всех мигрантов и соответственно у всего населения.

Миграция вследствие реализации ее социальной функции представляет собой процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.

Безусловно, формулировки экономической и социальной функций  миграции должны быть корректными и  в наибольшей мере отражать сущность миграции населения в социалистическом обществе. Главное - в создании условий, при которых экономическая и социальная функции находились бы в гармонии, а не в противоречии, как, например, при отставании уровня жизни населения в тех районах, где производительные силы должны развиваться наиболее высокими темпами. Поэтому миграция населения рациональна тогда, когда достигается соответствие между экономической и социальной функциями.

 

Глава 2.

 

2.1.ЗАКОН РК  О МИГРАЦИИ.

Закон Республики Казахстан о миграции был принят 13 декабря 1997 года. Закон регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создания необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую родину.

Он  состоит из 7 глав, 41 статьи. В законе даны основные понятия, основные принципы регулирования миграции населения, документы необходимые для выезда из РК и въезда в РК, порядок осуществления  миграции и эмиграции т.д.

Хотелось  бы дать официальные понятия, используемые в законе:

Миграция - безвозвратное, временное, а также сезонное перемещение  физических лиц из Республики Казахстан  и в Республику Казахстан, а также  переселение физических лиц внутри Республики Казахстан, связанное со сменой места жительства, работы.

Иммиграция - въезд  иностранцев или лиц без гражданства  в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания.

Эмиграция - безвозвратный  или временный выезд физических лиц из Республики Казахстан в  другую страну.

Репатриация - возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов, оралманов.

Трудовая миграция - миграция с целью найма на работу физических лиц из одной страны в  другую. Она применяется ко всякому  лицу, законно допущенному в качестве мигранта.

Иммигрант - физическое лицо, являющееся иностранцем или  лицом без гражданства, прибывшее  в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания.

Коллективная  иммиграция - организованное переселение  в Республику Казахстан.  
Мигранты - лица, осуществляющие пространственное перемещение вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ.

Нелегальные иммигранты - иностранцы и лица без гражданства, прибывшие на территорию Республики Казахстан самостоятельно, без соответствующего разрешения уполномоченного органа или получившие его обманным путем.

Репатрианты - физические лица, возвращающиеся по репатриации.

Репатриация - возвращение  на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов, оралманов.

Репатриант (оралман) - лицо коренной национальности, изгнанное за пределы исторической родины и лишенное гражданства в силу актов массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий, добровольно переселяющееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания, а также его потомки.

Реэмигрант - лицо, находившееся в эмиграции и возвращающееся на родину.

Трудовая миграция - миграция с целью найма на работу физических лиц из одной страны в  другую. Она применяется ко всякому лицу, законно допущенному в качестве мигранта.

Согласно закону, регулирование миграции населения  основывается на следующих принципах:

  • обеспечении закрепленных в Конституции Республики Казахстан прав человека на свободный выбор места проживания, свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда, свободу передвижения;
  • недопустимости какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любым иным обстоятельствам;
  • обеспечении соответствия миграционного законодательства Республики Казахстан международным нормам и рекомендациям Международной организации по миграции с учетом современного социально-экономического положения республики, ее исторического прошлого и традиций, перспектив развития;
  • всестороннем содействии репатриации казахов на свою историческую родину, организация их расселения, создание рабочих мест и осуществление комплекса других мер обеспечения адресной помощи и социальной защиты переселенцев коренной национальности;
  • упреждении стихийных и неупорядоченных процессов как внутри страны, так и за ее пределами на основе выработки социально-экономических стимулов в среднесрочных и долгосрочных программах действий, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков в связи с изменениями социально-экономической и общественно-политической ситуации;
  • участии соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов миграции;
  • личном участии мигрантов в обустройстве на новом месте проживания при адресной государственной поддержке инициативы и самодеятельности каждого, в первую очередь - переселенцев из зон экологического и стихийного бедствий;
  • запрещении высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных международными договорами;  
  • сотрудничестве с другими странами, особенно принимающими иммигрантов, в области снижения нелегальной миграции, в виде учебного образования, профессиональной подготовки, трудовой миграции.

Эти принципы, на мой взгляд, соответствуют правам человека на свободу передвижения. В целом, по моему мнению, наш закон  о миграции неплох, так как, проводившаяся в ноябре 2000 года конференция, организованное Международной Организацией по Миграции и Миграционным комитетом РК, подтвердила соответствие Закона РК о миграции международным нормам, касающихся миграции, соблюдены права человека.

2.2.Специфика  Казахстана в области миграции населения связана с существованием многонациональной общности людей, обусловленной историческими особенностями развития государства. Так, до 1968 года для республики характерно было положительное сальдо миграции населения, т.е. число прибывших в страну намного превышало число выбывших из нее. Например, за периоды 1950-1959 гг. и 1960-1967 гг. в среднем за год на 1000 населения миграционный прирост республики составил, соответственно 12 и 5 человек.

Однако, с 1968 года по настоящее время в миграционном процессе республики сложилась обратная ситуация, т.е. во внешней миграции сложилась более высокая интенсивность выбытия населения, чем прибытия в страну. Например, за периоды 1970-1979 гг. и 1980-1989 гг. в среднем за год на 1000 населения миграционная убыль составила, соответственно -5 и -7 человек. В результате миграции Казахстаном за 70-годы было потеряно 28% естественного прироста населения (естественный прирост за этот период составил 2396 тыс.человек), а за 80-годы соответственно – 38% (2656 тыс.человек).

С приобретением  государственной независимости  Республикой Казахстан в 1991 году, началом трансформационных процессов  бывшего СССР и расширением возможности  возвращения отдельных этнических групп на историческую Родину в Казахстане, как и многих других странах СНГ, сложилась тенденция роста отрицательного сальдо миграции. Так, за последние 10 лет отрицательное сальдо миграции не только полностью поглотило естественный прирост населения этого периода (естественный прирост в 90-годах сократился почти в 2 раза, за счет резкого снижения числа родившихся и увеличения числа умерших по отношению к 80-годам), но и превысило его более чем в 2 раза.

Внешняя миграция населения Казахстана за 1991 –1999 годы, человек

Годы

Всего

в том числе

страны СНГ *)

вне стран СНГ

сальдо 
миграции

иммиг- ранты

эмиг- ранты

иммиг- ранты

эмиг- ранты

иммиг- ранты

эмиг- ранты

1991

-57686

170787

228473

161738

150781

9049

77692

1992

-156261

161499

317760

148165

216906

13334

100854

1993

-219025

111082

330107

100075

229643

11007

100464

1994

-406679

70389

477068

63863

372053

6526

105015

1995

-238495

71137

309632

67861

208215

3276

101417

1996

-175538

53874

229412

51236

155672

2638

73740

1997

-261388

38067

299455

35530

239318

2537

60137

1998

-203039

40624

243663

38340

193866

2284

49797

1999

-128355

37102

165457

35366

120724

1736

44733


*) 1991-1994 годы  со странами Балтии.

Наиболее интенсивный  процесс миграции пришелся на первые три года после распада бывшего  Советского Союза. За период с 1992 по 1994 год выбыло из страны 1125 тыс.человек, из них 73% - в страны СНГ. За эти годы в Казахстан прибыло всего 343 тыс.человек, в том числе из стран СНГ - 91%.

С 1995 года в Казахстане началась тенденция в сторону  снижения числа мигрантов, выезжающих за пределы страны, и, как следствие, сокращения отрицательного сальдо миграции. Так, число эмигрантов в 1999 году сократилось по сравнению с 1994 годом в 2.9 раза, а отрицательное сальдо миграции – более чем в три раза.

За последние  три года число прибывающих в  Казахстан стабилизировалось на уровне 37 - 40 тыс.человек.

Аналогичная картина  наблюдалась и в других странах СНГ. Так, по данным Статкомитета СНГ за 1991-1998 годы в Узбекистан иммигрировало ежегодно 140-330 тыс.человек, а эмигрировало – 190-350 тыс.человек, в Кыргызстан - соответственно 50-120 и 50-140 тыс.человек. Можно сделать заключение, что в Казахстане наблюдаются такие же миграционные процессы, как и у его ближайших соседей. Они носят достаточно естественный характер и постепенно стабилизируются.

Основной миграционный отток из Казахстана за последние  два года, как и раньше, направлен  на страны СНГ (более 77%), из них в Российскую Федерацию - 91%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миграция населения  Казахстана со странами СНГ за 1998-1999 гг., человек

 

Сальдо миграции

Иммигранты

Эмигранты

 

1999

1998

1999

1998

1999

1998

Казахстан

-85358

-155526

35366

38340

120724

193866

в том числе:

           

Азербайджан

53

32

262

377

209

345

Армения

3

32

44

95

41

63

Беларусь

-4325

-4811

387

366

4712

5177

Грузия

-2

18

83

94

85

76

Кыргызстан

59

-801

1214

1245

1155

2046

Молдова

-100

-180

84

140

184

320

Россия

-83555

-151777

24881

26249

108436

178026

Таджикистан

345

427

400

492

55

65

Туркменистан

868

1363

1323

1782

455

419

Узбекистан

3109

3293

5373

5975

2264

2682

Украина

-1813

-3122

1315

1525

3128

4647

Информация о работе Миграция в Казахстане