Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:32, реферат
Целью работы служит раскрытие понятия миграции, создание целостной картины миграции Казахстана. Думаю, что я смогу это осуществить.
1.Введение………………………………………………………………..1
Глава 1………………………………………………………………..…2-9
1.1. Понятие миграции..…………………………………………………4
1.2. Виды миграции……………………………………………..………..……………4-7
1.3. Функции миграции…………………………………………....……………...…..7-20
Глава 2……………………………………………………………..……7-30
Заключение………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………..32
Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые — общие функции миграции, вторые — специфические функции той или иной общественно-экономической формации.
Советские исследователи при анализе миграции населения среди ее наиболее общих функции выделяли ускорительную, селективную и перераспределительную. В более поздних работах суть первой из них уже российские специалисты сводят к обеспечению того или иного уровня пространственной подвижности населения.
Территориальные
перемещения способствуют изменению
социально-психологических
Другой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.
Выполняя
Третья функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей. Первые относятся к постоянному населению данной территории, а вторые — к новоселам.
Функции повышения подвижности, перераспределительная и селективная проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как, например, в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, — таких, как переселение, — все функции проявляют себя в полной мере. Тем не менее, во всех миграционных перемещениях сущность миграции в наибольшей мере раскрывается через ее функции.
Именно поэтому
миграция в различных социально-
Социальная функция миграции населения в социалистическом обществе всецело определялась господствующими производственными отношениями. Она способствовала осуществлению цели социалистического общества — повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся. Суть социальной функции миграции населения состоит в более полном удовлетворении потребностей переселенцев. Можно, конечно, возразить против этой формулировки, как, впрочем, и против любой другой. Российский исследователь Г. С. Вечканов, например, полагает, что социальная функция должна способствовать не только удовлетворению личных интересов, но и всестороннему развитию всех членов общества. Но, во-первых, в миграциях участвуют не все члены общества, а только 4—5 %, во-вторых, по-видимому, если возрастает уровень жизни у каждого мигранта, то он повышается и у всех мигрантов и соответственно у всего населения.
Миграция вследствие реализации ее социальной функции представляет собой процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.
Безусловно, формулировки экономической и социальной функций миграции должны быть корректными и в наибольшей мере отражать сущность миграции населения в социалистическом обществе. Главное - в создании условий, при которых экономическая и социальная функции находились бы в гармонии, а не в противоречии, как, например, при отставании уровня жизни населения в тех районах, где производительные силы должны развиваться наиболее высокими темпами. Поэтому миграция населения рациональна тогда, когда достигается соответствие между экономической и социальной функциями.
Глава 2.
2.1.ЗАКОН РК О МИГРАЦИИ.
Закон Республики Казахстан о миграции был принят 13 декабря 1997 года. Закон регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создания необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую родину.
Он
состоит из 7 глав, 41 статьи. В законе
даны основные понятия, основные принципы
регулирования миграции населения,
документы необходимые для
Хотелось бы дать официальные понятия, используемые в законе:
Миграция - безвозвратное, временное, а также сезонное перемещение физических лиц из Республики Казахстан и в Республику Казахстан, а также переселение физических лиц внутри Республики Казахстан, связанное со сменой места жительства, работы.
Иммиграция - въезд
иностранцев или лиц без
Эмиграция - безвозвратный или временный выезд физических лиц из Республики Казахстан в другую страну.
Репатриация - возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов, оралманов.
Трудовая миграция - миграция с целью найма на работу физических лиц из одной страны в другую. Она применяется ко всякому лицу, законно допущенному в качестве мигранта.
Иммигрант - физическое лицо, являющееся иностранцем или лицом без гражданства, прибывшее в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания.
Коллективная
иммиграция - организованное переселение
в Республику Казахстан.
Мигранты - лица, осуществляющие пространственное
перемещение вне зависимости от причин
перемещений, их длительности и пространственных
границ.
Нелегальные иммигранты - иностранцы и лица без гражданства, прибывшие на территорию Республики Казахстан самостоятельно, без соответствующего разрешения уполномоченного органа или получившие его обманным путем.
Репатрианты - физические лица, возвращающиеся по репатриации.
Репатриация - возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов, оралманов.
Репатриант (оралман) - лицо коренной национальности, изгнанное за пределы исторической родины и лишенное гражданства в силу актов массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий, добровольно переселяющееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания, а также его потомки.
Реэмигрант - лицо, находившееся в эмиграции и возвращающееся на родину.
Трудовая миграция - миграция с целью найма на работу физических лиц из одной страны в другую. Она применяется ко всякому лицу, законно допущенному в качестве мигранта.
Согласно закону, регулирование миграции населения основывается на следующих принципах:
Эти принципы, на мой взгляд, соответствуют правам человека на свободу передвижения. В целом, по моему мнению, наш закон о миграции неплох, так как, проводившаяся в ноябре 2000 года конференция, организованное Международной Организацией по Миграции и Миграционным комитетом РК, подтвердила соответствие Закона РК о миграции международным нормам, касающихся миграции, соблюдены права человека.
2.2.Специфика Казахстана в области миграции населения связана с существованием многонациональной общности людей, обусловленной историческими особенностями развития государства. Так, до 1968 года для республики характерно было положительное сальдо миграции населения, т.е. число прибывших в страну намного превышало число выбывших из нее. Например, за периоды 1950-1959 гг. и 1960-1967 гг. в среднем за год на 1000 населения миграционный прирост республики составил, соответственно 12 и 5 человек.
Однако, с 1968 года по настоящее время в миграционном процессе республики сложилась обратная ситуация, т.е. во внешней миграции сложилась более высокая интенсивность выбытия населения, чем прибытия в страну. Например, за периоды 1970-1979 гг. и 1980-1989 гг. в среднем за год на 1000 населения миграционная убыль составила, соответственно -5 и -7 человек. В результате миграции Казахстаном за 70-годы было потеряно 28% естественного прироста населения (естественный прирост за этот период составил 2396 тыс.человек), а за 80-годы соответственно – 38% (2656 тыс.человек).
С приобретением
государственной независимости
Республикой Казахстан в 1991 году,
началом трансформационных
Внешняя миграция населения Казахстана за 1991 –1999 годы, человек
Годы |
Всего |
в том числе | |||||
страны СНГ *) |
вне стран СНГ | ||||||
сальдо |
иммиг- ранты |
эмиг- ранты |
иммиг- ранты |
эмиг- ранты |
иммиг- ранты |
эмиг- ранты | |
1991 |
-57686 |
170787 |
228473 |
161738 |
150781 |
9049 |
77692 |
1992 |
-156261 |
161499 |
317760 |
148165 |
216906 |
13334 |
100854 |
1993 |
-219025 |
111082 |
330107 |
100075 |
229643 |
11007 |
100464 |
1994 |
-406679 |
70389 |
477068 |
63863 |
372053 |
6526 |
105015 |
1995 |
-238495 |
71137 |
309632 |
67861 |
208215 |
3276 |
101417 |
1996 |
-175538 |
53874 |
229412 |
51236 |
155672 |
2638 |
73740 |
1997 |
-261388 |
38067 |
299455 |
35530 |
239318 |
2537 |
60137 |
1998 |
-203039 |
40624 |
243663 |
38340 |
193866 |
2284 |
49797 |
1999 |
-128355 |
37102 |
165457 |
35366 |
120724 |
1736 |
44733 |
*) 1991-1994 годы со странами Балтии.
Наиболее интенсивный процесс миграции пришелся на первые три года после распада бывшего Советского Союза. За период с 1992 по 1994 год выбыло из страны 1125 тыс.человек, из них 73% - в страны СНГ. За эти годы в Казахстан прибыло всего 343 тыс.человек, в том числе из стран СНГ - 91%.
С 1995 года в Казахстане началась тенденция в сторону снижения числа мигрантов, выезжающих за пределы страны, и, как следствие, сокращения отрицательного сальдо миграции. Так, число эмигрантов в 1999 году сократилось по сравнению с 1994 годом в 2.9 раза, а отрицательное сальдо миграции – более чем в три раза.
За последние три года число прибывающих в Казахстан стабилизировалось на уровне 37 - 40 тыс.человек.
Аналогичная картина наблюдалась и в других странах СНГ. Так, по данным Статкомитета СНГ за 1991-1998 годы в Узбекистан иммигрировало ежегодно 140-330 тыс.человек, а эмигрировало – 190-350 тыс.человек, в Кыргызстан - соответственно 50-120 и 50-140 тыс.человек. Можно сделать заключение, что в Казахстане наблюдаются такие же миграционные процессы, как и у его ближайших соседей. Они носят достаточно естественный характер и постепенно стабилизируются.
Основной миграционный отток из Казахстана за последние два года, как и раньше, направлен на страны СНГ (более 77%), из них в Российскую Федерацию - 91%.
Миграция населения Казахстана со странами СНГ за 1998-1999 гг., человек
Сальдо миграции |
Иммигранты |
Эмигранты | ||||
1999 |
1998 |
1999 |
1998 |
1999 |
1998 | |
Казахстан |
-85358 |
-155526 |
35366 |
38340 |
120724 |
193866 |
в том числе: |
||||||
Азербайджан |
53 |
32 |
262 |
377 |
209 |
345 |
Армения |
3 |
32 |
44 |
95 |
41 |
63 |
Беларусь |
-4325 |
-4811 |
387 |
366 |
4712 |
5177 |
Грузия |
-2 |
18 |
83 |
94 |
85 |
76 |
Кыргызстан |
59 |
-801 |
1214 |
1245 |
1155 |
2046 |
Молдова |
-100 |
-180 |
84 |
140 |
184 |
320 |
Россия |
-83555 |
-151777 |
24881 |
26249 |
108436 |
178026 |
Таджикистан |
345 |
427 |
400 |
492 |
55 |
65 |
Туркменистан |
868 |
1363 |
1323 |
1782 |
455 |
419 |
Узбекистан |
3109 |
3293 |
5373 |
5975 |
2264 |
2682 |
Украина |
-1813 |
-3122 |
1315 |
1525 |
3128 |
4647 |