Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:32, реферат
Целью работы служит раскрытие понятия миграции, создание целостной картины миграции Казахстана. Думаю, что я смогу это осуществить.
1.Введение………………………………………………………………..1
Глава 1………………………………………………………………..…2-9
1.1. Понятие миграции..…………………………………………………4
1.2. Виды миграции……………………………………………..………..……………4-7
1.3. Функции миграции…………………………………………....……………...…..7-20
Глава 2……………………………………………………………..……7-30
Заключение………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………..32
По оценке Дома Свободы (США), который классифицирует все страны мира по следующим группам: свободные, частично свободные и несвободные в зависимости от степени осуществления основных политических прав и гражданских свобод, Казахстан в 1994-95 гг. относился к категории несвободных стран. Республика имела рейтинг по политическим правам 6 (из 7) и по гражданским свободам - 5 (из 7). Причем, по заключению экспертов, рейтинг гражданских свобод снизился в 1994-95 гг. с 4 до 5 в связи с растущей этнической напряженностью между казахами и русскими. В обзоре Дома Свободы за 1995-96 годы отмечаются характерные для предыдущего периода политические процессы и констатируется, что Казахстан по-прежнему относится к разряду несвободных стран с тем же рейтингом.
По новой Конституции русский язык не получил статуса второго государственного. Хотя согласно статье 7. п.2 в государственных организациях и органах местного самоуправления "...наравне с казахским официально употребляется русский язык", фактически не владение казахским языком является серьезным инструментом для ограничения в государственной службе и политической карьере и будет оставаться фактором эмиграции русских из республики.
Политическая
практика последних лет, а также
ограничения в сфере
Очевидна, однако,
общая неудовлетворенность
Вероятные последствия эмиграции
В условиях высокой
интенсивности миграционных потерь
усиливается процесс
Трудовые ресурсы
республики характеризуются преобладанием
занятых в производственной сфере
(70%, 1993 г.), что связано с индустриально-
Уровень занятости казахского населения в различных отраслях экономики относительно низок (34%, 1993 г.) Доля лиц коренной национальности в общей численности рабочих и служащих индустриальных отраслей составляла 24%, причем 45,1% всех промышленных рабочих-казахов было сосредоточено в 3-х отраслях: легкой, пищевой и промстройматериалов.
Интенсивное выбытие квалифицированных специалистов в последние годы ставит новые сложные задачи не только на современном этапе, но и для обеспечения устойчивого экономического развития республики в будущем, т.к. необходимо быстро подготовить большое число специалистов и квалифицированных рабочих для различных отраслей, в первую очередь в индустриальной сфере.
Для этнодемографической структуры казахского населения характерно преобладание молодежных возрастных групп. Демографический переход, в котором находится коренное население, характеризуется высокой рождаемостью и низкой смертностью. Дети и подростки до 16 лет в 1994 г. составляли, в целом, в республике - 33%, у коренного населения - около 40% . Поскольку ко времени достижения этими группами работоспособного возраста экономическая ситуация вряд ли улучшится, можно ожидать, что и на рынке труда она будет очень сложной.
На фоне ухудшающегося социального и экономического положения, дефицита ресурсов и рабочих мест, можно прогнозировать опасность возникновения конфликтов: борьбы за ресурсы и власть, землю и рабочие места, более высокие статусные позиции, удовлетворение необходимых социальных и культурных потребностей и т.д. Эту перспективу подтверждает прогноз ООН, согласно которому в ближайшие двадцать лет произойдет увеличение населения Центральноазиатского региона бывшего СССР почти в 1,5 раза, или до 75 млн. человек. Перенаселенные и трудоизбыточные районы стран региона могут стать источником дополнительной социальной напряженности и потенциальных конфликтов.
Немногим более десяти лет прошло после того, как численность казахов, проживающих в республике, стала равной численности русских. Русские еще не осознали себя как этническое меньшинство, процесс идентификации себя в качестве такового и требование статуса этнических меньшинств с соответствующими политическими правами еще предстоит в ближайшие годы и десятилетия.
В 90-е годы, в
условиях экономического кризиса и
исторически неизбежного
Представители различных иноэтнических групп, благодаря высокому уровню образования и материальному положению, формировали в основном средний класс, который выполнял важную стабилизирующую - социальную (и политическую) роль, служа буфером между национальной элитой, сосредоточенной в столице и областных центрах, и основной массой коренного сельского населения, В связи с массовым исходом русскоязычного населения эти буферные группы "вымываются", оставляя национальную бюрократию "один на один" с огромной массой обездоленного казахского населения
Прогноз миграционных движений в Казахстане
Прогноз может быть только вариативным, т.к. существует много переменных, от которых зависит интенсивность миграции: внутренние - политические и социально-экономические, а также внешнеэкономические и внешнеполитические. Стабилизация миграционных процессов, в целом, возможна лишь в контексте глубоких политических и экономических реформ, повышения уровня и качества жизни в Казахстане и соблюдения прав человека и этнических меньшинств.
Среднесрочный прогноз на 1997-2002 гг.
Эмиграция из Казахстана
будет продолжаться, хотя ее темпы,
вероятно, снизятся. Потенциал миграции
тесно связан с профессионально-
Поскольку эти рабочие вряд ли будут конкурентны на рынке труда в России, то предположительно, значительная часть рабочих, занятых на индустриальных предприятиях в северных и северо-восточных областях Казахстана не будет эмигрировать в Россию безвозвратно. Однако, широкая возвратная миграция - маятниковая, сезонная, будет, вероятно, наблюдаться во всех приграничных с Россией областях. Эта вероятность возрастет, если в России начнется экономический подъем. Тогда усилится и трудовая возвратная миграция, и безвозвратная миграция, ибо рынок труда в России огромен.
Стимулирующим миграцию фактором является перенос столицы из Алма-Аты, где проживает значительное число русских, украинцев, татар, евреев, немцев и др. Предполагается, что нынешняя столица не потеряет своего значения культурного, научного, образовательного центра, однако необходимость развития инфраструктуры в Акмоле может привести к оттоку квалифицированных кадров и капиталов на север, а для тех, кто не найдет там своей ниши, и за пределы Казахстана.
Новым фактором миграции могут стать территориальные преобразования в Республике. Согласно подписанным в апреле-мае 1997 г. Президентом Н. Назарбаевым постановлениям, 5 областей республики были упразднены и присоединены к другим, например, Жезказганская, Кокшетауская и Семипалатинская области были присоединены к Карагандинской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской области, соответственно. Снижение статуса областных центров может стать стимулом внутренней и внешней миграции.
Существует еще один потенциальный фактор миграции, практически не упоминаемый в литературе - эколого-географический. Дело в том, что южные и юго-восточные области Казахстана находятся в зоне повышенной сейсмической активности. Несколько крупных городов, такие как Алматы (1,153 млн. жителей) находятся в сейсмической зоне в 9 баллов, Жамбыл (311 тыс. жителей), Шымкент (400 тыс. жителей) - 8 баллов, Талды-Корган (122 тыс. жителей) - 7 баллов, Усть-Каменогорск и Семипалатинск - 5 и менее баллов (данные о кол-ве жителей приведены на 01.01.1994 г.). Разрушительные катастрофические геологические события типа землетрясений в южных густонаселенных районах республики могут привести не только к большим человеческим и материальным потерям, но и к массовой стихийной внутренней и внешней миграции.
Потенциальным фактором, провоцирующим всплеск миграции, может быть угроза этнополитических конфликтов в республике и центральноазиатском регионе.
Потенциал миграции (по данным социологических исследований)
Социологические исследования показывают, что 45-47% русскоязычных респондентов хотели бы уехать из Казахстана. Известно, что реальное число мигрантов составляет половину от потенциальных мигрантов, высказывающих желание покинуть страну, поэтому потенциал миграции русскоязычного населения остается очень большим: около 1,5 млн. человек. На вопрос о том, в каком случае собирающиеся в дорогу готовы отложить свой отъезд, респонденты ответили так: если бы улучшилась экономическая ситуация - 48,6%; если бы я имел твердые гарантии для будущего моих детей - 44,8%; если бы были устранены всякие ущемления по национальному признаку - 27,1%; если бы было введено двойное гражданство - 22,7%; если бы русский язык стал государственным наряду с казахским - 17,7%; иные причины 1,6%. Только 3,2% опрошенных не намерены менять своего решения ни при каких обстоятельствах. Что касается группы респондентов, миграционные потенции которых можно было бы определить известной формулой "хотят, но не могут", то 43,1% из них не имели средств для переезда, 24,7% не уверены, что смогли бы устроиться на новом месте. Вряд ли в обозримом будущем появится то, чего сегодня не хватает для превращения настроений этой части опрошенных в реальные планы. Очевидно, что вопрос о двойном гражданстве не будет решен положительно, т.к. это противоречило бы не только действующей Конституции Казахстана, но и общепринятой международной практике и могло бы привести к серьезной внутренней дестабилизации.
Согласно данным других социологических исследований и экспертных оценок, потенциал эмиграции русского населения из Казахстана прогнозируется как 1,2-1,5 млн. человек, из которых 1-1,2 млн. придется на Россию; либо около 1,5 млн. представителей нетитульного населения в пятилетний период с 1995 года, что в целом совпадает с вышеприведенной оценкой.
Прогноз эмиграции в разрезе этнических групп
По-прежнему будет продолжаться эмиграция в дальнее зарубежье - Германию, Израиль, Грецию, США, в меньшей степени - в некоторые европейские страны. Что касается первых двух стран, то они проводят целенаправленную политику репатриации. Квота ежегодно принимаемых в Германию немцев из Восточной Европы и республик бывшего СССР составляет около 240 тыс. человек. Хотя федеральное правительство ФРГ предпочло бы, что бы немцы остались в странах своего нынешнего проживания, процесс эмиграции будет продолжаться как в связи с привлекательностью перспектив в стране с развитой рыночной социально-ориентированной экономикой, так и под давлением нерешенных этносоциальных и этнополитических проблем в республике.
По оценкам экспертов, массовая эмиграция немцев будет продолжаться еще несколько лет. Ежегодно 90-95% эмиграции в дальнее зарубежье составляют немцы, отъезжающие в Германию. Одним из факторов, который мог бы ослабить эмиграцию немцев, является выполнение Соглашений, подписанных казахстанско-германской межправительственной комиссией по вопросам немцев, проживающих в Республике Казахстан, решение проблем в области образования, культуры, коммуникаций, развитии малого и среднего бизнеса в местах компактного проживания немецкого населения. Однако невыполнение этих соглашений (казахстанской стороной) подталкивает оставшихся 0,3 млн. немцев к отъезду.
Государственная политика в области иммиграции включает в себя организованное переселение, прием, социальное обустройство и содействие экономической активности (создание рабочих мест, содействие в предпринимательской деятельности, организация профессионального обучения и переподготовки и т.д.) репатриантов, беженцев и других переселенцев-казахов. Однако, судя по тому, что репатрианты из-за рубежа стали возвращаться назад, эта политика не удалась на фоне экономического кризиса в республике. В связи с тем, что основная казахская диаспора в России проживает в приграничных с Казахстаном областях, можно прогнозировать развитие различных типов стихийной миграции казахов в этом регионе.
Коренное население
в потоках эмиграции