Методика археологических разведок и раскопок

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Эпоха Киевской Руси – славная эпоха в жизни славянских народов: украинцев, россиян, белорусов. В начале второго тысячелетия было создано самое крупное государство того времени. Но это оно было не просто громадным, как Российская империя. Киевская Русь была одним из самых развитых государств того времени, Киев – его столица – входил в пятёрку крупнейших городов мира. Долгое время после падения Киевской Руси украинский народ не имел своего государства. Только при Богдане Хмельницком была предпринята первая серьёзная попытка создания независимого национального государства.

Работа содержит 1 файл

отчет.doc

— 150.50 Кб (Скачать)


Введение

 

Эпоха Киевской Руси –  славная эпоха в жизни славянских народов: украинцев, россиян, белорусов. В начале второго тысячелетия было создано самое крупное государство того времени. Но это оно было не просто громадным, как Российская империя. Киевская Русь была одним из самых развитых государств того времени, Киев – его столица – входил в пятёрку крупнейших городов мира. Долгое время после падения Киевской Руси украинский народ не имел своего государства. Только при Богдане Хмельницком была предпринята первая серьёзная попытка создания независимого национального государства.

Историческое название земель восточных славян - Русь. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом Русь (то есть русь как название народа). Согласно летописному преданию «Повести временных лет» (созданному в XI — начале XII веках) название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины. В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат, однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез.

В первой половине I тыс. н.э. огромные пространства лесной зоны Восточной Европы были заняты восточнобалтскими  и финскими племенами. Редкое разбросанное население, небольшие родовые поселки, укрепленные в областях Верхнего Поднепровья, Поволжья и Подвинья и чаще вообще не укрепленные севернее, комплексное лесное хозяйство со скотоводством на первом месте, подсечно-огневым земледелием - на втором, и большой ролью охоты, рыболовства и лесных промыслов, неспешная, размеренная жизнь - вот характерные черты быта этого населения.

Вторая половина этого тысячелетия  резко отличается. Появляются новые  археологические культуры, новые  типы археологических памятников, первые поселения с центральными функциями, центры ремесла, дальняя торговля, интернациональные формы материальной культуры. Эти тенденции четко улавливаются на материалах археологии.

Самая северная славянская группировка  достигла оз. Ильмень и р. Волхова  и, оказавшись в иноэтничном окружении, стала именоваться общеродовым славянским именем - словене. Кроме того, в последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупных торговых и военных пути средневековья - балтийско-волжский путь и путь «из варяг в греки».

Сложение пути между Балтикой и  Востоком оказывало сильное влияние  на экономику прилегающих районов. Его центры стали играть определяющую роль как административно-военные, торговые и ремесленные центры территорий. Именно сочетание двух исторических процессов: славянского расселения и сложение пути Балтика-Восток определили многие черты становления Древнерусского государства и городов.

Становление городов, как опорных центров новых общественных и экономических отношений и связей, несомненно, с одной стороны, подчинялись общим закономерностям развития восточнославянского общества, но, с другой стороны, имели немало специфических черт. Традиционно считается, что город является порождением его округи и города возникают в районах наибольшей концентрации сельского населения. Так было с большинством городов Южной Руси в Среднем Поднепровье, где появлению первых городов предшествовал определенный период стабильности в развитии славянского общества, последовавший за переселением славянских племен из более западных и юго-западных районов Европы.

В Северной Руси города росли в ключевых местах обширных речных систем, запиравших коммуникации огромных территорий. Подобное расположение давало городу возможность сбора даней с населения больших районов и контроля за торговыми путями. Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян в середине IX века. В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году.

В VIII веке по течению Волхова основываются два населенных пункта: Любшанская крепость (построена словенами на месте финской крепости в начале VIII века) и, предположительно позже, в двух километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога. В 760-х годах Ладога подвергается нападению, и её население вплоть до 830-х годов стало преимущественно славянским (предположительно кривичи).1 В конце 830-х Ладога сгорает, и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней четко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора» и т. д.). В 860-х годах по территории северо-запада Руси проходит волна войн и пожаров. Сгорают Ладога, Рюриково городище, Любшанская крепость (причем по наконечникам стрел, найденных в её стенах, осада и взятие Любши проводилось исключительно или преимущественно нескандинавским населением). После пожаров Любша исчезает навсегда, а население Ладоги становится почти исключительно скандинавским.

К VIII — первой половине IX веков археологи относят возникновении Рюрикова городища, рядом с которым в 930-х годах появились три поселения (кривичи, словене и финно-угры), позднее слившихся в Великий Новгород. Характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не, только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Связь Рюрикова городища с Ладогой прослеживается по характерным признакам бус, распространённых в обоих поселениях. Некоторые намёки на происхождение пришлого населения в Рюриковом городище даёт анализ гончарной керамики из ранних слоёв, соответствие которой находится на южном побережье Балтики.

  Археологические раскопки Киева подтверждают существование с VI—VIII веков ряда маленьких обособленных поселений на месте будущей столицы Руси. Археологические следы начинают свидетельствовать о центральной роли города только с X века, и с того же времени определяется возможное присутствие варягов.2 Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево3 под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком, в то же время служили центрами колонизации среди местных племён. В некоторых городах (Смоленск, Ростов), упомянутых в древнерусских летописях как племенные центры IX века, культурные городские слои старше XI века не обнаружены, хотя отмечены мелкие поселения.

В то же время накопилось значительное число проблем, требующих  своего разрешения. Первый вопрос, на который  необходимо ответить: что такое древнерусский  город? При всей своей «очевидности» ответ на него вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова «город» (родственное «жердь»), то следует признать, что это, прежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Термином «город» в Древней Руси обозначалось вообще укрепленное, огражденное поселение, вне зависимости от его экономического характера - был ли это город в собственном смысле слова - значительный ремесленно-торговый центр, или небольшая крепостница с военным гарнизоном, или старое укрепленное поселение дофеодальной поры.

 

РАЗДЕЛ 1. Методика археологических разведок и раскопок

 

Полевые археологические исследования (раскопки и разведки) могут производиться  лишь в научных, охранных и учетных  целях специализированными научными и научно-реставрационными учреждениями, высшими учебными заведениями, музеями и государственными органами охраны памятников истории и культуры.

Руководство полевыми археологическими работами осуществляется исследователями, имеющими специальную  подготовку, владеющими современными методами ведения раскопок и разведок и фиксации их итогов в форме научного отчета. Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается только при наличии у исследователя специального разрешения - Открытого листа на производство полевых археологических исследований, в пределах, установленных этим документом. Открытый лист является единственным документом, дающим правоведения раскопок и разведок, и не может быть заменен каким-либо другим документом.

Археологические разведки – это научное обследование памятников археологии с целью обнаружения и первоначального полевого изучения новых, а также получения  современных данных о ранее выявленных.4

 Всяким полевым исследованиям должно предшествовать ознакомление с литературными, архивными и музейными материалами, касающимися памятников и территорий, на которых предполагается проведение исследований. В процессе разведки для каждого памятника (в том числе местонахождения) должны быть выполнены:

а) Описание с полной характеристикой его географического  положения, отношения к соседним водоемам и населенным пунктам, рельефа и топографических особенностей, формы, размеров, состояния поверхности (наличие на нем построек, деревьев, ям и других повреждений, осыпей и т.п.), площади распространения находок, а также мощности и содержании культурного слоя, если на памятнике имеются обнажения его или если в процессе разведок производилась шурфовка. В характеристике должны содержаться сведения об упоминании памятника в литературе и архивных материалах, о названии и понимании памятника местным населением, об его использовании и сохранности.

б) Ситуационный план местности, который должен детально характеризовать место расположения памятника, давать возможность нанести  его на топографическую карту; иметь  конкретные, легко находимые на местности ориентиры, позволяющие в дальнейшем легко обнаружить памятник.

в) Топографический  план памятника (в масштабе не менее 1:1000 в зависимости от величины памятника), охватывающий территорию, необходимую  для понимания геоморфологической ситуации, с рельефом, переданным горизонталями, отражающими все особенности памятника и местности. Также в обязательном порядке наносятся растительные зоны, строения, все повреждения поверхности, все раскопы, шурфы и зачистки, произведенные ранее и в отчетном сезоне.

г) Фотографическая  фиксация памятника, сделанная с  таким расчетом, чтобы фотоснимки наиболее полно и точно передавали особенности рельефа и топографическую  ситуацию. При фотографировании деталей  памятника необходимо использование  масштабной рейки.

д) Сбор подъемного материала и составление описи с точной паспортизацией каждой находки.5

Весь  материал, обнаруженный в процессе разведок и характеризующий обследуемый  памятник, должен быть тщательно собран, снабжен этикетками с точным обозначением места и условий находки и занесен в полевую опись. Проведение разведки картографируется. При сплошной разведке на карте замкнутой линией фиксируется участок разведки и разными значками все обследованные и ранее выявленные памятники археологии. При маршрутной разведке на карте документируется фактический маршрут обследования и все памятники археологии на нем. Памятники на картах нумеруются, расшифровка номеров дается в легенде к карте.

Археологические раскопки являются основной и важнейшей  формой научного изучения памятника  археологии. Раскопки предусматривают  полную характеристику топографии и  стратиграфии памятника, его культурного  слоя, его сооружений, находимого на памятнике вещевого материала. Раскопки древних поселений всех видов (стоянок, селищ, городищ) ведутся послойно по условным пластам и поквадратно с тщательным выявлением всех особенностей, присущих данному слою и поселению в целом. На послойных (пластовых) планах документируются все остатки построек, кострищ, очагов, ям, грунтовых пятен, и других объектов, а также расположение находок в координации со вскрытыми сооружениями. Глубины залегания выявляемых объектов и находок фиксируются с помощью нивелира или теодолита.6

При раскопках памятников, содержащих строительные и архитектурные остатки, работу необходимо вести так, чтобы эти остатки не нарушались и не разрушались до полного их выявления и всесторонней фиксации. В случае ведения систематических многолетних раскопок на одном памятнике с оставлением обнаруженных архитектурных остатков в открытом виде должны быть приняты меры к их охране и консервации.

Обязательным  в процессе раскопок является каждодневное ведение полевых дневников, в  которые записываются все особенности  строения культурных напластований и разные наблюдения. Дневниковые данные служат основанием для составления научного отчета. Дневник является обязательным и основным официальным полевым документом и не может быть заменен какими-либо иными записями. Помимо дневниковых записей, все результаты раскопочных работ фиксируются чертежной и фотографической документацией. Все чертежи (планы и разрезы раскопов, стратиграфические профили, планы и профили курганов, планы и разрезы погребений и пр.) должны составляться непосредственно на месте работ и в максимальной степени воспроизводить все детали, в том числе, такие как взаимное расположение слоев и сооружений и их отношение к высотным отметкам, состав, структура и окраска слоев, наличие грунтовых, золистых, угольных и иных пятен, распределение находок в плане раскопа, условия и глубина их залегания, положение костяка и вещей в могиле и т.п. Планы, разрезы и профили раскопов выполняются в едином масштабе не менее 1:20. Планы и разрезы погребений составляют в масштабе не менее 1:10. На планах погребений должны быть отражены все детали, зафиксированные в профиле.

Оставляемый на месте раскопа материал должен быть особенно подробно зафиксирован в дневнике. Его следует собрать  в одном месте и закопать. Точное место закрытия отмечается на плане памятника. При исследовании раскопками каменных могильников, жальников, могильных каменных оградок, дольменов и тому подобных объектов следует по возможности после раскопок восстановить эти сооружения в первоначальном виде. Это касается и древних каменных крестов, менгиров, культовых камней и проч. После исследования архитектурных остатков, в том числе каменных кладок, исследователь обязан принять меры к их консервации.

Информация о работе Методика археологических разведок и раскопок