Социометрическая методика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:30, лекция

Описание работы

Социометрическая матрица

Обработка и интерпретация результатов

Изучение психологического климата в классе

Работа содержит 1 файл

SocMetod.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Социометрическая методика

       Социометрическая матрица

       Обработка и интерпретация результатов

       Изучение психологического климата в классе 

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ  МЕТОДИКА

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия  получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского психолога  Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной социологии — микросоциологии.

При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном отряде и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.

Школьникам  предлагается ответить на четыре вопроса:

1. Кого  из ваших товарищей вы хотели  бы видеть в составе вновь  организуемого коллектива?

2. Кого из  ваших товарищей вы не хотели  бы видеть во вновь организованном коллективе?

3. Кто  из товарищей, по вашему мнению, вас не выберет?

4. Кто  из товарищей, по вашему мнению, вас выберет? Суждение — социометрический  критерий, определяющий область  (сферу деятельности или общения), к которым должны относиться производимые выборы.

Перед началом социометрического обследования члены коллектива получают специальную  инструкцию. Полученные ответы обрабатывают и представляют в виде социограмм — специальных рисунков, которые  наглядно показывают систему сложившихся в коллективе личных взаимоотношений. Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, а индивидуальные — только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень. Социограмма-мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем-либо из учеников в данном классе.

При помощи социограммы-мишени можно судить не только о том, кто и какое место  занимает в коллективе, но и о  том, какие взаимоотношения в  ученическом коллективе сложились  между ребятами.

Для более  детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким-либо признаком ученика в совокупности всех его личных отношений

Социометрическая  матрица

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке, например, в алфавитном или под шифром с соответствующими номерами. В строках социометрической матрицы, где указаны фамилии членов группы, цифрами от 1 и выше каким-либо определенным цветом, например — синим, отмечаются выборы, сделанные данным членом группы. Соответствующие цифры проставляется в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.

Например, во фрагменте социометрической матрицы  отмечены, выборы, сделанные Ивановым: второй его выбор приходится на Егорова, первый — на Сидорова, третий — на Петрова. Точно так же, но цифрами  другого цвета, например, красного, отмечаются сделанные отклонения. В том случае, если выборы или отклонения являются взаимными, то соответствующий факт отмечается в социометрической матрице заключением цифр в кружки того же самого цвета, который характеризует выборы или отклонения.

Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчетом количества синих цифр в строке каждого члена группы устанавливается число сделанных им выборов, и соответствующие данные записываются в первый правый столбец социометрической матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путем, но за счет определения количества красных цифр, имеющихся в строке, относящейся к соответствующему испытуемому. Эти сведения заносятся во второй правый столбец социометрической матрицы.

Для того, чтобы определить, сколько выборов  получил член группы, надо посчитать  количество синих цифр, имеющихся  в столбце с фамилией этого  члена группы и результат записать в первую нижнюю строку социометрической матрицы. Аналогичным образом определяется и отмечается в матрице во второй ее нижней строке число полученных отклонений. В заключение устанавливается общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу (в табл. они отмечены знаками математической суммы).

Просматривая  нижние строки заполненной социометрической матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им будет тот из ее членов, который получил наибольшее число выборов. По количеству отклонений можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. На его долю придется наибольшее число отклонений.

Обработка и интерпретация  результатов

Более детальную и наглядную картину  отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные  диаграммы, называемые социограммами. Это — выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы-мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы.

Число концентрических окружностей, из которых  состоит социограмма-мишень, обычно соответствует максимальному количеству выборов, полученных в данной группе кем-либо из ее членов. Лидер в группе условно показан на социограмме-мишени на периферии в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. От центра к периферии это число уменьшается. За пределами всех окружностей, имеющихся на социограмме-мишени, располагаются те члены группы, которых не выбрал никто. Это — изолированные от остальных участники группы, не имеющие положительных взаимоотношений с другими членами. Выборы и отклонения на социограмме-мишени (такие социограммы строятся отдельно для выборов и для отклонений или комбинированно) отмечаются соответственно стрелками синего и красного цветов, направленными от того, кто выбрал, к тому, кого он выбрал (или, соответственно, отклонил).

В центре индивидуальной социограммы располагается  тот член группы, чьи отношения  данная индивидуальная социограмма представляет, а вокруг него кружками обозначаются остальные участники группы, с которыми у данного человека установились определенные отношения (те, кого он выбрал или отклонил, и те, кто его самого выбрал или отклонил). Те члены группы, с которыми сложились более тесные положительные или отрицательные отношения, на индивидуальной социограмме располагаются ближе к центру, а те, с кем сложились менее тесные отношения, — дальше к периферии. Первые изображаются при помощи кружков большей, а вторые — меньшей величены.

Представляемые на социограммах данные нередко для получения более  подробной информации о положении  человека в системе внутригрупповых  отношений дополняются числовыми  показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

Где: С  — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;

К — общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;

  — максимально возможное число взаимных выборов в данной группы;

показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель определяется, в свою очередь, по формуле:

где n — число членов в изученной группе.

Достаточно  представительную и разносторонюю информацию о положении человека в системе групповых взаимоотношений можно получить, например, при помощи следующих дополнительных социометрических индексов:

Разницы между числом выборов, сделанных  данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений. Этот индекс свидетельствует об отношении данного человека к группе в целом.

Разницы между числом полученных выборов  и количеством полученных отклонений. Это — оценка отношения группы к данному человеку.

Количество  взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы. Это — индекс положительных взаимосвязей данного человека с остальными членами группы.

Количество  полученных взаимных отклонений. Это  — индекс взаимной неприязни, проявляемой  в отношениях данного человека с другими членами группы.

Первые  два индекса могут принимать  как положительные, так и отрицательные  значения? третий и четвертый индексы  также можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы: если соответствующие  индексы окажутся выше среднего их значения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идет о взаимных выборах) или знак «_» (если дело касается взаимных отклонений).

Совокупность  плюсов и минусов, полученных данным человеком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида + + + + свидетельствует о том, что положение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида - - - - о полном неблагополучии. Промежуточные, смешанные варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различный подсистемах системы групповых отношений.

Изучение  психологического климата  в классе

В отдельной  тетради дать описание основных характеристик  класса как малой группы).

1. Описать историю развития группы, реорганизации класса, смену классных руководителей. преемственность при смене руководителей, взаимоотношения учителей и родителей, учителей и веников.

2. Дать общую оценку психологического климата (это — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде психологических условий совместной деятельности и влияющий на развитие личности в группе), признаки благоприятного климата: доброжелательность и доверие, ориентация на учебу, свободное выражение мнений, отсутствие авторитарного давления учителей и лидеров на учеников класса и признание за ними права на принятие решений (в пределах компетентности), информированность членов группы об общих проблемах, удовлетворенность группы взаимоотношения ми, интерес друг к другу, классу и учебе, умение принимать новичков.

3. Изучить взаимоотношения  по горизонтали — систему отношений между учениками, (это — личные, избирательные отношения от симпатии, дружбы, до неприязни и враждебности). Структура взаимоотношений выявляется либо социометрией (Морено), либо длительными наблюдениями за взаимоотношениями ребят в классе и вне его. Анализируется расслоение по статусу (лидеры, предпочитаемые, изолированные, отвергаемые), существующие группировки и взаимоотношения между группировками (доброжелательные, безразличные, неприязненные). Оптимально, если каждый участник группы входит в какую-либо группировку, группировки сотрудничают друг с другом, нет явной отверженности отдельных учеников. Изучить лидеров класса и типы лидерства: положительное (соответствует целям группы — учебе, сотрудничеству) — отрицательное (прогульщики, нарушители дисциплины): деловое — эмоциональное: глобальное — частичное, описать отношения между лидером и учителем, выяснить, используются ли возможности лидера для организации деятельности класса. Выяснить, кем и как выдвигались формальные активисты класса, являются ли они одновременно неформальными литерами? Изучить причины отвергаемости отдельных учеников: зависящие от ученика (негативные типы личности — высокомерие, нравственничество, конфликтующие), не зависящие от ученика (дефекты здоровья и внешности, условия жизни).

Выполняются ли задачи, стоящие перед классным руководителем: установлены ли хорошие  отношения с лидером, передана ли ему часть полномочий? Осуществляется ли учителем влияние либо на ученика, либо на класс с целью повышения статуса отвергаемых?

Информация о работе Социометрическая методика