Методика математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 01:05, курс лекций

Описание работы

Цель урока:
Познакомить детей с видами многоугольников и их построением на бумаге (вычерчивание) и на плоскости при помощи палочек (равных и неравных по длине).

Содержание

1. Многоугольник.
2. Четырехугольник.
3. Прямоугольник.
4. Квадрат.

Работа содержит 1 файл

Мет.мат..doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова» 

Кафедра педагогики начального образования 

и социальной педагогики 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по методике математики

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Работу  выполнила:

            студентка 6 курса заочного отделения 

            ФПНО  и СП (специальность «Педагогика и методика начального образования»)

            Опокина Лариса Станиславовна

            Работу  проверила: Низовцева Л.А. 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Архангельск – 2009

 
 
 

1.Фрагменты  уроков по изучению  существенных признаков  геометрических фигур:

1. Многоугольник.

2. Четырехугольник.

3. Прямоугольник.

4. Квадрат. 

Тема  урока: «Многоугольники»

Цель  урока:

• Познакомить  детей с видами многоугольников и их построением на бумаге (вычерчивание) и на плоскости при помощи палочек (равных и неравных по длине).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала

Самостоятельная работа

  1. Начертите тупой угол, обозначьте его буквами MAC.
  2. Начертите острый Z.K.
  3. Начертите прямой угол. Дайте ему название.

III. Коллективная работа

1. Задание на  доске (рис. 105).

  • Покажи углы, стороны, вершины каждого многоугольника.
  • Сколько сторон, вершин, углов у 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти, 7-и угольника?
  • Назови каждую фигуру.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    - Как изобразить многоугольник? (Если это треугольник, то ставим 3 точки-вершины треугольника и соединяем их отрезками - сторонами. Если четырехугольник, то ставим 4 точки-вершины четырехугольника и. соединяем их отрезками сторонами и т. д.)

2. Первичное закрепление

  • Изобрази 3-х, 4-х, 5-угольник. Обозначьте вершины буквами.
  • Сколько углов в девятиугольнике? Попробуй его начертить.
  • Выложи из спичек 6-ти, 7-угольник.

3. Решение логических задач

  • Какое наименьшее число углов может иметь многоугольник? Может ли многоугольник иметь 1000 вершин?
  • В данном треугольнике (рис. 106) проведи 2 отрезка так, чтобы:

    а) он делился на 3 треугольника;

    б)он делился на 2 треугольника и 1 четырехугольник;

    в) он делился на 3 треугольника и 1 четырехугольник.

- Бывают ли многоугольники:

    а) с двумя углами;

    б) с двумя сторонами;

    в) с одной вершиной.

- Дайте пояснения.

IV. Физкультминутка

V. Итог  урока.

Домашнее  задание

Начертить шестиугольник. 

Тема  урока: «Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.»

Цели  урока:

  • Познакомить детей с новой геометрической фигурой - четырехугольником. Уточнить количество вершин, сторон, углов четырехугольника, определить (классифицировать) каждый из углов.
  • Подвести детей к пониманию фигуры прямоугольника, как четырехугольника, у которого все углы прямые, а стороны попарно равны.

Оборудование:

  Геоконты: один большой - для учителя, и каждому  ученику - маленький с набором цветных резинок, рисунки для ковролина с изображением предметов прямоугольной формы.

Ход урока

План  урока

  1. Познакомить детей со сказкой.
  2. На большом Геоконте выложить четырехугольник, дать ему имя (назвать все углы).
  3. Детям выложить на своих Геоконтах любые четырехугольники и дать им имена.
  4. Выложить на большом Геоконте прямоугольник, дать ему имя.
  5. На маленьких Геоконтах детям выложить эти же прямоугольники.

I. Знакомство со сказкой

  Как-то раз, когда малыш Гео еще спал, паук Юк тихо подкрался к Геоконту и  стал быстро натягивать волшебную резинку  на гвоздики, всеми восемью лапками, строя всевозможные треугольники. Он так увлекся игрой и так торопился, что не заметил, как одна из его восьми лапок натянула волшебную резинку на лишний гвоздик. Юк поначалу огорчился, но потом стал внимательно рассматривать полученную на Геоконте фигуру. Тут в окно кто-то постучал: это ворон Метр. Малыш Гео услышал стук и быстро встал. Все вместе собрались у Геоконта.

  • Что это у тебя получилось? - спросил Гео у паука.
  • Не знаю. Что это такое? - обратился Юк к ворону Метру.
  • А вы сами подумайте и скажите.
  • Давайте подумаем, - согласились все.
  • У треугольника три угла, поэтому он так и называется, - сказал Гео. - А у этой фигуры не три, а четыре угла. Значит, эту фигуру можно назвать четырехугольник.
  • Верно. А сколько у этого четырехугольника сторон? (Четыре.)
  • А вершин? (Четыре.)
  • Теперь посмотрите на углы повнимательнее, скажите - какие они?
  • Они разные: и тупые, и острые, и прямые (показ на большом Геоконте).
  • А сейчас я сделаю новый четырехугольник (показ на Геоконте). Назовите все его углы (четырехугольник выбирается произвольно).
  • В треугольнике было просто: как называется угол-начальник, так называется и треугольник. А здесь все по-другому, здесь все углы-начальники. И про наши четырехугольники мы ничего большего сказать не можем, т. е. им нет названия. Но есть такие четырехугольники, у которых есть свои названия, имена. Трапеция - вот первый четырехугольник с названием. Это фигура, у которой верхняя сторона идет вдоль нижней, т. е. параллельно, как трамвайные рельсы, которые идут все время рядом, но никогда не встречаются (показ на Геоконте).

  Ворон Метр показал на Геоконте, как выглядит трапеция, и продолжил свой рассказ:

  - Прямоугольник - это следующий четырехугольник, у которого 
есть свое название. Прямоугольником, его называют за то, что у него 
все четыре угла прямые (показ на Геоконте). А вот если бы у этого 
четырехугольника было бы только два угла прямых или один, это 
был бы уже не прямоугольник.

Четыре  сторонки, четыре угла, Четыре вершинки, вот и я.

  Учитель показывает на Геоконте или на ковролине  четырехугольник.

    Четыре  палочки сложил, Прямоугольник получил. Прямоугольник квадрата длиннее. Фигура попроще, рисуем смелее.

Учитель показывает детям прямоугольник.

    Трапеция  больше на крышу похожа. Юбку рисуют трапецией тоже. Взять треугольник и верх удалить -Трапецию можно и так получить.

Показ трапеции на ковролине или Геоконте.

II. Практические задания

  1. Выложить  на своих Геоконтах любые четырехугольники, назвать все углы (тупой, прямой, острый), дать имя четырехугольнику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
  1. Выложить  на своих Геоконтах четырехугольники, у которых будет один угол тупой, остальные острые; один прямой; два прямых; два тупых.
  2. Выложить на своих Геоконтах прямоугольник такой, как на большом Геоконте.
  3. Предложить выложить на своих Геоконтах любые прямоугольники и дать им имена.
  4. Найти в своих прямоугольниках равные стороны, параллельно расположенные.
  5. Найти на картинках для ковролина предметы, в основе которых есть прямоугольник.
  6. Предложить детям найти в окружающей обстановке предметы прямоугольной формы.

9. На какую фигуру села бабочка (рис. 127)?       

10. Раздели двумя линиями четырехугольник

на части (рис. 128). 

11. Обведи фигуру (рис. 129), не отрывая карандаша

Домашнее  задание

  Раздели прямоугольник на такие две части, чтобы из них можно было сложить  квадрат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

    Тема урока: «Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат.

Цели  урока:

  • Познакомить детей с разновидностью четырехугольников - квадратом. Уточнить признаки квадрата.
  • Закрепить знания детей, используя для этого их игровую свободную деятельность.

Оборудование:

  Большой Геоконт (для учителя), маленькие  Геоконты с набором цветных резинок - каждому ученику, счетные палочки, спички (по четыре штуки - каждому), макет подвижного квадрата, Волшебный кристалл - каждому, линейка, циркуль-измеритель.

                      Ход урока. План урока.

1. Познакомить  детей со сказкой.

  1. Предложить детям выложить на своих Геоконтах квадрат, у которого все стороны равны.
  2. Предложить детям сделать из квадрата ромб, растянув противоположные углы квадрата.
  3. Сравнить квадрат с ромбом.
  4. Выполнить практические задания.

I. Знакомство со сказкой

  На улице  была плохая погода: почти целую  неделю лил дождь, и друзья - Юк и  Гео - не выходили гулять.

  Ворон Метр прилетал каждый вечер, и все вместе друзья устраивали разные игры. Играли и в Геоконт, строя разные прямоугольники и треугольники.

  Малыш готовился  к поступлению в школу: учился писать, читать, считать на палочках. Как-то раз он взял палочки и выложил прямоугольник. Волшебным кристаллом проверил, прямые ли у него получились углы. Малыш стал рассматривать свой прямоугольник и рассуждать вслух:

  • Это прямоугольник, так как у этой фигуры четыре угла и все они прямые. Но у него все стороны одинаковые, равные. А в том прямоугольнике, который мы уже знаем, стороны равны попарно, противоположные: две длинные, две короткие. Что это за прямоугольник, у которого все стороны равны?
  • Это квадрат, ~ каркнул Метр, - квадрат.

Ворон повторил это слово дважды. Было видно, что  ему нравится.

  - Посмотрите внимательно и найдите предметы квадратной фор 
мы вокруг себя, - предложил Метр Юку и малышу.

  Друзья  быстро перечислили все квадратные предметы, а заодно выложили квадрат  на своем Геоконте.

  - А теперь посмотрите, что можно сделать из этого квадрата, - 
сказал Метр, и, взяв квадрат поочередно за два противоположных 
угла, растянул их, надев на новые гвоздики (показ на Геоконте). - 
Это ромб - новая фигура, у которой все стороны равны, как и у 
квадрата (предложить детям проверить равенство сторон с помощью 
линейки или циркуля-измерителя). А вот какие тут углы?

Информация о работе Методика математики