Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 01:18, реферат
Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.
Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализ небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки, изменений в быту.
Вступление. 3
1. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективную необходимость кардинальных изменений в стране. 6
1.1 Обоснование необходимости реформ политическими идеологами и учеными петровского времени. 6
1.2. Ф.Салтыков. 8
1.3. И.Посошков 8
1.4. Ф.Прокопович 9
2. Новая организация просвещения. Развитие науки. 10
2.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования. 10
2.1 Первые учебники. Введение гражданского шрифта. 13
2.3. развитие науки. Учреждение академии наук. 13
2.4. Начало музейного дела. 14
3. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства.
14
3.1. Литература петровского времени. 14
3.2. Развитие театрального искусства. 16
3.3. Живопись 16
4. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций.
17
4.1 Новые веяния в архитектуре. 17
4.2. Санкт-Петербург. 18
5. Ломка старых устоев в быту. 19
5.1. Реформирование дворянского быта. 19
5.2. Ассамблеи. 21
5.3. Реформы Петра I и народный быт. 21
Заключение. 22
4.2. Санкт-Петербург.
Уникальным по своему архитектурному облику был Санкт-Петербург, основанный в 1703г. и ставший столицей государства в 1712 году.
Петербург был не только любимым детищем царя, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербург отличался строгой планировкой улиц, каменными домами, уличным освещением, обширными парками, площадями и бульварами.
Основными путями сообщения была система каналов. Петр лично вникал во все детали архитектурных проектов строительства города, утверждал размещение и ширину улиц, места для скверов и парков, типы зданий. Были сделаны чертежи типов домов для "именитых", "зажиточных" и "подлых людей.[12]
Петербург —
это принципиально новая
В период строительства Петербурга во всем государстве было запрещено каменное строительство, всякий въезжающий и входящий в город обязан был доставлять камень.
Важнейшими строениями,
представляющими архитектуру
Петровские коллегии. Видными архитекторами
Петровского времени были
Ж.Б.Леблон, А.Растрелли, А.Д. Захаров, И.Коробов и др.
В Петербурге, прежде всего, отразилось такое новое явление русской культуры, как скульптурные композиции. Это особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например, в оформлении Большого каскада Петергофского дворца. Примером паркового строительства и парковой архитектуры служит Летний сад[13]
Петербург вошел в мировую историю, как одно из чудес света. Он притягивает массу туристов, ученых-исследователей. Даже пресыщенные, повидавшие, кажется, уже все чудеса мира туристы — знатоки градостроительства и архитектуры, восторгаются величественностью, строгостью и красотой, пропорциями и рациональностью сооружений петровского времени. Проспекты, каналы, мосты, парки делают честь искусству, архитектуре, всей петровской эпохе, её мастерам, их талантам и огромному созидательному трудолюбию. Не даром Петербург называют Северной Пальмирой.
5. Ломка старых устоев в быту.
5.1. Реформирование дворянского
Петровские реформы кардинально изменили дворянский, да и не только дворянский, быт. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.
Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.
26 августа 1698
года, на следующий день после
прибытия из-за границы, царь
выступил в роли цирюльника. Он
велел подать ему ножницы и
самолично обрезал бороды у
шокированных этой выходкой
Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.
Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.
Тем, кто не желал этого делать надлежало платить большие налоги с учетом положения в обществе.
В такой же ФОРМЕ Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца.
Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду — в шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь — длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульей. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.
Но у всех
руками царя одежду не укоротишь. Поэтому
в январе 1700г. в
Москве, в ряде людных мест были повешены
листы с царским указом: боярам, думным
чинам, служивым, приказным и торговым
людям носить иноземные короткие кафтаны.
Были установлены сроки перехода на новую одежду
для мужчин: конец 1770г. Для женщин — чуть
позже.
Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.
Продавцам длинного
платья и сапог, лицам, беспошлинно
носившим бороды угрожала ссылка на каторгу
и конфискация имущества. В 1700 году у
ворот
Кремля были выставлены манекены с образцами
новой одежды. Жители сибирских городов
выпросили освобождение от новой одежды
"по скудости своей". В конечном счете
камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки
и парики вытеснили старую русскую одежду.
Быстрее всего утвердилась западная одежда
среди женщин.
Дворянский быт
изменялся и в следствие того,
что царь заставлял дворян учиться,
служить в армии и флоте, в
учреждениях гражданского управления.
Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях,
в судах, в церкви. За нарушение предписаний
предусматривался значительный штраф
и другие наказания.
Подданных Петр
I снабдил массой распорядительных
и нормативных актов, определяющих
их семейную, хозяйственную и духовную
жизнь. Разительные перемены произошли
и в дворцовом быту. Этому способствовала
личность царя.
Упрощались традиции, исчезала скованность.
5.2. Ассамблеи.
Внешняя раскованность,
новые формы общения в
"правил хорошего тона" и "благородного
поведения в обществе", употреблению
иностранного, преимущественно французского
языка.
5.3. Реформы Петра I и народный быт.
Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых "подлых людей", все податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.
В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.
И все-таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительным.
Заключение.
В заключение следует отметить, что
преобразования в области культуры и быта
были органичной частью реформирования
страны. Реформы культуры, с одной стороны
удовлетворяли насущные требования других
преобразований и с другой стороны нередко
сами служили импульсом ускорения изменений.
Необходимо подчеркнуть также, что реформы
Петра I были глобальными. История
России до Петра и после него знала немало
реформ. Главное отличие петровских преобразований
от реформ предшествующего и последующего
времени состоит в том, что они охватывали
все стороны жизни народа, в то время как
другие внедряли новшества касающиеся
лишь отдельных сторон жизни общества
и государства.
В результате реформ и активной военной политики страна получила выход к балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой.
Наиболее долговечным
осталось культурное наследие Петра I,
сохранились многие учреждения культуры,
памятники искусства и
Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.
В ХVIII М.В. Ломоносов славил
Петра, восторгался его деятельностью,
считал его идеальным монархом, лишенным
каких-либо недостатков. Для
Радищева, декабристов Петр был поистине
Великаном с большой буквы.
Личность Петра I занимает
особое место в творчестве А.С. Пушкина.
Поэт относился к Петру I с глубоким
уважением. Петру I посвящены такие произведения,
как "Полтава", "Медный всадник",
"Арап Петра Великого".
Пушкин был намерен написать историческое
исследование о Петре I. Но вместе с тем
поэт видел и жесткость царя, который "уздой
железной Россию поднял на дыбы".
Очень высокую оценку деятельности Петра I дал современник Пушкина историк М.Н. Погодин в 1841 году, то есть почти полтора столетия спустя после великих реформ первой четверти ХVIII "В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальной фигурой, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее, и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко не ушли мы в будущее".
Ф.Энгельс называл Петра
I действительно великим
I, хотя и называл его метод преобразования
страны жестоким и варварским.
Однако, как сказано выше,
деятельность Петра подвергалась сомнениям
и критике, а подчас и жестокой
хуле. Известный и авторитетный историк
Карамзин обвинял Петра I в измене "истинно-русским"
началам жизни, его реформы он называл
"блестящей ошибкой". Можно было бы
привести немало примеров негативного
отношения к Петру I у славянофилов, ряда
писателей последующего периода. Но наиболее
интересно отметить взрыв, всплеск противоречивых
оценок Петра I и его реформ в современных
условиях. Казалось бы, в период реформ
его деятельность должна быть примером,
однако находится немало политических
деятелей и представителей творческой
интеллигенции, отрицательно относящихся
к этому реформатору. Достаточно напомнить,
что кинорежиссер Н.Михалков назвал Петра
I первым большевиком, вложив в эти слова
крайне негативную оценку реформатору.
Однако, как бы не старались
очернители Петра I, в истории его
дела оцениваются как прогрессивные.
-----------------------
[1] В.О.Ключевский. Курс русской истории.
М.1989. т.4, с.398.
[2] Мавродин В.В. Рождение новой России.
— М.: 1988г. стр.21
[3] А.С. Пушкин Полное собрание сочинений
т.9, с.287
[4] Большая Советская Энциклопедия — М.:
1975, т. 22, с. 518
[5] БСЭ — М.: 1975, т.20 стр. 484
[6] БСЭ — М.: 1975, т.21, стр. 67
[7] Н.Павленко Петр Великий —М.: 1998 стр.
132
[8] История России — М.: 1998, стр.94
[9] Н. Павленко Петр Великий — М.: Мысль,
1998г., стр 615
[10] Н. Павленко Петр Великий — М.: Мысль,
1998г., стр 658
[11] Пыляев М.И. —М.: 1990г.
[12] М.И. Пыляев Старый Перебург С.П., 1889,
с.11
[13] М.И.Пыляев. Старый Петербург.С.П.1989.
с.73.
Информация о работе Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1