Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 01:18, реферат

Описание работы

Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.
Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализ небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки, изменений в быту.

Содержание

Вступление. 3
1. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективную необходимость кардинальных изменений в стране. 6
1.1 Обоснование необходимости реформ политическими идеологами и учеными петровского времени. 6
1.2. Ф.Салтыков. 8
1.3. И.Посошков 8
1.4. Ф.Прокопович 9
2. Новая организация просвещения. Развитие науки. 10
2.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования. 10
2.1 Первые учебники. Введение гражданского шрифта. 13
2.3. развитие науки. Учреждение академии наук. 13
2.4. Начало музейного дела. 14
3. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства.
14
3.1. Литература петровского времени. 14
3.2. Развитие театрального искусства. 16
3.3. Живопись 16
4. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций.
17
4.1 Новые веяния в архитектуре. 17
4.2. Санкт-Петербург. 18
5. Ломка старых устоев в быту. 19
5.1. Реформирование дворянского быта. 19
5.2. Ассамблеи. 21
5.3. Реформы Петра I и народный быт. 21
Заключение. 22

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Реферат: Ломка  старых традиций, зарождение новой  культуры при Петре 1

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 80

РЕФЕРАТ

на тему:

ЛОМКА СТАРЫХ ТРАДИЦИЙ, ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПЕТРЕ I

Выполнила Попова А.

Проверила Шапошник С.Г.

Хабаровск

1999г.

Вступление. 3 
1. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективную необходимость кардинальных изменений в стране. 6 
1.1 Обоснование необходимости реформ политическими идеологами и учеными петровского времени. 6 
1.2. Ф.Салтыков. 8 
1.3. И.Посошков 8 
1.4. Ф.Прокопович 9 
2. Новая организация просвещения. Развитие науки. 10 
2.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования. 10 
2.1 Первые учебники. Введение гражданского шрифта. 13 
2.3. развитие науки. Учреждение академии наук. 13 
2.4. Начало музейного дела. 14 
3. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства. 
14 
3.1. Литература петровского времени. 14 
3.2. Развитие театрального искусства. 16 
3.3. Живопись 16 
4. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций. 
17 
4.1 Новые веяния в архитектуре. 17 
4.2. Санкт-Петербург. 18 
5. Ломка старых устоев в быту. 19 
5.1. Реформирование дворянского быта. 19 
5.2. Ассамблеи. 21 
5.3. Реформы Петра I и народный быт. 21 
Заключение. 22

Петр I "надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через  рабовладельческое дворянство водворить  и России европейскую науку, народное просвещение как необходимое  условие общественной самодеятельности..."[1]

Вступление.

В настоящее  время наша страна переживает период реформирования экономических и  общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми  результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского  общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. 
Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния. 
Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализ небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки, изменений в быту.

Чтобы решить поставленные задачи, необходимо: 
1. Кратко проанализировать состояние экономической и духовной жизни России накануне царствования Петра I 
2. Изучить, как идеологически обосновывали необходимость реформ выдающиеся мыслители и ученые петровского времени. 
3. Конкретно показать, что сделано для конкретных преобразований культуры, быта, т.е. показать развитие просвещения, науки, искусства, перемены в укладе жизни различных слоев общества. 
4. Проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие

России, а также  проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Моя работа охватывает хронологически 1684-1725 годы.

При изучении вопросов, поставленных в реферате была использована следующая литература: 
1. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.

В ряде статей энциклопедии раскрывается деятельность выдающихся людей петровского времени, хорошо обоснована высокая оценка личности Петра I как реформатора. 
2. Всемирная история — М.: 1958г., т. 5

В разделе посвященном  концу ХVII и началу ХVIII века показана экономика и культура России в  этот период, ЕЕ место в общей  картине европейской и азиатской цивилизации того времени, всесторонне раскрыты петровские реформы и их значение. 
3. В.В. Мавродин (1998) Рождение новой России.

Автор глубоко  исследует экономику и культуру России, петровские реформы, их влияние  на дальнейшую судьбу русского государства. 
4. Н.Н. Молчанов "Дипломатия Петра I" — М.: 196г.

Книга, как это  видно из ее названия, раскрывает образ  Петра I как дипломата, его энергичные усилия по укреплению международного положения

России, по использованию  дипломатических путей для решения задач коренного изменения общества. 
5. Д.Л. Мордовцев Собрание сочинений., — М.: 1996г. т.т. 10, 11.

Оба тома целиком  посвящены историческим женщинам, начиная  с княгини

Ольги и заканчивая историческими очерками о женщинах ХIХ века.

Исключительная ценность данной книги состоит в том, что в ней через биографии цариц, императриц, боярынь, дворянок и т.д. показан быт петровской эпохи в сравнении с предыдущим временем. Книга ярко, в художественной форме описывает проникновение в Россию западной культуры, изменения в быту, влияние этих процессов на духовный, нравственный облик русского дворянства и других слоев общества. 
6. Н.И. Павленко. Петр Великий. — М.: 1998г.

Профессор Н.Павленко, это, пожалуй, ведущий современный  российский специалист по эпохе Петра I. Ему принадлежит много книг и статей по этому предмету. В большом исследовании "Петр Великий" в научно- публицистической и одновременно в художественной форме всесторонне проанализирована деятельность императора. 
7. М.И. Пыляев. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания А.С,

Суворина 1889г. Издана в Москве в 1990 г.

Книга раскрывает многие аспекты культурной жизни  Петербурга петровской эпохи. В ней  помещено 122 гравюры иллюстрирующие градостроительство, принципы заселения  города, характер флота, учреждения, учебные заведения, различные события: наводнения, пожары, празднества и т.д. По этой книге можно представить грандиозность и красоту сооружений петровской эпохи, некоторые стороны быта, одежду дворян, военных, простолюдинов и т.д.

1. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективную необходимость кардинальных изменений в стране.

 
1.1 Обоснование необходимости реформ  политическими идеологами и учеными  петровского времени.

В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь 
Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

То, что в России грядут великие перемены, ощущалось  еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь Алексей 
Михайлович принял в преобразовательном движении такую позу: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении. После смерти 
Алексея Михайловича управление страной оказалось в руках кучки бездарных и алчных бояр во главе с младшим братом царицы Натальи Кирилловны, Львом 
Кирилловичем Нарышкиным. Это был человек властный, самолюбивый, но "гораздо среднего ума".[2] Он окружил себя такими же боярами — без государственного ума и безразличных к судьбам страны, способным лишь растаскивать и разорять государство.

Среди них выделялся  умный и дальновидный боярин Голицын. Он способствовал сближению молодого Петра с иностранцами Гордоном и  Лефортом, что имело значительные последствия для формирования личности царя и его западнических настроений.

В последующее  врем, в период своего царствования Петр I умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными  соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя — Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс и др. Сплоченная группа сподвижников сформировалась и среди русских.

Блестящую политическую карьеру сделали А.Головин, Г.Головин, братья 
Апраксины, А.Меньшиков и другие. Активно действовала и плеяда идеологов и мыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущее место принадлежит Ф.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу.

В первое время  правления Петра были случаи антипетровской пропаганды под знаменем идей пришествия антихриста. Типичным является рассуждение одного из церковников, утверждавшего, что пришла кончина света и антихрист наслал, а от такого царя как Петр I надо отступить, не надо его не слушать, не платить податей. В ответ на эти идеи появилось обширное сочинение рязанского митрополита Стефана Яворского "Знамение пришествия антихриста и кончины века". Вместе с тем сам С.Яворский был противником петровских преобразований. Его идеи подчас вдохновляли царевича Алексея в борьбе с отцом.

У Петра I не было заранее разработанного общего плана  реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.

Реформаторская  деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно, целенаправленно и с крайней жестокостью. По метко определению Пушкина его указы были "нередко жестоки, своенравны и кажется писаны кнутом".[3]

В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. 
С одной стороны тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой — в духовной жизни народа отразился положительный образец Петра – преобразователя в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе. И т.д.

Рассмотрим идеи основных представителей политической мысли, обосновавших реформы.

1.2. Ф.Салтыков.

Одним из горячих  сторонников преобразований в России был Русский государственный  деятель Ф.Салтыков. [4] Он обучался морскому делу в 
Голландии и Англии, создано два трактата о реформах в 1713 году 
"Пропозиции", в 1714г. "Изъявления прибыточные государству". В этих сочинениях Салтыков разработал идею развития в кратчайшие сроки образования 
(в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур и расширения торговли. Трактаты обосновывали необходимость поиска северного морского пути в Индию и Китай, освоения средней Азии, Сибири и др. Салтыков сторонник устройства купеческих компаний, расширения экспорта и сокращения импорта. Идеи Салтыков, а были весьма близки к реальным мерам Петра I.

1.3. И.Посошков [5]

Значительный  след в Русской экономической  мысли и публицистике оставил  один из идеологов петровского времени  И.Т. Посошков. Это был разносторонний одаренный человек. Выходец из ремесленного сословия, он занимался различными ремеслами, стал купцом, предпринимателем, землевладельцем. 
Посошков написал несколько интересных произведений. Главным из них является 
"Книга о скудости и богатстве". Это разноплановое сочинение обосновывает необходимость реформ в различных областях жизни российского общества. Одной из важнейших мер преодоления скудости Посошков считает реформу управления.

Главнейшей причиной скудости в России он считал отставание сельского хозяйства, которое объяснял, прежде всего, жестокой эксплуатацией крестьянства, его предложение регламентировать крестьянские повинности носило прогрессивный характер. Сторонник преобразований Петра I, посошков выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить исследования месторасположения полезных ископаемых, расширить строительство мануфактур. Он предлагал взимать налоги со всех сословий, кроме духовенства, с учетом имущественного положения плательщика, выдвигал идею всеобщего просвещения населения, формального равенства всех перед судом. 
Идеи Посошкова не вызвали сочувствия у властей и после смерти Петра он был заточен в Петропавловскую крепость, где и умер в 1726г.

1.4. Ф.Прокопович [6]

Крупнейшим идеологом  петровской эпохи заслуженно считается  Феофан 
Прокопович. Подлинное имя его Елеазар, а Феофаном он стал в память своего дяди. Это был неутомимый сподвижник Петра I, человек разносторонне образованный и много повидавший. Он окончил Киево-Могилянский коллегиум, переехал в Польшу, принял униатство, и отправился в Рим для продолжения образования. Вернувшись в Киев, возвратился в православие. Прокопович сразу и решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. В 1715 году он был вызван в Петербург, где стал помощником царя в управлении церковью, в уничтожении патриаршества и учреждении Синода.

Литературная  публицистическая деятельность Прокоповича  была подчинена обоснованию и  защите политических и культурных мероприятий  Петра. В "Слове о власти и чести  царской" он защищал неограниченную самодержавную власть и правомерность  суда над царевичем Алексеем.

В "Слове похвальном о флоте Российском" прославлял создание сильного военно-морского флота. В "Духовном регламенте" обосновал  новую систему управления церковью во главе с синодом.

Прокопович писал  русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди — яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнить долг гражданский, служить государству а не церкви. В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторических фигур.

Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Он оставил ряд исторических сочинений: "Истории императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, "Краткую повесть о смерти Петра  Великого, Императора российского" и другие. В этих сочинениях он не только прославлял, но и идеализировал Петра.

2. Новая организация  просвещения. Развитие науки.

 
2.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования.

Информация о работе Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1