Культурные реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Петр I "надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить и России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности..."[1]

Содержание

1. Введение.....................................................................................3
2. Политические идеи петровских реформ.......................................4
3. Литература и искусство петровского времени............................9
3.1. Печатное дело........................................................9
3.2. Живопись..............................................................11
3.3. Гравюра и скульптура..........................................14
4. Архитектура и начало музейного дела........................................15
4.1. Церковная архитектура........................................15
4.2. Архитектура Санкт-Петербурга..........................15
4.3. Кунсткамера..........................................................16
5. Наука и просвещение.....................................................................18
5.1. Школы....................................................................18
5.2. Духовные академии...............................................18
5.3. Академия наук.......................................................19
5.4. Технические учебные заведения..........................19
6. Ассамблеи........................................................................................21
7. Заключение......................................................................................22
8. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

готовая к-р истор.рос.doc

— 159.50 Кб (Скачать)


Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

Группа № ________

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине _________________________________________

 

 

 

 

(фамилия, имя, отчество в родительном падеже)

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ____________________

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ________________

 

_______________________________

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

(ДНЕВНАЯ, ВЕЧЕРНЯЯ, ЗАОЧНАЯ)

подчеркнуть

 

 

ТЕМА: __________________________________________________

 

________________________________________________________

 

________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

«___»______________ 200_г.


Содержание

1.                  Введение.....................................................................................3

2.      Политические идеи петровских реформ.......................................4

3.      Литература и искусство петровского времени............................9

3.1.                     Печатное дело........................................................9

3.2.                     Живопись..............................................................11

3.3.                     Гравюра и скульптура..........................................14

4.      Архитектура и начало музейного дела........................................15

4.1.                     Церковная архитектура........................................15

4.2.                     Архитектура Санкт-Петербурга..........................15

4.3.                     Кунсткамера..........................................................16

5.      Наука и просвещение.....................................................................18

5.1.                     Школы....................................................................18

5.2.                     Духовные академии...............................................18

5.3.                     Академия наук.......................................................19

5.4.                     Технические учебные заведения..........................19

6.      Ассамблеи........................................................................................21

7.      Заключение......................................................................................22

8.      Список используемой литературы................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Петр I "надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить и России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности..."[1]

В царствование  Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны.  Многие из этих преобразований  уходят  корнями в XVII век - социально-экономические преобразования  того времени послужили предпосылками реформ Петра. Два с половиной столетия историки,  философы и писатели спорят о  значении  Петровских  преобразований,  но  вне зависимости от точки  зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это  был  один из наиважнейших этапов истории России,  благодаря которому всю  ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.  В российской  истории  трудно найти деятеля,  равного Петру по масштабам  интересов и умению видеть главное в решаемой  проблеме. Два с половиной столетия историки,  философы и писатели спорят о  значении  Петровских  преобразований,  но  вне зависимости от точки  зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это  был  один из наиважнейших этапов истории России,  благодаря которому всю  ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.  В российской  истории  трудно найти деятеля,  равного Петру по масштабам  интересов и умению видеть главное в решаемой  проблеме.

Целью контрольной работы является анализ процесса ломки старых традиций, анализ небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки. Задачей – изучение различных источников по данной теме.

 

 

 

 

Политические идеи петровских реформ

В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами. «Что хорошо для людей, то не может быть дурно для Русских; и что Англичане или Немцы изобрели для пользы, выгоды человека, то моё, ибо я человек!».[2]

То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении такую позу: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении. После смерти Алексея Михайловича управление страной оказалось в руках кучки бездарных и алчных бояр во главе с младшим братом царицы Натальи Кирилловны, Львом Кирилловичем Нарышкиным. Это был человек властный, самолюбивый, но "гораздо среднего ума".[3] Он окружил себя такими же боярами — без государственного ума и безразличных к судьбам страны, способным лишь растаскивать и разорять государство.

Среди них выделялся умный и дальновидный боярин Голицын. Он способствовал сближению молодого Петра с иностранцами Гордоном и Лефортом, что имело значительные последствия для формирования личности царя и его западнических настроений.

В последующее врем, в период своего царствования Петр I умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя — Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс и др. Сплоченная группа сподвижников сформировалась и среди русских.

Блестящую политическую карьеру сделали А.Головин, Г.Головин, братья Апраксины, А.Меньшиков и другие. Активно действовала и плеяда идеологов и мыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущее место принадлежит Ф.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу.

В первое время правления Петра были случаи антипетровской пропаганды под знаменем идей пришествия антихриста. Типичным является рассуждение одного из церковников, утверждавшего, что пришла кончина света, и антихрист наслал, а от такого царя как Петр I надо отступить, не надо его не слушать, не платить податей. В ответ на эти идеи появилось обширное сочинение рязанского митрополита Стефана Яворского "Знамение пришествия антихриста и кончины века". Вместе с тем сам С.Яворский был противником петровских преобразований. Его идеи подчас вдохновляли царевича Алексея в борьбе с отцом.

У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.

Реформаторская деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно, целенаправленно и с крайней жестокостью. По метко определению Пушкина его указы были "нередко жестоки, своенравны и кажется писаны кнутом".[4]

В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой — в духовной жизни народа отразился положительный образец Петра – преобразователя в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе. И т.д.

Рассмотрим идеи основных представителей политической мысли, обосновавших реформы.

Одним из горячих сторонников преобразований в России был Русский государственный деятель Ф.Салтыков. [5] Он обучался морскому делу в Голландии и Англии, создано два трактата о реформах в 1713 году "Пропозиции", в 1714г. "Изъявления прибыточные государству". В этих сочинениях Салтыков разработал идею развития в кратчайшие сроки образования (в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур и расширения торговли. Трактаты обосновывали необходимость поиска северного морского пути в Индию и Китай, освоения средней Азии, Сибири и др. Салтыков сторонник устройства купеческих компаний, расширения экспорта и сокращения импорта. Идеи Салтыков, а были весьма близки к реальным мерам Петра I.

Значительный след в Русской экономической мысли и публицистике оставил один из идеологов петровского времени И.Т. Посошков[6]. Это был разносторонний одаренный человек. Выходец из ремесленного сословия, он занимался различными ремеслами, стал купцом, предпринимателем, землевладельцем. Посошков написал несколько интересных произведений. Главным из них является "Книга о скудости и богатстве". Это разноплановое сочинение обосновывает необходимость реформ в различных областях жизни российского общества. Одной из важнейших мер преодоления скудости Посошков считает реформу управления.

Главнейшей причиной скудости в России он считал отставание сельского хозяйства, которое объяснял, прежде всего, жестокой эксплуатацией крестьянства, его предложение регламентировать крестьянские повинности носило прогрессивный характер. Сторонник преобразований Петра I, посошков выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить исследования месторасположения полезных ископаемых, расширить строительство мануфактур. Он предлагал взимать налоги со всех сословий, кроме духовенства, с учетом имущественного положения плательщика, выдвигал идею всеобщего просвещения населения, формального равенства всех перед судом. Идеи Посошкова не вызвали сочувствия у властей и после смерти Петра он был заточен в Петропавловскую крепость, где и умер в 1726г.

Крупнейшим идеологом петровской эпохи заслуженно считается Феофан Прокопович[7]. Подлинное имя его Елеазар, а Феофаном он стал в память своего дяди. Это был неутомимый сподвижник Петра I, человек разносторонне образованный и много повидавший. Он окончил Киево-Могилянский коллегиум, переехал в Польшу, принял униатство, и отправился в Рим для продолжения образования. Вернувшись в Киев, возвратился в православие. Прокопович сразу и решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. В 1715 году он был вызван в Петербург, где стал помощником царя в управлении церковью, в уничтожении патриаршества и учреждении Синода.

Литературная публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена обоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. В "Слове о власти и чести царской" он защищал неограниченную самодержавную власть и правомерность суда над царевичем Алексеем.

В "Слове похвальном о флоте Российском" прославлял создание сильного военно-морского флота. В "Духовном регламенте" обосновал новую систему управления церковью во главе с синодом.

Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди — яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнить долг гражданский, служить государству а не церкви. В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторических фигур.

Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Он оставил ряд исторических сочинений: "Истории императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, "Краткую повесть о смерти Петра Великого, Императора российского" и другие. В этих сочинениях он не только прославлял, но и идеализировал Петра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и искусство петровского времени.

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иноземная культура массировано внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне и традиционную для них литературу — учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари. С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель Славяно-греко-латинской академии Фёдор Поликарпов в 1701 году выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим». В 1703 году вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого, в течение полувека служившая основным учебным пособием по математике. Учебник Магницкого давал практические советы, например, как определить глубину колодца, высоту стен и т.д.

Информация о работе Культурные реформы Петра 1