Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 01:18, реферат

Описание работы

Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.
Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализ небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки, изменений в быту.

Содержание

Вступление. 3
1. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективную необходимость кардинальных изменений в стране. 6
1.1 Обоснование необходимости реформ политическими идеологами и учеными петровского времени. 6
1.2. Ф.Салтыков. 8
1.3. И.Посошков 8
1.4. Ф.Прокопович 9
2. Новая организация просвещения. Развитие науки. 10
2.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования. 10
2.1 Первые учебники. Введение гражданского шрифта. 13
2.3. развитие науки. Учреждение академии наук. 13
2.4. Начало музейного дела. 14
3. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства.
14
3.1. Литература петровского времени. 14
3.2. Развитие театрального искусства. 16
3.3. Живопись 16
4. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций.
17
4.1 Новые веяния в архитектуре. 17
4.2. Санкт-Петербург. 18
5. Ломка старых устоев в быту. 19
5.1. Реформирование дворянского быта. 19
5.2. Ассамблеи. 21
5.3. Реформы Петра I и народный быт. 21
Заключение. 22

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами развития экономики, создания армии и преобразованием государственного аппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству, богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петра является то, что он заставил российских дворян учится, хотя и преимущественно насильственными методами.

Реформы в сфере образования  являлись логическим продолжением тех  процессов, которые проходили в  Московии еще до царствования Петра I. Однако школ было крайне мало и некоторые из них влачили жалкое существование. Уже начальный этап преобразования выявил трудности с подготовкой специалистов и вообще грамотных людей. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от иноземцев при комплектовании армии, флотских экипажей, в удовлетворении колоссальных потребностей в мастерах кораблестроения, горного дела и т.д. 
Практически не было специалистов-артиллеристов, фортификаторов, медиков, рудознатцев, астрономов, геодезистов и др. Петр I вынужден был обращаться к иностранным специалистам. Но это имело серьезные отрицательные последствия. 
Иностранным специалистам приходилось платить жалование в три-четыре раза больше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие, недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служить любому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма и не выдерживали первых же серьезных испытаний.

Практические меры по созданию отечественных учебных заведений  ведут свое начало ко времени пребывания Петра в Англии, где он нанял трех преподавателей. Эти преподаватели были предназначены для школы навигационных наук.

Однако до открытия навигационной  школы приходилось использовать другой способ обучения — посылать русских учеников за границу. При этом им вменялось в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколько приобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблем во время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько за партой, сколько с топором в руках на верфи и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу для обучения производила  крутой переворот в сознании современников. В допетровские времена общение  с иностранцами не поощрялось. Разрешение на выезд зарубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в составе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существенная привилегия: среди промышленно-торгового населения страны только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке. В "Гистории Свейской войны" автор повествует, что в 1699 году "государь дал позволение всем своим подданным ездить в иностранные европейские государства для обучения, которое раньше было запрещено под казнию; и не только позволял, но еще к тому и понуждал."[7]

Это новшество многим было совершенно враждебно. Интересно привести в пример первого ученика обученного в Европе. Это был сподвижник Петра I Петр 
Васильевич постников. После обучения в славянско-греческо-латинской академии его отправили в Италию обучаться медицине. В Падуанском университете он получил две ученые степени — доктор медицины и философии.

Его эрудиция и знание европейских языков пригодились царю во время его первого путешествия за границу, он сопровождал Петра в Амстердаме и 
Лондоне, консультировал царя по поводу приобретения коллекций и медикаментов. Позже он был использован на дипломатической службе.

Регулярная практика отправки недорослей на учебу за границу начинается с конца 1696 года, когда был опубликован указ об отправке в разные государства учиться всяким наукам для 61 человека. Из них 39 человек ехали в Италию, 22 в Голландию и Англию. В числе отправленных 23 человека были княжеского рода.

Петр лично составил для  этих учеников инструкцию, в которой  изложил программу обучения. В  число наук, которые надлежало  одолеть царь включил навигацию  и кораблестроение. О результатах  обучения выдавались свидетельства  иностранных учителей, это были специальные дипломы. Кроме учебы стольник, — посыльный за границу обязан был обучить овладеваемой специальности прикрепленного солдата или сержанта, а также нанять на русскую службу по два искусных мастера-кораблестроителя. Таким образом, общее число отправившихся за границу на обучение составляло 122 человека.

В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему. 
Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.

В первой четверти ХVIII была создана  целая сеть школ начального обучения. Открыты цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и подьяческих детей 10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образом в провинциальных городах.[8]

Наиболее важными в  системе петровского просвещения  являются технические учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в 
Навигационной и Артиллерийской школах, а позднее вместо навигационной школы была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открылась инженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище при 
Московском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволило освобождаться от иностранцев наемников, и прежде всего в офицерском корпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в отставку свыше 200 генералов и офицеров-иностранцев. К 20 годам ХVIII века офицерский корпус на 90% состоял из русских. [9]

2.1 Первые учебники. Введение  гражданского шрифта.

Для открывшихся школ выпускалась  разнообразная учебная литература — буквари, пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационной школы Л. Магницкий издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года в 
Москве стала выходить первая печатная газета "Ведомости о военных и иных делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах".

Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710 году нового гражданского шрифта, более упрощенного  по сравнению с начертанием старых церковно-славянских букв.

2.3. развитие науки. Учреждение  академии наук.

Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских островов.

Большие достижения характерны для этого времени  в практической механике. Собирались коллекции по минералогии и металлургии, ботанике, биологии и т.п. была организована обсерватория. Для развития и распространения научных знаний в Петербурге была учреждена Академия наук.

2.4. Начало музейного  дела.

В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей — 
Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в стране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании.

Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам  приобретал их за границей, либо по его  приказам их доставляли из различных  уголков России. 
Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея и рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.

Первые экспонаты  для музея Петр приобрел во время  первого заграничного путешествия  в 1697 –1698 гг. Сбор редкостей внутри страны также связан с инициативой  Петра I. Он давал поручения должностным лицам в провинции. 
Издавал указы с призывом к населению приносить все что "зело старо и необыкновенно"[10]: — кости вымерших животных, птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописи и печатные книги, а так же уродов. За экспонаты полагалось вознаграждение, а если чиновник не сделает этого должным образом, ему царь грозил потерей чина. Экспедициям, отправлявшимся на обследование дальних земель, вменялось в обязанность собирать и доставлять образцы руд, растений, предметы быта и всякие редкости. В итоге уже к концу жизни Петра собрание Кунсткамеры приобрело славу чуть ли не самого богатейшего в Европе.

3. Ломка старых  традиций. Поворот к светскости  в развитии искусства.

 
3.1. Литература петровского времени.

Литература петровского  времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иноземная культура массировано внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось  с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что  крестьянство освободилось от преследований  церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне  и традиционную для них литературу — учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях художественной литературы выводятся новые герои  — энергичные и предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть о 
Фроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "Гистория о российском матросе Василии Кориотском". Герой последней повести по происхождению мелкий дворянин в совершенстве постиг опасное дело моряка и овладел необходимыми научными познаниями. Он заслужил признание и уважение австрийского императора, "флорентийского короля" и богатого купца. В тоже время герой наделен всеми качествами галантного кавалера.

В этот период заметно  увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, и художественная литература, и книги  житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, како пишутся комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

А лексика петровского  времени развивалась под огромным влиянием 
Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.

Виднейшим представителем отечественной литературы того времени  был 
Ф.Прокопович, о котором было сказано выше.

Литературное  творчество петровского времени  подготовило вступление 
России в эпоху классицизма.

3.2. Развитие  театрального искусства.

В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании. 
Построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, 
О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. 
Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них  была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".

Видными деятелями  театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон, 
Федор Жуковский.

3.3. Живопись

Петровское время  стало переломным и в развитии живописи. 
Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.[11]

Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра 
I И.Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художник выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина "Полтавское сражение", "Куликовская битва с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков.

Петровское время  характеризуется значительным развитием  жанра гравюры. 
Это был жанр близкий к повседневности и имевшими широкий круг ценителей. 
Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, 
И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других.

В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.

4. Зарождение  новой архитектуры, изменение  старых архитектурных традиций.

 
4.1 Новые веяния в архитектуре.

В ХVII веке архитектура  носила преимущественно церковный характер. 
Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб.

В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре  занимает гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. 
Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.

В церковной  архитектуре наступил период, получивший название 
"московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные в высь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.

Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную  церковь архангела Гавриила и  другие сооружения. В 
Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений — палат, дворцов.

Информация о работе Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1