Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 16:33, реферат
1. Политическая культура и политическое сознание
2. Содержание политической культуры
3. Тенденции развития политической культуры
4. Этносы, культура и политика
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
1. Политическая культура и политическое сознание
Политическая жизнь общества представляет собой процесс и результат политической деятельности различных социальных групп, слоев, личностей и создаваемых ими политических институтов. Этот процесс, характер поведения субъектов в политической жизни определяется множеством факторов, среди которых экономические, социально-классовые, национальные, а также идеологические, социально-психологические, культурные.
Поскольку в философском аспекте общественное сознание рассматривается как отражение общественного бытия, политическое сознание выступает как отражение политического бытия, т. е. формируется под воздействием всей системы политической жизни, практики политических отношений. Кроме этого, характер политического сознания, как и сама политическая жизнь, во многом предопределяется складывающимися в обществе социально-экономическими, историческими, национальными, культурными и другими предпосылками.
Необходимо отметить, что политическое сознание — не пассивное отражение политического бытия. Оно способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, а также оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, а через нее — на все другие сферы общественной жизни, определять направленность политической деятельности социальных общностей и индивидов. Поэтому в практике управления общественными процессами важно учитывать состояние политического сознания как общества в целом, так и отдельных классов, слоев, групп, стремиться к достижению консенсуса в политических позициях, способствовать формированию такого сознания, которое наиболее полно выражает потребность социального прогресса страны.
Политическое сознание — явление весьма сложное, связанное с противоречивым характером развития всех сторон жизни. В нем можно выделить несколько уровней. Оно может выступать на уровнях эмпирического и теоретического, обыденного и научного, идеологического и социально-политического. Неоднородно оно и по социальным функциям. Политическое сознание может быть консервативным или радикальным, реформистским или революционным и др.
Политическое сознание необходимо подразделять на эмпирическое (обыденное) и теоретическое. Первое характеризует непосредственно практический опыт субъекта, второе — совокупность идей и взглядов класса, социального слоя или группы людей, возникающих непосредственно из будничной жизни. Оно отличается от первого тем, что в его содержании имеются идеологические и теоретические элементы. Обоим присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции, импульсивность, острота восприятия политических процессов и действий, что придает им особую динамичность, гибкость, способность чутко реагировать на изменившиеся политические условия.
Политическое теоретическое сознание представляет более высокий уровень. Это совокупность идей, взглядов, учений, возникающих на основе научного исследования политических отношений, процессов, институтов и проникновения в их сущность, выявления глубинных взаимосвязей и противоречий, закономерностей развития.
Теоретическое сознание выступает стержнем политической идеологии. Политическая идеология — целостное, систематизированное отражение на теоретическом уровне коренных интересов определенного класса, нации, социальной группы, связанных с борьбой за власть и ее осуществление в защиту данных интересов.
Необходимо
различать теоретический и
альное отношение к предмету знания. Это обусловлено социальными интересами классов, с позиций которых в идеологии отражается действительность.
Нередко можно встретить термин «массовое сознание», который употребляется обычно социологией. Массовое сознание — это широкая совокупность самых различных духовных образований на уровнях психологии и идеологии, эмоций и логики, обыденного и теоретического знания, рациональных и далеких от науки представлений. Появление массового политического сознания связано с ростом массы людей, участвующих в политической жизни, неоднородным составом участников, усложнением социальных политических отношений в современных условиях.
Политическое сознание является ядром политической культуры личности. Именно оно определяет содержательное богатство политической культуры личности, ее направленность и ценностную ориентацию; направляет политическое действие личности и «указывает» ей на средства и методы политической деятельности, образующие политическую культуру.
Политическая культура аккумулирует особый исторический опыт людей и передает его от одного поколения к другому, способствует внедрению его в повседневную практику людей, выражаясь в их политическом сознании и поведении. Вот почему следует данный феномен рассматривать как диалектическое единство политической активности, сознательности и культуры деятельности в области политики.
§ 2. Содержание политической культуры
Термин «политическая культура» часто встречается на страницах публицистики, где в последнее время она чаще всего упоминается в связи с ее дефицитом в повседневной жизни. При этом политическая культура в обыденном понимании трактуется весьма произвольно. Неоднозначность ее понимания можно отчасти объяснить происходящими в обществе процессами, переоценкой прежних представлений на многие общественно-политические явления.
Хотя политическая культура наполняется сегодня новым содержанием, характеризуется специфическими чертами, но тем не менее она не может рассматриваться вне общего понятия «культура», трактовка которого в литературе имеет, как отмечалось выше, много значений*.
Политика как сфера деятельности людей также является одной из форм культуры, сквозь призму культуры оцениваются многие аспекты политической жизнедеятельности.
Политическая культура отражает, во-первых, качественное состояние политической жизни, уровень ее демократизма, эффективность функционирования политической системы. Во-вторых, — способ деятельности людей в сфере социально-политических отношений. В-третьих, — определенный уровень социально-политической активности, степень компетентности граждан, участвующих в политической деятельности.
Давая общую характеристику политической культуры, можно сказать, что она представляет собой определенный тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации. По своей сути политическая культура разнородна в различных социальных системах.
Политическая культура оценивается не только по вертикальному, но и по горизонтальному измерению. Нельзя представлять социальный прогресс как явление поступательного восхождения от одной формации к другой, от одного типа культуры к другому, более высокому: от средневековья к буржуазности, от буржуазности к социализму. Было бы ошибкой утверждать, что средневековье выше античности; это разные типы культуры. Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры,
обусловленный историческими особенностями. Не вдаваясь специально в их классификацию, для примера можно назвать три «чистых типа политической культуры»: 1) патриархальная политическая культура, в которой у граждан отсутствует интерес к политической системе; 2) подданническая политическая культура, которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием в ее функционировании; 3) активистская политическая культура, когда граждане заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, что они могут играть активную роль в этой системе*.
В основу типизации политической культуры могут быть положены различные принципы, что позволит дать ее соответствующую классификацию. Отдельные типы политической культуры видоизменяются в процессе исторического развития, наполняясь новым содержанием.
Насаждаемое мифологизированное сознание не способствует творческому восприятию действительности. Практика показала, что люди с иррациональным, мифологизированным сознанием не последовательны в суждениях, не ориентированы на рациональную продуктивную политическую деятельность, а склонны к авторитарным методам, использованию сильной власти.
Такой авторитарный тип политической культуры в до-перестроечной России был порожден административно-командной системой и формировался в духе послушания аппарату власти. Наряду с таким официально-бюрократическим типом вызревала, говоря условно, демократическая политическая культура.
* Так, например, польский социолог Ян Щепаньский, раскрывая многозначный характер культуры, выделяет следующие ее значения, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.
Во-первых, культура охватывает все, что создано человеческим трудом, включая материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности. Во-вторых, значение слова «культура» означает улучшение и облагораживание человеческих обычаев и способов поведения. В-третьих, термин «культура» употребляется в более узком значении, включая высшие создания человека, такие как науку, искусство, религию, литературу, политические и социальные идеи (см.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 39.).
§ 3. Тенденции развития политической культуры
Каковы
же особенности становления
Во-первых, следует отметить, что особенность переживаемой ситуации состоит в том, что происходит сложный процесс становления новой демократической политической культуры и преодоление государственно-политической субкультуры. Он охватывает конкретные элементы политических отношений, т. е. речь идет о формировании культуры осуществления власти и депутатской деятельности, культуры политического общения и самой политической деятельности, парламентской и депутатской культуры, о культуре плюрализма и т. д.
В переживаемый нами момент политическая культура нуждается в более широкой, взаимосвязанной трактовке. К примеру, в западной политологии она понимается достаточно широко и не сводится лишь к умению граждан пользоваться правами, участвовать в политической деятельности. Это понятие охватывает совокупность политических традиций, привычек, учреждений, институтов, которые во многом определяют ход политических процессов в конкретных ситуациях. Однако отечественная политическая наука еще не вышла на такой уровень обобщения политической культуры, поскольку последняя не стала в достаточной мере фактором развития политической жизни и не в полной мере отражает ее качественное состояние.
Во-вторых, надо обратить внимание на переходное состояние развития политической культуры. Характерным для нынешнего переходного периода является политическая нестабильность, неустойчивость, что накладывает отпечаток и на содержание политической культуры. Переход от административно-командной системы к демократическим принципам управления сопровождается всплеском гражданской активности, митинговой демократией, различными конфликтными формами типа забастовок, локаутов, бойкотов. До недавнего времени имел место синдром политического безразличия, когда лозунги, призывы проходили мимо сознания людей. Сегодня люди заинтересованно реагируют на происходящие политические события, но отсутствие результатов политической деятельности может опять привести к безразличию граждан.
Новая политическая культура должна изменить место, статус человека в политической жизни, привести к смещению политических ориентиров. Но, естественно, это происходит не безболезненно, а сопровождается сложным, противоречивым процессом переосмысления прежних представлений о многих явлениях жизни.
В-третьих, для становления новой политической культуры характерна открытость, дискуссионность, сопоставление позиций, точек зрения, которые нередко сопровождаются известной остротой и конфликтностью. Отсюда настоятельная потребность в корректном ведении спора, дискуссии, уважении к другому мнению.
Сейчас очень важно утверждение такого политического сознания, которое ориентировано на открытость, допустимость существования других партий и политических сил, с которыми можно не только бороться, но и идти на компромиссы, создавать коалиции и решать конкретные вопросы. Приоритетом в развитии политической культуры должна быть выработка взаимных уступок, уважительного отношения к своим оппонентам.
Необходима суверенность малых социально-культурных сил и направлений. Демократия, плюрализм возможны, если каждое из этих направлений способно себя самоосознать, воплотить свое мнение на практике) не настаивая при этом, чтобы их собственная точка зрения стала государственной, общепартийной, общенародной. Претензии на отражение общенародной точки зрения и его народных интересов могут привести к тоталитарным тенденциям. Поэтому главное значение сегодня должны приобретать такие составляющие политической культуры, как умение вести диалог, терпимость к чужому мнению, способность достичь консенсуса и т. д.
Таким образом, можно сказать, что формируется диалогический тип политической культуры. Главный смысл ее состоит в том, чтобы соотношение культур осуществлялось не по иерархическому принципу, а на основе плюрализма мнений, диалога. Это приведет к сопрягаемости политических культур в сознании современного человека.
Информация о работе Политическая культура: традиции и новации