Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Вступление России в первую мировую  войну первоначально привело  к стабилизации внутриполитического  положения. Объявление Германией войны  России вызвало чрезвычайный всплеск  патриотизма в различных слоях  русского общества. В обеих столицах и в ряде других крупных городов прошли многолюдные манифестации под лозунгами «война до победного конца». Начавшаяся война была объявлена Второй Отечественной. Её смыслом провозглашалась борьба с германизмом, стремящимся поработить Россию и всё славянство. Усиливающиеся антинемецкие настроения нашли свое выражение в переименовании городов (столица империи стала называться на русский манер Петроградом), в закрытии немецких газет, в немецких погромах. Так, например, в Петербурге было разгромлено посольство Германии. Эти настроения поддерживались газетными публикациями, сообщавшими о зверствах немцев в захваченных ими городах, о бесчеловечном обращении с военнопленными.

26 июля 1914г. на созванной по  инициативе лидера националистов  П.Н. Балашова однодневной  сессии Государственной думы в едином патриотическом порыве объединились все – от радикалов до черносотенцев. Все фракции, за исключением воздержавшихся социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. Это заседание стало демонстрацией единения власти и оппозиции перед лицом национальной опасности.

Гармонию общественного единства нарушали лишь социал-демократы, призывавшие  к «международной солидарности всех трудящихся всего мира», и большевики. Последние не только протестовали против войны, но уже в сентябре 1914г. в манифесте «Война и российская социал-демократия» выдвинули лозунги поражения своего правительства и превращения империалистической войны в гражданскую. Однако в условиях патриотического подъема первых месяцев войны пораженческая позиция большевиков не встретила серьезной поддержки даже в рабочей среде.

В остальных социалистических партиях  оформились различные течения по вопросу об отношении к войне. Активных оборонцев, призывавших «всеми силами, всем сердцем и всем помышлением» стремиться к победе России, возглавили меньшевик Г.В. Плеханов и правые эсеры Б.В. Савинков и Н.Д. Авксентьев. Умеренными интернационалистами являлись Бунд, лидер эсеровского центра В.М. Чернов, меньшевики из «Нашей зари» (Потресов, Череванин), к осени 1915 года принявшие идею минимальной самозащиты, меньшевики Грузии и Азербайджана. На позициях радикального интернационализма стояли А.С. Мартынов, П.Б. Аксельрод, Л. Мартов, Л.Д. Троцкий, левое крыло эсеров во главе с М.А. Натансоном и др.

Однако морально-политическая сплоченность, которую продемонстрировало русское общество в самом начале войны, на деле оказалась эфемерной. Если первые месяцы войны характеризовались определенными успехами русских войск, то к марту 1915 года соотношение сил меняется в пользу противников России. 19 апреля начинается наступление немецких войск, в результате которого русская армия была вынуждена оставить ряд недавних «трофеев», включая Перемышль, Львов и другие города. Это было начало «Великого отступления» русской армии, в ходе которого были потеряны значительные территории, а войска понесли невосполнимые потери. Вынужденное отступление очень быстро породило озлобление против властей, как в окопах, так и в тылу.

Затяжные военные действия оказались  непосильным испытанием для экономики  страны. Мобилизационные запасы были исчерпаны за четыре месяца и уже в начале 1915г. наступил кризис боевого снабжения: не хватало ни пушек, ни снарядов, ни винтовок, ни патронов. Буржуазия начинает создавать организации для распределения военных заказов и поставок. Появляется объединённый комитет Земского и городского союзов («Земгор») для снабжения армии снаряжением. В 1915 году создаётся Центральный военно-промышленный комитет (организуются подобные комитеты и на местах) для организации военного производства. Правительство, стремясь ограничить сферу деятельности буржуазии, созывает для «мобилизации промышленности» в мае того же года Особое совещание под председательством военного министра. В работе Совещания кроме военных чинов принимали участие и представители общественности: члены Государственного совета и Государственной думы, ряд крупных финансистов и предпринимателей. По его рекомендации были образованы пять Особых совещаний для решения важнейших экономических вопросов, связанных с ведением войны: по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам и по устройству беженцев. Таким образом, в период войны создавалась система государственно-монополистического капитализма, где государство играло роль заказчика и регулятора действий частнокапиталистического производства. Особые совещания, как и созданные приблизительно в это же время военно-промышленные комитеты стали достаточно эффективными органами управления военным хозяйством страны.

Но, несмотря на ряд усилий, направленных на укрепление боеспособности страны и сплочение русского общества, уже к лету 1915 года наблюдается рост числа недовольных результатами войны и политикой правительства. Война тяжелым бременем легла на плечи всего населения страны. В армию была мобилизована значительная часть трудового населения. Иссякли источники доходов многих крестьянских и городских семей. Начался неудержимый рост цен. В то же время рост военных заказов обеспечивал баснословные прибыли многочисленным предпринимателям. На военных поставках делались огромные состояния. Это вызывало недовольство у тех, кто приносил немалые жертвы ради победы. В сознании народа война постепенно утрачивала ореол Второй Отечественной. Военным неудачам вскоре было найдено объяснение в «измене», которую подозревали и в среде буржуазии, и в правительстве, и даже при дворе. Оппозиционные настроения весьма быстро распространялись как в армии, так и в тылу.

19 июля 1915г., в первую годовщину  войны, открылась очередная сессия  Государственной думы. Но теперь  с требованием перемен в правительстве  выступили и кадеты, и партии центра (октябристы и прогрессисты) и даже правые (националисты). Оппозиционеры объединились в «Прогрессивный блок», главным пунктом программы которого стало формирование «министерства общественного доверия» или «правительства национальной обороны», способного довести войну до победного конца. Требованием «Прогрессивного блока» было обязательное включение в правительство общественных деятелей из числа думских депутатов и представителей Земгора и ЦВПК, а также министров, пользовавшихся доверием не только императора, но и Государственной думы.

Объединение в рамках «Прогрессивного  блока» фракций от кадетов до националистов  и превращение его в думское  большинство поставило правительство  перед трудным выбором: пойти  на соглашение с Думой и попытаться тем самым восстановить гармонию национального единства или проявить твёрдость и идти своим курсом, невзирая на оппозицию Думы. Эта дилемма вызвала серьезные разногласия в Совете министров. Положение усугублялось еще и решением Николая II о смещении с поста Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Желание Николая II самолично возглавить ставку вызвало «министерскую забастовку»: большинство министров сочло этот шаг монарха ошибочным. Ряд министров подписали письмо на высочайшее имя с просьбой отказаться от этой затеи. Николай II не только не внял их советам, но и поочередно отправил несогласных с его волей в отставку. Неуспех «министерской забастовки» знаменовал собой не только рассогласование между верховной властью и обществом, но и утрату правительством способности к согласованным действиям.

Нарастанию политического кризиса  способствовала и традиционная для  Николая II политика полууступок-полурепрессий. С одной стороны, он отправил в  отставку Председателя Совета Министров  Горемыкина, наказал новому председателю С.М. Штюрмеру не конфликтовать с Думой, нанес личный визит в Думу 9 февраля 1916 года. Вскоре в отставку был отправлен и Штюрмер, критиковавшийся «Прогрессивным блоком». Царь опасался окончательного роспуска Думы и не решался ввести в стране режим военной диктатуры. С другой, – он упорно не желал согласовывать с Думой состав правительства, уволил многих популярных министров. Обычным делом стали перерывы и отсрочки думских сессий, запреты земских и городских съездов. Наконец, царь отказывался удалить из дворца Распутина и его наиболее ненавистного для либералов ставленника А.Д. Протопопова, возглавившего в сентябре 1916г. Министерство внутренних дел.

16 декабря во дворце князя  Ф.Ф. Юсупова заговорщики во  главе с В.Пуришкевичем убили Г. Распутина, надеясь таким образом изменить ход событий. Однако Николай II именно в этот момент всеобщего озлобления против власти решился перейти к более жесткой политике.

К началу 1917 года Россия оказалась  в наиболее уязвимом положении среди  стран Антанты. В течение двух с половиной лет войны общие потери России составили 6,5 млн. человек – больше, чем потери Англии и Франции, вместе взятые, и в 1,5 раза больше, чем потери Германии. Экономика России не была готова к выполнению военных задач. Война сказалась на производстве – сократились добыча угля, нефти, производство металла. Армия не была оснащена полностью всем необходимым. Транспорт оказался неприспособленным к военным перевозкам и снабжению армии. В сельском хозяйстве из-за нехватки работников уменьшились посевные площади и урожайность культур, сократилось поголовье скота. Росла спекуляция товарами первой необходимости. Помощь союзников увеличивала государственный долг России (к 1917 году он вырос до 33 млрд. рублей). Война, однако, ускорила развитие капитализма: усилилась концентрация производства и капитала, вместо синдикатов создавались тресты и концерны, рос финансовый капитал, возглавлявший военизированную промышленность.

 

Развитие культуры, образования  в начале ХХ века

 

 

 

 

 

Процесс модернизации вносил коренные изменения в уклад жизни российского населения, его психологию. В первую очередь менялся образ жизни городских жителей. Их численность быстро увеличивалась за счет миграции из деревни в город. Городское население выросло с 16,8 млн. жителей в 1897 году до 28,5 млн. жителей в 1914, т.е. почти на две трети.

Формировалась современная городская  инфраструктура. В городской быт  входили трамваи, автомобиль, электричество, телефон, телеграф. Экономическое развитие страны предъявило спрос на новые типы и виды зданий: промышленные предприятия, вокзалы, мосты, универмаги, многоэтажные жилые дома. В архитектуре началось применение новых материалов: железобетона, стекла, стали. Появились кафе, рестораны, гостиницы европейского типа.

В жизнь входил кинематограф. В 1916 г. в стране уже насчитывалось около 4 тысяч кинотеатров. Расцвело издательское дело (А.С. Суворин, И.Д. Сытин), оно приобрело характер самостоятельного бизнеса. По количеству издаваемых книг Россия занимала в 1908 г. III место в мире (после Германии и Японии). В 1901 г. на русском языке было издано 10,2 тыс. наименований книг. В 1913 г. – 26,6 тыс., тиражом свыше 100 млн. экземпляров. В 1901 г. в стране выходило 125 газет, а в 1912 – уже 1131.

Несмотря на рост начальных школ и увеличение численности учащихся, диктуемое временем всеобщее начальное образование в самодержавной России введено не было. Наиболее распространенным типом начальных школ были церковно-приходские школы, пользовавшиеся правительственной поддержкой. В 1905 г. насчитывалось около 43 тыс. церковно-приходских школ, что составляло почти половину всех начальных учебных заведений. Выросло число земских начальных училищ. В 1904 г. их было 20,7 тыс., а в 1914 – 28,2 тыс.

В 1900 г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 – уже около 6 млн. Несмотря на успех в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным, что затрудняло модернизацию страны.

Индустриальное развитие страны не могло не повлиять на систему среднего и высшего образования . Наряду со сложившейся сетью гимназий и реальных училищ по инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, дававшие общеобразовательную и специальную подготовку. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, судоходных, землемерных, сельскохозяйственных и др. Множились высшие учебные заведения. В 1917 г. в стране было 124 высших учебных заведения: 65 государственных и 59 общественных и частных.

Россия в начале ХХ в. была страной  величайшей духовной культуры. Ни одна страна не была богата в это время  таким обилием великих талантов, как Россия. В музыке достигает  полной зрелости талант Н. Римского-Корсакова, творит А. Глазунов, формируется музыкальный гений С. Рахманинова и А. Скрябина. Расцвет переживает театр: МХАТ, основанный В. Немировичем-Данченко и К. Станиславским, театр Комиссаржевской, Большой в Москве и Мариинский в Петербурге. В Малом театре блистали Ермолова, Федотова, Ленский. Мировое признание пришло к балетмейстеру М. Фокину.

В начале века появилась целая плеяда замечательных живописцев: В. Серов, И. Левитан, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов, В. Суриков, В. Верещагин. В то же время  возникло объединение художников «Мир искусства» во главе с Н. Бенуа. «Черным квадратом» К.С. Малевича, полотнами В.В. Кандинского ворвался в русскую и мировую живопись абстракционизм.

В литературе существовало многообразие стилей. На это время приходятся последние годы творчества Л. Толстого и А. Чехова. Величайшими патриотами России, продолжателями традиций русской классической литературы ХIХ века были И. Бунин, А. Куприн, В. Короленко. Революционным идеям сочувствуют Л. Андреев и М. Горький.

Блестящая плеяда русских поэтов начала ХХ в. позволила назвать этот период серебряным веком русской поэзии. Необходимо отметить творчество таких известных поэтов, как А. Блок, В. Брюсов, В. Маяковский, В. Хлебников, К. Бальмонт, Н. Гумилев. В литературе, а особенно в поэзии, существовали различные направления: символисты (Блок, Брюсов), футуристы (Маяковский); Игорь Северянин обосновал собственное литературное направление – эгофутуризм. Известные писатели-сатирики А. Аверченко, Тэффи (Н. Лоховицкая) высмеивали пошлость буржуазного быта, остро сатирическими были стихи Саши Черного.

Широко распространенным направлением в искусстве этого периода  был декаданс – направление, возникшее  в период духовного кризиса общества, для которого характерен был пессимизм, поэтика увядания.

Большое развитие получили в России общественные науки, представленные крупнейшими историками В. Ключевским, С. Платоновым, философами Н. Бердяевым, С. Булгаковым, социологом М. Ковалевским. Россия была страной великих ученых в области естественных наук: И. Мечников, И. Павлов, К. Тимирязев, И. Сеченов и др. Великими учеными и изобретателями были Н. Жуковский (в области авиации), А. Попов (изобретатель радио), К. Циолковский (космические полеты).

Таким образом, русская культура в  начале ХХ в. достигла выдающихся успехов  и обогатила не только национальную, но и мировую культуру.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"