Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:56, курс лекций
1. Предмет, цели, задачи курса истории Казахстана
2. Периодизация истории Казахстана. Исторические источники и литература
3. Каменный век Казахстана
4. Бронзовый век. Андроновская культура
5. Сакские племена на территории Казахстана
6. Государства усуней и кангюй
7. Хунну (гунны)
8. Тюркский, Западно-Тюркский каганаты
II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УПРАВЛЕНИЕ РОСТОМ И УСТОЙЧИВОСТЬЮ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА ЧЕРЕЗ ДИВЕРСИФИКАЦИЮ, ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЗДАНИЕ ОСНОВ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
Восьмое направление – Диверсификация экономики и развитие несырьевого сектора
Правительство должно уделить особое внимание реализации «прорывных» инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики. Мы должны перейти от “роста накоплений” к “управлению ростом”, что означает, прежде всего, проведение инвестиционной политики, направленной на развитие инфраструктуры и дальнейшей индустриализации экономики Казахстана.
Во-первых, Правительство должно создать условия для развития новых технологичных и системообразующих производств с реальным мультипликативным эффектом. Такие производства могут включить, например, нефтегазовое машиностроение; производство специальных сплавов; производство биохимической и нефтехимической продукции; перерабатывающих производств пищевой, текстильной, сельхозпродукции, производство строительных материалов и другие.
Во-вторых, в области аграрной политики Правительство должно реализовать программы устойчивого развития агропромышленного комплекса за счет роста производительности и доходности его отраслей, развития национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции.
В-третьих, совершенствовать законодательную базу и осуществлять комплексный мониторинг недропользования и исполнения обязательств недропользователей.
В-четвертых, Правительство должно подготовить действенные меры по развитию казахстанского сервисного рынка в сферах недропользования, машиностроения и тяжелой индустрии.
Поручаю Правительству и госхолдингам в диалоге с Союзом предпринимателей “Атамекен” сформулировать требования и рекомендации для крупнейших компаний по формированию их стратегий индустриальной диверсификации.
Девятое направление – Проведение единой государственной стратегии, направленной на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций
Во-первых, нужно активно и продуманно осуществлять трансферт технологий, исходя из наших конкурентных преимуществ. Следует содействовать созданию сети конструкторских бюро и проектных организаций, которые будут осуществлять как импорт готовых технологий и их доработку, так и внедрение отечественных научных разработок в производство.
Во-вторых, нужно создать структуры по поддержке финансирования проектов в сфере высоких технологий, в том числе, на основе венчурного финансирования. Нельзя допускать, чтобы лучшие разработки казахстанских ученых «уходили» за рубеж.
В-третьих, необходимо стимулировать инновационную активность казахстанского бизнеса. Наибольшие усилия в научно-исследовательской и конструкторской деятельности должны приходиться на частный сектор.
В-четвертых, необходимо систематизировать государственный заказ на исследовательские работы с тем, чтобы результаты этих работ были востребованы реальным сектором экономики.
В-пятых, нужно содействовать развитию технологического сектора, укрепляя защиту интеллектуальной собственности и торговых марок. Необходимо создать банк инноваций и патентов, доступных для ознакомления и финансирования. Это - задача «Казыны».
Десятое направление – Формирование и начало работы региональных центров экономического роста и конкурентоспособности
Координированное формирование региональных центров и “точек” экономического роста и конкурентоспособности за счет приоритетного развития городов-лидеров, обладающих значительным экономическим потенциалом, играет важную роль в обеспечении регионального развития. Правительству нужно определить такие центры, изучив их возможности для развития в качестве центров роста экономики страны в целом.
Важнейшим центром экономического роста стала, конечно же, наша столица Астана, превратившись всего лишь за десятилетие из провинциального города в современный мегаполис с огромными возможностями, причем не только для казахстанцев. Нам надо и далее развивать эти возможности, если мы хотим реально конкурировать с признанными столицами мира.
Во-первых, надо приступить к строительству, по крайней мере, двух новых центров Астаны - на правом и на левом берегу в юго-восточном направлении.
Во-вторых, важно ускорить темпы строительства нового научного комплекса Национального центра биотехнологий в Астане.
В-третьих, Правительство должно продолжить реализацию программы по созданию медицинского кластера в Астане на базе вновь вводимых республиканских научных инновационных медицинских центров мирового уровня.
В-четвертых, в Астане необходимо создать Евразийский центр воды, призванный в комплексе решать вопросы исследования и охраны водных ресурсов на континенте.
Поручаю акиму г. Астаны и Правительству определить конкретные индикаторы социально-экономического развития, которые могут быть достигнуты в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Актуален вопрос о социально-предпринимательских корпорациях. Мы поставили цель добиться пространственной интеграции Казахстана, обеспечив развитие инфраструктуры, мобильность трудовых ресурсов и рост конкурентоспособности регионов, и на их основе сформировать «точки роста».
Во-первых, эту задачу надо реализовать с учетом преобразования Казахстана в региональный “экономический локомотив” и центр современных услуг и высокотехнологичной индустрии. Используя процесс консолидации государственного и частного секторов, нужно создать конкретные “центры роста” на основе целевых региональных планов развития – например, г. Астаны, Акмолинской и Карагандинской областей с учетом уже созданной СПК «Сарыарка».
Во-вторых, такие “центры экономического роста” должны быть обеспечены всей необходимой социальной инфраструктурой с акцентом на образование – дошкольное, среднее и профессионально-техническое.
В-третьих, “полюсы роста” нужно также создавать на основе развития сети социально-предпринимательских корпораций (СПК). Их деятельность предполагает реализацию инвестиционных и инновационных проектов в аграрном, транспортно-логистическом и других секторах. Правительству следует передать в СПК необходимую государственную собственность и активы, решать вопросы развития корпораций с участием предпринимателей.
Правительство и акимы должны совместно подготовить конкретные предложения по размещению промышленных предприятий и индустриальных зон в этих центрах с учетом наших планов по развитию промышленности, торговли и высоких технологий.
Одиннадцатое направление – Развитие стратегической инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, а также повышение качества управления в этой сфере
Поручаю Правительству совместно с акимами подготовить план развития современной инфраструктуры, подчиненный задачам:
• нашей интеграции в международный инфраструктурный рынок;
• развития центров экономической активности регионов;
• технологического взаимодействия между различными видами транспорта;
• снижения издержек для бизнеса и граждан.
Для его реализации мы должны активно использовать возможности государственных холдингов и формировать механизм инфраструктурного развития на основе государственно-частного партнерства.
Во-первых, нам нужно целенаправленно поддерживать, обновлять и расширять транспортную инфраструктуру. Мы должны максимально использовать транзитный потенциал страны, а для этого нам нужно интегрировать нашу транспортную систему в мировую.
Во-вторых, необходимо активно развивать сферу авиационных перевозок. Нам следует привести инфраструктуру наших аэропортов и авиационную отрасль к требованиям национальной экономики и международного уровня. Необходимо создать все условия для развития конкуренции на местном авиарынке, чтобы повысить качество, безопасность авиауслуг и снизить их стоимость. Воздушный транспорт должен стать доступнее для граждан.
Соответствующая программа развития этой инфраструктуры должна быть разработана до конца 2007 г.
В-третьих, речь идет о необходимости модернизации сети железных дорог страны путем поэтапного перевода железнодорожных перевозок и управления ими на рыночную основу.
Следует также начать создание и расширение сети железнодорожных транспортно-логистических центров, соответствующих нынешнему и будущему уровню спроса на такие транспортные услуги. Железнодорожная отрасль должна соответствовать мировым стандартам безопасности, скорости доставки и обслуживания, а тарифы - соответствовать обоснованным требованиям отрасли. Министерство транспорта и коммуникаций совместно с госхолдингом «Самрук» должны пересмотреть действующие Правила перевозок на железнодорожном транспорте и разработать новые, соответствующие более высокому уровню развития экономики.
В-четвертых, предстоит провести системную работу по демонополизации и развитию свободной конкуренции в отрасли телекоммуникаций. Нужно, наконец, завершить работу по ребалансу тарифов, чтобы в эту сферу пришли и другие инвесторы. Необходимо создать условия для снижения стоимости интернет-услуг, увеличивая, тем самым, проникновение мировой сети в наши школы, предприятия и дома.
В-пятых, нам нужно столь же ответственно подходить к развитию инфраструктуры водного транспорта. Интенсивное освоение Каспийского шельфа требует новых портов и морских транспортных судов. Целесообразно реализовать программы создания новых мощностей судостроительной верфи и модернизации существующих морских и речных портов.
В-шестых, развитие автотранспортной инфраструктуры. В прошлом году началась реализация Программы развития автодорожной отрасли до 2012 года. На финансирование автодорожной отрасли впервые государство выделяет почти 10 млрд. долларов США. Развитие этой инфраструктуры также повысит безопасность движения и снизит дорожный травматизм.
Правительство должно в течение полугода подготовить стратегию для приведения основных автодорог международного значения в соответствие с международными стандартами. Кроме того, в рамках развития транспортно-логистического кластера должна быть построена автомобильная дорога по территории Казахстана, соединяющая Западную Европу с Западным Китаем.
Нам также нужно ускоренно расширять сети дорог местного значения, улучшая доступ к самым отдаленным населенным пунктам Казахстана.
Двенадцатое направление – Развитие электроэнергетических ресурсов и создание основ атомной энергетики
На сегодняшний день наиболее актуален вопрос обеспечения электроэнергией Южно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, Костанайской областей и города Алматы.
Во-первых, необходимо сбалансировано решать проблему распределения электроэнергии между энерго-избыточными и энерго-дефицитными регионами с привлечением мощностей стран-соседей и переходить на энергосберегающие технологии.
Во-вторых, необходимо последовательно модернизировать электроэнергетическую отрасль, решать проблемы износа и нехватки мощностей, создать условия для развития новых производств, расширения и реконструкции действующего оборудования и сетей передачи электроэнергии.
В-третьих, диверсификация источников энергии требует развития атомной энергетики с целью обеспечения ресурсов для устойчивого развития всей территории страны. Необходимо осуществить разработку технико-экономического обоснования строительства атомной электростанции в Казахстане.
В-четвертых, необходимо рассмотреть возможность создания энергетической биржи, по примеру Норвегии и Швеции, с сопредельными государствами в рамках энергетического союза.
Поручаю Министерству энергетики и минеральных ресурсов до конца 2007 года разработать комплекс мер по наращиванию мощностей существующих электростанций, строительству новых генерирующих мощностей и оптимизации электропроводной сети с тем, чтобы решить энергетические потребности регионов. Нужны, наконец, конкретные шаги и системность в решении проблемы энергообеспеченности юга страны.
Важными направлениями работы должны стать также экономические и административные меры, направленные на стимулирование эффективного использования электроэнергии, а также на разработку механизмов внедрения в энергетическую отрасль энергосберегающих технологий, том числе и наукоемких.
Тринадцатое направление – Последовательные действия по поддержке малого и среднего бизнеса
Во-первых, Правительство должно проанализировать где и почему появляются законодательные, административные и бюрократические преграды на пути деловой инициативы, максимально сократить их, а также исключить необоснованную отчетность малых и средних бизнес-структур перед государством. Нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы оно в полной мере стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса “из тени”.
Во-вторых, мы должны закончить работу по созданию справедливой конкурентной среды и равных условий всем экономическим игрокам. Поручаю Правительству провести комплексную ревизию антимонопольного законодательства и создать четкие механизмы выявления фактов ограничения конкуренции и сговора между участниками рынка, предотвращения “скрытой” монополизации базовых отраслей нашей экономики, а также соответствующие рекомендации о применении штрафных санкций.
В-третьих, мы должны максимально сократить сферы естественных монополий, нам необходимо обновить действующие и разработать новые программы реструктуризации и развития конкурентных отношений в соответствующих отраслях. В целях регулирования и контроля секторов экономики с сохранившимися естественными монополиями, а это – телекоммуникации и аэронавигация, железнодорожный транспорт и порты, электроэнергетика, нефте- и газопроводный транспорт, а также жилищно-коммунальная сфера – необходимо создать независимые отраслевые регуляторы. Эти структуры, возглавляемые коллегиальными органами, совместят функции тарифного и технического регулирования.
В-четвертых, совершенствовать процесс создания новых предприятий и компаний. Например, в рамках системы «одного окна» нужно создать такие условия, чтобы предприниматель мог зарегистрировать фирму в течение двух-трех дней.
В-пятых, для устойчивого и динамичного экономического роста нам необходимо активнее использовать ресурсы государства и госкомпаний как катализатора создания спроса на продукты и услуги высокого качества малого и среднего бизнеса Казахстана на публичной и конкурсной основе.
В-шестых, целесообразно разработать специальные программы для развития новых производств на прозрачной и публичной конкурсной основе, где лучшие бизнес-идеи получат финансовую и техническую поддержку для формирования нового бизнеса, например, для покрытия юридических и консультационных затрат. Это задача, полагаю, для Фонда “Казына”.
Четырнадцатое направление – Скорейшее и повсеместное внедрение технических стандартов, соответствующих международным требованиям
Полноценное участие Казахстана в конкуренции на международном экономическом поле потребует выполнения международных технических стандартов. Техническая стандартизация должна рассматриваться не только как инструмент обеспечения качества продукции и услуг, но и как обязательное условие обеспечения конкурентоспособности наших товаров и услуг в глобальной экономике. Стандартизация казахстанской экономики должна проводиться на основе последних достижений науки, техники и практического опыта и определять оптимальные решения многих общеэкономических, отраслевых и внутрипроизводственных задач.
Поручаю Министерству индустрии и торговли:
во-первых, проанализировать результаты уже имеющихся наработок исполнения закона о техническом регулировании;
во-вторых, в течение шести месяцев перевести работу по внедрению порядка и правил международной стандартизации в практическую плоскость.
Пятнадцатое направление – Укрепление института частной собственности и контрактных отношений
Хочу еще раз сделать специальный акцент на необходимости продолжения работы по реализации целостной программы по всемерному укреплению института частной собственности и контрактных отношений.
Во-первых. Развитие правовой базы и правоприменительной практики в этой области, безусловно, относится к числу первоочередных задач. Поручаю разработать соответствующий пакет законодательных актов. Полагаю, что скоро будут приняты законопроекты «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (новая редакция), «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Во-вторых, надо воспитывать уважение к институту частной собственности и контрактным отношениям на всех уровнях, в том числе используя все возможные рычаги государства, образовательной, судебной системы, и т.д. Я также рассчитываю на конструктивную роль наших институтов гражданского общества, поскольку укрепление института частной собственности есть одновременно и создание основ для гарантий прав и свобод человека.
В-третьих – Правительство должно предпринять соответствующие меры для совершенствования контрактных отношений, четко определяющих правила государственно-частного партнерства.
Шестнадцатое направление – Формирование основ дальнейшей индустриализации Казахстана
Управление ростом экономики мы должны обеспечивать на основе политики дальнейшей индустриализации Казахстана, отвечающей современным требованиям международного рынка.
Во-первых, нужно провести анализ, оценив в полном объеме масштаб проблемы оснащения экономики производственными мощностями и износа основного капитала в стране и подготовить конкретную программу действий, направленную на коренное обновление капитального оборудования, производственной инфраструктуры и технологических процессов.
Во-вторых, определить наиболее приоритетные отрасли и предприятия и систему первоочередных мер по их индустриализации на современной основе.
В-третьих, разработать инструменты государственного стимулирования частного сектора, который должен играть ведущую роль в процессе дальнейшей индустриализации.
Поручаю Правительству до конца 2008 года в развитие индустриально-инновационной Стратегии провести работу, органично связанную со Стратегией достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики.
III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДИНАМИКЕ И ПЕРСПЕКТИВАМ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА
Семнадцатое направление – Приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам
Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов.
Во-первых, ликвидировать 3-х сменное обучение. Уже в ближайшие три года надо построить на основе государственно-частного партнерства 100 новых школ в регионах Казахстана.
Во-вторых, создать единую систему оценки эффективности обучения, уровня знаний и умений каждого обучаемого.
В-третьих, развивать практику обучения в режиме он-лайн и создавать в стране учебное телевидение.
В-четвертых, ввести в учебные планы дополнительные часы или предметы по естественным наукам, в первую очередь, математике и информатике. Предусмотреть также создание системы специальных классов естественнонаучного профиля. Правительство должно разработать механизмы для привлечения необходимых инвестиций в этом направлении.
В-пятых, привлекать в школы зарубежных преподавателей английского языка. Нужно добиваться того, чтобы любая среднестатистическая школа могла предоставить возможность детям обучаться иностранному языку на самом высоком уровне.
В-шестых, подумать о внедрении системы государственных конкурсов на присуждение грантов школам с высокими показателями работы, которые будут предоставляться, например, в форме финансирования стипендий для учащихся из малоимущих семей. Это позволит им в дальнейшем получить образование в более престижных и передовых образовательных учреждениях.
Особо внимательно стоит изучить вопрос совершенствования системы оценки и вознаграждения работы лучших преподавателей.
Восемнадцатое направление – Внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования
Во-первых, Правительство должно ввести систему аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, позволяющую объективно оценивать качество образования в каждом ВУЗе. Следует подумать также о привлечении авторитетных агентств для международной аккредитации организаций высшего образования.
Во-вторых, в рамках структурного реформирования науки целесообразно ряд академических научных учреждений объединить с передовыми вузами, что может послужить основой для создания университетов, объединяющих образовательную и научно-исследовательскую работу.
В-третьих, Правительство должно разработать соответствующую нормативную правовую базу для развития специализированных программ обучения и научно-прикладных центров точных и инженерных наук.
В-четвертых, Министерство образования и науки и другие соответствующие структуры Правительства должны подготовить программу развития научно-технического обучения и контролировать ее реализацию на принципах укрепления межотраслевой координации научных, конструкторских и технологических работ при эффективном использовании финансовых средств и преодолении дублирования научных и прикладных исследований.
В-пятых, нам следует активнее привлекать иностранные государственные институты развития и академические центры, а также поощрять вовлечение и инвестиции частного сектора в математическое и научное образование.
В-шестых, составной частью стратегии увеличения численности квалифицированного преподавательского состава и инженерно-педагогических кадров должно стать активное привлечение иностранных ученых и преподавателей в те сферы образования, которые представляют для нас наибольший интерес.
В-седьмых, предстоит создать специализированные направления обучения, которые сфокусировались бы на информационных технологиях и новых формах распространения информации.
Девятнадцатое направление – Формирование основ "умной экономики"
Практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную экономику». А для ее создания следует, прежде всего, развивать свой «человеческий капитал». На начальном этапе мы должны обратить внимание на следующее:
Во-первых, ввести требования и сформировать соответствующую инфраструктуру для регулярного обновления общедоступной базы знаний, необходимых для нашей новой экономики в соответствии с уровнем мирового технологического развития в целом.
Во-вторых, оказывать прямую поддержку в создании инновационно - образовательных консорциумов для реализации образовательных программ и проведения научно-прикладных исследований.
В-третьих, расширять практику совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение заказов государства или частного сектора на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, грантов, совместных научных изданий и др.
В-четвертых, рекомендовать компаниям-поставщикам новых технологий обязательное обучение казахстанского персонала для работы с этими технологиями.
В-пятых, необходимо создать соответствующие предпосылки, чтобы предприниматели были заинтересованы в научно-технологической обеспеченности и конкурентоспособности частного сектора. Следует также четко контролировать исполнение контрактных обязательств предпринимателей по обучению казахстанских специалистов.
IV. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ЗАПРОСЫ И НУЖДЫ ЛЮДЕЙ И СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ
Два года тому назад мы взяли курс на последовательную социальную модернизацию. И мы многого достигли.
Главное для нас – создать казахстанцам все необходимые условия для реализации важных и понятных жизненных принципов:
• обеспечение семьи;
• владение жильем;
• образование детей;
• укрепление здоровья;
• формирование сбережений к пенсии.
Из нашего предыдущего опыта и из опыта других стран мира мы должны сделать два принципиальных вывода.
Первый. Социальная поддержка населения со стороны государства может быть эффективна только в том случае, если она носит целевой и адресный характер. Государство обязано и фактически берет на себя ответственность за поддержку лишь тех членов общества, которые действительно нуждаются в этой помощи – а это, прежде всего, дети, многодетные матери, ветераны, инвалиды.
Второй. Самой действенной социальной политикой была и остается политика мотивации к производительному труду и создание новых рабочих мест. Нам нужно, прежде всего, создать реальные стимулы для возвращения к труду людей, по той или иной причине потерявших работу, предоставить им возможность получить новую профессию. Кроме того, в молодежной среде нам необходимо возобновить популяризацию и активную пропаганду рабочих специальностей, особенно в промышленности.
Двадцатое направление – Последовательная политика в сфере обеспечения доступности жилья и развития рынка недвижимости
Во-первых, Правительство должно проанализировать и по возможности ускорить реализацию Программы в жилищно-коммунальной сфере в таких направлениях, как: развитие строительной индустрии, строительство комплексов доступного арендного жилья, обеспечение прозрачности процедур выделения земельных участков, стимулирование развития индивидуального жилищного строительства.
Во-вторых, продолжает оставаться нерешенным вопрос повышения качества строительства и обслуживания строительных объектов путем перехода на международные стандарты качества.
Перед Правительством и соответствующими министерствами стоит важная задача по созданию реального, конкурентного и прозрачного рынка недвижимости в стране. Этот рынок должен обеспечить населению наиболее благоприятные условия доступа к жилью, даст покупателю возможность иметь полную информацию об условиях и ценах сделок, а финансовым организациям – развивать эффективные кредитные инструменты.
В-третьих, административные и законодательные требования в сфере операций с недвижимостью нужно сделать проще и понятнее. Необходимо также решить вопрос об упрощении процедур по оформлению земельных участков, а также прозрачности процедуры их предоставления.
В-четвертых, необходимо принять меры по совершенствованию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также разработать эффективные методики оценки недвижимого имущества.
В-пятых, нужно оценить возможности создания дополнительных стимулов для широкомасштабного строительства жилья.
В-шестых, Правительство должно проанализировать тенденции на международных рынках недвижимости и создать на основе лучшего международного опыта эффективные инструменты для финансирования дальнейшего строительства арендного жилья и стимулирования индивидуального жилищного строительства.
В-седьмых, создать законодательную основу для стимулирования страховых компаний, предоставляющих услуги, связанные с ипотечным кредитованием.
Двадцать первое направление – Улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения
Во-первых, считаю необходимым добиться результативности и повышения качества медицинских услуг путем пересмотра механизмов управления, финансирования, координации и контроля в сфере здравоохранения. Следует также внедрить систему отчетности медицинских учреждений, открытую для общества, и систему внутреннего контроля и внешнего аудита. Надо, наконец, четко определить ту часть медицинских услуг, которые оказываются государством, и не смешивать их с частными услугами. С другой стороны, необходимо дать возможность для развития частной медицины.
Во-вторых, подготовить программы для повышения уровня средней продолжительности жизни, снижения показателей детской и материнской смертности, уровня заболеваемости туберкулезом и темпов роста заболеваемости ВИЧ/СПИДом.
В-третьих, начальная медицинская подготовка должна стать обязательной частью всех школьных и университетских учебных планов. В этой связи, нужно также повысить уровень знаний и информированности населения по вопросам здорового образа жизни и здравоохранения. Уделить особое внимание развитию массового спорта и пропаганде спорта среди населения.
В-четвертых, уже в ближайшие три года надо построить с использованием механизма государственно-частного партнерства 100 больниц в регионах Казахстана.
В-пятых, серьезное внимание нужно обратить на санитарную инфраструктуру Казахстана и обеспечить все населенные пункты качественной питьевой водой.
В-шестых, должны быть созданы стимулы для развития конкурентного рынка медицинских услуг и услуг медицинского страхования, доступных населению.
В-седьмых, необходимо ускоренными темпами перейти на международные стандарты обучения, аттестации и подготовки врачей и медицинских работников. Также необходимо продумать внедрение стимулирующей системы оплаты труда медицинских работников в зависимости от уровня их квалификационной категории, вида специальности и нагрузки. Мы должны одновременно приступить к созданию доступной для широких слоев населения высокотехнологичной системы здравоохранения. Для этого:
Во-первых, Министерство здравоохранения должно разработать систему совершенствования современной и высокотехнологической профилактики, диагностики, в первую очередь, в дошкольных и школьных учреждениях; медицинских консультаций пациентов, лечения и реабилитации социально значимых заболеваний. Необходимо стимулировать создание высокотехнологических медицинских центров раннего обнаружения и предупреждения болезней.
Во-вторых, государство должно оказать помощь органам здравоохранения в развитии системы высококачественных информационных технологий, в том числе создав национальную электронную медицинскую картотеку пациентов.
Двадцать второе направление – Развитие накопительной пенсионной системы
Правительство должно разработать предложения по дальнейшему совершенствованию накопительной пенсионной системы. Наиболее актуальными задачами являются:
Во-первых, обеспечение гарантий государства по сохранению пенсионных накоплений и их достаточности при наступлении старости.
Во-вторых, максимальный охват населения накопительной пенсионной системой.
V. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЛОГИКОЙ НОВОГО ЭТАПА
Двадцать третье направление – Развитие политической системы
Основная задача на новом этапе – дальнейшее укрепление основ открытого, демократического и правового государства, в котором гармонично сочетаются как общепризнанные демократические ценности, так и традиции нашего многонационального и многоконфессионального общества. Важными направлениями развития, прежде всего, являются:
• повышение эффективности взаимодействия и укрепление системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти;
•расширение полномочий представительных органов власти;
• создание благоприятных условий для повышения роли политических партий, развития институтов гражданского общества;
• повышение эффективности и прозрачности работы госорганов;
• реформирование структуры исполнительной власти для обеспечения общественного доступа к процессу выработки государственных решений;
• дальнейшее укрепление институциональных механизмов защиты прав и свобод человека;
• создание условий для развития местного самоуправления;
• содействие гармоничному развитию СМИ.
Госкомиссия, проработав год, представила основные направления демократических реформ. Теперь дело – за группой юристов, которые подготовят проекты законов и изменения в Конституцию страны. Я также уверен, что все это, в конечном счете, позволит нам найти оптимальную для нового этапа развития Казахстана модель гармоничного политического и государственного устройства нашей страны.
Двадцать четвертое направление – Реализация административных реформ и модернизация исполнительной власти
Мы выстраиваем качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта.
Во-первых, Правительство, совместно с акимами, должно кардинально изменить подходы к разработке и содержанию программных документов. У каждого государственного органа должен быть стратегический план, определены миссия, приоритеты и установлены целевые показатели деятельности всех государственных органов, на достижение которых должна быть ориентирована работа каждого государственного служащего. Поручаю переосмыслить действующие программы, где нужно - объединить их вокруг наших стратегических приоритетов, остальные сократить или передать ответственность на другой уровень.
Во-вторых, логическое завершение должно получить разделение функций государственных органов на стратегические, административно-
В-третьих, необходимо совершенствовать бюджетное планирование, направленное на обеспечение эффективности, результативности, подконтрольности и прозрачности.
В-четвертых, Правительство должно передать в конкурентно-рыночную среду все нестратегические виды экономической деятельности государства.
В-пятых, система организации государственных закупок должна устанавливать четкие правила, а сами процедуры должны быть прозрачными, контролируемыми, понятными и легкими для исполнения.
В-шестых, Правительство должно обеспечить разработку и внедрение качественных стандартов предоставления государственных услуг. До 1 июля т.г. Правительством должен быть утвержден реестр всех государственных услуг, предоставляемых как на республиканском, так и местном уровнях.
В-седьмых, Правительство и органы местной исполнительной власти должны разработать комплекс мер, направленных на повышение прозрачности и подотчетности своей деятельности.
В-восьмых, целесообразно ввести более жесткие требования, направленные на повышение ответственности госслужащих, а также укрепление мотивации в их работе.
В-девятых, оценка деятельности государственных органов должна проводиться с учетом эффективности и качества услуг, предоставляемых гражданам, результатов реализации государственных, отраслевых, региональных и бюджетных программ.
В-десятых, необходимо провести тщательный анализ результатов работы по созданию “электронного правительства”. И с учетом этого продолжить внедрение современных информационных технологий, опираясь на опыт ведущих стран мира.
Поручаю Правительству разработать нормативную правовую базу, необходимую для проведения административной реформы.
Двадцать пятое направление – Повышение роли Ассамблеи народов Казахстана для дальнейшего укрепления общественного согласия и стабильности
Дальнейшее укрепление общественного согласия, по сути, является основой для обеспечения динамичного развития страны и успешного решения той сверхзадачи, которую мы перед собой поставили. Поэтому необходимо, в том числе на законодательном уровне, существенно повысить авторитет Ассамблеи народов Казахстана, расширив сферу ее практической деятельности и ответственности.
Ассамблея на новом этапе развития страны должна последовательно решать такие задачи, как:
Во-первых. Укрепление единства народов, поддержка и развитие широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям модернизации казахстанского общества, которые выходят за границы политических идеологий и текущей конъюнктуры.
Во-вторых. Укрепление единой гражданственности, основанной на равенстве возможностей для всех граждан Казахстана, независимо от их национального, социального и, так сказать, «сословного» происхождения.
В-третьих. Обеспечение благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического и межконфессионального согласия и толерантности в обществе.
В-четвертых. Жесткое и последовательное противодействие любым проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и стремлениям, направленным на ущемление конституционных прав наших граждан.
Двадцать шестое направление – Духовное развитие народов Казахстана и триединая языковая политика
Во-первых, продолжая проведенную работу в рамках программы «Культурное наследие», следует изучить вопрос о создании “Фонда Духовного Развития Народов Казахстана”. Фонд должен вести регулярный мониторинг и поддержку развития культурных ценностей и традиций наших народов при помощи государственно-частного партнерства и привлечения соответствующих общественных организаций. Управление Фондом должно осуществляться на основе принципов корпоративного управления.
Во-вторых, предлагаю начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык – государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику.
Двадцать седьмое направление –Совершенствование практики правоприменения и укрепление правопорядка
Последовательно укрепляя основы открытого, демократического общества, мы не должны забывать, что демократия и правопорядок – вещи неразделимые, одно не может существовать без другого. Поэтому нужна эффективная система защиты прав и свобод граждан.
Во-первых, усилить координацию действий правоохранительных и других государственных органов по совершенствованию организационных и законодательных мер в сфере обеспечения правопорядка.
Во-вторых, нужно сфокусировать наше внимание на растущей проблеме подростковой преступности и предусмотреть меры для ее снижения.
В-третьих, нужно предоставить нашим правоохранительным органам дополнительные ресурсы и инструменты для борьбы с такими вызовами, как наркопреступность и транснациональная преступность.
В-четвертых, необходимо обеспечить создание и функционирование в стране общегосударственной системы профилактики правонарушений, шире привлекать к этой работе общественность и население.