Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:56, курс лекций
1. Предмет, цели, задачи курса истории Казахстана
2. Периодизация истории Казахстана. Исторические источники и литература
3. Каменный век Казахстана
4. Бронзовый век. Андроновская культура
5. Сакские племена на территории Казахстана
6. Государства усуней и кангюй
7. Хунну (гунны)
8. Тюркский, Западно-Тюркский каганаты
В 2007 г. в общественно-политическом развитии Республики Казахстан произошли существенные изменения, знаменующие новый этап политической модернизации страны.
16 мая 2007 г. президент Н.Назарбаев на совместном заседании Палат Парламента внес на рассмотрение парламентариев проект конституционных поправок к действующей Конституции РК. 18 мая Парламентом был принят и 21 мая вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
Дух и вектор конституционной реформы лежит в контексте рекомендаций Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, аккумулированных впоследствии рабочей группой из числа авторитетных казахстанских юристов по разработке изменений и дополнений в Основной закон государства.
В целом, конституционные поправки на 80% состоят из предложений, высказанных в ходе двухлетней работы упомянутой Государственной комиссии, представлявшей весь спектр политических сил республики.
После принятия поправок в Конституцию Парламентом был принят пакет конституционных законов - «О Президенте Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О выборах в Республике Казахстан», являющихся законодательным фундаментом общественно-политической системы страны.
Конституционная реформа затронула множество правовых норм законодательных и нормативных правовых актов, касающихся конституционной законности, в том числе вопросы функционирования политических партий и неправительственных организаций, защиты прав и свобод человека.
Основные положения конституционной реформы сводятся к следующему.
Во-первых, формируется более эффективная и сбалансированная система сдержек и противовесов в виде властных полномочий и ответственности между ветвями власти при повышении роли Парламента. Часть полномочий Президента перераспределяется в пользу Парламента, который получает возможность формировать Правительство, две трети Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и контролировать их работу. Усиливается роль и статус Сената, который наделен полномочиями всего Парламента в период отсутствия Мажилиса.
Начиная с 2012 года, срок полномочий Президента сократится с 7 до 5 лет.
Исключается норма, ограничивающая право Президента на осуществление деятельности в политической партии на период осуществления своих полномочий.
По единодушному решению парламентариев первому Президенту Республики Казахстан и общенациональному лидеру Н.Назарбаеву, предоставлено исключительное право и возможность баллотироваться на пост главы государства сверх законодательно установленных двух сроков, естественно, на альтернативной основе.
Уточнены полномочия Президента в отношении Парламента, Правительства, Верховного суда, Центральной избирательной комиссии, Национального банка и акимов - глав местных исполнительных органов. Так, Президент теперь назначает выборы не только в Парламент в целом, но и в его Палаты по отдельности. Для обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества глава государства утверждает 15 депутатов вместо прежних 7.
Президент наделяется правом законодательной инициативы и роспуска Мажилиса в отдельности, а не всего Парламента. Премьер-министра руководитель республики назначает теперь с согласия только нижней Палаты, а министров иностранных и внутренних дел, обороны и юстиции, председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии - самостоятельно. На утверждение Президентом председателя Национального банка необходимо одобрение Сената. Маслихаты же станут давать Президенту согласие на назначение акимов областей, города республиканского значения и столицы. Нижняя Палата Парламента получает большее влияние на судьбу исполнительной власти. Отныне Премьер-министр обязан ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству, а для вотума недоверия теперь достаточно простого большинства голосов депутатов. Устанавливаемая ответственность Правительства не только перед Президентом, но и всем Парламентом, что, по сути, знаменует начало перехода от президентской к президентско-парламентской форме правления. Численность Парламента увеличивается с нынешних 116 до 154 депутатов.
Исключена норма о том, что парламентарий не связан каким-либо императивным мандатом.
Во-вторых, обеспечивается более широкое участие общества в управленческих процессах путем укрепления роли политических партий.
Вводится система пропорционального представительства для избрания депутатов Мажилиса. Одновременно для дальнейшего развития общественного консенсуса и обеспечения представленности этнических групп в высшем законодательном органе страны, дальнейшей консолидации полиэтнического общества Ассамблея народа Казахстана получила статус конституционного органа и фиксированную квоту мест - 9 мандатов в нижней Палате Парламента.
Осуществлен переход к процедуре формирования Правительства партией парламентского большинства, которая будет нести ответственность за действия Кабинета.
В зависимости от итогов выборов вводится частичное бюджетное финансирование политических партий.
В-третьих, создаются новые возможности для формирования демократических институтов и новой демократической культуры. Отныне маслихаты становятся основой местного самоуправления, которым, в соответствии со специальным законом, может быть делегировано осуществление государственных функций. В числе их новых полномочий - сопричастность при назначении акимов, право выражения им вотума недоверия простым большинством голосов. Для обеспечения стабильности власти на местах срок, на который избираются маслихаты, увеличен с 4 до 5 лет.
В-четвертых, усиливается независимость и эффективность судебной системы, расширяется объем гарантий защиты конституционных прав и свобод человека.
Усиливается роль Высшего судебного совета, к которому переходят функции упраздняемой квалификационной коллегии юстиции. Этот же независимый орган будет на конкурсной основе осуществлять отбор на должности судей, выполнять иные полномочия по совершенствованию судебной системы. Вводится судебное санкционирование ареста.
Из текста Конституции исключена статья, согласно которой дознание и предварительное следствие были отделены от суда и прокуратуры. Поправка, внесенная в статью 15 Конституции и гарантирующая право человека на жизнь, фактически отменяет данный вид наказания в Казахстане. Согласно данной поправке, смертная казнь может предусматриваться законом, как исключительная мера наказания, лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.
Таким образом, конституционная реформа стала конкретным шагом в сторону реальной демократизации Казахстана.
6. Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года (см. приложение)
После обретения независимости Республика Казахстан под руководством президента Н.А. Назарбаева в сложных для всех республик бывшего СССР условиях 90-х годов ХХ века начала масштабные экономические и политические реформы. По мере их претворения в жизнь и накопления опыта проявила себя необходимость создания программы, определявшей перспективы развития нашего государства. Эта программа была озвучена в октябре 1997 года в Послании Президента РК народу Казахстана. В ней поставлена стратегическая задача – выйти на качественно новый уровень политического, экономического, культурного развития нашего общества и государства.
Для реализации этой задачи Президент РК определил семь долгосрочных приоритетов развития Казахстана:
1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.
2. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА - сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ОТКРЫТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНУТРЕННИХ СБЕРЕЖЕНИЙ - достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.
4. ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА - постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.
5. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
6. ИНФРАСТРУКТУРА, В ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ - развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.
7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.
Президент отметил, что для каждого из этих долгосрочных приоритетов мы должны разработать и последовательно реализовывать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех, а затем пятилетних планах. Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана
(06 марта 2009 года)
ЧЕРЕЗ КРИЗИС К ОБНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
Уважаемые казахстанцы!
Дорогие соотечественники!
Практически два десятилетия изо дня в день мы создаем с вами новую страну.
Страну открытую и процветающую.
Страну, в которой из года в год улучшается благосостояние казахстанцев.
Страну политически стабильную и обеспечившую безопасность своим гражданам.
Страну, которая никогда и ни для кого не будет источником внешней угрозы.
Стратегия развития Казахстана, которую приняли на десятилетия вперед, опыт ее воплощения в реальные успехи страны дали нам уверенность в собственных силах, мы убедились в правильности выбранного нами пути.
Именно поэтому с самого начала кризиса на мировых финансовых рынках, разразившегося более двух лет тому назад, мы разработали и последовательно реализуем комплексную систему антикризисных мер.
Мы внимательно отслеживаем внутреннюю и внешнюю конъюнктуру, и без промедления предпринимаем решительные меры. Именно поэтому глобальный продовольственный кризис не стал для нас национальным бедствием.
Но сегодня экономический кризис, поразивший уже всю мировую экономику, продолжает испытывать нас на прочность.
Кризис пришел к нам извне. Его истоки не внутри страны, а сокрыты в дисбалансах мировой экономики.
Кризиса нельзя было избежать и все предусмотреть.
На его преодоление ведущие экономики мира уже затратили более 10 триллионов долларов США, то есть практически 15 процентов всего мирового ВВП. Но ситуация к лучшему пока еще не меняется.
Кризис последовательно вовлек в свою орбиту Американский континент, Европу и Азию.
Судя по всему, он будет затяжным. Как говорят аналитики, мировая экономика в своем падении еще не достигала дна.
Свой взгляд на происходящие в мире процессы я изложил в своей статье «Ключи от кризиса». К ней может быть разное отношение, но мы, казахстанцы, включили свою мысль в общий поиск выхода из этого кризиса. Кризис не простой, варианты выхода из него должны быть совершенно разными.
Я, убежден, что после этого глобального кризиса изменится мировая финансовая система, а может быть, и политическое управление государствами. Многие приходят к необходимости «ручного управления» экономикой, и регулирование становится важнейшим делом выхода из этого кризиса.
Поэтому глубокий и радикальный подход поможет мировому сообществу найти те пути, которые обезопасят нас в следующих зигзагах мировой рыночной экономики.
Поэтому радикальные меры, которые я предложил, будут обсуждаться в мировом сообществе.
Мое предложение – это вклад в поиск решения глобальных проблем.
Но сегодня реальность такова, что сжатие деловой активности в мире привело к снижению спроса на нефть и металлы. А это - основа экспорта Казахстана.
За год цена на нефть упала почти в 4 раза, на металлы - почти в 2 раза.
Наши основные торговые партнеры и ближайшие соседи - Россия и Украина - девальвировали свои национальные валюты на 40-45 процентов. И мы вынуждены были пойти на девальвацию тенге в интересах наших товаропроизводителей. Иначе казахстанская продукция потеряла бы свою конкурентоспособность. Мы продолжали бы сжигать золотовалютные резервы страны.
Уважаемые казахстанцы!
К сожалению, череда трудных испытаний и мощь кризисного прессинга не ослабевают. И вы это должны знать.
Но должны быть уверены в том, что мы не просто готовы к этим испытаниям.
Мы с ними справимся и выйдем из этого кризиса еще более сильным и процветающим государством.
Мы сохраним свои позиции в мировом сообществе.
Создав Национальный фонд, мы проводили целенаправленную политику сбережений.
Вы хорошо помните, сколько было сломано копий – надо ли создавать этот фонд или раздать его всем понемножку. Чтобы мы делали сейчас, когда на 20% снизились сборы в бюджет, с выплатой пенсии и заработной платы?
Создав этот фонд в хорошие времена, мы поступили правильно. Так должны поступать государства, которые думают о своем завтрашнем дне.
Тем самым мы обеспечили запас прочности нашей экономики перед возможностями потрясений подобного рода.
Для создания жизнеспособной и гибкой экономики мы последовательно проводили непростые структурные реформы, наращивали экспортный потенциал и дали старт диверсификации.
Именно поэтому сегодня мы имеем солидный задел и в состоянии проводить продуманную и эффективную антикризисную политику.
Ответной мерой большинства государств на возникший глобальный кризис стало принятие пакетов стимулирующих экономических мер.
Казахстан стал одним из первых государств в мире, оперативно отреагировавших на нарастающую турбулентность мировой экономики и приступивших к реализации опережающих мер.
Чтобы сохранить стабильность финансовой системы мы предоставили банкам дополнительную ликвидность. Это было сделано для обеспечения экономической активности малого и среднего бизнеса, крупных предприятий.
Была увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тысяч до 5 миллионов тенге. Государство помогло снизить риски банковского сектора, связанные с внешним заимствованием и достаточностью собственного капитала.
На поддержку жилищного строительства и решение проблем дольщиков было направлено 545 миллиардов тенге.
Для сохранения деловой активности в стране мы оказали беспрецедентную финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса в объеме 275 миллиардов тенге. Была продолжена работа по решительному сокращению административных барьеров.
Введен в действие новый Налоговый кодекс, значительно снизивший ставки по основным налогам.
По сравнению с прошлым годом корпоративный
подоходный налог в этом году уже снижен на треть и составляет 20 процентов, а в 2011 году составит 15 процентов. Ставка НДС снижена до 12 процентов. Вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в размере 11 процентов. А для предприятий, осуществляющих инвестиции, предусмотрены налоговые преференции.
Все это стало одним из важнейших стимулов развития несырьевого сектора экономики, малого и среднего предпринимательства.
Закон о государственных закупках дает преимущество отечественным производителям, что также направлено на поддержку малого и среднего бизнеса.
На развитие агропромышленного комплекса было выделено 280 миллиардов тенге, реализацию инфраструктурных проектов - 120 миллиардов тенге.
В целом в экономику страны в антикризисных целях дополнительно направлено свыше 2-х триллионов 700 миллиардов тенге.
Это, согласитесь, мощный стимул для преодоления последствий мирового кризиса.
Мы действуем решительно и быстро, потому что знаем, когда и что надо делать, чтобы уменьшить силу удара мирового кризиса на нашу экономику и общество.
Этому способствовала совместная оперативная работа Правительства и Парламента страны.
И я хочу, чтобы вы, уважаемые мои соотечественники, понимали, что мы все вместе должны противостоять натиску этого периода.
Правительство обязано гарантировать, что все обязательства государства по увеличению социальных выплат и заработной платы бюджетникам будут сохранены в полном объеме.
Как и было запланировано, в 2010 году зарплата бюджетников и стипендии будут увеличены на 25 процентов, а в 2011 году - еще на 30 процентов.
Средний размер пенсий будет увеличен в 2010 году на 25 процентов, и на 30 процентов в 2011 году.
При этом к 2011 году размер базовых пенсионных выплат возрастет до 50 процентов от размера прожиточного минимума.
Как вам известно, государство поддержало студентов, оставшихся без средств, чтобы оплатить учебу. Всего государство дополнительно выделяет 11 тысяч грантов и 40 тысяч кредитов для студентов.