Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:56, курс лекций
1. Предмет, цели, задачи курса истории Казахстана
2. Периодизация истории Казахстана. Исторические источники и литература
3. Каменный век Казахстана
4. Бронзовый век. Андроновская культура
5. Сакские племена на территории Казахстана
6. Государства усуней и кангюй
7. Хунну (гунны)
8. Тюркский, Западно-Тюркский каганаты
В Послании Президента четко сформулированы основополагающие идеи мобилизации, консолидации и координации, подчеркнута необходимость коренного пересмотра методов и приемов осуществления реформ в системе управленческих решений. Уникальность данного документа состоит в том, что реализация основных кратко- и долгосрочных приоритетов нацелена, в первую очередь, на свободу, благосостояние и уверенность в завтрашнем дне всех граждан Казахстана.
Стратегия реформ учитывает неразрывность связи экономической и политической составляющей либерализации. Путь к открытому, конкурентоспособному и честному обществу пролегает через дальнейшие шаги демократизации общества, касающиеся проведения выборов, усиления роли политических партий, парламента, повышения самостоятельности правительства, реформы судебной системы, предоставления большей свободы СМИ, положения женщин в обществе.
Республика последовательно проводит стратегический курс на поэтапную демократизацию всех сфер общественно-политической жизни. В короткий срок обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и плюрализму. Показателями реальной демократизации являются обеспечение прав и свобод гражданина, развитие независимых СМИ, формирование структур гражданского общества.
4. Казахстан в современном мире
Укрепление и дальнейшее позитивное развитие отношений с мировым сообществом – одно из главных направлений политики нашего государства с момента обретения независимости. Сегодня Казахстан установил дипломатические отношения со 120 странами мира. В стране аккредитовано 68 посольств и представительств международных организаций. Дипломатические миссии Казахстана открыты в 38 странах. Казахстан вступил в такие международные организаций, как ООН, ОБСЕ, ОИК, Совет Сотрудничества НАТО, Всемирный банк, МВФ, ЕБРР, ОЭС и др. Республика отказалась от ядерного оружия, доставшегося в наследство от СССР, и подписала Договор СНВ, Лиссабонский протокол, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Многовекторность внешней политики Казахстана направлена на развитие равноправных отношений с внешним миром и служит достижению национальных приоритетов страны в условиях глобализации современного мирового сообщества. Это, прежде всего, идея евразийства Президента Н.Назарбаева, которая в октябре 2000 года нашла свое претворение в жизнь — образование Евразийского Экономического Сообщества на основе Таможенного Союза на постсоветском пространстве. Это и поступательный ход процесса подготовки Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, также инициированного Н.Назарбаевым на 47-й Сессии ГА ООН.
Выступая на Саммите тысячелетия ООН в рамках 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, казахстанский Президент НАНазарбаев выдвинул ряд конструктивных предложений:
- ООН и национальные правительства должны четко определить свои позиции в процессах, вызываемых дальнейшей глобализацией;
- Совет Безопасности должен предусмотреть меры по налаживанию взаимодействия и использованию возможностей региональных систем безопасности;
- ООН, Совету Безопасности и мировому сообществу необходимо разработать практические меры по стабилизации ситуации в Афганистане и в Центрально-Азиатском регионе в целом;
- Ядерным державам необходимо перейти к конкретным шагам по ликвидации ядерного оружия.
Приоритетными направлениями казахстанской внешней политики являются поддержание сотрудничества в рамках СНГ и ЦАЭС, развитие отношений со странами Европы в рамках EC, обеспечение необходимой динамики сотрудничества с США и другими странами Запада, углубление связей с КНР, Индией, Пакистаном, странами АТР, сотрудничество со странами Ближнего и Среднего Востока.
Азиатское направление обусловлено непосредственной принадлежностью РК к этому динамично развивающемуся региону мира. Это активное участие Казахстана в региональной безопасности в рамках СВМДА и Шанхайского форума. Это интегрирование Казахстана в мирохозяйственные связи за счет поступательного развития сотрудничества с КНР, Японией, Индией, Южной Кореей, Турцией, Ираном и другими государствами.
Взаимодействие с европейскими странами, особенно с государствами-членами EC, представляет собой большие возможности для реализации национальных интересов Казахстана в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики страны. Как известно, в 2010 году Казахстан займет пост председателя ОБСЕ.
Углубление эффективного партнерства с США в сфере политического и экономического взаимодействия обеспечит сбалансированное сотрудничество с международными организациями, поддержание стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе.
Кроме того, перед внешнеполитическим ведомством Казахстана поставлен блок практических задач. Это всестороннее содействие:
- развитию национальной экономики;
- притоку инвестиций в страну, особенно в отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости на продукцию;
- продвижению казахстанского экспорта;
- развитию торгово-экономических отношений;
- защите интересов казахстанского бизнеса за рубежом;
- активизации развития отраслей, связанных с организацией конечной переработки углеводородного сырья, третьих и четвертых переделов в металлургическом комплексе;
- стимулированию импортозамещения.
В целом, политике Казахстана на международной арене присущи взвешенность и выверенность, которые позволяют адекватно реагировать на новые вызовы времени.
5. Конституция Республики Казахстан
1-й вариант
Со дня принятия действующей Конституции Республики Казахстан прошло 15 лет. Конституция, как Основной закон государства, занимает приоритетное положение в правовой системе страны. В ней закреплены базовые идеи, определяющие характер общества, экономики, политики, социальной сферы, государства и права, установлены пределы и характер государственного регулирования. Конституция определяет основные начала внешней и внутренней политики государства, соотношение международного и национального права.
Одним из главных достоинств Основного закона является провозглашение им высшей ценностью человека, его жизни, прав и свобод на уровне, соответствующем международным стандартам. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина закреплены в законодательстве республики как обязанность государства, его органов и должностных лиц.
Конституция Республики Казахстан 1993 года
Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики.
Конституция Республики Казахстан 1995 года
Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Конституция не просто провозгласила принцип разделения власти, обеспечивающий стабильность, эффективное функционирование и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной ветвей — в ней была закреплена конкретная система сдержек и противовесов. Основной Закон утвердил в качестве высших ценностей человека, его жизнь, права и свободы.
Принцип разделения государственной власти не противоречит ее единству, а предполагает согласованное взаимодействие ее ветвей, невозможность сосредоточения всей полноты власти в одной из них. В этом проявляется диалектическое взаимодействие ветвей единой государственной власти. А механизм сдержек и противовесов способствует обеспечению политической стабильности в стране.
Конституция 1995 года, провозгласившая Казахстан президентской республикой, а также конституционные законы «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегулировали статус и функции каждой ветви власти.
Изменения в Конституции Республики Казахстан (1998, 2007 гг.)
В 1998 и 2007 годах в Конституцию Республики Казахстан вносились изменения. Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» от 7 октября 1998 года было внесено 19 поправок. В большей степени они касались вопросов выборности депутатов Парламента и сроков осуществления деятельности обеих палат, придания членам Правительства большей самостоятельности в пределах своей компетенции, а также включению положения о выборности акимов административно-
16 мая 2007 года президент Н.Назарбаев на совместном заседании Палат Парламента внес на рассмотрение парламентариев проект конституционных поправок к действующей Конституции РК. 18 мая 2007 года Парламентом был принят и 21 мая вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
Конституционная реформа затронула множество правовых норм законодательных и нормативных правовых актов, касающихся конституционной законности. Формируется более эффективная и сбалансированная система сдержек и противовесов в виде властных полномочий и ответственности между ветвями власти при повышении роли Парламента. Обеспечивается более широкое участие общества в управленческих процессах путем укрепления роли политических партий. Создаются новые возможности для формирования демократических институтов и новой демократической культуры. Усиливается независимость и эффективность судебной системы, расширяется объем гарантий защиты конституционных прав и свобод человека.
После принятия поправок в Конституцию Парламентом был принят пакет конституционных законов - «О Президенте Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О выборах в Республике Казахстан», которые являются законодательным фундаментом общественно-политической системы страны.
2-й вариант
Конституция - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Действующая Конституция РК была принята 30 августа 1995 года в результате референдума. Она состоит из 9 разделов (98 статей).
Основное содержание: РК утверждается как демократическое, светское, правовое, социальное и унитарное государство с президентской формой правления. Единственным источником государственной власти является народ. В РК признаются и защищаются все формы собственности. Определен статус языков, права и свободы, функции президента и трех ветвей государственной власти, местных представительных и исполнительных органов власти.
Разделы Конституции:
1. Общие положения (статьи № 1-9)
2. Человек и гражданин (10-39)
3. Президент (40-48)
4. Парламент (49-63)
5. Правительство (64-70)
6. Конституционный совет (71-74)
7. Суды и правосудие (75-84)
8. Местное государственное управление и самоуправление (85-89)
9. Залючительные и переходные положения (90-98)
Статус языков: в статье 7 определен статус казахского языка как государственного и русского языка как официального, употребляемого в государственных учреждениях наряду с казахским. Статья 19 провозглашает право каждого на пользование родным языком, культурой, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Права и свободы: право на жизнь, личную свободу, свободу слова и творчества, неприкосновенность частной жизни, свободу объединений (кроме военнослужащих, работников органов национальной безопасности, правоохранительных органов, судей), бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях и т.д.
Обязанности: соблюдение Коституции и законодательства РК, защита РК, уплата законно установленных налогов, сборов и иных платежей, сохранение исторического и культурного наследия.
Президент- глава государства, его высшее должностное лицо, определяющее основные направления внутренней и внешней политики государства.
Парламент - высший представительный орган РК, существляющий законодательные функции. Парламент состоит из двух палат – Сената и Мажилиса.
Правительство – осуществляет исполнительную власть РК, возглавляет систему исполнительных органов, в том числе разрабатывает основные направления развития государства, представляет в Парламент проекты законов, обеспечивает их выполнение.
Конституционный совет – дает официальное толкование норм Конституции, рассматривает на соответствие Коституции законы и международные договоры.
Суды и правосудие – судами РК являются Верховный Суд РК и местные суды, учреждаемые законом.
Местное государственное управление – маслихаты (местные представительные органы) – утверждают местные бюджеты, планы социально-экономического развития отдельных территорий, отчеты об их исполнении; акиматы (местные исполнительные органы) – разрабатывают и исполняют планы социально-экономического развития территорий, местные бюджеты, управляют коммунальной собственностью.