Лекции по "Истории Казахстана"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:56, курс лекций

Описание работы

1. Предмет, цели, задачи курса истории Казахстана
2. Периодизация истории Казахстана. Исторические источники и литература
3. Каменный век Казахстана
4. Бронзовый век. Андроновская культура
5. Сакские племена на территории Казахстана
6. Государства усуней и кангюй
7. Хунну (гунны)
8. Тюркский, Западно-Тюркский каганаты

Работа содержит 1 файл

Экз.вопросы-Лекции.doc

— 1.70 Мб (Скачать)


Уважаемые казахстанцы!


Перед нами стоят большие задачи по преодолению последствий кризиса и подготовке последующего экономического роста.
Все, что мы уже предприняли, это решение текущих проблем, вызванных сегодняшним кризисом.
Я предлагаю не останавливаться, идти дальше и осуществить новый план дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости для обеспечения посткризисного развития страны.
В самые трудные годы мы начали строить и создали новую столицу страны – Астану, когда никто не верил, что мы сможем это осуществить. Мы это сделали, это видит весь мир. Давайте будем следовать этому хорошему опыту.
Да, нужны новые средства. В этих целях считаю правильным доходы от сырьевого сектора, которые традиционно зачислялись в Нацфонд, в 2009 - 2010 годах направить на осуществление нового плана. В целом это составит порядка 600 миллиардов тенге в дополнение к уже утвержденным трансфертам из Национального фонда.
Это - временная, но необходимая мера. При этом мы сохраняем тот объем валовых резервов страны, которые есть на настоящий момент. То есть 47 миллиардов американских долларов. Это дает нам уверенность в устойчивости на случай продолжения этого кризиса.
Другой источник средств - это жесткая экономия по всем расходным статьям бюджета и строжайшая финансовая дисциплина. С учетом этого поручаю Правительству провести оптимизацию расходов республиканского бюджета и буквально в режиме еженедельного мониторинга контролировать использование бюджетных средств. Это обращение также и к нашим депутатам.
Ставшая уже привычной в период бурного роста расточительность должна смениться разумным потреблением и экономией. Скажем прямо, в эти годы, когда у нас появились деньги, запросов стало больше, штаты раздули и увеличилось количество командировок, проведение различных масштабных дней культуры. Всем надо будет над этим подумать.
С нарушителей финансовой дисциплины должен быть жесткий спрос по законам кризисного времени. Все неприоритетные расходы - административные, инвестиционные и другие - должны быть сведены к нулю. Это касается и местных бюджетов.
Высвободившиеся средства дадут нам возможность, прежде всего, реализовать стратегию занятости казахстанцев. Она не только поможет нам справиться с кризисными шоками, но и обеспечит эффективное развитие экономики в посткризисное время. Она должна дать новые возможности каждой казахстанской семье.
Достаточность рабочих мест должна стать основным показателем, по которому будет определяться способность членов Правительства и каждого акима обеспечить устойчивость развития экономики Казахстана.
Каждый аким, каждый министр должны знать, сколько за неделю сокращено рабочих мест, и сколько мы на местах открываем. Именно это является основой устойчивого развития.
Для обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров я поручаю Правительству выделить не менее 140 миллиардов тенге.
Из местных бюджетов также должны быть выделены ресурсы на софинансирование стратегии занятости.
Для тех, кто потеряет работу, будем создавать новые рабочие места. Мы сможем обеспечить работой как минимум 350 тысяч казахстанцев, это, не считая нынешних общественных работ.
Возможности для развития рынка труда у нас есть, их не надо придумывать. Именно на это мы направляем дополнительно выделенные средства.
Во-первых, это реконструкция и модернизация коммунальных сетей. Это - объекты и сети водоснабжения, теплоснабжения, энергетики и канализации.
Правительству совместно с акимами поручаю определить необходимые затраты на эти цели, обеспечить не только финансирование работ, но и жесточайший контроль за использованием каждого тенге, выделенного из бюджета.
Это невидимая работа, нам все равно придется ее делать. Она - основа будущего развития. Это возможность создать в городах и на местах огромное количество новых рабочих мест. Мы поднимем покупательскую способность нашего населения. Если умно поработать, освобождающихся людей надо переучить на новые специальности.
Жилищно-коммунальное хозяйство привести в порядок давно надо было. Давайте сейчас этим займемся.
Во-вторых, это строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего школ и больниц.
Это уже задача СПК, которые обязаны обеспечить максимальную занятость населения. Финансовая сторона вопроса - за Правительством и акимами.
Мы должны сейчас договориться и прямо сказать населению: школы и больницы, строительство которых началось, мы достроим. Новые, поскольку ситуация такая, мы отложим, но направим средства на то, чтобы отремонтировать действующие школы, больницы, медицинские пункты. Опять же, создадим рабочие места.
Также по магистральным автомобильным и железным дорогам, строительство которых мы намечали, придется «тормознуть». Зато деньги пустить на приведение в порядок дорог вокруг областных центров, городов, межрайонных дорог. Таким образом мы подтянем наши тылы.
В-третьих, объекты местного значения в каждом конкретном населенном пункте. Это может быть благоустройство и озеленение, ремонт дорог, клубов или других объектов по усмотрению местных властей. На эти цели должны быть выделены целевые трансферты.
Районным маслихатам, как органам местного самоуправления, должны быть выделены средства. Пусть они сами решают, куда эти средства направить, чтобы решить местные проблемы и вопросы занятости.
Персональную ответственность за эффективность этой работы в целом возлагаю на акимов.
Для реализации всех перечисленных проектов мы должны максимально использовать потенциал местных производителей. Если необходимых производств сегодня нет, их надо создать, и это открывает новые возможности для бизнеса.
Мы ведь стоим накануне 20-летия нашей независимости. По всему Казахстану должна быть развернута работа – как мы встретим эту дату. Это незабываемые годы для нашего поколения, для нашего народа. Такого в истории казахской нации и всего Казахстана не было.

Поэтому эту работу нам надо начинать сейчас. Я считаю, мы должны дать небольшие средства, наверное 50-100 миллионов тенге, каждому аульному акиму, чтобы они под контролем районных маслихатов решили текущие задачи для населения, которое терпит какое-то бедствие, выдавали микрокредиты.
Таким образом, мы не только решаем вопросы занятости, но и создаем стимулы для появления новых производств в нашей стране.
В-четвертых, это расширение социальных рабочих мест и организация молодежной практики.
Действующий Закон о занятости населения позволяет нам использовать средства бюджета на эти цели. В 2008 году более 13 тысяч человек реализовали свои возможности по этим программам.
Наша задача сегодня - расширить рамки существующих программ.
Поручаю дополнительно выделить на эти цели 8,6 миллиардов тенге. Тогда мы обеспечим работой около 96 тысяч человек.
Одновременно с этим мы должны увеличить максимальный период выплаты пособия по безработице из Государственного фонда социального страхования с 4-х до 6-ти месяцев.
Наша стратегия занятости в условиях мирового кризиса направлена на полномасштабную работу по переобучению и переподготовке кадров.
Поручаю Правительству совместно с акимами организовать переподготовку специалистов на базе существующих учебных заведений.
Нашему населению надо учиться, в мире люди учатся всю жизнь. В этом случае есть возможность и необходимость переучиваться и получать другую профессию, которая сегодня востребована.
Мы сейчас обязываем все крупные строительные предприятия выделять средства на обучение людей другим профессиям. Так должно быть везде. Если Правительство и акимы нормально организуют работу – люди сядут за парты и обучатся новым профессиям.
Системная работа по переподготовке и переобучению кадров должна преследовать следующие цели.
Каждый, кто хочет работать по новой профессии, должен иметь возможность обучаться.
Обеспечение будущих потребностей экономики трудовыми ресурсами, прежде всего, в сельском хозяйстве.
Поэтапное замещение иностранных рабочих отечественными кадрами. Мы собираемся их наполовину сократить и заменить нашими.

Кроме того, несмотря на мировой кризис, трудности переживаемого нами периода, мы не можем себе позволить сосредоточиться только на их решении. Наше будущее зависит от дальнейшей модернизации экономики и развития базовой инфраструктуры.
Мы продолжим финансирование и реализацию действующих перспективных инвестиционных проектов.
Прежде всего, это модернизация нефтеперерабатывающих заводов.
Мы имеет три нефтеперерабатывающих завода и до сих пор покупаем масла и не обеспечены авиационным керосином. Надо этим сейчас заняться.
Мы должны постепенно полностью обеспечить внутренние потребности в этих нефтепродуктах.
Мы продолжим строительство нефтехимического комплекса в Атырау. Закончим строительство Мойнакской ГЭС в этом году, продолжим работы по расширению и реконструкции Экибастузской ГРЭС-1. Там вместо восьми работают четыре блока. Это готовая, не затратная электроэнергия. Мы продолжим работу на Экибастузской ГРЭС-2 по строительству третьего энергоблока, в этом году начнем строительство Балхашской ТЭС.
В наших планах - строительство магистрального газопровода «Бейнеу-Бозой-Акбулак», реконструкция автодорожного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай». В этом году мы начинаем подготовительную работу. Там будут работать 5 тысяч человек, а в 2010-2012 годах - до 50 тысяч человек.
Это будет артерия, которая сделает Казахстан транзитным коридором от Европы в Азию.
Мы приступили к организации производств электровозов, пассажирских и грузовых вагонов, дорожных битумов, химической промышленности.
Особо хочу сказать об агропромышленном комплексе, благодаря развитию которого мы одновременно решаем две важнейшие для страны задачи - обеспечение продовольственной безопасности и диверсификация экспорта.
Поэтому мы приняли решение продолжить
финансирование инвестиционных проектов по развитию экспортно-ориентированных производств, таких как организация и развитие молочнотоварных ферм, птицефабрик, откормочных площадок, организация производства плодоовощных культур с применением капельного орошения, создание производства по сборке сельскохозяйственной техники, развитие мясоперерабатывающих производств, переработки тонкой шерсти, инфраструктуры экспорта казахстанского зерна и его глубокой переработки.
Надо рассмотреть другие значимые проекты для строительства. Это продолжение сооружения Коксарайского водохранилища, других крупных ирригационных объектов.
У нас была задача на кызылкумском массиве ввести 60 тысяч гектаров орошаемых земель. Сейчас надо начинать работать на тех объектах, где есть ТЭО и подъездные пути. Переработка продукции сельского хозяйства – важнейшая отрасль. Мы сегодня завозим 80% консервированной плодоовощной продукции, половину мясопродуктов, 53% сухого молока. Если это все делать – люди из города должны пойти работать в сельскую промышленность.
По нашим оценкам, экспортная специализация позволит создать в перспективе более 500 тысяч новых рабочих мест и обеспечит около 8 процентов дополнительного прироста ВВП в ближайшие пять лет.
Таким образом, следуя своему стратегическому выбору, мы последовательно продолжаем работу в тех секторах экономики, где можем быть реально конкурентоспособными, занять свои ниши на внешних рынках.

* * *

Нынешние трудности – это не первое испытание, которое выпало на нашу долю.
Глубочайший кризис переходного периода мы преодолели в начале 90-х годов.
Тогда обвал экономики достигал 60 процентов, инфляция исчислялась тысячами процентов в год.
Второй мировой кризис, вызванный азиатскими финансовыми рынками, мы преодолели в конце 90-х годов. Цена на нефть снизилась тогда до 9 долларов за один баррель. Мы не могли платить пенсии и заработную плату. Эти трудности мы преодолели.
Пройдет время, и мы будем говорить уже о преодолении и нынешнего кризиса.
В наших руках - все возможности, чтобы выйти из сложившейся ситуации с объективными потерями, но подготовленными к новому росту.
Кризисы будут повторяться и наша цель - научиться управлять ими. Пока у нас это получается.
Сегодня мы вынуждены перегруппировать свои силы и ресурсы, и мы это делаем под влиянием внешних обстоятельств. Но это вовсе не означает, что мы изменили свой курс. Этот курс определен Стратегией развития страны до 2030 года. Жизнь вносит коррективы. Но подчеркиваю, он прежний.
Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев остаются важнейшей триединой задачей для нашего государства.
У нас имеется антикризисный план, выделены достаточные средства из государственных резервов. Правительство в целом и Премьер-Министр, руководители государственных органов, акимы несут персональную ответственность за выполнение намеченных мер по выходу из кризиса.
Сегодняшние проблемы и то, как мы с ними справляемся, - это экзамен на зрелость и устойчивость нашего общества и государства. Думаю, что мы этот экзамен выдержим. Нам предстоит войти в новый этап своего развития и преумножить наши достижения. Уверен, что мы справимся.
Для достижения намеченных целей необходимо сплочение нашего народа.
Поэтому обращаюсь ко всем казахстанцам -взяться за осуществление названных мер, проявить трудолюбие и напористость, быть бережливыми, помогать и заботиться о близких, о тех, кто нуждается в помощи.
Обращаюсь к депутатам Парламента, маслихатов, партии «Нур Отан». Избиратели, голосовавшие за нашу партию, оказали нам огромное доверие. И сейчас, в трудный кризисный период, мы должны его оправдать, стать во главе широкого антикризисного движения в обществе.
Вместе с Правительством и местными органами надо решать конкретные проблемы людей, взять на особый контроль реализацию антикризисных мер, расходование выделяемых на эти цели бюджетных средств.
Обращаюсь к Ассамблее народов Казахстана, ко всем политическим силам. Сейчас не на словах, а на деле проверяется, кто действительно думает о народе, а кто – нет.
Давайте объединимся ради преодоления жесточайшего в истории планеты кризиса!
Не будем озлоблять людей, будем помогать им словом и делом. Именно это сейчас делает государство. Важной задачей остается сохранение мира и согласия в стране.

Обращаюсь ко всем государственным служащим. Сейчас многократно увеличивается ответственность каждого управленца перед народом, которому мы все служим. Необходимо чаще выезжать на места, встречаться с трудовыми коллективами, населением. Надо разъяснять меры, предпринимаемые государством, объединять людей, поднимать их на решение проблем.
Обращаюсь к работникам правоохранительных органов. От вас зависит спокойствие на улицах наших городов и сел. Необходимо решительно и жестко бороться с преступностью, коррупцией, мошенничеством, нарушением законов. В это трудное время нужно сделать все, чтобы обеспечить безопасность наших граждан, всего общества.
Я обращаюсь к средствам массовой информации проявлять активную гражданскую позицию! Вас не случайно называют «четвертой властью»!
Сейчас СМИ должны выступить в качестве «советника» для людей в вопросе, как лучше преодолевать трудности, как выжить, как выстоять в это трудное время. Надо учить граждан на позитивном опыте других людей. Такая же роль отводится и нашей научной и творческой интеллигенции.
Надо чаще давать материалы, которые утверждают такие настроения, как уверенность, личная активность, терпение, патриотизм, любовь к Родине.
Членам партии «Нур Отан» надо больше бывать в семьях, разъяснять на какие специальности можно переучиться, как получить кредиты и микрокредиты, что надо делать в трудные годы. Важно обойти каждый дом, каждую семью, стать помощниками и советниками простых людей. Объяснять, что ничего страшного нет, страна большая, работы много.

Уважаемые казахстанцы!

От наших действий и принятых решений во многом будет зависеть успех нового этапа развития страны.
У нас есть необходимые ресурсы, опыт для того, чтобы выдержать натиск мирового кризиса. Мы имеем четкую антикризисную программу. Все поставленные цели – достижимы!
Уверен, мы преодолеем все трудности и сделаем наш Казахстан сильным, процветающим и уважаемым в мире государством!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Н.НАЗАРБАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА (2007 ГОД)

Стратегия “Казахстан-2030”
на Новом этапе развития Казахстана
30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики

 

   10 лет назад, в 1997 году, в первом Послании народу Казахстана было представлено видение будущего нашего общества и миссии нашего государства - Стратегия развития страны до 2030 года. Мы исходили из того, что должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть главная траектория нашего развития. Мы были уверены, что, правильно определив наши приоритетные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю, терпение и целеустремленность, сможем успешно преодолеть любые препятствия, стоящие на нашем пути. И мы не ошиблись.
Сегодня можно с полной ответственностью заявить: Казахстан успешно завершил переходный этап и уверенно входит в качественно новый этап своего развития.
На повестке дня стоят принципиально более высокие общественные задачи, которые диктуются как логикой развития самой страны, так и более широким, глобальным контекстом. Современные вызовы и угрозы настоятельно требуют более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений, что позволит Казахстану сохранять свои лидирующие позиции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, стать одним из наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира.
   В качестве главных приоритетов Нового этапа всесторонней модернизации Казахстана мною определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.

 

I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСПЕШНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ КАЗАХСТАНА В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ, А ТАКЖЕ ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

   Первое направление – Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики.
   Глобальная система мирового хозяйства – это отстроенный и отлаженный механизм, работающий по своим правилам. По этим правилам надо работать и нам. Нас не ждут на мировых рынках, но нам необходимо стать востребованными и закрепиться на них. Для этого необходимо:
   Во-первых, проводить системный анализ, мониторинг и оценку основных отраслей экономики Казахстана, выходящих на внешние рынки с точки зрения уровня их экспортной прибыльности и факторов, определяющих ее. Это, прежде всего, высокая производительность, низкие накладные расходы, наличие недоступных другим странам ресурсов и материалов, высококвалифицированная рабочая сила, эксклюзивные технологии и т.д. Пока такая работа в полном объеме не выполняется.
   Во-вторых, провести сравнительный анализ конкурентных производств и отраслей других стран, а также транснациональных корпораций, которые участвуют на тех же самых международных рынках; оценить факторы, которые приводят к отставанию казахстанских экспортеров и секторов экономики или, напротив, дают им сравнительные преимущества.
   В-третьих, оценить плюсы и минусы конкретных экспортных отраслей и определить направления, где нужно поддерживать существующие преимущества, а где – устранять существующие проблемы. При этом мы должны оценить эффективность уже предпринятых действий по развитию перспективных производств, в том числе для внутреннего рынка, и рассмотреть возможности развития их экспортного потенциала.
   В-четвертых, исходя из такого системного анализа, мы должны разработать прорывные макропроекты, способные изменить структуру промышленности, имеющие значительную добавленную стоимость, мультипликативный эффект, экспортный и ресурсосберегающий потенциал.
   В-пятых, важно организовать целенаправленную системную поддержку выхода казахстанского бизнеса на зарубежные рынки. Поручаю Правительству выработать и реализовать целостную Стратегию достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики.
   На этой основе следует подготовить соответствующую Программу действий, систему оценки промежуточных результатов и ее реализации в целом. Она должна содержать рекомендации для крупного, среднего и малого бизнеса, информацию о необходимых изменениях законодательства и реальных мерах государственного содействия конкретным отраслям, подготовленные совместно с Национальным союзом предпринимателей «Атамекен». Исходя из этих результатов, мы сможем разработать современные подходы к перспективной реструктуризации нашей экономики.
   Координирующим и рабочим органом должен стать Национальный совет по конкурентоспособности и экспорту, который я поручаю создать Правительству.

Второе направление – Поиск, завоевание и создание казахстанских «ниш» в системе мирового хозяйства
   Во-первых, нужно расширять направления, где мы уже сейчас можем использовать свои достижения и успехи. При этом основное внимание следует сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов.
   Во-вторых, нужно форсировать поиск новых, а также рассмотреть, на первый взгляд, не особенно привлекательные или нетрадиционные экспортные «ниши». В эту работу можно вовлечь на взаимовыгодных условиях и наших внешних партнеров.
   В-третьих, развитие в Казахстане новых производств, включая и высокотехнологичные, которые могут достичь уровня международной конкурентоспособности, поможет осваивать новые экспортные «ниши». Например, в прошлом году, вы знаете, в Северном Казахстане мы открыли уникальное предприятие по производству биоэтанола, аналогов которому у наших соседей по СНГ нет.
В этом году начнется строительство первого интегрированного нефтехимического комплекса в Атырауской области, который позволит в дальнейшем развивать нефтехимические производства мирового уровня. А Атырауский НПЗ уже сегодня может выпускать бензин и дизтопливо, соответствующие европейским стандартам.
   В-четвертых, мы должны проанализировать возможности создания и развития новых промышленных производств в приграничных районах, где соседние с нами государства уже создали торгово-промышленные, финансовые и сервисные структуры. Такие прорывные проекты могут быть связаны, например, с ростом экономики Китая и стран Юго-Восточной Азии. На границе с Китаем целесообразно создать предприятия, которые могли бы перерабатывать казахстанское сырье и снабжать китайские зоны беспошлинной торговли этой продукцией, а также энергоносителями, топливом и пр. В дальнейшем мы также смогли бы развивать там и сферу предоставления различных услуг – по перевозке, распределению товаров, материально-техническому снабжению, задействовав при этом возможности Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» и создав торгово-экономическую зону «Хоргос-Восточные ворота».
   Правительство и, в первую очередь, Министерство индустрии и торговли, а также государственные холдинги, обязаны разработать и запустить в действие программу расширения и освоения экспортных “ниш” казахстанскими товарами и услугами с ответственными рекомендациями для участников нашей экономики.

Третье направление – Участие в крупных и «прорывных» проектах
   Наши экономические достижения определили лидерство Казахстана в центрально-азиатской экономике. Теперь у нас есть силы превратить Казахстан в «региональный локомотив» экономического развития и сделать его успешным “игроком” мировой экономики.
   Во-первых. Правительство должно создать систему информирования наших компаний о перспективных региональных проектах и оказывать им содействие для участия в таких проектах и получения государственных контрактов на конкурсной основе. Это могут быть высокотехнологичные производства, инфраструктурные и другие проекты.
   Во-вторых, нужно стимулировать сотрудничество наших крупных корпораций с транснациональными компаниями с целью развития конкретных “прорывных” проектов.
   В-третьих, Казахстан будет развивать интеграцию региональных финансовых рынков вокруг финансового центра в Алматы, создавать товарно-сырьевые рынки в регионе на базе современных технологий международной торговли, например, зерновую биржу.
   Поручаю Правительству, всем соответствующим органам и институтам, в том числе, госхолдингам, создать благоприятные условия для преобразования Казахстана в региональный «центр по обеспечению товарами и услугами», но главное, предпринять конкретные меры для обеспечения участия казахстанских компаний в крупных региональных экономических проектах.

Четвертое направление – Фокусирование деятельности госхолдингов и организация их работы в соответствии с международными стандартами
   Нельзя допустить, чтобы наши госхолдинги превратились в неуправляемые многопрофильные конгломераты, которые, в большинстве случаев, неконкурентны на международном рынке. Надо избежать и опасности их превращения в банальные финансовые «кормушки», имеющие определенную систему льгот. Следует также обратить внимание на то, чтобы госхолдинги не подменяли деятельность входящих в них национальных компаний и организаций, а напротив - консолидировали на новом уровне эту экономическую деятельность, преодолели дублирование функций, непродуктивную внутреннюю конкуренцию и их закрытость, увеличили их эффективность и прозрачность.
   В первую очередь, госхолдинги должны занять свое ведущее место в обеспечении конкурентоспособности и реализации национальной стратегии, направленной на успешную интеграцию Казахстана в мировую экономику.
   Во-первых, поручаю госхолдингам и соответствующим государственным органам провести критический анализ уже имеющихся аналитических, маркетинговых и технологических наработок и определить последующие действия с указанием конечных результатов и сроков их достижения. Формирование “ниш” для наших экспортеров и полноценной международной интеграции требует своевременных четких задач и плана реализации конкретных «прорывных» проектов.
   Во-вторых, госхолдинги должны активно работать с международными компаниями по созданию совместных проектов, а также содействовать их вхождению в Казахстан. Особенно важна для нас совместная работа в несырьевых секторах.
   В-третьих, госхолдинги должны играть свою роль в диверсификации экономики, вовлекать в этот процесс, стимулировать и поддерживать казахстанский малый и средний бизнес.
   В-четвертых, для решения таких задач нужно выработать план реструктуризации госхолдингов как единого организма, а также создать соответствующие целенаправленные, полноценно функционирующие, эффективные, гибкие и прозрачные внутренние структуры. В этой связи целесообразно провести функциональный анализ, анализ эффективности и профилирования структур, составляющих каждый госхолдинг, и затем определить - какие активы остаются под управлением каждого госхолдинга, и как они будут развиваться, а какие вывести в конкурентную среду.
   “Самрук”
   Во-первых, основная задача “Самрука” – управляя предприятиями государственного сектора экономики, обеспечить увеличение их стоимости.
   Во-вторых, поручаю руководству “Самрука” ускоренными темпами проработать единую стратегию своего развития, определяющую деятельность входящих в него госкомпаний.
   В-третьих, “Самрук” должен использовать свои возможности и ресурсы для выполнения тех задач и проектов, которые дадут конкурентные преимущества всем отечественным потребителям инфраструктурных услуг, соответствующим секторам экономики на внешних рынках. Т.е. предприятия и население, в конечном итоге, должны получить, безусловно, более качественные и, по возможности, недорогие энергетические, железнодорожные, телекоммуникационные и бытовые услуги.
   В-четвертых, “Самрук” должен разработать четкую схему привлечения средств накопительных пенсионных фондов, институтов развития и частных инвесторов, как казахстанских, так и иностранных, для обеспечения своей стратегии.

   “Казына”
   “Казына” должна сформулировать и проводить общую стратегию деятельности всех институтов и организаций, входящих в ее состав. Цель для всех должна быть едина – обеспечение содействия и стимулов для повышения конкурентоспособности и экспортных возможностей малого, среднего и крупного бизнеса Казахстана, обеспечение международных “прорывов” и благоприятных условий формирования экспортных “ниш”, развития инфраструктуры.
   Во-первых, Фонд “Казына” должен обеспечить предоставление современных услуг для развития конкурентоспособности и поддержки экспорта самых перспективных предпринимателей и производств - от финансирования прикладных исследований до продвижения казахстанских товаров на зарубежные и внутренние рынки. Фонд должен стать оператором государства по вопросам сервисной поддержки экспорта.
   Во-вторых, “Казына” должна определить, как она может стимулировать внедрение новых технологий и развитие прикладной науки в целях повышения конкурентоспособности и экспортных возможностей приоритетных секторов экономики и соответствующих компаний.
   В-третьих, целесообразно, чтобы Фонд “Казына” содействовал нашим передовым предприятиям и, главным образом, недобывающей промышленности в улучшении условий для их торговли за рубежом и расширении их экспортного доступа, в том числе через структурирование финансирования, экспортные кредиты, экспортное страхование и т.д.
   В-четвертых, необходимо всесторонне осмыслить процесс венчурного финансирования новых производств на конкурсной основе, которые завоевали бы свою нишу на международном рынке и прочно сохраняли там свои позиции. Сегодня «Казына» должна располагать широким набором инструментов для создания новых конкурентоспособных производств и секторов экономики Казахстана.
   В-пятых, одним из важных направлений деятельности Фонда должно стать привлечение соответствующих международных компаний в совместные производства с экспортным потенциалом.
   В-шестых, Фонд должен активно привлекать отечественный и зарубежный бизнес в созданные специальные экономические и индустриальные зоны, технопарки исключительно экспортной направленности.
   В-седьмых, необходимо создание в этом году Фонда фондов, в том числе с зарубежными финансовыми институтами.

   “КазАгро”
   Аналогичные подходы должны быть также положены в основу работы Национального холдинга “КазАгро”.
   Во-первых, основная задача “КазАгро” – системно решать вопросы повышения уровня производительности сельского хозяйства, предотвращения деградации земель, укрепления эффективности использования водных и других природных ресурсов страны из-за использования, в том числе, устаревших агротехнологий, медленного развития аграрной науки, а также разрозненности мелких крестьянских хозяйств.
   Во-вторых, «КазАгро» в рамках поставленных задач должен провести качественный анализ всех отраслей нашего сельского хозяйства, определить ниши, которые необходимо развивать в первую очередь. Например, существует новый рынок сельхозпродуктов, который активно развивается в мире – это экологически чистые продукты, новые производства, и т.д.
   В-третьих, «КазАгро» необходимо в ближайшее время разработать и реализовать системы финансирования существующих и новых сельхозпроизводителей, имеющих экспортных потенциал. Такое финансирование должно быть целенаправленным и предусматривать замену устаревших агротехнологий и создание высокотехнологичной агропромышленности. Возможно, в этот процесс необходимо привлечь банки второго уровня в качестве операторов.
   Одной из главных задач всех госхолдингов, входящих в них нацкомпаний и других организаций, остается упорядочение их деятельности через внедрение международной практики корпоративного управления, подотчетности и прозрачности. Они должны стать моделью корпоративного поведения для всего бизнеса Казахстана.
   Во-первых, работа госхолдингов должна строиться в соответствии с Кодексом корпоративного управления.
   Во-вторых, необходимо повысить уровень прозрачности деятельности госхолдингов. Общество должно располагать информацией о стратегиях этих компаний, структуре их собственности, результатах финансово-хозяйственной деятельности и т.д.
   В-третьих, хозяйственная деятельность госхолдингов, подбор персонала и т.д. должны осуществляться на основе прозрачных конкурсных процедур.
   В-четвертых, для проведения стратегии и осуществления эффективного контроля над управлением, финансами и результатами деятельности следует обеспечить эффективную работу Советов директоров.
   В-пятых, мы ожидаем, что ежегодный аудит результатов работы госхолдингов, который будет проводиться с привлечением независимого аудитора с безупречной репутацией, будет содействовать обеспечению четкой системы прозрачности и публичной оценки деятельности данных холдингов.

    Такие принципы должны определять работу всех госхолдингов. Поручаю руководству госхолдингов не позднее августа 2007 года представить для утверждения Президенту концепции своего развития и новой структуры. После утверждения стратегии и структуры, “Самрук”, “Казына”, “КазАгро” должны приступить к реализации поставленных задач, а их руководители будут лично ответственны за результаты.

Пятое направление – Значительное повышение эффективности и макроэкономической отдачи добывающего сектора
   Мы намерены и далее проводить ответственную и взаимовыгодную энергетическую политику. Дальнейшее развитие углеводородного сектора, привлечение иностранных и местных инвесторов нужно напрямую увязывать с диверсификацией экономики и через эту призму решать важнейшие задачи по созданию новых перспективных производств. Правительство должно поставить вопрос перед крупными инвесторами, работающими с нашими природными ресурсами, о большем и конкретном их вкладе в индустриализацию Казахстана, инициировав при необходимости соответствующий проект Закона.
   Прежде всего, мы исходим из национальных приоритетов Казахстана. При этом обеспечиваем стабильность, предсказуемость и долгосрочность интересов наших соседей и международных партнеров. Пришло время разработать целостную стратегию дальнейшего укрепления позиций Казахстана в региональном энергетическом пространстве.
   Во-первых, Правительство, совместно с госхолдингами, должно предпринять конкретные меры по стимулированию и обеспечению доступа казахстанских экспортеров энергии на международные рынки.
   Во-вторых, Правительство должно сформулировать новую стратегию газовой отрасли и создать законодательную базу для ее реализации.
   В-третьих, для обеспечения бесперебойных энергетических поставок вступить в интенсивные переговоры с нашими соседями и убедить их, что целесообразно создать в Центральной Азии комплексную систему энергетических сетей государств региона, а также Совет по энергетической безопасности, который способствовал бы созданию рыночной системы, обеспечивающей региональную и международную энергетическую безопасность. Это в интересах всех стран региона.
   В-четвертых, необходимо сформировать эффективную законодательную базу для разумного использования наших природных ресурсов и решения проблем загрязнения окружающей среды, бесконтрольного ввоза устаревших и «грязных» технологий, неэффективного использования возобновляемых ресурсов и т.д.
   Необходимо ужесточить контроль за соблюдением природоохранного законодательства при освоении нефтяных месторождений на шельфе Каспия. Правительству следует проработать вопрос внедрения международных сертификатов по принципу «Зеленая нефть», который обязывает соблюдать жесткие экологические стандарты при добыче углеводородов.
   Главный вопрос развития нашей энергетики и нефтехимии – повышение прибыльности этих секторов через увеличение добавленной стоимости энергопродуктов. Особенно эффективным должно быть управление приоритетными секторами – нефтехимией, газовыми ресурсами, экспортными энергомаршрутами.
   Во-первых, Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно создать и реализовать программы по модернизации и переоснащению нефтегазоперерабатывающих предприятий, созданию новых нефтехимических производств. Мы должны развивать производства с высокой добавленной стоимостью, сопутствующие и смежные производства в нефтегазовом секторе. Правительству необходимо укомплектовать это Министерство кадрами современного типа, способными профессионально решать серьезнейшие вопросы энергетики – основной отрасли экономики страны на данном этапе.
   Во-вторых, Министерство энергетики, совместно с другими государственными органами, должно подготовить программу практических мер по переходу на энергосберегающие технологии. Внедрение таких технологий и программ сбережения и рационального использования природных ресурсов нужно реализовать, соблюдая принципы оптимального сочетания экономических, социальных и экологических факторов. Такая программа может предусматривать, например, введение жесткого государственного контроля за размещением и утилизацией отходов энергетического производства и потребления, выполнение предпринимателями контрактных обязательств по соблюдению экологических норм, внедрение малоотходных технологий и т.д.
   В-третьих, до конца года Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно подготовить новую стратегию развития, направленную на сбалансированную добычу и экспорт в нефтяной и газовой отрасли и, в то же время, на разведку и поиск новых месторождений углеводородов и новых методов использования нефтегазовых ресурсов.
   В-четвертых, необходимо совершенствовать законодательную базу и осуществлять комплексный мониторинг недропользования и исполнения обязательств недропользователей. Правительство должно исключить бюрократические проволочки, сократить перечень разрешительных документов и упростить порядок предоставления прав недропользователям.
   В-пятых, Правительству следует совершенствовать системы контроля контрактных обязательств крупных предприятий по выполнению социальных обязательств и замещению квалифицированной иностранной рабочей силы казахстанскими специалистами.

Шестое направление – Новый уровень устойчивости и конкурентоспособности финансовой системы в условиях либерализации
   Во-первых, наши банки должны быть подготовлены к конкурентной борьбе и на местном рынке, и в региональных, и в международных проектах. Ряд ограничений по доступу нерезидентов к нашей финансовой системе мы исключили в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО.
   Во-вторых, следует создать условия для оказания рыночно оправданной поддержки перспективным секторам экономики со стороны банковской системы Казахстана и усилить банковское присутствие в региональных экономических проектах, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
   В-третьих, решить важный вопрос о привлечении капитала сильных банков второго уровня для реализации проектов национального масштаба, особенно энергетических, инфраструктурных и прорывных.
   В-четвертых, надо также еще раз вернуться к вопросу снятия необоснованных ограничений в сфере движения капитала. Этот вопрос нужно рассматривать с учетом необходимости поддержания оптимального совокупного внешнего долга Казахстана. Наши банки слишком много рассчитывают на внешнее финансирование, что может привести к неконтролируемому росту совокупной внешней задолженности страны.
   В-пятых, нам нужно создать эффективно работающий фондовый рынок. Его развитие невозможно без привлечения населения к активному инвестированию своих сбережений в ценные бумаги. Нужно провести широкомасштабную работу по соответствующему обучению населения азам инвестиционной грамотности.
   В-шестых, фактором развития системы электронной торговли станет дальнейшее совершенствование законодательной основы для расширения инфраструктуры электронных банковских услуг.
   Правительство совместно с Агентством финансового надзора должны подготовить стратегию и необходимое законодательное обеспечение для проведения вышесказанной работы.

Седьмое направление – Вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях
   Укрепление конкурентных позиций Казахстана в глобальной экономике во многом будет определяться его вступлением во Всемирную торговую организацию. Эту задачу мы последовательно решаем уже несколько лет и близки к завершению.
   Во-первых, для учета национальных интересов Казахстана до конца года необходимо привести законодательство Казахстана в соответствие с нормами обязательных соглашений ВТО.
   Во-вторых, в процессе вступления Казахстана в ВТО Правительство должно отстоять приемлемый уровень внутренней государственной поддержки аграрного сектора и реализовать соответствующие адаптационные меры по подготовке промышленных предприятий к эффективному функционированию в условиях ВТО.
   В-третьих, нужно выработать реальные, действенные и системные меры по совершенствованию таможенного администрирования и обеспечению профессионального соответствия специалистов таможенной службы современным требованиям. Мы должны проводить политику открытости экономики, снижения таможенных барьеров между странами региона и установления единого уровня внешних тарифов в регионе. На эти и другие цели нашей таможенной системе государство в последние годы выделяет значительные суммы.
   В-четвертых, нужно ускорить процесс перехода всех юридических лиц на международные стандарты финансовой отчетности.
   В-пятых, Правительство совместно с Союзом “Атамекен” должны в ближайшее время подготовить для наших промышленников и предпринимателей из всех секторов экономики соответствующие рекомендации.

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"