Культура и наука Японии XVIII - I половины XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование японской культуры и науки XVII – I пол. XIX вв.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной теме.
2. Охарактеризовать социально-экономические и политические особенности периода.
3. Провести исследование культуры и науки Японии данного периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА........................................5
Социально-экономическое положение ........................................................5
Политическая ситуация .................................................................................7
ГЛАВА II. КУЛЬТУРА И НАУКА XVII – II пол. XIX вв. ................................9
Культура и искусство ....................................................................................9
Наука..............................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................41

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Японии.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

       Широкое изучение растительных ресурсов в Японии, пригодных для фармакопеи, было предпринято в 1720—1752 гг. По приказу правительства для этой цели во все концы Японии были отправлены ученые.

       Мацуока Дзёан (1672—1746) также был крупным  натуралистом и автором ряда трудов по лекарственным травами. Наиболее известна его последняя работа — «Основное в использовании лекарств» («Ёяку сути») — 1726 г. В ней он описывает свыше 400 лекарств растительного, животного и минерального происхождения.

       Абэ Сёо и Тамура Рансуй по заданию правительства в первой половине XVIII в. разъезжали по различным уголкам страны в поисках трав, известных китайской фармакопее.

       Тамура  Рансуй в 1757 г. организовал в Эдо  частную выставку лекарственных трав. Лица, доставившие экспонаты, большое внимание уделили их определению. В 1760 г. в выставке в Осака участвовало около 100 человек и был представлен 241 экспонат, которым был посвящен специальный каталог. В 1762 г. Хирага Гэннай открыл подобную выставку в Эдо. На ней уже было 1300 экспонатов, описание которых заняло шесть томов каталога. В 1781 г. медицинская школа в Эдо организовала первую ежегодную выставку, доступную широкой публике.

       B 1765 г. Таки Мототака (Ангзн) открыл в Здо школу китайской медицины. В 1791 г. школа перешла в ведение государства. В ней преподавали почти все видные натуралисты и медики Японии. Основное место в лекциях занимали изложение и комментирование классических китайских и японских естественнонаучных штудий (бэньцао-хондзо).

       Ботанические  сады для разведения лекарственных  растений али известны еще в древности. В 1638 г. два таких сада были открыты в Токио — в Адзабу и Оцука. В 1684 г. сад в Адзабу был перенесен в Коисигава, где существует и по настоящее время. Это, несомненно, старейший ботанический сад островного тихоокеанского мира. Свыше 140 лет просуществовал другой сад, заложенный в 1720 г. в Комада — пригороде Эдо. В эпоху Токугава существовало еще несколько ботанических садов (в Киото, Нагасаки, Сидзуока). Здесь  выращивались китайские, корейские и японские лекарственные травы.

       География

       В 1611 г. сёгун Токугава Иэясу разрешил испанцам измерить берега его владений. Впрочем, японские карты страны конца XVI и начала XVII в. были составлены по японским источникам и являлись более точными, чем европейские карты Японии. Если при составлении карт Европы, Азии, отчасти Китая японцы в XVII в. следовали географическим представлениям голландцев об этих странах, то при картографировании Японии и отчасти Кореи использовали лишь отдельные голландские наблюдения. Некоторые западные методы картографирования были прочно введены в Японии голландцами в 1624— 1643 гг. В этом деле немалую роль сыграли Хигути Гонъэмон и Ходзё Удзинага, учившиеся картографии у голландцев. Ученики Хигути Гонъэмона осуществили ряд землемерных картографических работ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

       Период  изоляции задержал составление морских карт. Но объединение страны само по себе способствовало развитию сухопутной картографии. Первые токугавские карты относятся к 1605 г. Они имели много надписей, но топографическая сторона была малоудовлетворительна. Одна из ранних мелкомасштабных карт всей Японии напечатана в 1651 г. Она составлена по типу карт Гёги. Эти японские карты были известны за пределами страны и оказали влияние на труды европейских.картографов (Врие, Меншотен, Реланд). В XVII в. выпускались и крупномасштабные карты. Они обычно состояли из нескольких сотен листов и составлялись на основе географических обзорно-схематических карт каждого княжества. Последние подвергались известной обработке: разный и более крупный масштаб доводился до уменьшенного и приблизительно до общего, перед тем как карты сводили в атлас. Даже такой известный картограф, как Ходзо Удзинага, игнорировал картографическую проекцию и был не особенно аккуратен. До этого японские картографы не умели точно определять широту и долготу, не имели точных инструментов.

       Карты считались государственной тайной. За передачу Э. Кемпферу карты Японии один видный японский ученый был казнен. В 1828 г. другой ученый был посажен в тюрьму за то, что выменял у Зибольда карту ост-индских владений Голландии и описание кругосветного путешествия Н. Ф. Крузенштерна в 1803—1806 гг. на карту Японии.

       В 1618 г. Икэда Коун создал «Записки о морских плаваниях в годы гэнна», соответствующие 1615—1623 гг. («Гэнна кокай ки»). В них содержится ценный навигационный материал. Автор впервые сочетал сведения, почерпнутые у европейцев или китайцев (употребление квадранта и других астрономических приборов), с практическими наблюдениями японских мореплавателей (календарь «плохих» ветров на каждый месяц, сведения о приливах и отливах, способ определения высоты солнца до и после его склонения к югу и т. д.).

       В книге, переведенной (или пересказанной) с португальского языка в 1650 г. («Кэнкон бэнсэцу»), приводится географическое обоснование шарообразности Земли: «В Европе есть две страны: Португалия и Испания. Испанцы плывут на запад, а португальцы — на восток, стремясь в Китай и Японию, где они часто встречаются. Значит, Земля круглая».

       В XVIII в. развивается географическая литература — описание иноземных стран. До знакомства с европейцами японцы из окружающих стран знали более или менее точно Китай, Корею, о-ва Рюкю. Понятие о карте мира было им чуждо. Даже карта мира 1710 г. была составлена не по европейским источникам, а по буддийской и китайской светской литературе.

       Вслед за книгой Нисикава Дзёкэна появился труд Исикава Томоиобу  «Атлас мира» («Банкоку сокай дзу»), вышедший в Эдо в 1708 г. В том же году Хаяси Сихэй издал «Три страны» — географическое сочинение о Корее, Рюкю, Хоккайдо. Три из пяти карт в этом сочинении имеют отметки о широте или долготе. В 1720 г. вышло «Иллюстрированное географическое и этнографическое описание 42 стран» («Ёндзюни-коку дзимбуцу дзусэцу») Нисикав'а Дзёкзна. Это этнографический очерк, в котором даются характеристики представителей обоего пола 42 «варварских», т. е. иноземных, стран (в том числе Китая) с иллюстрациями, часто весьма фантастическими. В конце XVIII в. возрастает интерес к территориям, лежащим к северу от Японии. В 1786 г. Могами Токунай обследовал Курильские острова, в следующем году Хонда Тосиаки путешествовал по Сахалину, Приморью, Камчатке. В 1791 г. Могами Токунай установил, что Сахалин — остров. В 1808—1809 гг. Мамия Риндзо совершил поездку по Сахалину и Амуру.

       Искусство измерения и составления детальных  топографических карт не было известно до первой половины XVIII в., когда в Японию проникли китайские переводы руководств по описанию и картографированию, написанные иезуитами в Китае.

       Японская  география XVIII в. пополняется рядом технических новшеств. Немалую роль в составлении географических описаний и карт Японии сыграла математика. Многочисленные и разнообразные измерения проводились во всех уголках страны. В сочинении Ёродзуя Токихару «Кику бунто сю» (1722 г.) описывалось устройство измерительного прибора, состоящего из деревянной рамки, укрепленной на длинной дощечке. Дощечка и стороны рамки были размечены; на горизонтальной стороне рамки вмонтирован уровень; вдоль вертикальных стенок повешены отвесы — наподобие современной алидады — угломерной подвижной линейки со зрительной трубой. В 1735 г. Хосои Ко-таку составил «Свод правил по измерению земельных площадей» («Тиики дзухо тайдзэн»), где детально описал технику измерения площадей и составление карт, главнейшие измерительные приборы и инструменты. В 1763 г. он сконструировал нивелир, который и применялся при измерении поверхности почвы.

       В первой четверти XVIII в. в Японию проникают октант и несколько позже секстант. Однако они стали известны лишь немногим, и до конца XVIII в. на картах отсутствовали широта и долгота. На основании этих 'измерений в 1719 г. Татэбэ Ка-тахиро составил «Полный атлас Японии» («Нихон содзу»), потребовавший четырех лет труда.

       Новый период картографии Японии открывается  топографи-134 ческой картой Нагакубо Гэнсю (Сэкисуй) — «Атлас Японии с расстояниями по поверхности» («Нихол ёти ротэй дзэндзу»), появившийся в 1774 г. На этой обзорной карте всей Японии рны расстояния между городами. Впервые меридианы употреблены в их проекции, выдержанной в масштабе, устранен чисто декоративный элемент и значительно увеличено число географических названий. Масштаб карты 1 : 1 300 000.

       Ино Тюкэй (Тадатака) в 1800 г. предложил правительству составить карту страны по методу маршрутных съемок. Карты того времени пестрели ошибками. Так, Японские острова даже на европейских картах простирались за 15° вместо  12°. Получив согласие, он в 1814 г. представил образцы трех видов карты Японии. В полевой работе ему помогали 13 человек. Он вроиэвел ИЗО измерений широты и долготы различных пунктов, при измерении пользовался квадрантом, компасом, линей-|ой, визиром для звезд, шестами, закрепляющими установку на румб, маятниковыми  часами, прибором для наблюдения затмений, прибором для определения долготы, магнитом, особым приспособлением на колесах для измерения больших расстояний; некоторые из этих приборов — его собственной конструкции. Обследование охватило огромную территорию, и ошибки в измерениях были редки и не превышали 2—5'. После его смерти ученики продолжили  работу, и в 1821 г. «Атлас моря и суши Великой Японии» («Дай Нихон энкай ёти дзу»)   увидел свет. Он содержал  214 больших карт  (масштаб = 1:36 000), восемь средних (масштаб = 1:216 000), три мелких.  Атлас 1905 г. основывался на картах Ино Тюкэя.

       Химия

       Очень большие изменения происходят в  химии, которая постепенно стала осмысляться японцами   как самостоятельная наука.

       В 1605 и 1613 гг. делаются попытки использовать нефтяной газ. В 1623 г. выходец с островов Рюкю изготовил нерафинированный «черный» сахарный песок, а в 1662 г. уже получили белый Сахарный песок. В 1856 г. с помощью европейцев был построен сахарный завод.

       Много внимания уделяется стеклу. В 1654 г. научились изготовлять красное стекло, добавляя в него золото; изготовляли хрусталь, граненое стекло; из него делали очки и утварь. В конце XVIII — начале XIX в. был изготовлен рефлектор. В 1854 г. открывается стеклодувный завод, в 1861 г.— еще один, по европейскому образцу.

       В XIX в. появляется ряд работ по химии. Прикладной химии и ряду других естественных наук посвящена книга Ситоми Кувэнгэцу «Продукты гор и моря» («Санкай мэйбуцу дзукай»), написанная в 1799 г. Первый ее том посвящен горному делу и металлургии. Во втором томе речь идет о добыче синей и зеленой красок, железного купороса, птичьего клея, обжиге древесного угля, пилке леса, сортах чая и его приготовлении, переработке сельскохозяйственной продукции. В третьем томе рассказывается об изготовлении деревянной утвари, о конструкции каменных мостов, о производстве бумаги, сборе морских ракушек и водорослей, выделке парчи и шелка, конфет и сладостей, черепицы, получении морской соли, сахара. В четвертом томе говорится об изготовлении продуктов питания и бытовых поделок. Пятый том описывает сорта рыбы испособы ее ловли.

       Химия как теоретическая наука возникла в Японии в начале XIX в. В 1829 г. японский ученый Удагава Ёан перевел с Голландского языка «Руководство по химии» («Химия кайсо»), Хоторое, в свою очередь, являлось компилятивной работой, переведенной на голландский с немецкого. Одновременно в 1851—1852 гг. пристально изучаются практические достижения европейцев в химии: в отбелке шелка и хлопчатобумажной материи, в получении кислот, спирта, стекла, сахара.7                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Целью данной курсовой работы являлось исследование японской культуры и науки XVII – I пол. XIX вв.

       Были  реализованы следующие задачи:

    1. Провести отбор литературы по данной теме.
    2. Охарактеризовать социально-экономические и политические особенности периода.
    3. Провести исследование культуры и науки Японии данного периода.

       Культурная  жизнь токугавской эпохи отличалась сложностью. Именно в этот период возник тот облик национальной культуры Японии, который стал известен всему миру и во многих своих проявлениях сохранился до наших дней. Именно в XVII— I пол. XIX вв. углубилось отставание дальневосточной науки от европейской, но в то же время наметилась неуклонная тенденция к сближению японской науки и культуры с мировой.

       Для художественной жизни позднефеодальной Японии характерны резкие контрасты. Традиции средневековья в период Токугава утрачивают свое единство. Существование полярных тенденций выявилось в архитектуре и живописи,  благодаря городскому населению, поизошли изменения в литературе и театральном искусстве.

Информация о работе Культура и наука Японии XVIII - I половины XIX века