Культура и наука Японии XVIII - I половины XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование японской культуры и науки XVII – I пол. XIX вв.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной теме.
2. Охарактеризовать социально-экономические и политические особенности периода.
3. Провести исследование культуры и науки Японии данного периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА........................................5
Социально-экономическое положение ........................................................5
Политическая ситуация .................................................................................7
ГЛАВА II. КУЛЬТУРА И НАУКА XVII – II пол. XIX вв. ................................9
Культура и искусство ....................................................................................9
Наука..............................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................41

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Японии.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

       Художник  Огата Корин рисовал один несложный  сюжет (осенние травы и цветы) на всей поверхности платья, используя светотень. Такая техника требовала большого художественного вкуса мастера. Каждый кусок ткани или одеяние было отдельным, самостоятельным произведением искусства.

       Изделия из фарфора

       В XVII—XVIII вв. в Японии развивается   производство фарфора. Сочетание подглазурной и   надглазурной   росписей  (с двойным обжигом) придало японскому фарфору большое художественное звучание. Одним из крупнейших мастеров фарфорового производства Японии был Сакаида Какиэмон. Именно р во второй четверти XVII в. добился крупных успехов в надглазурной росписи. С середины века его мастерские в Арита становятся центром производства фарфора в Японии. Его потомки работают в Японии и в настоящее время. Здесь обжигали фарфор «парчового семейства» (нисикитэ), причем роспись наносили красными, зелеными и синими   красками на белую глазурованную поверхность изделия, а также фарфор «подглазурного парчового семейства» (сомэ нисикитэ) — в этом случае рисунок накладывали оксидированными кобальтовыми красками под глазурь. Форма сосудов была иногда китайская, но мотивы росписей, разбросанных   по сосуду, японские. В печах Имари близ Арита обжигался глазурованный фарфор с цветной росписью и текстильным орнаментом. Фарфор Арита, или Хидзэн, вначале   поступал на внутренний рынок,  вывоз его за Границу был запрещен,  но в середине  XVII в. он стал экспортироваться в Европу.

       В Макаваси на о-ве Хирадо с 1657 г. выпускали  керамику для подарков сегуну и даймё. Это была лучшая японская керамика. Ею распоряжалось правительство; она не поступала даже на внутренний рынок. Необычайна тонкость изделий — они сделаны как будто из яичной скорлупы. Сосуды украшали росписью подглазурным кобальтом.

       Под влиянием мастерских провинции Хидзэн, используя их производственные секреты, на короткое время со второй половины и до конца XVII в. расцветают мастерские в Кокутани (префектура Исикава). Они выпустили много крупных блюд в китайском и японском стиле. Рисунок нанесен размашисто, кистью, иногда изображены условные фигуры. Темно-красная, зеленая, синяя, желтая, пурпуровая глазури наложены толстым слоем. Эти мастерские существовали долгое время, но впоследствии утратили свое художественное значение.

       Если  Сакаида Какиэмон был новатором  в технике расписного фарфора, то Нономура Нинсэй (около 1650 г.) совершил переворот в создании высокохудожественного расписного фарфора. Он умело сочетал формовку на гончарном круге и вручную, добиваясь исключительно изящных форм сосудов. Глазурь керамики он покрывал тонкой правильной сеткой трещин, жемчужный фон украшал росписями, цветными эмалями и золотом. Он первым стал применять золото и серебро при росписи по фарфору. Его мастерские в Миморо (Киото) стали центром производства фарфора этого вида.

       В конце XVII в. в художественных вкусах произошли существенные перемены. Строгость, простота форм и рисунка, сдержанность колорита уступили место утонченности, изощренности. Керамика приобрела сложные, почти скульптурные очертания. Сквозь глазурь просвечивает прихотливый резной рисунок. Применяли тонкую гравировку, сделанную как бы щеткой. В Государственном музее искусства народов Востока находится курильница, выполненная в этот период. Она украшена скульптурным изображением мифического льва — «собаки будды».

       На  острове Кюсю в пров. Хидзэн также развилось фарфоровое   производство. Появление китайского фарфора   в конце XVII — начале XVIII в. оказало на него сильное влияние. На о-ве Кюсю работал знаменитый   Дзэнгоро,   которого даймё острова вызвал из Киото. Он применял технику «трех цветов» (сансай), которая была распространена в XVII в. в Китае. Чтобы глазури не смешивались, их наносили на сосуд, разделенный перегородками и выемками. В провинции Хидзэн стали выпускать фарфор,   пожалуй  самый  высококачественный  за  всю историю фарфорового производства Японии. Сосуды лепили из тончайшей глины чрезвычайно утонченной формы. Красная, зеленая и желтая глазури необычайно ярки. Хидзэн прославился расписными фарфоровыми блюдами. С конца XVIII в. на некоторых изделиях из Хидзэна можно заметить следы европейского влияния. Голландские мотивы в росписях   особенно чувствуются на продукции новых   печей Киёмидзу, Авата, Банко, Анто и т. д.

       В первой четверти XIX в. в районе Киото начинают производить «чайники» для приготовления чая — важной процедуры чайной церемонии. Фарфоровые сосуды-чайники покрывают эмалью, а также золотым порошком, который рассеивают по поверхности сосуда. Успех печей в окрестностях Киото и в Хидзэн послужил толчком к развитию ряда провинциальных печей.

       Нэцкэ

       В XVII—XIX вв. большое распространение получила миниатюрная скульптура нэцкэ (2—10 см) из дерева, кости, ценного камня, фарфора, характерная только для Японии. Это род пуговицы, при помощи которой к поясу прикреплялись трубка, кисет, коробочка с печатью, веер. Расцвет нэцкэ связан с ростом третьего сословия: интеллигенции, торговцев, богатых ремесленников.

       Ранние  нэцкэ (мандзю) имели вид лепешки. Другой вид нэцкэ - кагамибута — получил свое название вследствие сходства с японским бронзовым зеркалом. С XVII в. пользовались фигурами нэцкэ с основанием в виде печати — из цветных камней, черепахи, перламутра, золота, дерева, пасты. Тематика нэцкэ связана с жизнью народа, фольклором и уфологией. Часто встречается маска веселой полной женщины, покровительницы веселья и новогодних торжеств Амано Удзуэ. Бога богатства Дайкоку вырезали с колотушкой, с помощью "Второй он добывает различные блага. Бога мудрости и долголетия Фукуроку обычно сопровождала черепаха — символ долговечности. Бога Дзюро (покровителя науки)  изображали на коне со свитком-декретом о всеобщем благополучии. Комическим персонажем являлся бог торговли и рыболовства — Эбису. Егo представляли верхом на карпе с удочкой в руках.

       Встречаются героические персонажи, совершающие те или иные подвиги. Сюжеты черпали из сказок и фольклора. Частый персонаж нэцкэ — барсук-тануки, которого наделяли сверхъестественным могуществом. По народным преданиям, в человека могут вселиться дьявольские лисы. Одержимых лисой изображали в нэцкэ в мученических позах с лисой на груди. В нэцкэ отразились сюжеты сказок о подводном царстве и драконах. Встречаются нэцкэ на тему буддийских сказаний, например воплощена в нэцкэ фигура буддийского подвижника Дарума, который, по легенде, в отчаянии обрезал свои ресницы из-за того, что заснул после долгой молитвы. Будда посеял их и вырастил чайное дерево, листья которого разгоняют сон. Нередки нэцкэ, Изображающие животных и растения: тигра — олицетворения мощи, кур — охранителей храмов, черепахи, обвитой змеей, — символа севера, персика — символа долголетия, сосны, бамбука — символов счастья. Самая распространенная тема жанровых нэцкэ XVIII в. — жизнь города: резчик над гравировальной доской, продавец пищи с палочками, художники, актеры, фокус|ники и т. д.

       Имена мастеров нэцкэ не всегда известны. Крупнейшим мастером был Мива — резчик по дереву. Одним из замечатель|ных его произведений является изображение народной поэтессы XVII в. Ононо Комати. По преданию, некогда красивая женщинa, признанная при дворе поэтесса, впала в немилость и, бродя по дорогам, обращалась к путникам со стихами о бренности земного. Мастер тонко передал взволнованность души и напряженность мыслей старой женщины в момент, когда угасает ее жизнь. Широко известны имена мастеров конца XVIII - XIX в. — Мадзанао, Томотада. Они изображали рыбаков, актеров, крестьян, животных; в творчестве Ико получила развитие тема города и его тружеников.6 

       2.2. Наука

       Математика и физика.

       В XVII — первой половине XIX в. основные математические работы осуществлялись в Эдо и отчасти в Осака. В математике преобладал теоретический уклон, хотя и весьма специфичный, как будет видно из дальнейшего. Представители прикладной математики обосновались в Осака, где жил и работал математик Ино Тадатака.

       Обучение  математике не отличалось систематичностью. Учитель предлагал ученикам задачи, и ученики сами должны были справляться с ними.   Поэтому только высокоодаренные люди доходили до изучения высшей математики. Изучение математики было кастовым занятием. Овладеть ею можно было, лишь обучаясь у крупных ученых, имевших школы. Все эти школы ревниво оберегали свое влияние, тем самым сужая его границы. Исключение составляла лишь школа Сэки Такакадзу, державшаяся не столь замкнуто. Правда, делались попытки пропаганды математических знаний. Еще Тоётоми Хидэёси, желая поднять уровень математических знаний в стране, послал Мори Сигэёси учиться математике в Китай; тот пробыл в Китае несколько лет и по возвращении обосновался в Киото, где открыл частную школу. В 1630 г. было создано училище для правительственных чиновников (Кобункан), в котором стали преподавать математику.

         Упомянутый Мори Сигэёси был автором первого оригинального японского   сочинения   по   математике   «Основы   метода кидзё»   («Кидзё  ранее»), написанного  около   1625 г. и ныне утраченного. В этом сочинении он излагал способы действия на счетах, которые вывез из Китая, особенно деление. Это особые счеты, называемые в Японии соробан. Внешне они очень похожи на европейские, имеют 21 прутик с шестью костяшками на каждом, из них одна находится за перегородкой наверху. Сложение, вычитание и умножение производятся на этих счетах так же, как на бумаге. Деление совершается двумя способами: либо с использованием особых приемов запоминания, т. е. так же, как на бумаге, — это и есть метод кидзё, описанный Мори Сигэёси в его труде, либо при помощи таблицы умножения — метод сёдзохо, или камэйдзан, разработанный Момокава Масацугу (Камэи) несколько позднее, в 1645 г.

       В середине XVII в. в Японию через голландцев проникают европейские математические познания и книги. Но так как даже переводчикам было запрещено учить латинский алфавит и читать голландские книги, то очень долго в Японии никто не мог читать иностранных книг по математике.

       Следующий период развития математической мысли в Японии открывается пересмотром теории кругов, осуществленным Адзима. Адзима Наонобу (1739—1798) был одним из крупных математиков Японии. Предание повествует, что свою реформу (приложение интегрального исчисления к определению площади круга) он разработал еще в ученические годы. Желая высчитать длину окружности и площадь круга, он проводил два диаметра и две хорды, затем вписывал в круг длинные и узкие прямоугольники, длинная сторона которых была перпендикулярна хордам. Длина крайних перпендикуляров высчитывалась по теореме Пифагора, длина всех остальных перпендикуляров — при помощи теоремы бинома. Далее он вычислял длину одной из четырех дуг, площадь одного из четырех сегментов и площадь центрального прямоугольника. Выведенные им формулы были справедливы и для вычисления длины окружности площади эллипсовидных фигур. Адзима провел большую работу го замене слов в формулах условными обозначениями, смысл которых ой предварительно объяснял; усовершенствовал метод определения сходимости бесконечных  дробей; в 1794 г. открыл способ нахождения линии пересечения двух заданных поверхностей, а также площади и объема двух пересекающихся тел.

       Фудзита Садасукэ (1734—1807) известен как крупный математик, талантливый педагог и популяризатор. У него было не-рколько сотен учеников. Он пересмотрел, дополнил и проиллюстрировал ряд математических законов, теорем и формул, известных до него. В 1779 г. он выпустил «Избранную Математику» («Сэйё сампо») — своеобразную математическую хрестоматию. В своем сочинении Фудзита выделил три рода математики: 1) прикладную, применимую в повседневной жизни; 2) теоретическую, или основную, не находящую применения в повседневной жизни; 3) занимательную. В 1796 г. Маруяма Рёгэн предложил новый способ извлечения квадратных корней. А после смерти Адзима Наонабу в 1798 г. остается «Нетленная математика» («Фукю сампо»), где автор выдвигает свой вариант теории кругов.

       В 1832 г. Утида Кё (Гокан) составил логарифмические  табя лицы и объяснения к ним, которые были опубликованы его учеником Кондо Сюки в 1844 г. В следующем году Кикути На гаёси написал книгу «Основы интегрального исчисления! («Сампо сэйсу кигэн сё»), где впервые подробно излагалось; интегральное исчисление. В 1857 г. Янагава Сюндзо выпустил «Основы европейской математики» («Ёсан ёхо»).                                                                                                                                                                                                                                                                     

       В XVII в. пробуждается интерес к физике, особенно к учению о магните и электричестве, о которых японцы узнали от европейцев. В 1657 г. изготовлен более совершенный компас, а в 1687 г. появляется одно из ранних сочинений о компасе. В 1813 г. выходит уже специальный труд «О магните» («Дзисяку рон»), а в 1815 г.— о земном магнетизме и магнитах.

       В 1765 г. Гото Рисюн выпустил «Беседы  о рыжеволосых» (т. е. о европейцах) («Комодан») — первую в стране книгу  об электрических явлениях, а в 1767 г. издал труд «Гром и молния» («Райсин ки»). В 1804 г. была создана электрическая машина.

       В 1826 г. Аоти Ринсо написал «Общую физику» («Кикай канран тигаку сёсо») — первую японскую книгу по физике.

       Астрономия

       Появление в середине XVI в. европейцев оживило в Японии интерес к астрономии как основе навигации. В 1612 г. астрономы наблюдали лунное затмение в Нагасаки. Результаты этого наблюдения в течение 200 лет служили для приблизительного определения широт в Японии.

       Наступление периода изоляции свело к минимуму знакомство японских астрономов с достижениями европейских коллег. В 1634 г. у одного из европейцев, спасшихся во время кораблекрушения у берегов Японии, оказалась португальская книга по астрономии. Судьба ее любопытна и примечательна. Губернатор   Нагасаки   поручил   натурализовавшемуся   португальцу Хр. Ферейра перевести ее на японский язык. Тот сделал перевод латинскими буквами. Лишь спустя десять лет ученым Мукаи Гэнсё латинская транслитерация была заменена иероглифической и рукопись, названная «Объяснение неба и земли» («Кэнкон бэнсэцу»), была снабжена комментарием. В книге утверждалось, что земля круглая, а окружность ее, разделенная на 360°, устанавливалась в 16 200 ри (т. е. 64 800 км), по 45 ри в Г. Этот труд имел хождение в списках и явился первым европейским   трудом по астрономии, переведенным в Японии (1650 г.). Характерно, что авторы   рукописи и комментария к ней принадлежали к разным научным школам. Автор оригинала базировался на аристотелевской теории четырех элементов, а комментатор —на учении о инь и янь и китайской теории пяти стихий. Большинство читателей списков склонялись в пользу аргументации автора рукописи. Это говорит прежде всего о том, что  традиционная  китайская  натурфилософия  как  научное мировоззрение  изжила  себя и не выдержала  натиска  почти столь же древней,   но неизвестной в Японии  теории  Аристотеля.

Информация о работе Культура и наука Японии XVIII - I половины XIX века