Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование японской культуры и науки XVII – I пол. XIX вв.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной теме.
2. Охарактеризовать социально-экономические и политические особенности периода.
3. Провести исследование культуры и науки Японии данного периода.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА........................................5
Социально-экономическое положение ........................................................5
Политическая ситуация .................................................................................7
ГЛАВА II. КУЛЬТУРА И НАУКА XVII – II пол. XIX вв. ................................9
Культура и искусство ....................................................................................9
Наука..............................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................41
АСТРАХАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИЕТ
Курсовая работа
На тему: «Культура и наука Японии
XVII – I пол.
XIX вв.»
Выполнил:
Студент гр. ИС-31
Попов С.
Проверила:
Балашова
Ю.А.
Астрахань 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
..............................
ГЛАВА
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА.......................
ГЛАВА
II. КУЛЬТУРА И НАУКА XVII – II пол. XIX вв. ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является исследование японской культуры и науки XVII – I пол. XIX вв.
Задачи:
Актуальность данной темы заключается в том, что японская культура и наука периода Тогугава, или Эдо (XVII – I пол. XIX вв.) является уникальным явлением, характерным только для Японии и неотъемлемой частью мировой культуры.
В
1603 г. с приходом к власти династии
Токугава в истории Японии начинается
новый этап, по сути завершающий историю
японской феодальной культуры. Названный
Эдо, или Токугава (по наименованию новой
столицы и правящей династии сегунов),
этот сложный и противоречивый, кризисный
для феодализма период стал вместе с тем
порой расцвета целого ряда явлений в
области культуры и науки, тесно связанных
с жизнью японских городов. Хотя сегуны
Токугава с 1639 г. пресекают отношения Японии
с иностранными державами, внутренние
процессы не приостанавливаются. Бурно
растут японские города, несмотря на сословный
гнет, множатся благосостояние и авторитет
купечества. Наряду с такими старыми культурными
очагами, как Киото, развивающими традиции
предшествующей поры, на авансцену выдвигаются
торговые города – Нагасаки, Осака, Сакаи.
Духовным центром страны становится столица
Эдо (современный Токио) с ее активным
торгово-ремесленным населением, формирующим
новые этические и эстетические нормы.
Мировоззрение пробивающего себе дорогу
третьего сословия отличает мирское восприятие
явлений жизни, стремление высвободиться
из-под влияния феодальной морали. Эти
качества ощутимы в новых видах и жанрах
искусства, таких как театр Кабуки, гравюра
укле-э и др. Начинает в этот период развиваться
и японская наука. В значительной части
отраслей науки это произошло под влиянием
европейских знаний, в частности голландских.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА
Сегунатом была установлена новая сословная система си-но-ко-се, где си было представлено самурайством, но – крестьянством, ко – ремесленниками и се – торговцами. Самурайский слой (си) занимал высший уровень социальной иерархии. Верхняя часть дворянства была представлена сегуном и его ближайшим окружением. Окружение императора (микадо) составляла аристократическая знать кугэ, не имевшая земель, поэтому не обладавшая достаточно политическй силой. Остальная часть феодалов относилась к категории букэ, которые в свою очередь делились на на владетельных (дайме) и рядовых дворян (буси). Феодльные князья делились на категории согласно доходам – по количеству собранного в их владениях риса (рис был основным мерилом ценностей).Класс феодалов составлял 10% населения. Земли в Я пони были как государственные (владения сегуна), так и частные (владения князей, храмов и монастырей). Крестьяне вели самостоятельное хозяйство на правах наследственного держания. Характерной чертой феодальных отношений в Японии было отсутствие открытых форм крепостничества. Феодал не мог продать или купить крестьянина, хотя и существовала личная зависимость – прикрепление к определенному феодальными властями участку земли. Основной формой землепользования была аренда. Господствующую форму повинностей получила натуральная рента – оброк, но иногда феодал взимал ее деньгами.
Городское население, не принадлежавшее к господствующему феодальному классу, занимало последние ступени токугавской сословной системы (ко – ремесленники, се – торговцы). Юридически оно имело меньше прав, чем остальные сословия, но экономическая сила богатых купцов и ремесленников обеспечивала им возрастающее влияние в обществе. Оба социальных слоя были связаны с обслуживанием феодального класса, включая дайме, и сегунат, используя денежные накопления богатого городского населения, стремился опереться на него для укрепления феодального режима.
Торговый капитал, содействуя укреплению связей между отдельными районами, начинает постепенно вмешиваться в ремесленное производство. Купец-скупщик снабжал ремесленников сырьем, скупал готовые изделия. Выступая посредником между ремесленником и рынком, он диктует, что производить, какого качества, в каком количестве. Скупая, например, хлопок в Кюсю, купец раздавал его прядильным цехам в Осака, готовую пряжу передавал красителям и ткачам. Ремесленники, таким образом, уже не производили весь продукт, а специализировались на отдельном процессе, все больше подчиняясь купцу. На базе на дому и ремесленного производства в отдельных отраслях в начале XVII в. возникают мануфактуры – первичные формы капиталистического предпринимательства.
Деятельность ремесленников определялась еще более сторгими регламентациями и контролем. Они по профессиональному признаку образовывали цехи (дза), которые обладали четкой иерархией и правом наследовать занятие цеховым ремеслом. Правительство предоставляло цехам определенные привилегии и защищало их профессиональную монополию. Вместе с тем, используя цехи как объект поборов, оно осуществляло постоянное давление на них – вводило различные ограничения и скрупулезный надзор за выпускаемыми товарами и их сбытом. Купцы и ремесленники пытались восполнить изъяны правового статуса созданием гильдий и цеховых организаций. Возрастающее экономическое могущество торгово-ростовщического капитала привело к изменению его правовых позиций – сегунат вынужден был официально признать существование кабунакама – мощных компаний, полностью контролирующих рынок, устанавливающих цены и спекулирующих на рисе, охватывающих в городах все разнообразие видов производства и услуг. Для правительства признание кабунаками было невыгодно, так как оно теряло право на конфискацию богатств купеческих фамилий. Но оно вынуждено было это сделать, так же как подтвердить право торговцев, освоивших в XVIII в. целинные земли,стать владельцами новых земельных владений, то есть признать дальнейшее усиление формирующейся буржуазии.1
Сегунат Токугава объединил под своей властью всю Японию, создал сильное и централизованное правительство, обеспечив мир на два столетия. В руках сегуна была сосредоточена фактическая власть. Микадо, живший в старой столице Киото, осуществлял только религиозные и церемониальные функции. Политический режим, установленный токугавской династией, имел целью создание и сохранение стабильного социального порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия (самураев) и подчиненном положении всех остальных слоев населения, порядка способного устоять как перед опасностью чужеземных завоеваний, так и перед крестьянскими восстаниями. В 1639 г. японцам окончательно было запрещено покидать страну, а европейцам приезжать в нее: начался 215-летний период изоляции. Он был вызван боязнью усиления влияния иностранцев, роста разных сепаратистских настроений в юго-западных княжествах, распространения христианства, подрывавшего устои официальной религии и конфуцианства. Изоляция была несколько смягчена допущением в порт Нагасаки строго ограниченного числа торговых голландских кораблей, а в 1720 г. разрешением ввоза европейской литературы (кроме религиозной).
Власть Токугава и всего созданного ими режима держалась на трех чрезвычайно важных, установлениях: на политике по отношению к самим дайме, на их территориальных мероприятиях, и на их брачной политике. Политика в отношении дайме была основана из стремления всячески не допускать усиления какого-либо владетельного дома, постоянно иметь над ним надзор, не предоставлять его и его удел самим себе, но держать в своих руках, не давая это чувствовать постоянно изо дня в день, но напоминая об этом изредка, когда это было нужно. С другой стороны, Токугава неуклонно стремились приучать дайме к идее централизованного государства, привить им вкус и привычку к общеполитическим, а не только к своим феодальным интересами проблемам. Это делалось для того, чтобы оберечь страну от местных восстаний, а также и для того, чтобы на случай такового в распоряжении центрального правительства оказывались бы ценящие централизующий режим сторонники из тех же феодалов.
Второй
основой могущества Токугава и всего
центрального правительства явилась
система распределения
Третьим
средством явилась
ГЛАВА II. КУЛЬТУРА И НАУКА XVII – II пол. XIX вв.
2.1. Культура и искусство
Архитектура
С установлением власти
Информация о работе Культура и наука Японии XVIII - I половины XIX века