Культура и наука Японии XVIII - I половины XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование японской культуры и науки XVII – I пол. XIX вв.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной теме.
2. Охарактеризовать социально-экономические и политические особенности периода.
3. Провести исследование культуры и науки Японии данного периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА........................................5
Социально-экономическое положение ........................................................5
Политическая ситуация .................................................................................7
ГЛАВА II. КУЛЬТУРА И НАУКА XVII – II пол. XIX вв. ................................9
Культура и искусство ....................................................................................9
Наука..............................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................41

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Японии.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

АСТРАХАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему: «Культура и наука Японии

XVII – I пол. XIX вв.» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент гр. ИС-31

Попов С.

Проверила:

Балашова  Ю.А. 
 

Астрахань 2006

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА........................................5

    1. Социально-экономическое положение ........................................................5
    2. Политическая ситуация .................................................................................7

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА И НАУКА XVII – II пол. XIX вв. ................................9

    1. Культура и искусство ....................................................................................9
    2. Наука..............................................................................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................39

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

       Целью данной курсовой работы является исследование японской культуры и науки XVII – I пол. XIX вв.

       Задачи:

    1. Провести отбор литературы по данной теме.
    2. Охарактеризовать социально-экономические и политические особенности периода.
    3. Провести исследование культуры и науки Японии данного периода.

       Актуальность  данной  темы заключается в том, что японская культура и наука периода Тогугава, или Эдо (XVII – I пол. XIX вв.) является уникальным явлением, характерным только для Японии и неотъемлемой частью мировой культуры.

       В 1603 г. с приходом к власти династии Токугава в  истории Японии начинается новый этап, по сути завершающий историю японской феодальной культуры. Названный Эдо, или Токугава (по наименованию новой столицы и правящей династии сегунов), этот сложный и противоречивый, кризисный для феодализма период стал вместе с тем порой расцвета целого ряда явлений в области культуры и науки, тесно связанных с жизнью японских городов. Хотя сегуны Токугава с 1639 г. пресекают отношения Японии с иностранными державами, внутренние процессы не приостанавливаются. Бурно растут японские города, несмотря на сословный гнет, множатся благосостояние и авторитет купечества. Наряду с такими старыми культурными очагами, как Киото, развивающими традиции предшествующей поры, на авансцену выдвигаются торговые города – Нагасаки, Осака, Сакаи. Духовным центром страны становится столица Эдо (современный Токио) с ее активным торгово-ремесленным населением, формирующим новые этические и эстетические нормы. Мировоззрение пробивающего себе дорогу третьего сословия отличает мирское восприятие явлений жизни, стремление высвободиться из-под влияния феодальной морали. Эти качества ощутимы в новых видах и жанрах искусства, таких как театр Кабуки, гравюра укле-э и др. Начинает в этот период развиваться и японская наука. В значительной части отраслей науки это произошло под влиянием европейских знаний, в частности голландских. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

    1. Социально-экономическое положение

       Сегунатом была установлена новая сословная  система си-но-ко-се, где си было представлено самурайством, но – крестьянством, ко – ремесленниками и се – торговцами. Самурайский слой (си) занимал высший уровень социальной иерархии. Верхняя часть дворянства была представлена сегуном и его ближайшим окружением. Окружение императора (микадо) составляла аристократическая знать кугэ, не имевшая земель, поэтому не обладавшая достаточно политическй силой. Остальная часть феодалов относилась к категории букэ, которые в свою очередь делились на на владетельных (дайме) и рядовых дворян (буси). Феодльные князья делились на категории согласно доходам – по количеству собранного в их владениях риса (рис был основным мерилом ценностей).Класс феодалов составлял 10% населения. Земли в Я пони были как государственные (владения сегуна), так и частные (владения князей, храмов и монастырей). Крестьяне вели самостоятельное хозяйство на правах наследственного держания. Характерной чертой феодальных отношений в Японии было отсутствие открытых форм крепостничества. Феодал не мог продать или купить крестьянина, хотя и существовала личная зависимость – прикрепление к определенному феодальными властями участку земли. Основной формой землепользования была аренда. Господствующую форму повинностей получила натуральная рента – оброк, но иногда феодал взимал ее деньгами.

       Городское население, не принадлежавшее к господствующему  феодальному классу, занимало последние ступени токугавской сословной системы (ко – ремесленники, се – торговцы). Юридически оно имело меньше прав, чем остальные сословия, но экономическая сила богатых купцов и ремесленников обеспечивала им возрастающее влияние в обществе. Оба социальных слоя были связаны с обслуживанием феодального класса, включая дайме, и сегунат, используя денежные накопления богатого городского населения, стремился опереться на него для укрепления феодального режима.

       Торговый  капитал, содействуя укреплению связей между отдельными районами, начинает постепенно вмешиваться в ремесленное производство. Купец-скупщик снабжал ремесленников сырьем, скупал готовые изделия. Выступая посредником между ремесленником и рынком, он диктует, что производить, какого качества, в каком количестве. Скупая, например, хлопок в Кюсю, купец раздавал его прядильным цехам в Осака, готовую пряжу передавал красителям и ткачам. Ремесленники, таким образом, уже не производили весь продукт, а специализировались на отдельном процессе, все больше подчиняясь купцу. На базе на дому и ремесленного производства в отдельных отраслях в начале XVII в. возникают мануфактуры – первичные формы капиталистического предпринимательства.

       Деятельность  ремесленников определялась еще  более сторгими регламентациями и контролем. Они по профессиональному признаку образовывали цехи (дза), которые обладали четкой иерархией и правом наследовать занятие цеховым ремеслом. Правительство предоставляло цехам определенные привилегии и защищало их профессиональную монополию. Вместе с тем, используя цехи как объект поборов, оно осуществляло постоянное давление на них – вводило различные ограничения и скрупулезный надзор за выпускаемыми товарами и их сбытом. Купцы и ремесленники пытались восполнить изъяны правового статуса созданием гильдий и цеховых организаций. Возрастающее экономическое могущество торгово-ростовщического капитала привело к изменению его правовых позиций – сегунат вынужден был официально признать существование кабунакама – мощных компаний, полностью контролирующих рынок, устанавливающих цены и спекулирующих на рисе, охватывающих в городах все разнообразие видов производства и услуг. Для правительства признание кабунаками было невыгодно, так как оно теряло право на конфискацию богатств купеческих фамилий. Но оно вынуждено было это сделать, так же как подтвердить право торговцев, освоивших в XVIII в. целинные земли,стать владельцами новых земельных владений, то есть признать дальнейшее усиление формирующейся буржуазии.1

    1. Политическая ситуация

       Сегунат Токугава объединил под своей  властью всю Японию, создал сильное  и централизованное правительство, обеспечив мир на два столетия. В руках сегуна была сосредоточена фактическая власть. Микадо, живший в старой столице Киото, осуществлял только религиозные и церемониальные функции. Политический режим, установленный токугавской династией, имел целью создание и сохранение стабильного социального порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия (самураев) и подчиненном положении всех остальных слоев населения, порядка способного устоять как перед опасностью чужеземных завоеваний, так и перед крестьянскими восстаниями. В 1639 г. японцам окончательно было запрещено покидать страну, а европейцам приезжать в нее: начался 215-летний период изоляции. Он был вызван боязнью усиления влияния иностранцев, роста разных сепаратистских настроений в юго-западных княжествах, распространения христианства, подрывавшего устои официальной религии и конфуцианства. Изоляция была несколько смягчена допущением в порт Нагасаки строго ограниченного числа торговых голландских кораблей, а в 1720 г. разрешением ввоза европейской литературы (кроме религиозной).

       Власть  Токугава и всего созданного ими  режима держалась на трех чрезвычайно  важных, установлениях: на политике по отношению к самим дайме, на их территориальных мероприятиях, и на их брачной политике. Политика в отношении дайме была основана из стремления всячески не допускать усиления какого-либо владетельного дома, постоянно иметь над ним надзор, не предоставлять его и его удел самим себе, но держать в своих руках, не давая это чувствовать постоянно изо дня в день, но напоминая об этом изредка, когда это было нужно. С другой стороны, Токугава неуклонно стремились приучать дайме к идее централизованного государства, привить им вкус и привычку к общеполитическим, а не только к своим феодальным интересами проблемам. Это делалось для того, чтобы оберечь страну от местных восстаний, а также и для того, чтобы на случай такового в распоряжении центрального правительства оказывались бы ценящие централизующий режим сторонники из тех же феодалов.

       Второй  основой могущества Токугава и всего  центрального правительства явилась  система распределения феодальных владений. Токугава позаботились о том, чтобы все наиболее важные в полтитческом и стратегическом отношении земли составляли феодальные владения или самих членов правящего дома, или же его верных и исконных слуг. Наряду с этим, Токугава создавали вокруг крупных феодальных владений, принадлежащих иным вассалам, которые могли бы при случае встать в оппозицию, - надежное окружение из владений членов своего собственного дома и зависящих от него феодальных сеньоров. Таким образом, в нужную минуту такой мятежник мог бы быть немедленно изолирован от всей прочей страны и уничтожения силами, в кольце которых он находился территориально.

       Третьим средством явилась установленная  ими система брачных союзов для  своего дома. Токугава постановили, как  правило, заключение брака лишь с  женщинами из фамилий прежних  аристократов, то есть из тех остатков Хэйанской знати, которая составляла «двор» Киотоского монарха. С другой стороны, Токугава стремились и в дома наиболее могущественных феодалов элементы собственной фамилии, выдавая своих дочерей замуж за дайме, а то и заставляя их усыновлять членов дома Токугава. Этим самым укреплялись личные связи между правящей фамилией и прочей феодальной знатью.Таким образом, проведя такую политику, Токугава до того момента, как пробудились новые силы и стала расшатываться сама эта система, власть династии и империи стояла незыблемо.2

       ГЛАВА II. КУЛЬТУРА И НАУКА XVII – II пол. XIX вв.

       2.1. Культура и искусство

       Архитектура

         С установлением власти Токугава  и утверждением конфуцианства  в качестве ведущей идеологии  буддийское храмовое зодчество  окончательно себя изживает. Черты стилистического различия  архитектурных памятников определяются уже не столько принадлежностью к культовым или светским ансамблям, сколько следованием традиции оформления парадных или камерных комплексов. Репрезентативные залы типа сеин, идентичные во дворцах сегунов и монастырях, в XVII веке в равной мере эволюционируют в сторону пышности, укрупнения интерьера. Представление о дворцовой архитектуре периода Эдо дают павильоны и приемный зал монастырского ансамбля Нисихонгандзи в Киото. Просторные сооружения монастыря, со сложными планами, переходами, ассиметричным расположением зданий в пространстве, окружались декоративными садами, соответствующими пышному оформлению интерьеров. Хотя большой приемный зал имел простые и стройные конструктивные элементы, масштабы и пропорции интерьера соответствовали новым декоративным задачам. Погруженное в полусумрак пространство казалось особенно значительным благодаря акцентированию в нем двух частей – передней, разделенной двумя рядами столбов на три нефа, и задней, выделенной приподнятым уровнем пола. Границу между высокой и низкой частью составлял проходящий под потолком декоративный фриз, украшенный тонкой рельефной резьбой по дереву. Стены в глубине этого своеобразного алькова были заполнены яркими росписями с изображениями деревьев, пицц, цветов, жанровых сцен. Их подчеркнутое декоративное решение содействовало зрительному расширению границ интерьера.3

Информация о работе Культура и наука Японии XVIII - I половины XIX века