Культура Древнего Двуречья в I I I-I I тыс. до н.э

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в получении более полного представления о культуре Древнего Двуречья. Для достижения цели реферата рассмотрим ряд задач: охарактеризуем мифологию и религию, рассмотрим особенности архитектуры и искусства, опишем главные литературные памятники, рассмотрим научные достижения и развитие науки в древности, а также школы, библиотеки и архивы.

Содержание

1.Введение.
2.Глава I. Характеристика мифологии и религии.
3.Глава II. Архитектура, скульптура и пластика.
2.1 Архитектура.
2.2 Скульптура и пластика.
4.Глава III. Письменность и литература.
5. Глава IV. Наука.
4.1 Астрономия.
4.2 Математика и медицина.
6. Глава V. Архивы, библиотеки, школы.
5.1 Архивы.
5.2 Библиотеки.
5.3 Школы.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Культура древнего Двуречья.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

       Камень, как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шел только на облицовку, скульптуру, памятные стелы. Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей, глазурованные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневого, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.

     Наносные  почвы Двуречья не выдерживали  больших нагрузок, поэтому крупные  дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах-террасах. На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средством защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки.4 

 Характеризуя  в целом градостроительство Двуречья, следует отметить, что оно выделялось  среди других стран Древнего  мира своим рационализмом и  экономным использованием городских земель, высоким по тому времени уровнем инженерной подготовки территории и крепостного строительства, а также мастерским использованием местного строительного материала. Что же касается роли городов Двуречья в развитии мирового градостроительства, то она была весьма значительной. Многими поколениями строителей городов Ассирии и Вавилонии были решены такие крупные градостроительные задачи, как проблема монументального главного здания города (в виде зиккурата), использование цвета как одного из композиционных средств при формировании городских ансамблей, применение планировочных модулей при разбивке городских территорий и многое другое. Все эти градостроительные достижения в разной степени нашли свое отражение в градостроительстве более поздних эпох и, в частности, в средневековых го-родах Передней и Центральной Азии.

Скульптура  и пластика

. Раннединастический период

        Первые цилиндрические печати появляются в период Убайд в середине 4

тысячелетия до н. э (см. рис 19, 20) , но только в раннединастический период (28—24 вв. до н. э.) они вытеснили все остальные формы. Применение для печати формы цилиндра в конечном счете и обеспечило существование месопотамской глиптики как самостоятельной, своеобразной и важной отрасли изобразительного искусства Двуречья

       В начале 3 тысячелетия до н. э., когда в искусстве появляется образ человека, мы видим и на печатях человек изображается как в сценах явно культового характера — торжественных шествиях, обрядах, выполняемых перед храмом, — так и в быту: доение коров, лепка горшков, занятие ткачеством и т. д. Фигурки на оттисках печатей выпуклы, осязаемы, объемны, прекрасно моделированы. Охотно применяется техника сверления бутеролью (быстро вращающимся инструментом с шариком наконце). Изображения выполнены очень тщательно. Прекрасный образец пластики древнего Двуречья, позволяющий судить о характерных чертах искусства этого времени, представляет собой сосуд, найденный  в  Уруке.

         Раннединастический период в Шумере был периодом становления классового общества с жреческой и аристократической верхушкой во главе, периодом, когда закладывалась идеология этого общества. Все дошедшие до нас скульптуры были либо объектами поклонения — статуями божеств, либо ставились в храмы в качестве магических представителей правителя или другого знатного лица, молящегося в храме. Стремление подчеркнуть, выделить себя из среды простых смертных требовало определенных художественных приемов. Приемы, которыми пользовались до этого шумерские художники, были, как видно, несложны, недостаточно выразительны и в конечном счете привели к искажению естественного человеческого (или божественного) облика.

         Шумерский рельеф представлен  памятниками немногочисленными,  но своеобразными. В отличие от египтян шумерийцы не облицовывали стены своих храмов рельефными панно (сказывался недостаток камня). Рельефные памятники в Шумере представляли собой главным образом небольшого размера доски, палетки, плакетки, сделанные из мягкого камня или глины. Сооружались они в чёсть какого-либо важного события — закладки храма, победы над врагами и т.п.

.        В глиптике раннединастического периода отмечают три художественных стиля, последовательно сменивших один другой.

         Первоначально господствовал так называемый «парчовый стиль».

         Изображения, вырезанные на камне, напоминают узор вышивки (может быть, он действительно связан с тканью). Линии фигур как бы рассеяны по поверхности, образуя непрерывный, одинаковой плотности узор.

         Этот принцип непрерывного узора сохранен и в следующем периоде (вторая четверть 3 тысячелетия до н. э.), однако фигуры кажутся еще более бестелесными. Поверхности их не моделируются вовсе и становятся совершенно плоскими. Сложный, многолинейный рисунок выполнен сухой, безжизненной линией и только очерчивает контуры фигуры. Стиль этот определен как «изобразительно-линейный». Но если «парчовый стиль» жертвовал сюжетом для рисунка, то печати второго периода гораздо более разнообразны, и именно в сюжетном отношении.

        К концу раннединастического периода (2500—2400 гг. до н. э.) явно

наблюдается новый интерес к пластике и моделировке, и стиль его называют «декоративно-рельефным».

       Увлечение моделировкой было характерным для искусства Двуречья более раннего времени. Таким образом, мы снова сталкиваемся с определенным возвращением к прежним стилистическим приемам, которые в сочетании с приемами, разработанными в раннединастический период, — такими, как изокефалия, непрерывность рисунка, — придает изображениям особую выразительность. Большое значение приобретает композиция, основой которой становится разнообразнейшее пересечение фигур.

         Что касается сюжетов изображений,  то совершенно явственно преобладает несколько определенных тем: сцены священного пира, изображение божества, плывущего в фантастической лодке и окруженного фантастическими фигурами (особенно в начале периода), изображения животных и т.д. Особенно разнообразны и необычны по сюжетам памятники времени I династии Ура (26 в. до н. э).

         Кроме глиптики есть еще одна группа памятников, которую можно выделить,

— это изделия металлопластики, большей частью предметы украшения, которые позволяют судить о высокой технике ювелирного искусства в данный период. Наиболее интересные найдены в царских могилах города Ура, и в довольно значительном количестве. Почти все предметы — чаши, кубки, кинжал, шлем, головные украшения выполнены из золота; многие инкрустированы лазуритом и другими полудрагоценными камнями. И все изделия поражают тонкостью чеканки, большим вкусом и изяществом выполнения.

         Совсем иным, более условным, абстрагированным от реальности был подход художника к изображению человека. Особенно это ощущается при сравнении

памятников прикладного  искусства с предметами, связанными с культом, найденными тут же. На так называемом штандарте из Ура изображены сцены войны и победного пиршества, и здесь превалируют условно-канонические изображения человеческих фигур.

        В северных районах Двуречья (то есть севернее центрального шумерского города Ниппура, но в южной части «восьмерки», образуемой Евфратом и

Тигром), там, где население было в основном семитское, хотя по культуре к этому времени шумеризованное, также наблюдается стремление к созданию искаженно-сверхъестественного образа человека, однако оно принимает другие формы. Фигуры не приземисты, а, напротив, неестественно вытянуты, пропорции удлинены. Глаза еще более огромные, чем у статуэток на юге. Многие небольшие каменные статуэтки обработаны так, что кажутся деревянными (особенно это ощущается в трактовке волос и бороды, как бы вырезанных ножом.5

Шумер-Аккад.

       В аккадский период решается проблема размещения на печати надписи.

Надпись на печати изредка появляется и в раннединастическое время, но часто кажется, что это лишь средство заполнить пустое пространство. Надпись же на аккадской печати свободно вливается в композицию, образуя большей частью ее центр. Композиция становится геральдической, что придает фигурам некоторую орнаментальную уравновешенность по сравнению со стремительными, как бы непрерывно движущимися изображениями раннединастического времени. В то же время характерны великолепное пластическое мастерство резчика, точная передача изображаемого. От этого сцены, даже самые фантастические по сюжетам, кажутся реальными — они выполнены так, что осязаем каждый мускул.

         Характерная для аккадских резчиков повествовательность изображения часто позволяет точно определить функцию персонажа.

         В первой половине 3 тысячелетия до н. э. первостепенное значение придавалось религиозно-магическому смыслу изображаемого, что обусловило совершенно иную тематику и манеру изображения. В аккадский же период художественные, эстетические моменты начинают играть большую роль, индивидуальный вкус заказчика (а также и резчика) в большей степени принимается во внимание. К тому же героико-эпические, народные сказочные сюжеты, проникшие в глиптику, как нельзя лучше соответствовали и

героическому  духу аккадского времени.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Письменность и литература.

       Величайшим достижением культуры народов Двуречья явилось создание письменности, зачатки которой появились у шумеров ещё в середине IV тысячелетия до н. э. С зарождением государства, нуждавшегося для управления в более или менее упорядоченной переписке, эти зачатки превратились в подлинное письмо. Начало шумерского письма восходит к рисуночному письму. Письменные знаки, засвидетельствованные древнейшими памятниками, могут быть без труда возведены к их первоначальному рисуночному образу. Эти знаки изображали человека и части его тела, орудия труда, оружие, лодки, животных, птиц, рыб, растения, поля, воды, горы, звёзды и т. д.                                                                                                                                                 Дальнейшее развитие письменности состояло в том, что пиктограммы (знаки-рисунки) превращались в идеограммы, т. е. такие письменные знаки, содержание которых уже не совпадало с их рисуночным образом. Так, например, рисунок ноги стал означать в качестве идеограммы все действия, связанные с ногами, — «ходить», «стоять», даже «носить» и т. д. Шумерское письмо стало развиваться и в другом направлении. Наряду с идеограммами из пиктограмм стали развиваться и фонограммы. Так, пиктограмма горшка для молока получила звуковое значение «га», ибо слог «га» соответствовал шумерскому слову, обозначавшему молоко. Обилие в шумерском языке односложных слов дало в письменности несколько сотен знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным звукам. Слоговые и алфавитные знаки использовались главным образом для передачи грамматических показателей, служебных слов и частиц.                                                                          С развитием письменности рисуночный характер шумерских письменных знаков постепенно исчезал. Основным писчим материалом в Двуречье с самого начала явились глиняные плитки, или таблички. При писании на глине рисунки упрощались, превращаясь в комбинации прямых линий. Так как при этом нажимали на поверхность глины углом прямоугольной палочки, то в результате эти линии приобретали характерный вид клиновидных углублений; письменный знак в скорописи превращали в сочетание «клиньев». Создавшееся таким образом шумерское клинописное письмо было воспринято аккадскими семитами, которые приспособили его к своему языку. В дальнейшем шумеро-аккадская клинопись распространилась во многих переднеазиатских странах древнего Востока.                                                                                                                                                        В течение третьего тысячелетия до нашей эры, развился очень близкий культурный симбиоз между Шумерами и Аккадцами.  Влияние шумерского языка на аккадский язык (и наоборот) очевидно во всех областях, от лексического заимствования в крупном масштабе, к синтаксической и морфологической, фонологической конвергенции.

Аккадский язык постепенно заменил шумерский язык как разговорный язык, примерно между 3 и 2 тысячелетиями (точное датирование, является предметом дебатов),  но шумерский язык продолжал использоваться как священный, церемониальный, литературный и научный язык в Месопотамии вплоть до первого столетия нашей эры.7

      До нас дошло большое число  памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов (некоторые таблички были найдены разбитыми на десятки кусков, хранящиеся ныне в музеях различных стран) эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.  
В большинстве — это религиозные мифы и легенды. Особенно интересны несколько небольших поэм, содержащих легенды о возникновении земледелия и цивилизации, создание которых приписывается богам. В этих поэмах ставится также вопрос о сравнительной ценности для человека земледелия и скотоводства, что, вероятно, отражает факт относительно недавнего перехода шумерских племён к земледельческому по преимуществу образу жизни.  
Чрезвычайно архаическими чертами отличается миф о богине Инанне, заключённой в подземное царство смерти и освобождающейся оттуда; вместе с её возвращением на землю возвращается замершая было жизнь. В этом мифе отразилась смена вегетационного и «мёртвого» периода в жизни природы.  
Существовали также гимны, обращённые к различным божествам, исторические поэмы (например, поэма о победе урукского царя над гутеями). Крупнейшим произведением шумерской религиозной литературы является изложенная намеренно замысловатым языком поэма о построении правителем Лагаша Гудеа храма бога Нингирсу. Эта поэма была записана на двух глиняных цилиндрах, каждый вышиной около метра. Сохранился ряд поэм морально-поучительного характера.  
Литературных памятников народного творчества до нас дошло немного. Погибли для нас такие народные произведения, как сказки. Сохранилось лишь несколько басен и пословиц.  
Важнейшим памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше и его соратнике Энкиду. В наиболее полном виде текст большой эпической поэмы о Гильгамеше сохранился записанным на аккадском языке. Но дошедшие до нас записи первичных отдельных былин о Гильгамеше неопровержимо свидетельствуют о шумерском происхождении эпоса.  
Гильгамеш в эпосе выступает как царь города Урука, сын смертного и богини Нинсун. В царских списках времени III династии Ура упоминается царь Гильгамеш, представитель первой царской династии города Урука. Последующая традиция, таким образом, сохранила о нём память, как об историческом лице.  
Шумерские былины о Гильгамеше с бесспорностью доказывают народный характер этого эпоса. Так, в первичных шумерских былинах в качестве соратников Гильгамеша во время его подвигов выступают не только богатырь Энкиду, но также и представители народа: 50 человек из числа «детей города», т. е. народа города Урука, помогают Гильгамешу и Энкиду в походе на страну кедрового леса (Ливан), охраняемого чудовищем Хувавой. В былине о борьбе Гильгамеша с царём Киша Аккой рассказывается, что Гильгамеш отверг требование царя Киша выполнить для него работы по ирригации, и в этом отношении его поддержало собрание народа города Урука. Что же касается знати, то она, собравшись в совете старейшин, трусливо советовала Гильгамешу подчиниться царю Киша.  
В основе этой былины лежит, невидимому, исторический факт борьбы Урука за свою самостоятельность с мощным городом-государством Кишем на севере.  
Цикл сказаний о Гильгамеше оказал большое влияние на окружающие народы. Его восприняли аккадские семиты, а от них он распространился в Северной Месопотамии и в Малой Азии. Существовали и циклы эпических песен, посвящённых различным другим героям.  
Важное место в литературе и мировоззрении шумеров занимали легенды о потопе, которым якобы боги уничтожили всё живое, причём был спасён только благочестивый герой Зиусудра в построенном по совету бога Энки корабле. Легенды о потопе, послужившие основой для соответствующей библейской легенды, оформились под несомненным влиянием воспоминаний о катастрофических наводнениях, которые в IV тысячелетии до н. э. не раз разрушали многие шумерские поселения.8

Информация о работе Культура Древнего Двуречья в I I I-I I тыс. до н.э