Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:30, реферат
Цель данной работы заключается в получении более полного представления о культуре Древнего Двуречья. Для достижения цели реферата рассмотрим ряд задач: охарактеризуем мифологию и религию, рассмотрим особенности архитектуры и искусства, опишем главные литературные памятники, рассмотрим научные достижения и развитие науки в древности, а также школы, библиотеки и архивы.
1.Введение.
2.Глава I. Характеристика мифологии и религии.
3.Глава II. Архитектура, скульптура и пластика.
2.1 Архитектура.
2.2 Скульптура и пластика.
4.Глава III. Письменность и литература.
5. Глава IV. Наука.
4.1 Астрономия.
4.2 Математика и медицина.
6. Глава V. Архивы, библиотеки, школы.
5.1 Архивы.
5.2 Библиотеки.
5.3 Школы.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.
здоровый глаз и...»
А вот фрагмент текста, описывающего обряд военной магии: «Когда враг против царя и его страны... царь должен идти справа от войска». (Принеся жертву) «ты сделаешь из сала изображение врага и повернешь при помощи улинну (?) его лицо на спину (чтобы обратить его в бегство)». Вероятно, после этого фигура врага сжигалась или уничтожалась как-нибудь иначе; обычно колдуны сжигали, топили, зарывали в землю, замуровывали изображение своей жертвы, но это уже не военная, а вредоносная магия.
Чрезвычайно развита была в Вавилонии система мантики — различных гаданий. Среди жрецов были особые специалисты-гадатели (бару); к ним обращались за предсказаниями не только частные лица, но и цари. Бару толковали сны, гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде и т.п. Но самым характерным приемом мантики в Вавилонии было гадание по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. Техника этого последнего способа (так называемая гепатоскопия) была разработана до виртуозности, каждая часть печени имела свое название, существовали графические схемы, глиняные модели человеческой печени с гадальными знаками. Впоследствии эта техника была заимствована — вероятно через хеттов и этрусков — римлянами.
Представления о загробной жизни.
Представления о загробной жизни были в вавилонской религии весьма смутны. По господствовавшим поверьям, души умерших идут в подземный мир, где ведут унылую жизнь без всякой надежды. Идеи загробного воздаяния вавилонская религия не знала. Даже представления о неодинаковости судьбы душ за гробом были, в отличие от египетской религии, не разработаны. Вся религия народов Месопотамии была ориентирована на земную жизнь, она не обещала человеку награды или утешения в потустороннем мире. Это очень характерно. Ведь и египетская религия лишь в слабой степени и лишь в позднейшее время давала человеку какое-то утешение, какую-то надежду на лучшую жизнь за гробом в награду за заслуги в этой жизни. На раннем этапе истории классовых обществ, как и в доклассовом обществе, этот момент утешения загробной наградой вообще обычно отсутствует; он появляется лишь позже, в связи с гораздо более обострившимися классовыми противоречиями.
Ассирийская эпоха.
В эпоху Ассирийской империи (VIII—VII вв. до н.э.) религиозная система Месопотамии изменилась мало. Ассирийцы не внесли почти ничего нового ни в экономический уклад, ни в культуру. Они лишь заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, письменность, а также и религию. В эпоху ассирийского владычества господствовали те же шумеро-вавилонские боги. Могущественное вавилонское жречество сохранило свои позиции. Завоеватели-ассирийцы учились у
него мудрости и накопленным знаниям, переписывали религиозные тексты, мифы, заклинания. Значительная часть шумеро-вавилонских религиозно-мифологических текстов дошла до нас как раз в ассирийской редакции, они хранились в знаменитой «библиотеке Ашшурбанипала». Но пантеон богов был пополнен племенными и национальными божествами самих ассирийцев. Их племенной бог Ашур (Ассур) — типичный бог-воитель — превратился в официального покровителя государства, что нисколько, правда, не помешало сохранению культа всех прежних богов. Широкому распространению культа Ашура мешало то, что ассирийские жрецы никогда не пользовались таким могуществом, как вавилонские. Главным служителем Ашура считался сам царь, якобы находившийся под особым покровительством этого бога. Культ Ашура был чисто государственный. Среди ассирийцев был популярен и культ бога грозы Раммана (он же Адад).
Интересно, что ассирийцы пытались придать некоторым вавилонским божествам черты, более соответствующие воинственному характеру ассирийского народа. Богиня плодородия и любви мягкая Иштар превратилась у них в грозную воительницу.
С крушением ассирийского владычества быстро сошли на нет боги — покровители Ассирии, и прежде всего Ашур. От ассирийского наслоения в религии Месопотамии не осталось и следа.
Наследие вавилонской религии.
Сама же вавилонская религия держалась долго и прочно, может быть, потому, что она была связана с действительно обширными знаниями вавилонских жрецов, особенно в области астрономии, времяисчисления, метрологии. Вместе с этими знаниями вавилонская религиозно-мифологическая система распространилась и за пределы страны. Она повлияла на религиозные представления евреев, неоплатоников, ранних христиан. В античную и раннесредневековую эпоху вавилонские жрецы считались хранителями какой-то небывалой, глубокой мудрости. Особенно много ядовитых семян оставила вавилонская демонология: вся средневековая европейская фантасмагория о злых духах, вдохновлявшая инквизиторов на их дикие преследования «ведьм», восходит преимущественно к этому источнику.1
Справедливости
ради надо заметить, что отнюдь не все
стороны жизни, не вся система идей и институтов
древнего Двуречья обусловливались религиозными
представлениями. Например, тексты законов
Хаммурапи убеждают в том, что нормы права
были практически свободны от них. Этот
весьма существенный момент свидетельствует
о том, что религиозная система Двуречья,
по образу и подобию которой впоследствии
формировались аналогичные системы других
ближневосточных государств, не была тотальной,
т.е. не монополизировала всю сферу духовной
жизни. Она оставляла место для взглядов,
поступков и порядков, не связанных непосредственно
с религией, и именно эта практика могла
повлиять на характер религиозных представлений
народов восточного Средиземноморья,
начиная от семитских племен Сирии и Финикии
и кончая крито-микенскими предшественниками
античных греков. Не исключено, что она
сыграла определенную роль в появлении
свободомыслия в античности. На это стоит
обратить внимание потому, что второй
вариант древнейшей религиозной системы
мира, древнеегипетский, практически одновременный
с месопотамским, привел в этом смысле
к другим результатам.
Глава II. Архитектура, скульптура и искусство.
Архитектура
Из древнейших шумерских
Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен
благодаря раскопкам, которые
производились в 1922-1934 гг. под
руководством английского
Из всех сооружений официально-
Жилые дома Ура, согласно
О погребальных сооружениях Двуречья всех периодов известно очень мало, за исключением захоронений в саркофагах, помещенных в подземных камерах, над которыми насыпались курганы.
На территории Двуречья
В период Шумеро-Аккадского
Дальнейшее развитие
Основные строительные
Использование стандартного
Для гидроизоляции в Двуречье
использовался битум, его
Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испарение которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, используемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши-наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.
Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3—4 м, и часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича; в этом случае помещения были еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7—10 м.
Информация о работе Культура Древнего Двуречья в I I I-I I тыс. до н.э