Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:30, реферат
Цель данной работы заключается в получении более полного представления о культуре Древнего Двуречья. Для достижения цели реферата рассмотрим ряд задач: охарактеризуем мифологию и религию, рассмотрим особенности архитектуры и искусства, опишем главные литературные памятники, рассмотрим научные достижения и развитие науки в древности, а также школы, библиотеки и архивы.
1.Введение.
2.Глава I. Характеристика мифологии и религии.
3.Глава II. Архитектура, скульптура и пластика.
2.1 Архитектура.
2.2 Скульптура и пластика.
4.Глава III. Письменность и литература.
5. Глава IV. Наука.
4.1 Астрономия.
4.2 Математика и медицина.
6. Глава V. Архивы, библиотеки, школы.
5.1 Архивы.
5.2 Библиотеки.
5.3 Школы.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Поволжская государственная социально - гуманитарная академия
Исторический
факультет
Реферат
Культура
Древнего Двуречья в I I I-I I тыс. до н.э.
студентки 1 курса
дневного отделения
12 группы
Аверьяновой А.С.
Научный руководитель:
доц. к.и.н
Курочкин М. В.
Самара
2010
Содержание.
1.Введение.
2.Глава I. Характеристика мифологии и религии.
3.Глава II. Архитектура, скульптура и пластика.
2.1 Архитектура.
2.2 Скульптура и пластика.
4.Глава III. Письменность и литература.
5. Глава IV. Наука.
4.1 Астрономия.
4.2 Математика и медицина.
6. Глава V. Архивы, библиотеки, школы.
5.1 Архивы.
5.2 Библиотеки.
5.3 Школы.
7. Заключение.
8. Список используемой
литературы.
Введение.
Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой рои, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.
Данная тема мной выбрана не случайно, она очень актуальна. Месопотамия – один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Наиболее важные аспекты месопотамской культуры были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и вошли в сокровищницу современной мировой культуры.
Цель данной работы заключается в получении более полного представления о культуре Древнего Двуречья. Для достижения цели реферата рассмотрим ряд задач: охарактеризуем мифологию и религию, рассмотрим особенности архитектуры и искусства, опишем главные литературные памятники, рассмотрим научные достижения и развитие науки в древности, а также школы, библиотеки и архивы.
В реферате будут показаны основные черты культуры Древнего Двуречья, начиная с I I I-I I тыс. до н.э. Включает в себя культуру шумерского периода, шумеро-аккадскую культуру, культуру Вавилона и Ассирийской державы ( до I тыс. до н.э.).
Книга Никольского Н.М. «Культура Древней Вавилонии». Была издана в 2000 году московским издательством «ГПИБ» (2 -е изд.). В этой работе сделана попытка показать основные составные элементы древневавилонской культуры как со стороны их происхождения и роста, так и со стороны их значения в качестве главных культурных достижений, в последующие эпохи либо не превзойденных, либо давших только качественный рост.
Книга Токарева С.А. «Религия в истории народов мира». Была издана в 1976 году московским издательством «Политиздат». Автор дает общий обзор религий различных народов и стран: от зарождения примитивных первоначальных верований до формирования мировых религий.
Книга В.Б. «Искусство Древнего Востока (Древний Египет и Передняя Азия)». Была издана в 1986 году Акад. художеств СССР в Ленинграде. Автор описал скульптуру, архитектуру и искусство Древнего Египта и Передней Азии.
Книга Афанасьевой В., Луконина В., Померанцева Н. Искусство древнего Востока (Малая история искусств) была издана в 1979 году московским издательством «Искусство». Книга посвящена древнему искусству Ближнего Востока, Ирана и Египта. Процессы становления искусства и его стилистическая эволюция рассматриваются авторами в связи с общей историей человечества. Прослеживаются взаимные связи между странами, "традиционными" для данного раздела истории мирового искусства (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Персия, Египет), и периферийными по отношению к ним Древним Кавказом и Суданом.
Перед тем, как приступить к выполнению основных поставленных задач данной работы, определим главные этапы исторического развития Древней Месопотамии в I I I-I I тыс. до н.э.
В южной части Месопотамии
семиты говорили на
Периодизация:
IV тыс. до н. э.- Время распада первобытнообщинного строя.
III тыс. до н. э.- Образование Шумеро-Аккадского царства.
XXVII-XXV вв. до н. э.- Возвышение шумерских городов-государств.
XXIV-XXIII вв. до н. э.- Власть переходит к семитскому городу Двуречья - Аккаду.
XXIII-XXI вв. до н. э.- Новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша.
II тыс. до н. э.- Возвышение Вавилона.
XIX-XII вв. до н. э.- Объединение Месопотамии под властью Вавилона.
IX-VII вв. до н. э.- Усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.
VII-VI вв. до н. э.- Новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.
539 г. до н. э.- Завоевание Вавилона Киром - персидским царём.
IV-II
вв. до н. э.- Господство в Месопотамии
греко-македонских завоевателей.
Глава I.
Характеристика
мифологии и религии.
Шумерийская эпоха. Древнейшие общинные культы.
Древнейшие памятники высокой цивилизации Двуречья, основанной на оросительном земледелии и регулировании течения рек, восходят к четвертому тысячелетию до н.э. Она принадлежала шумерам — древнейшему досемитическому населению Месопотамии, этническая принадлежность которого остается еще не совсем ясной. Древние шумерийские общины — самостоятельные мелкие поселки, окруженные земледельческими районами,— представляли собой первичные территориальные объединения, имевшие каждое свой общинный культ. У каждой общины — вначале, возможно, родоплеменной — был свой местный бог-покровитель; он считался повелителем данной местности и имел своего служителя в лице князя общины—патеси (энси). Этот патеси был одновременно и вождем и жрецом.
Общинные культы шумерийцев в древнейшую эпоху — до начала третьего тысячелетия — были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. Но общины эти, вероятно, в еще более раннее время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп. На некоторых примерах можно как бы воочию видеть, как складывались образы общинных (или племенных) патронов. В древнем г. Лагаше богом-покровителем считался Нингирсу (то есть повелитель Гирсу). А Гирсу — это был небольшой поселок, влившийся в состав Лагаша. Другой поселок, вошедший в Лагаш, имел покровительницей богиню Бау. И вот, когда произошло объединение этих поселков, возникло представление, что богиня Бау — жена Нингирсу.
Объединение страны и общегосударственные боги.
Уже в шумерийскую эпоху (четвертое — третье тысячелетие до н. э.) образовались, путем такого слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителях, общенародные божества. В числе их особенно выделялась великая троица: боги Ану, Эа и Энлиль. Происхождение этих образов неясно, во всяком случае они сложные. Ану — от
шумерийского ан (небо) — вначале был, вероятно, просто олицетворением неба. Этимология имени Энлиль спорна; считают, что она восходит к шумерскому лиль (ветер, дыхание, тень, дух). В текстах Энлиль получает эпитеты «царь наводнения», «гора ветра», «царь страны» и пр. Возможно, что это божество было связано с ветром, дующим с гор и нагоняющим дождевые тучи, а отсюда иногда возникали и наводнения. Бог Эа почитался особенно приморскими общинами и, видимо, был покровителем рыбаков; его изображали в виде человека-рыбы; он считался в то же время культурным героем и в мифах изображается как защитник людей от других богов. В эпоху политического объединения страны названные три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закрепились эпитеты: Ану — непостижим и далек, Энлиль — могуч и царствен, Эа — мудр и свят.
Между этими и местными божествами жрецы стали устанавливать генеалогические связи. Нингирсу был объявлен сыном Энлиля, богиня Иннина (покровительница Халлаба) — дочерью Сина, позже — супругой Ану и т.д. Таким образом, уже в шумерийскую эпоху, до вторжения семитических народов — аккадийцев, аморреев, шел процесс формирования пантеона богов из прежних божеств-покровителей общин. Сюда вплетались и черты олицетворения сил природы, и черты культурных героев.
Интересно, что изображения богов уже в самую раннюю эпоху по большей части антропоморфны. В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных богов; исключением является тот же Эа, изображавшийся как человек-рыба. Почти не знала Месопотамия и культа животных — опять-таки не в пример Египту. Вообще следы тотемизма здесь мало заметны. Были, правда, священные животные — быки, змеи. Кстати, священные быки часто изображались с человеческими головами, тогда как в Египте, напротив, боги зачастую изображались в виде человека, но с головой какого-либо животного.
Семитическая эпоха. Возвышение Вавилона. Мардук.
Первоначальные шумерийские образы эпоха, богов очень трудно очистить от последующих семитических наслоений. В семитическую эпоху (с середины третьего тысячелетия до н. э.) древнешумерийские божества были сохранены в значительной мере под своими прежними именами. Но появился и ряд новых богов с семитическими именами. Иногда эти семитические имена давались старым шумерийским богам, а некоторые из них долго сохраняли оба имени. Так, богиню Иннину стали называть Иштар (у аккадийцев — Эштар, у ассирийцев — Истар, у западных семитов — Аштарт, Астарта); бог Ларсы Уту, связанный с солнцем, получил название просто Шамаш — солнце (у евреев — Шемеш, у арабов — Шамс, у аморреев и ассирийцев — Самсу, Самас); некоторые из семитических народов (финикийцы, южные арабы) олицетворяли это солнечное божество в женском образе. Бога Нингирсу переименовали в Нинурту (прежде читали «Ниниб»). По своему происхождению эти и другие божества семитического пантеона были все же покровителями отдельных общин: Наннар — он же древний Син — покровитель г.Ура; Нинурта (Ниниб, прежний Нингирсу) — Лагаша; Набу — г. Борсиппы; Нергал (подземное божество смерти) вначале был местным патроном г. Куту. Со времени возвышения г. Вавилона, с начала второго тысячелетия до н.э., выдвигается на первое место покровитель Вавилона бог Мардук. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Мало того, они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения. Существует-де вообще только один бог Мардук, все другие боги — это лишь разные его проявления: Нинурта — Мардук силы, Нергал — Мардук битвы, Энлиль — Мардук власти и т. д. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари как раз прибирали к рукам все Двуречье и становились самыми могущественными повелителями Передней Азии. Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.
Обожествление царей.
Как и в других древневосточных государствах, в Двуречье сами носители власти становились предметом религиозного поклонения. Шумерийские патеси были одновременно жрецами богов. Цари объединенного Двуречья, начиная с Саргона, претендовали на особую близость к небесным богам: они считались любимцами, ставленниками богов, правили от их имени. На барельефах цари обычно изображались лицо к лицу с богами либо носили божеские атрибуты. На стеле Нарамсина царь изображен в рогатом головном уборе как божество. На стеле с кодексом законов Хаммурапи царь стоит перед богом Шамашем и из его рук получает законы.
Информация о работе Культура Древнего Двуречья в I I I-I I тыс. до н.э