Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:53, курсовая работа
Из источников были использованна "Повесть временных лет" - древнерусская летопись ХІІ в., написанная в Киево-Печорском монастыре1. Она удерживает в себе много сведений из истории восточных славян, в том числе и о принятии христианства. Ценным источником в изучения церковного законодательства Руси начала ХІ в. является церковный устав киевского князя Владимира Святославовича2. Некоторые сведения о церковном обеспечении и отношениях церкви и государства дает грамота смоленского князя Ростислава Мстиславовича о надании деревень и крестьян Смоленской епархии 1136 года .
Введение С. 2- 5
Глава 1. Предпосылки принятия христианства восточными славянами. С. 6-11
Язычество восточных славян, его кризис в конце Х в.
Проникновение христианства на земли восточных славян
Глава 2. Крещение Руси: ход и особенности. С. 12 - 16
Глава 3.Значение принятия христианства восточными славянами. С. 17 - 19
3.1. Древняя Русь после крещения: государство и общество
3.2. Историческое и культурное значение принятия христианства восточными славянами.
Заключение. С. 20
Список использованной литературы.
Подытоживая, можно отметить, что церковь даже в ХІІ -ХІІІ вв., обладая довольно значительными средствами, целиком подчинялась светской власти и исполняла, главным образом, духовные функции, хотя и их в это время добавилось её участие в торговых операциях.
3.2. Историческое и культурное значение принятия христианства восточными славянами.
Крещение Руси, несомненно, одно из самых важнейших и значимых по своим масштабам событие в истории восточных славян. Оно коренным образом повлияло на их дальнейшую историю. Во-первых, этот акт был важным шагом в укреплении, эволюции восточнославянской государственности. Во-вторых, он повлек за собой позитивные сдвиги во внешней политике: Древняя Русь перестала считаться варварским государством, она присоединилась к восточнохристианской, византийской цивилизации. Исторический выбор был сделан в пользу христианства восточного обряда – православия. Именно из-за этого в перспективе русские княжества не вошли в политическую систему Западной и Центральной Европы, а позже, после падения Константинополя, Москва стала «Третьим Римом» - оплотом всего православного мира.
Не менее значительные
Язык
этих книг был вполне понятен русским
и "книжное учение" было поэтому
не затруднено. Тотчас по крещении на Руси
возникают школы с учителями-
Наконец, христианская вера на Руси совершила настоящий переворот в области искусства. Именно принятие христианства принесло с собой развитие каменной архитектуры, живописи, пластики, ювелирного дела44.
Таким образом, крещение Руси
имело позитивные последствия, как
для государства, так общества и культуры.
Заключение.
Крещение Руси, которое состоялось в 990 г. по инициативе киевского князя Владимира Святославовича было закономерным явлением, исторически обусловленным как внешнеполитическими, внутриполитическими, и экономичными причинами. Этот акт сыграл положительную роль в истории восточных славян. Христианство было принесено на Русь купцами варягами еще в ІХ веке и через сто лет уже довольно прочно пустило там свои корни.
Выбор Владимира о принятии христианства по восточному образцу был сделан из-за тесных контактов, как экономических, так и политических ( соседство) контактов с Византией. В итоге присоединения к новой религии возрос международный авторитет Древней Руси, улучшились её экономические связи с другими странами, стала более мощной княжеская власть. Процесс принятия христианства нельзя рассматривать как одновременный и всеобщий акт, поскольку он происходил постепенно, выдерживая длительное сосуществование с язычеством, в особенности в сельской местности. Распространение новой религии шло "сверху вниз" - от высших слоев общества к более низшим. Христианству как государственной религии уделялась достаточно много внимания, что было связано с геополитическим положением Руси.
Уже
к концу ХІ - началу ХІІ вв. христианство
занимало довольно сильные позиции на
землях восточных славян. Об этом свидетельствует
расширение количества храмов и монастырей,
широкое распространение письменности,
развитие культуры, рост количества духовенства
и мирян и как последствие всего причисляемого
- постепенная концентрация у церкви имущества
и расширение полномочий ее суда и значения
в обществе.
Список
литературы:
Источники:
1). Повесть временных лет Т. 1 М-Л., 1950
2). Устав князя Владимира
Святославича о церковных судах // Белоруссия
в эпоху феодализма Т.1. – Мн., 1960 С.
41-42.
Исследования:
1). Введение христианства на Руси М., 1987
2). Голубинский Е.Е. История русской церкви Т.1 Кн. 1-2 М., 1997
3). Лебедев Л. Крещение Руси М., 1987
4). Макарий (Булгаков) История русской церкви Т.2. ( 2-е изд.) М., 1995
5). Никольский Н.М. История русской церкви. Мн. 1990
6).Рапов О.М. Русская церковь в ІХ – первой половине ХІІ в. Принятие
христианства М., 1988.
7). Русское православие: вехи истории М., 1989.
8). Рыбаков Б.А.
Киевская Русь и русские
9). Рыбаков Б.А. Язычество восточных славян. М.,1981.
10). Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII в. М., 1982
11).Щапов Я.Н.
Государство и церковь Древней
Руси М., 1988