Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Из источников были использованна "Повесть временных лет" - древнерусская летопись ХІІ в., написанная в Киево-Печорском монастыре1. Она удерживает в себе много сведений из истории восточных славян, в том числе и о принятии христианства. Ценным источником в изучения церковного законодательства Руси начала ХІ в. является церковный устав киевского князя Владимира Святославовича2. Некоторые сведения о церковном обеспечении и отношениях церкви и государства дает грамота смоленского князя Ростислава Мстиславовича о надании деревень и крестьян Смоленской епархии 1136 года .

Содержание

Введение С. 2- 5
Глава 1. Предпосылки принятия христианства восточными славянами. С. 6-11
Язычество восточных славян, его кризис в конце Х в.
Проникновение христианства на земли восточных славян
Глава 2. Крещение Руси: ход и особенности. С. 12 - 16
Глава 3.Значение принятия христианства восточными славянами. С. 17 - 19
3.1. Древняя Русь после крещения: государство и общество
3.2. Историческое и культурное значение принятия христианства восточными славянами.
Заключение. С. 20
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсач_крещение руси.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

  Подытоживая,  можно отметить, что церковь даже  в ХІІ -ХІІІ вв., обладая довольно значительными средствами, целиком подчинялась светской власти и исполняла, главным образом, духовные функции, хотя и их в это время добавилось её участие в торговых операциях.

3.2. Историческое и  культурное значение  принятия христианства восточными славянами.

 Крещение  Руси, несомненно, одно из самых  важнейших и значимых по своим  масштабам событие в истории  восточных славян. Оно коренным образом повлияло на их дальнейшую историю. Во-первых, этот акт был важным шагом в укреплении, эволюции восточнославянской государственности. Во-вторых, он повлек за собой позитивные сдвиги во внешней политике: Древняя Русь перестала считаться варварским государством, она присоединилась к восточнохристианской, византийской цивилизации. Исторический выбор был сделан в пользу христианства восточного обряда – православия. Именно из-за этого в перспективе русские княжества не вошли в политическую систему Западной и Центральной Европы, а позже, после падения Константинополя, Москва стала «Третьим Римом» - оплотом всего православного мира.

   Не менее значительные изменеия  крещение Руси потянуло за  собой в культурной сфере.   Вместе с христианством на  Русь пришло широкое применение письменности,  а с  нею  книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах,  оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные  книги были принесены на Русь на доступном для всех языке славянском,  том самом, на котором изложили их славянские первоучители Кирилл  и  Мефодий  и их болгарские ученики.

Язык  этих книг был вполне понятен русским  и  "книжное  учение" было поэтому  не затруднено. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями-священниками и  появляются  книжники-любители просвещения, собиравшие  и  переписывавшие книги.  Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры.  Уча язычников вере,  она стремилась улучшить их житейские порядки.  Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения  Руси. Проповедью и церковною практикою она показывала,  как надо жить и действовать в делах личных и общественных. Принятие христианства повлияло на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем  грубые  юридические  обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси,  насаждало лучшие порядки.

     Наконец, христианская  вера  на  Руси совершила настоящий переворот в области искусства. Именно принятие христианства принесло с собой развитие каменной архитектуры, живописи, пластики, ювелирного дела44.

   Таким образом, крещение Руси  имело позитивные последствия, как для государства, так общества и культуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

   Крещение Руси, которое состоялось в 990 г.  по инициативе киевского князя Владимира Святославовича было закономерным  явлением, исторически обусловленным как внешнеполитическими, внутриполитическими, и экономичными причинами. Этот акт сыграл положительную роль в истории восточных славян. Христианство было принесено на Русь купцами варягами еще в ІХ веке и через сто лет уже довольно прочно пустило там свои корни.

Выбор Владимира о принятии христианства по восточному образцу был сделан из-за тесных контактов, как экономических, так и политических ( соседство) контактов с Византией.  В итоге присоединения к новой религии возрос международный авторитет Древней Руси, улучшились её экономические связи с другими странами, стала более мощной княжеская власть. Процесс принятия христианства нельзя рассматривать как одновременный и всеобщий акт, поскольку он происходил постепенно, выдерживая длительное сосуществование с язычеством, в особенности в сельской местности. Распространение новой религии шло "сверху вниз" - от высших слоев общества к более низшим. Христианству как государственной религии уделялась достаточно много внимания, что было связано с геополитическим положением Руси.

  Уже к концу ХІ - началу ХІІ вв. христианство занимало довольно сильные позиции на землях восточных славян. Об этом свидетельствует расширение количества храмов и монастырей, широкое распространение письменности, развитие культуры, рост количества духовенства и мирян и как последствие всего причисляемого - постепенная концентрация у церкви имущества и расширение полномочий ее суда и значения в обществе.  
 
 
 

Список  литературы: 
 
 

Источники:

1). Повесть временных  лет    Т. 1      М-Л., 1950

2). Устав князя Владимира Святославича о церковных судах // Белоруссия в эпоху феодализма Т.1. – Мн., 1960  С. 41-42. 

Исследования:

1). Введение христианства  на Руси     М., 1987

2). Голубинский  Е.Е.  История русской церкви    Т.1  Кн. 1-2  М., 1997

3). Лебедев Л.     Крещение Руси     М., 1987   

4). Макарий (Булгаков) История русской церкви  Т.2. ( 2-е  изд.)  М., 1995

5). Никольский  Н.М. История русской церкви.   Мн. 1990

6).Рапов О.М.  Русская церковь в ІХ – первой  половине ХІІ в. Принятие 

христианства М., 1988.

7). Русское православие:  вехи истории     М., 1989.

8). Рыбаков Б.А.   Киевская Русь и русские княжества  ХІІ-ХІІІ вв. М., 1982.

9). Рыбаков Б.А.  Язычество восточных славян. М.,1981. 

10). Седов В.В.  Восточные славяне  в VI-XIII в.   М., 1982

11).Щапов Я.Н.  Государство и церковь Древней  Руси  М., 1988 
 

Информация о работе Крещение Руси