Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:30, реферат

Описание работы

Поняв идеологическую значимость религии для укрепления княжеской власти, Владимир Святославич в 980 г. попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. Был создан единый пантеон богов, первенство, в иерархии которого было отдано Перуну (в эти времена он почитался как княжеско-дружинный бог войны). Но постепенно складывающийся в древнерусском государстве феодальный строй нуждался в идеологии, которая оправдала бы социальное расслоение общества. Такой идеологией могла быть только религия, сложившаяся в классовом обществе, приспособившаяся к его оправданию.

Содержание

Введение 3
1.Историческое значение крещения Руси 5
1.1. Крещение Ольги 5
1.2. Крещение Владимира 6
2.Массовое крещение восточных славян10
2.1. Роль Кирилла и Мефодия в распространении Христианства на Руси. 15
Заключение 18
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Крещение Руси.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

3

1.Историческое  значение крещения Руси

5

1.1. Крещение  Ольги

5

1.2. Крещение  Владимира

6

2.Массовое крещение  восточных славян

10

2.1. Роль Кирилла  и Мефодия в распространении  Христианства на Руси.

15

Заключение

18

Список использованной литературы

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Язычество славян являлось составной частью комплекса  первобытных воззрений, верований  и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Конечно, термин «язычество» условный. Его используют для обозначения круга явлений, входящих в понятие «ранние формы религии». Основу славянского язычества составляли: обожествление сил природы, вера в духов, населявших мир и сопровождающих человека от рождения до смерти. Перечислим некоторых божеств, из которых постепенно складывался пантеон языческих богов: Святовит (бог войны), Сварог (бог небесного огня), Даждьбог (сын Сварога, бог света и солнца, податель всех благ), Перун (бог грозы), Стрибог (бог ветра), Волос (покровитель скота), Мокошь (женское божество плодородия и домашнего хозяйства). Местом отправления языческих культов служили капища, требища, храмы, в которых волхвы – жрецы языческой религии – приносили жертвы и совершали множество других обрядов.

Поняв идеологическую значимость религии для укрепления княжеской власти, Владимир Святославич в 980 г. попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. Был создан единый пантеон богов, первенство, в иерархии которого было отдано Перуну (в эти времена он почитался как княжеско-дружинный бог войны).

Но постепенно складывающийся в древнерусском  государстве феодальный строй нуждался в идеологии, которая оправдала  бы социальное расслоение общества. Такой  идеологией могла быть только религия, сложившаяся в классовом обществе, приспособившаяся к его оправданию. В Х в. таких религий было 2: ислам и христианство. Но ислам в основном исповедовали в странах, находившихся вне активных внешнеполитических интересов. Тогда как «связи славян с внешним миром, с центрами мировой культуры средневековья значительно усилились, в момент зарождения Киевской державы… Русы, повидали корабли разных морей и разной оснастки, десятки портовых городов и по полгода торговали в таких крупнейших городах, как Царьград, Рей, Итиль, Белград1». Кроме того, христианство более полно отвечало интересам феодального строя с его монотеизмом, иерархией святых, проповедью непротивления злу и др.

Введение христианства (начиная с 988 г.) было длительным и  сложным процессом, продолжавшимся не одно столетие. Оно утверждалось  не только силой,  но и приспосабливалось к языческому мировоззрению. С введением новой религии Русь окончательно вошла в общеевропейский историко-культурный ландшафт.

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. ИСТОРИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

    • 1.1.КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ.

     

    Вдова князя  Игоря (912 - 945, годы правления) Ольга (945 - 957, годы правления), управлявшая государством по смерти мужа, приняла крещение. Некоторые  ученые считают обращение Ольги  в христианскую веру тактическим  ходом в сложной и запутанной дипломатической игре с Византией, но это не совсем справедливое суждение. Конечно, переход главы любого государства (и в особенности монархического) в то или иное вероисповедание всегда имеет определенное политическое значение, но мотивы обращения могут быть и далекими от политики, связанными с духовной жизнью человека. Расчет был точным, но главным фактором было, возможно, личное побуждение Ольги. Не следует видеть в каждом поступке человека, в том числе и государственного деятеля, только расчет; и Ольга, и ее внук Владимир, при котором христианству было суждено стать официальной религией Руси, руководствовались не только политическими соображениями. Другое дело, что последствия крещения русских князей выходили далеко за пределы их индивидуальных религиозных переживаний.

    Существует  предание о крещении княжны: она, решив  принять крещение, отправилась в  Царьград, чтобы принять крещение у патриарха. Но император Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго  пришлось стоять в Суде. Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди, и Ольга не была исключением. Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был восхищен ее красотой, умом, и хотел взять ее в жены и сделать императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня женою, если сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги и отпустил ее с большими дарами. Эта классическая версия одного из самых эпохальных событий – крещения Руси - известна давно.2

    Но все же точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955 или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином.

     

    1.2. КРЕЩЕНИЕ  ВЛАДИМИРА

     

    Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец.

    Территорию, которая  со времен Олега была подвластна русским  князьям, Святослав передал своим  малолетним сыновьям: Ярополку (ему  достался киевский престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород Святослав отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах современников не совсем ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а славянского рода, и занимала невысокое положение ключницы и считалась не женой, а скорее наложницей князя, т.к. многоженство тогда имело место). Владимира, еще ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.

    По смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула  междоусобица. Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега).

    Прослышав о  событиях в древлянской земле, Добрыня  и Владимир отправились в Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этого войска, пополненного жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг, к Киеву. Предлогом  для похода стали действия Ярополка, приведшие к братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или 979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату, был убит. Усобица завершилась победой Владимира.

    Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве, отличался веротерпимостью и даже благоволил сторонникам “греческой веры”, то Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый князь приехал устроить на одном  из  городских холмов языческое капище,  где в 980 г. были поставлены истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др.3

    Так в конце X в. в Киеве была предпринята попытка  оживить традиционное язычество, поддержав  его авторитетом государственной  власти. Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты (по крайней мере в Киеве).

    Через несколько  лет,  после вокняжения в Киеве, Владимир отказался от язычества  и принял крещение, приступив затем  к обращению своих подданных.

    Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием  русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы.

    Но как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Возможно, это было раскаянием в  совершенных злодеяниях, усталость от разгульной жизни и ощущение душевной пустоты.

    Но, во всяком случае, став христианином, Владимир, как натура деятельная, обладающая, несомненно, умом, пришел к мысли о распространении  православия в своих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельных княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русь может объединить только какая-то сверх идея, и что этой сверх идеей должно стать именно православие.

    В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не был согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство ответственности за государство, за его авторитет).

    Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры. Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь узнал, что по Корану правоверным полагается обрезание и нельзя пить вино, он сказал: ”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же потерпели неудачу. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество их. Послы же ответили: ”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям”. На что Владимир ответил: ”И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал  вкратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь, пораженный, промолвил: ”Благо добродетельным и горе злым” Креститесь,- отвечал греческий мудрец,- и будете в раю с первыми”.4

    Далее князь  Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о всех религий, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: ”Мы не помнили, где мы находились на земле или на небе”.

    Решив, крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил  ответ: ”Где тебе любо”.5 Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир послал  послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.

    Киевскому князю  было лестно породниться с могущественным императорским домом, но Владимир понимал  и государственное значение этого  брака. Если бы он рассматривал его  просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.

    Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства  и помог Василию II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму греческий город, Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.

     

    2. МАССОВОЕ  КРЕЩЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

     

    В X веке происходила  очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило быстрее.

    Постепенно  создавались предпосылки для  официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было сбыться во времена правления св. Князя Владимира - Красное Солнышко.

    Киевляне, среди  которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без  явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

    Информация о работе Крещение Руси