Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:47, лекция

Описание работы

«Крещение Руси и дальнейшее влияние христианства на развитие русской цивилизации». Васильев С. Гр. СВ-4Ф Принято считать, что крещение Руси произошло при князе Владимире (годы правления 978-1015) в 988 году, именно с этого момента официальной религией Киевской Руси стало христианство.

Работа содержит 1 файл

крещение руси.docx

— 19.72 Кб (Скачать)

«Крещение Руси и дальнейшее влияние христианства на развитие русской  цивилизации». Васильев С. Гр. СВ-4Ф Принято  считать, что крещение Руси произошло  при князе Владимире (годы правления 978-1015) в 988 году, именно с этого момента  официальной религией Киевской Руси стало христианство. Однако Владимир был не первый, кто хотел и пытался  сделать Русь христианской, так например княгиня Ольга (годы правления 945-969), которая не только первая из

 

правителей приняла христианство византийского обряда, но и приглашавшая на Русь священнослужителей из Византии, однако ее миссия потерпела неудачу  и она была вынуждена покинуть Киев. По некоторым точкам зрения, Владимир, насаживая христианство преследовал вполне конкретные политические цели, так например историк Андрей Дмитриев в своих статьях пишет: «Общей задачей сплочения восточнославянских племен в единое целое служила и религиозная политика князя

 

Владимира. Несмотря на несомненную  общность религиозных представлений  всех восточных славян, у отдельных  племён они во многом различались. Объединение  под властью Киева требовало  замены различных племенных верований  единой общегосударственной религией. По приказу Владимира на холме  у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога,

 

Хорса и Мокоши. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде, а возможно и в других городах. Укрепить язычество пантеоном главных богов, как в античной Греции, не удалось. Славянские языческие представления совершенно не были похожи на греческие. Верховный бог не воспринимался повелителем и царем богов, каким у греков был

 

Зевс. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец – Сварога, купец – Велеса и т.д. Было трудно, да и невозможно заставить по-новому верить в старых богов. Проводя свою языческую "реформу", Владимир пытался решить вполне конкретную и назревшую политическую задачу. Он правильно сформулировал ее для себя, однако, метод, предложенный для ее разрешения, оказался неверным. Реформа не дала ощутимых плодов. Славяне, как и раньше, продолжали поклоняться своим идолам, ведь для них язычество было не просто верой в сверхъестественные силы – это была тысячелетняя традиция, несущая в себе опыт жизни и сосуществования вместе с природой. Кроме того, почти всех настораживал выбор богов в пантеон – там были представлены боги, особо почитавшиеся в городской и дружинной среде. Естественно, что земледельцы, составлявшие основное население Киевской Руси, враждебно отнеслись к этому новшеству.

 

По-видимому, этим и объясняется  отказ Владимира от язычества  и поворот к принципиально  новой религии – единобожию. Князю  пришлось искать иные пути для осуществления  своих планов. Владимир решил обратиться к опыту соседних государств. Во многих сопредельных с Русью странах государственной религией являлось единобожие. В Волжской Булгарии – мусульманство, в Хазарии – иудаизм, в

 

Моравии и Византии – христианство. Вера в единого бога прочнее сплачивала государство и возвышала роль верховного правителя. Среди всех возможных  вариантов единобожия предпочтение было отдано христианству. На этот выбор  повлияли несколько обстоятельств. Во-первых, крупнейшей христианской державой являлась в то время Византия –  главный торговый партнер Руси, с  которым киевские князья были связаны  союзническими обязательствами. Во-вторых, именно христианство исповедовали соседи

 

Киевской Руси, родственные  южные и западные славяне. Наконец, христианские общины существовали уже  и в русских землях: в Киеве  действовала церковь Ильи Пророка, христианами были и близкие родственники Владимира, его бабка княгиня  Ольга и брат Ярополк. Летописец  связывает это событие с захватом русским войском

 

Корсуни и женитьбой киевского князя на греческой принцессе Анне. Однако автор летописного рассказа, излагая эту версию крещения Владимира, упоминает и о существовании других: "Несведущие же говорят, будто крестился Владимир в Киеве, иные же говорят – в Василеве, а другие и иначе скажут". Такая обмолвка летописца указывает на попытку различных группристиан после крещения по-разному представить это событие и перенести место его действия туда, где были особенно сильны позиции той или иной христианской общины. Само же христианство в X веке не было однородным. Существовали многочисленные варианты и ответвления от основного ствола христианской веры. Именно в это время активно назревал раскол между греческой и римской церквями, вылившийся в

 

XI веке в разделение церквей на католическую и православную. Восточная Европа была наводнена ирландскими и арианскими проповедниками. Не удивительно, что в записанном спустя столетие Исповедании Веры, вложенном в уста князя, присутствуют арианские формулировки. Даже сама дата крещения князя Владимира остается спорной.

 

Называются различные  годы, но традиционно это событие  датируется 988 годом. С крещения князя  Владимира и его дружины начался  длительный многовековой процесс христианизации Руси.». Также спорными являются и  вопросы принятия христианства населением, в Киеве и многих других городах  сильных возмущений не было, однако, Когда Добрыня и другой воевода  Владимира, Путята, явились в

 

Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с  оружием в руках, заявляя: "Лучше  нам помрети, неже боги наша дати на поругание". Заставить упорных язычников покориться удалось. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась

 

в поговорке: "Путята крести мечом, а Добрыня огнём". После этого г. Новгород перестал называться Господин Великий Новгород. Сам процесс крещения Киевского княжества продолжался более 10 лет, многие крестились под страхом смерти, но несмотря на это долгое время на территории Киевского княжества существовали целые территории, в которых христианство так и не приняли, оставаясьязычниками, и против них даже велись своего рода «зачистки». Так же не редкостью было, что правители городов, так например в г. Псков с 1266 по 1299 годы княжил князь Довмонт, принявший христианство только спустя несколько лет после начала княжения во Пскове. Тем не менее христианская церковь не стала сильно менять жизнь простых людей, все-таки опасаясь массовых волнений, так были оставлены некоторые языческие праздники (Масленица),

 

некоторые праздники были совмещены с языческими (Рождество  Иоанна Предтечи – день Ивана Купалы), были оставлены многие языческие  традиции в праздниках (обряды в  свадьбах, празднование дней рождений) и земледелии (обряды засева поля и.т.д.).Сам уклад жизни менялся не сильно. Таким образом полный процесс перехода от язычества к христианству затянулся на многие годы, на какое-то время ослабил

 

Русь, так как необходимо было уделять внимание волнениям, которые  имели место быть и тратить  немало усилий для крещения населения  и пропаганды новой веры, и был  не таким простым и радостным, как это представляют некоторые  историки и Православная церковь. Приблизительно через полтора столетия после  крещения Руси церковь стала иметь  большое влияние. Многие государственные  дела теперь решались с согласия церкви, многие обсуждались с представителями  церкви. По одной из версий именно

 

Сергий Радонежский сделал из Дмитрия Донского освободителем  от татаро-монгольского ига, вдохновив  на борьбу. Так же церковь начала выполнять такую важную миссию, как  ведение летописей, упоминания о  многих событиях дошли до нас исключительно  благодаря летописцам-монахам. Монастыри  становились как отдельные небольшие  города с укрепленной стеной, своими выселками, кладбищами, рынками и.т.д. В дальнейшем церковь укрепляла позиции «государства в государстве», фактически не подчиняясьникому, имея свои неплохие земельные наделы, источники дохода и немалое влияние на правителей и во многом дублируя его функции. Многие социально-политические вопросы стали решаться церковью. Законы стали составляться вместе с церковью, имели место гонения на противников церкви, нехристиане имели меньше прав, но церковь стала неким сплачивающим элементом, на нее легли многие функции в сфере здравоохранения и образования (лечебницы при монастырях, церковно-приходские школы), так же она решала

 

многие спорные вопросы  между людьми, выполняя функции гражданского суда. Авторитет церкви заметно поднимался. Только при Иване IV Грозном позиции  церкви несколько поколебались, она  потеряла часть своей власти и  влияние, и была отодвинута на задний план, многие решения принимались  уже без оглядки на церковь. В  период Смуты церковь сплачивала людей, во многих областях она выполняла  функции государственной власти,

 

и почти не измененная смутой, она сохранила некое социально-духовное наследие. При Петре I церковь снова  была загнана в жесткие рамки и утратила свое влияние и могущество подчиняясь сформированному Синоду и будучи отстраненной от государственно-политических дел. Список литературы: 1.Свободная энциклопедия «Википедия» 2.А. Дмитриев «Владимир Креститель» (ИА Новороссия/СПГУ) 3.Н.

 

Рогожин «Русская линия» 15.12.2001


Информация о работе Крещение Руси