Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Из источников были использованна "Повесть временных лет" - древнерусская летопись ХІІ в., написанная в Киево-Печорском монастыре1. Она удерживает в себе много сведений из истории восточных славян, в том числе и о принятии христианства. Ценным источником в изучения церковного законодательства Руси начала ХІ в. является церковный устав киевского князя Владимира Святославовича2. Некоторые сведения о церковном обеспечении и отношениях церкви и государства дает грамота смоленского князя Ростислава Мстиславовича о надании деревень и крестьян Смоленской епархии 1136 года .

Содержание

Введение С. 2- 5
Глава 1. Предпосылки принятия христианства восточными славянами. С. 6-11
Язычество восточных славян, его кризис в конце Х в.
Проникновение христианства на земли восточных славян
Глава 2. Крещение Руси: ход и особенности. С. 12 - 16
Глава 3.Значение принятия христианства восточными славянами. С. 17 - 19
3.1. Древняя Русь после крещения: государство и общество
3.2. Историческое и культурное значение принятия христианства восточными славянами.
Заключение. С. 20
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсач_крещение руси.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 Таким образом, будет правомерно утверждать, что язычество в конце Х в. как религия правящей верхушки восточнославянских княжеств претерпевало кризис. Для его успешного преодоления было необходимо присоединение к одной из мировых религий - к христианству, достойных альтернатив которому фактически не было в силу географического положения земель Руси. Таким образом, переход к христианству происходил постепенно и был исторически обусловлен.

1.2. Проникновение христианства  на земли восточных  славян.

  В дореволюционной российской истроической традиции довольно было распространено мнение, что первым проповедником христианства у славян был апостол Андрей. Базировалось оно на данных «Повести временных лет» о том, что этот проповедник дошел по Днепру до горы, на которой потом был основан Киев и поставил там крест, предсказав, что там возникнет город с множеством церквей, а затем отправился в Новгород22. Современные историки справедливо отмечают невероятность этих сведений23.

  Достоверно же проникновение христианства на земли восточных славян примерно можно отнести к середине - второй половине ІХ века24. Скорее всего, своим появлением оно обязано купцам-варягам, поскольку именно в это начал функционировать торговый путь «из варяг в греки». Скандинавы принесли на Русь не только христианство, но и письменность, которая слагалась частично из готских, частично из рунических, частично из греческих букв.25 Несколько позже вместе с купцами-варягами в Византию стали плавать и купцы-славяне. Соседство и торговые сделки с византийцами, несомненно способствовали их культурному влиянию на руссов, в том числе и перенятию славянами их религии – христианства восточного образца.  Известно, что первые князья Киевской Руси были варягами по происхождению, также как и княжеские дружины сначала целиком, а затем в значительной степени состояли из варягов. Несомненно, некоторая часть из них могла исповедовать христианство.  Имеются сведения что князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским Патриахом Фотием в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 860 году. В конце IX века Русская епархия уже числась в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси26. Правда, после этого события христианство надежно не смогло утвердиться на землях восточных славян. «Второе крещение» Руси, историки относят к 874-877 гг.  и связывают его с военным поражением Аскольда и Дира от византийцев и голодом в Киеве27.  Правда, неизвестно, продержалось ли дальше христианство киевских князей или это был только политический шаг, вызванный временной необходимостью. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и убил Аскольда и Дира. Первый вместе со своим братом Игорем вокняжился там. Новые правители Киевской земли, которые, разумеется, привели с собой своих людей, свою дружину, были язычниками.  Тем не менее, результатом этих двух не до конца удавшихся крещений стало то, что христанство в глазах восточных славян становилось все более и более обычным явлением. Это давало предпосылки для его успешного утверждения в будущем.

  Из арабских и византийских источников известно о крещении какой-то части знати руссов в 912 г.28. В первой половине Х в. христианство в Киеве сосуществовало с язычеством, правда симпатии князя Игоря были полностью на стороне идолопоклонства29.

   Первыми достоверными же сведениями о крещении русской верхушки, известными из летописей, является сообщение «Повести временных лет» о принятии христианства Ольгой, женой киевского князя Игоря в Константинополе. также есть предположение, что христианином был ее внук, Ярополк30. Известно, что задолго до официального крещения Руси в Киеве была церковь Св.Ильи.31

 Таким образом к концу Х в. христианство не было для Руси незнакомым, чуждым, а наоборот, пустило там уже свои корни. Правящая верхушка и частично гордское население в наиболее крупных центрах восточных славян были предрасположены к его принятию( а некоторые из них уже являлись его адептами ), благо были созданы все предпосылки для этого.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Крещение Руси: ход  и особенности.

    Сведения о принятии князем Владимиром христианства и крещением им Руси наиболее полно и красочно описаны в «Повести временных лет» под 988 г.

Этот  источник содержит объемную повесть  о том как после похода на болгар в 985 г. киевский князь начал поиски новой религии, которая должна бы была заменить язычество. Летописец рассказывает, что сначала к  Владимиру  пришли волжские болгары, восхваляя  свое магометанство,  затем немцы от римского папы, после них хазары-иудеи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением.  Все они хотели привлечь Владимира в свою веру.  Он же выслушивал их и всех отсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников,  прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих  послов  посмотреть: "Кто како служит Богу?" Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены  там  несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив,  что сами не хотят оставаться более в  язычестве, познав православие. Желая принять христианство в Корсуне, Владимир в 988 г. выступил на этот город с войском. Но греки упорно сопротивлялись.  Владимир дал обед креститься, если возьмет Корсунь и действительно взял его.  Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну.  Цари  сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в  Корсунь  сестру  свою и с нею духовенство,  которое крестило русского князя и венчало его с царевною.  Перед крещением Владимир  заболел  и ослеп,  но чудесно исцелился во время самого таинства крещения.  Помирясь с греками и отдав  им  Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру32. По-видимому, в этом летописном рассказе соединились в одну повесть разные предания:

-  предание  о том, Владимиру предлагали свою веру болгары,  хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем;                  

- предание о том,  что Владимир,  не только пребывавший во тьме язычества,  но пораженный и физическою слепотою,  чудесно во время крещения прозрел сразу и духовно и телесно;

- предание о том,  что для принятия греческой веры Владимир счел  нужным  осадить  греческий  город Корсунь, чтобы  вместе с ним как бы завоевать и веру греческую, приняв ее рукою победителя.

  Весьма  заметен идеологический подтекст  этого летописного рассказа. Но, тем не менее, есть все основания  вслед за известными исследователями этой проблемы, что значительная часть этой летописной повести отражает реалии, которые на самом деле имели место. Это касается прежде всего рассказе о выборе вер киевским князем33. За то причины похода на Корсунь были инные.

 По  свидетельствам греческих и арабских источников, незадолго перед этим, в 987 г. в Византийской империи произошло восстание войска  под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира.  Союз был заключен в 987 г.: Владимир соглашался послать свои войска в помощь  Византии,  за что получал руку греческой царевны Анны,  а сам обязывался принять христианство.  Благодаря вмешательству Руси, мятеж был подавлен и  Варда-Фока погиб 988 г.  Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний,  данных Владимиру.  Тогда киевский князь начал войну с греками, осадил и взял Корсунь, главный греческий город в Крыму,  и настоял на исполнении греками договора. Он принял  христианство  и получил в супружество царевну. Где именно был он крещен и, когда именно состоялось крещение точно неизвестно. Скорее всего, это событие произошло в конце 988 г. – первой половине 989 г.34

     Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир  начал обращать киевлян к новой вере. В отличие от бояр и дружинников, многие из которых симпатизировали христианству или же его исповедовали его, крестить простой народ было нелегким делом. Но всё же население Киева было массово обращено в христианство в водах Днепра и его  притока Почайны. Языческие капища были разрушены, а идолы брошены в реку. На их местах были поставлены церкви35.  «Повесть временных лет» ошибочно датирует это событие 988 г., хотя на самом деле оно имело место в 990 г.36. Скорее всего, все киевляне были крещены не в один день, а постепенно, в течение небольшого срока.

  С Киева христианство стало распространяться по остальным землям Руси. Там его водворяли княжеские наместники. В большинстве земель новая вера  распространялась  мирно,  но были   исключения. Так, в Новгороде дяде Владимира, Добрыне пришлось применить силу и он «крестил мечом» население этого города. Таким образом, христианство распространялось «сверху вниз» - от высших слоёв населения к низшим. Распространение христианства было в большой степени обусловлено и такими факторами как географическое расположение населенных пунктов и близости/удалённости их от путей сообщений. Соответственно в городах население было христианизировано незадолго после крещения Руси, в сельской же местности процесс христианизации затянулся на столетия. Там пережитки язычества сохранялись в большей или меньшей степени еще несколько столетий, сплетались  с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия 37.

   С крещением восточных славян  на Руси была создана церковная организация, подчиненная константинопольскому патриарху – митрополия с центром в Киеве. Её глава непосредственно назначался константинопольским патриархом

и, как правило, был греком по национальности. Митрополия делилась на епархии во главе с  епископами, которых назначал митрополит. Епархии, которых к началу ХІІІ в. насчитывалось двенадцать, делились на приходы – наименьшую единицу церковного подчинения, включающую храм и  территорию с верующими, которые его посещали38. Священники-настоятели приходов также как и монахи, вели и миссионерскую деятельность.

  Таким образом,  крещение Руси официально состоялось  в 990 г. после принятия христианства  восточного обряда киевским князем  Владимиром, которому подчинялись  все земли восточных славян.  Принятие христианства нельзя рассматривать как одновременный акт, так как оно распространялось  по Руси постепенно, с течением времени. Оно распространялось от высших слоёв населения к нисшим, более быстро и успешно в городах, и гораздо медленнее на периферии.    
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Значение принятия христианства восточными славянами.

3.1.  Церковь и общество на Руси в Х-ХШ вв.

  Принятие христианства отразилось на всех направлениях развития княжеств Древней Руси. Принесло изменения во все сферы тогдашней жизни. Не в последнюю очередь эти преобразования отразились на обществе: была изменена его структура - появился новый, весьма значимый его слой – духовенство, образовались не существовавшие раньше система церковного суда и организаций клира. Власть князя стала более сильной, наконец, со временем стало изменяться мировоззрение людей.

  Прежде  всего, усилилась княжеская власть, что было связано с распространением  письменности и как последствие  - возникновением фиксированного  законодательства, в том числе  и церковного. Последнее связывают с созданием устава киевского князя Владимира о церковных судах, который распространялся на все земли Руси - "...оже тихий судов не сродни судити князю, ни бояром, ни судиям их, и крыша те суды церквям, всем епискупиям по Русской земле"39. Церковные суды имели право рассматривать дела, которые касались семейных отношений а также внутренних дел самой церкви. Дальнейшее развитие права церковная юрисдикция получила уставе Ярослава, который представлял собой ранний кодекс семейного, брачного и судебного права и оформился в ХІ - ХІІ вв..   В отличие от устава Владимира, в нем к существующей юрисдикции добавилось право о судебном иммунитете церкви на духовенство и монашество а также на зависимое от нее население40.  Этот факт еще раз подтверждает возрастание влияния церкви, в том числе и на общество в ХІІ веке.

 В начале ХІІІ в. в сферу компетенции церковного суда входило:

1). Право на судебную власть над всем населением Руси, которое исповедовало христианство, но только по личным, определенным делам, которые не подпадали под юрисдикцию светского, княжеского суда.

2). Право  суда над так называемыми "церковными людьми", независимо от той территории, где они жили, но уже по всем тем делам, правом суда над которыми у других категорий населения владела светская власть.

3). Судебная власть над теми землями, которые полагались церкви41.

  Также  существовали такие преступления, рассмотрение которых возлагалось как на церковный, так и на гражданский суд.

  Таким  образом, сфера деятельности церковного суда в течение с момента крещения Руси до начала ХШ в. постепенно расширялась, благодаря чему церковь постепенно становилась более сильной и влиятельной организацией.  Свое  влияние на общество осуществляли и организации духовенства - клирос, который, кроме духовенства включал в себя представителей других сословий, и собор, который созывался в случаях необходимости обоснования перед обществом передачи княжеского стола в обход имеющихся ( гражданских или церковных )  традиций и норм.

  Клиросы  отыгрывали определенную административную и  политическую роль на городском уровне, были тесно связанны с населением города и отстаивали  как хозяйственные, так и политические интересы перед высшим церковным руководством42. Что касается церковной организации вообще, так она, несмотря на тенденцию к усилению, которая стала наблюдаться с конца Х - ХІІ вв., была целиком подчинена государственной власти, хотя неуспешные попытки распространения власти митрополита на светское общество имели место в середине ХІІ в. ( деятельность "владыки Федорца" во Владимире на Клязьме )43

Информация о работе Крещение Руси