Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа
Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (58 млн. человек в 1997 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е -по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).
В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый — период Четвертой республики — с 1946 по 1958 г., Второй — с момента принятия сейчас работающей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. — более демократичный за всю историю страны — мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г., как итог конфигурации соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республике. Прямым поводом для её принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в государственном собрании за изменение ст. 90 Конституции 1946 г., Регулировавшей функцию её пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности — генералу Ш. Де Голлю, точнее — «его правительству».Национальное собрание указало принципы, на которых обязана основываться новая конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование обязано быть единственным источником власти, обязаны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть обязана быть независящей и обязана быть создана новая организация отношений с ассоциированными народами.
Введение
Конституция Франции.
Конституционное развитие.
Общая характеристика действующей конституции.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Особенности конституционного регулирования.
Конституционные принципы и гарантии.
Французское гражданство.
Гражданские (личные) права, свободы и обязанности.
Политические права и свободы.
Конституционные основы общественного строя.
Конституционное регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений.
Конституционные основы политической системы.
Выборы и референдум.
Избирательные права.
Избирательный процесс.
Парламентские выборы.
Президентские выборы.
Выборы органов регионального и местного самоуправления.
Выборы в Европейский парламент.
Референдум.
Государственные органы.
Президент республики.
Парламент
Правительство (Совет министров
Конституционный совет.
Государственный совет.
Счетный суд.
Посредник
Высший совет магистратуры.
Экономический и социальный совет.
Высокий суд правосудия
Суд правосудия республики.
Судебная система.
7.Заключение
8. список используемой литературы
Практика
Пятой республики поставила вопрос
о сосуществова нии «разноцветных»,
т. е. разнопартийных, Президента республи
ки и Правительства во главе с
Премьер-министром, опирающего ся на большинство
членов в Национальном собрании. Именно
такой случай имел место дважды (первый
раз в течение примерно двух лет) в президентство
Ф. Миттерана, когда в результате парла
ментских выборов Премьер-министром стал
лидер правых политических партий Ж. Ширак.
По мнению некоторых французских авторов,
такое сосуществование парадоксальным
образом увеличивает полномочия главы
государства61. Президент республики
по Конституции политически неответственны.
Он может быть судим лишь за государственную
измену и не может быть отозван, даже если
на парламентских выборах избиратели
отдали предпочтение Позиционным к нему
партиям. Глава государства в указанный
период в полной мере пользовался предоставленными
ему Конституцией правами, такими, например,
как право назначения министров (в частности,
в I же время Ж. Ширак
Срок
полномочий и замещение. Как мы отмечали,
Президент республики, согласно ч. 1 ст.
6 Конституции, избирается на семь лет
прямым всеобщим голосованием. Если Президент
выбыл досрочно или Конституционный совет
по запросу Правительства
Ответственность. Как указано в ст. 68 Конституции, Президент республики не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены, состав которой, как отмечалось, официально не определен. Обвинение может быть предъявлено ему только обеими палатами Парламента, которые должны принять идентичное решение открытым голосованием и абсолютным большинством голосов своих членов. Судит Президента в этом случае Высокий суд правосудия, организация и процедура которого будут рассмотрены в п. 10 настоящего параграфа.
В качестве государственной измены Высокий суд правосудия может квалифицировать деяния, установленные Уголовным кодексом, — убийство, взяточничество, неисполнение своих обязанностей, нарушение Конституции, необоснованный отказ промульгировать закон, злоупотребление правом использовать ст. 16 Конституции о введении в стране чрезвычайного положения. Другими словами, свобода толкования термина «государственная измена» весьма возможна и может угрожать главе государства, а также вызвать конфликтную ситуацию в отношениях между Президентом и Парламентом.
Аппарат Президента достигает нескольких сотен чело-век. Он включает кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, чиновников для особых поручений. Сотрудники аппарата назначаются лично Президентом.
2). Парламент.
Французский Парламент состоит из двух па-лат: Национального собрания и Сената.
Примечательно,
что в ч. 1 ст. 24 Конституции, устанавлива
ющей состав Парламента, нижняя палата
указана первой в отличие от многих
других конституций, в том числе
нашей. Этому Есть исторические причины:
после Второй мировой войны левые очень
энергично выступали против верхней палаты,
и к 1958 г. такие настроения еще были сильны.
Когда Конституция (французский оригинал,
а не русский перевод) говорит о палатах
как собирательном понятии, то именует
их собраниями (assembles). Компетенция палат
одинакова, точнее, одинаковы предметы
ведения и почти одинаковы полномочия.
Различия имеются лишь в законодательном
процессе, а также в сфере парламентского
контроля. В Общей части учебника (п. 3 §
1 гл. VIII) говорилось о том, что компетенция
французского Парламента — абсолютно
огра ниченная, что отличает его от парламентов
других демократи ческих стран. Конституция
в ст. 34, установив, что законы принимаются
Парламентом, очертила при этом сферу
его законодательной компетенц
В отличие
от оценок указанных положений, приводившихся
обычно в советской литературе, французский
профессор Фи-липп Ардан
Из различных
положений Конституции следует,
что Парламент принимает три
вида законов — конституционные (изменяющие
Конституцию), органические (по особо указанным
в Конституции вопросам) и обычные. Французский
Парламент применяет почти все известные
формы контроля за
деятельностьюПравительства, кроме интерпелляции. Хотя
она и упомянута в Регламенте Национального
собрания 1959 г., процедура ее — та же, что
и процедура резолюции
порицания, если не считать приоритета
в получении слова интерпеллянтом. Все
формы парламентского контроля могут
быть разделены на две большие группы:
не содержащие прямых санкций в отношении
Правительства, кроме публичной огласки;
они осуществляются в обеих палатах; влекущие
политическую ответственность Правительства;
осуществляются в Национальном собрании.
Следует, однако, под- черкнуть, что возможности
реализации такой ответственности, как
мы увидим ниже, серьезно ограничены. Министры
обязаны отвечать на вопросы парламентариев.
Ордонанс от 17 ноября1958 г. о деятельности
парламентских собраний, после своего
издания неоднократно новеллизованный,
предусмотрел возможность создания парламентских
контрольных и следственных комиссий,
имеющих временный характер. Следственные комиссии собирают
информацию об определенных фактах, вопросах,
событиях, однако не вправе дублировать
деятельность судов и правоохранительных
органов, а контрольные — проверяют
административную, финансовую или техническую
деятельность публичных служб или национальных
предприятий. О результатах своей деятельности
комиссии информируют соответствующую
палату. С контрольными полномочиями Парламента
связано право петиций, которое применительно
к французскому Парламенту рассмотрено
в Общей части учебника (см. п. 8 § 6 гл. VIII).
В сфере внешней политики,
обороны и безопасности Парламент дает
разрешение на объявление войны (ст. 35
Конституции), на продление осадного положения
свыше 12-дневного срока (ч. 2 ст. 36) и на ратификацию
или одобрение определенных категорий
международных договоров — мирных договоров,
тор говых договоров, договоров или соглашений,
относящихся к меж дународным организациям,
В сфере судебной Парламент обладает правом амнистии. Он создает судебные органы для рассмотрения обвинений высших должностных лиц — Высокий суд правосудия и Суд правосудия республики и может, как отмечалось, предавать Президента Вы сокому суду правосудия по обвинению в государственной измене. Порядок формирования палат Парламента рассмот рен в предыдущем параграфе. По вопросу о сроке полномочий и численном составе палат ст. 25 Конституции отсылает к органическому закону. Соответствующие положения органического законодательства включены в Избирательный кодекс. В нем определен пятилетний срок полномочий Нацио нального собрания и полное его обновление при каждых выбо рах. Что касается Сената, то, согласно Избирательному кодексу, сенаторы избираются на девять лет, и обновляется Сенат на 1/3 каждые три года. В департаментах метрополии и заморских департаментах избираются 577 депутатов и 305 сенаторов.
Организация
палат. Для руководства работой
каждая палата создает бюро. Помимо председателя
палаты,играющего значительную роль
в нижней и особенно в верхней палате,
в бюро входят вице-председатели, секретари
и квесторы (в п. 5 2 гл. VIII мы объяснили функции
этих должностных лиц). Напомним, что председатели
палат — не просто их должностные лица,
они имеют некоторые самостоятельные
властные полномочия: назначение членов
Конституционного совета, замещение Президента
республики председателем Сената, председательство
в Конгрессе (вспомните, что это за орган)
председателя национального собрания
и др. Согласно ст. 32 Конституции, председатель
Национального собрания избирается на
срок магистратуры, а
О таких временных
комиссиях, как контрольные и
следственные, упоминалось выше. Их
функции заканчиваются с
Палаты могут
учреждать также особые комиссии
(например, по лишению парламентского
иммунитета).
Каждая комиссия избирает свое бюро и председателя.
В каждой палате учреждается парламентская делегация по делам Европейских сообществ. В Национальном собрании она назначается на срок легислатуры, в Сенате — после каждого частичного обновления палаты. Делегации имеют задачей инфорударование соответствующих палат о деятельности европейских институтов, а сами получают информацию как от европейских институтов, так и от своего Правительства. Члены делегаций не могут состоять в Ассамблее Европейских сообществ.
Парламент учреждает также парламентское бюро по оценке научных и технических проектов для информирования об их научных и технологических последствиях. В состав бюро входят восемь депутатов, назначаемых на срок легислатуры, и восемь сенаторов, назначаемых после каждого частичного обновления Сената. Для каждого члена бюро в том же порядке назначается заместитель. В начале каждой сессии Парламента бюро избира ет своего председателя и вице-председателя, которые должны представлять разные палаты. В необходимых случаях бюро по лучает от Парламента полномочия следственной комиссии сро ком до шести месяцев.
Палаты обладают финансовой автономией, а за ущерб, при чиненный их службами, ответственность несет государство.
Статус парламентария. Можно отметить отсутствие какой-либо особо заметной специфики в правовом положении французских парламентариев. Они рассматриваются как представители всей нации и осуществляют свои функции на основе представительного (свободного) мандата, а не мандата императивного, который, согласно ч. 1 ст. 27 Конституции, не действителен в любом случае. Запрещение императивного ман дата во французской правовой доктрине и в законодательстве рассматривается как одно из средств обеспечения независимо сти парламентария. Однако это не относится к его партийной принадлежности.
Во Франции отсутствует право отзыва парламентария. Рядо вой избиратель может следить за деятельностью своего депута та или сенатора по отчетам в прессе и по передачам аудиови зуальных СМИ. Публичность заседаний палат Парламента, га рантии для представителей СМИ, публикации материалов пар ламентских обсуждений и характера голосования каждого пар ламентария (естественно, кроме случаев тайного голосования) дают избирателям возможность судить об истинном политическом лице каждого депутата и сенатора.